Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 имени С. Н. Потапова Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ «СОШ № 31 Белоглинского района» от 31. 08. 2021 года протокол № 1 Председатель ________ Панова О. А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Географии Уровень образования (класс) среднее общее образование ( 10- 11 классы) Количество часов 34 часа Учитель Шевцова Светлана Александровна Рабочая программа по географии для 11 общеобразовательного класса разработана на основе: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 11 общеобразовательного класса разработана на основе: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015, № 613 от 29.06.2017); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным 4 общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 13.12.2013, 28.05.2014, 17.07.2015); Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»; Примерной программы по предмету; Учебного плана на 2021-2022 учебный год; Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2020 года № 29 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях- авторской программы В. П. Максаковский "Экономическая и оцальная география мира", учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М: "Просвещение",2016 г Цель изучения предмета: • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социальноэкономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Задачи: - освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных 2 уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; - овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; - воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; - бережного отношения к окружающей среде; - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Формы и виды контроля: тестовые задания разного уровня сложности, семинарские занятия, работа с таблицами, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, контурные карты. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностными у учащихся будут сформированы: 1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; 3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; 4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной с учебными пособиями, книгами, доступными инструкциями и техническими средствами информационных технологий; 5) формирование толерантности как нормы осознанного и желательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; 6) освоение социальных норм и правил поведения в группах, сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 7) развитие морального сознания и компетентности в отношении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; у учащихся могут быть сформированы: 8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 3 11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами Регулятивные УУД-формирование и развитие навыков и умений: учащиеся научатся: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные задачи; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; работать в соответствии с предложенным или собственным планом; учащиеся получат возможность научиться: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности по достижению результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные УУД-формирование и развитие навыков и умений: учащиеся научатся: решать проблемные задачи; владеть основами исследовательской и проектной деятельности; давать определение понятий, выделять существенные признаки объектов и явлений, обобщать, сравнивать, самостоятельно выбирать основания и критерия для классификации; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; учащиеся получат возможность научиться находить информацию в разных источниках и оценивать её достоверность; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; составлять сообщения на основе материала учебника и дополнительной литературы; развивать ИКТ-компетентность; строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; Регулятивные УУД-формирование и развитие навыков и умений: учащиеся научатся: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные задачи; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; работать в соответствии с предложенным или собственным планом; учащиеся получат возможность научиться: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности по достижению результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного 4 выбора в учебной и познавательной деятельности; адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников. Коммуникативные УУД-формирование и развитие навыков и умений: учащиеся научатся: организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей, аргументации своей позиции; учащиеся получат возможность научиться: участвовать в дискуссии, свободно высказывать суждения по обсуждаемой проблеме, подтверждая их фактами; слушать и слышать другое мнение, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку и его мнению; Предметные результаты: учащиеся научатся: владеть представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; владеть географическим мышлением для определения картографических представлений о размещении географических объектов и выявления географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; иметь представление о языке и методах современной географии; иметь представление о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях, протекающих в географическом пространстве; владеть умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владеть умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового учащиеся получат возможность научиться: географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владеть умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владеть умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явление и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; иметь представление об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем; иметь представление о земной поверхности, которая в настоящее время является результатом деятельности современного общества на разных уровнях географической оболочки: глобальном, региональном, локальном; Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся Раздел/полугодие Наименование проекта Население /I полугодие Зарубежная Европа Отрасли мирового хозяйства/II полугодие Африка Содержание учебного предмета, курса (34 часа) Часть II. Региональная характеристика мира. (34 час) Тема 6: Зарубежная Европа. (7 часов) Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Практическая работа №1. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира. 5 Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (10 часов) Общая характеристика Зарубежной Азии. Практическая работа №2. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз. Тема 8: Африка. (5 часа) Общая характеристика региона. Население и хозяйство стран Африканского региона. Практическая работа №3. Субрегионы Северной и Тропической Африки. Тема 9: Северная Америка. (6 часов) Общая характеристика США. Практическая работа №4. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада. Тема 10: Латинская Америка. (4 часа) Общая характеристика региона «Латинская Америка». Практическая работа №5. Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия. Тема 11: Глобальные проблемы человечества. (2 часа) Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Практическая работа №6. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. В содержание программы включён материал, на основе которого учащиеся овладевают методами изучения природы, населения, хозяйства – теоретическими и практическими. Для овладения теоретическими методами продолжается работа с планами изучения географических понятий, компонентов, природы, территорий, стран. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению практических заданий, на основе которых формируются умения проводить наблюдения, анализировать карты и статистический материал, делать обобщения и устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями. Для практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от учебных возможностей учащихся применяются репродуктивные задания (по плану) и задания исследовательского характера. Формы организации познавательной деятельности подобраны в соответствии с ТДЦ. Наиболее часто применяется работа в группах при выполнении заданий связанных с анализом карт и обобщением материала, по разработке проектов; работа в парах при отработке номенклатуры; индивидуальная при подготовке сообщений и рефератов. Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе требований государственного стандарта, в соответствии с содержанием учебного материала по каждой теме. Она включает само-, взаимоконтроль, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: - включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ей (репродуктивный, конструктивный, творческий); - взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах; - содержание и форма представляемых исследовательских работ и проектов; - публичная защита творческих работ, проектов. Для проведения оценивания, на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам, разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки. Тематическое планирование с указанием количества часов, 6 № Наименование раздела 1 2 3 4 5 6 Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка Северная Америка Латинская Америка Глобальные проблемы человечества Итого отводимых на освоение каждой темы Количество часов (для раздела, главы) Всего Из них (формы контроля) в зависимости от специфики предмета п/р тест проект 7 1 1 10 1 5 1 1 6 1 4 1 2 1 34 6 7 0 0