Рабочая программа Географии 10-11 классы

Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31 имени С. Н. Потапова Белоглинского
района»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ «СОШ № 31 Белоглинского района»
от 31. 08. 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Панова О. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Географии
Уровень образования (класс) среднее общее образование ( 10- 11 классы)
Количество часов 34 часа
Учитель Шевцова Светлана Александровна

Рабочая программа по географии для 11 общеобразовательного класса разработана на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 11 общеобразовательного класса разработана на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями,
внесенными приказами Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015, № 613 от 29.06.2017);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным 4 общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от
13.12.2013, 28.05.2014, 17.07.2015);

Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств
обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным
условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях
реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из
прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его
формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости
оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;

Примерной программы по предмету;

Учебного плана на 2021-2022 учебный год;

Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС
НОО, ООО, СОО, утверждённого приказом по школе от 22 мая 2020 года № 29

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях- авторской программы В. П.
Максаковский "Экономическая и оцальная география мира", учеб. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений. М: "Просвещение",2016 г
Цель изучения предмета:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства
на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать
географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социальноэкономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом
пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его
развития. Значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования,
осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости
проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а
также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической
деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Задачи:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
2

уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах
изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и
анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством
ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и
крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;
- бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Формы и виды контроля: тестовые задания разного уровня сложности, семинарские занятия,
работа с таблицами, индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности, контурные
карты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными
у учащихся будут сформированы:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа,
своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и
духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной с учебными пособиями, книгами, доступными инструкциями и техническими
средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и желательного отношения к другому
человеку, его мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах, сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в отношении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
у учащихся могут быть сформированы:
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
3

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД-формирование и развитие навыков и умений:
учащиеся научатся:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные
задачи;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения поставленной задачи;
работать в соответствии с предложенным или собственным планом;
учащиеся получат возможность научиться:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности по достижению результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии
решений и осуществлении осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; адекватно оценивать собственную деятельность
и деятельность
одноклассников.
Познавательные УУД-формирование и развитие навыков и умений:
учащиеся научатся:
решать проблемные задачи; владеть основами исследовательской и проектной
деятельности;
давать определение понятий, выделять существенные признаки объектов и явлений,
обобщать, сравнивать, самостоятельно
выбирать основания и критерия для классификации;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать её из одной формы
в другую;
учащиеся получат возможность научиться
находить информацию в разных источниках и оценивать её достоверность;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и
познавательных задач;
составлять сообщения на основе материала учебника и дополнительной литературы;
развивать ИКТ-компетентность;
строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные
связи, делать выводы;
Регулятивные УУД-формирование и развитие навыков и умений:
учащиеся научатся:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные задачи;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения поставленной задачи;
работать в соответствии с предложенным или собственным планом;
учащиеся получат возможность научиться:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности по достижению результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии
решений и осуществлении осознанного

4

выбора в учебной и познавательной деятельности; адекватно оценивать собственную деятельность
и деятельность одноклассников.
Коммуникативные УУД-формирование и развитие навыков и умений:
учащиеся научатся:
организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности, работать в группе;
осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей,
аргументации своей позиции;
учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в дискуссии, свободно высказывать суждения по обсуждаемой проблеме,
подтверждая их фактами;
слушать и слышать другое мнение, уважительно и доброжелательно относиться к другому
человеку и его мнению;
Предметные результаты:
учащиеся научатся:
владеть представлениями о современной географической науке, её участии в решении
важнейших проблем человечества;
владеть географическим мышлением для определения картографических представлений о
размещении географических
объектов и выявления географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем;
иметь представление о языке и методах современной географии;
иметь представление о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях, протекающих в географическом пространстве;
владеть умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владеть умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей
и тенденций, получения нового
учащиеся получат возможность научиться:
географического знания о природных, социально-экономических и экологических
процессах и явлениях;
владеть умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владеть умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явление и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению
её условий;
иметь представление об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;
иметь представление о земной поверхности, которая в настоящее время является
результатом деятельности современного
общества на разных уровнях географической оболочки: глобальном, региональном, локальном;
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Раздел/полугодие
Наименование проекта
Население /I полугодие
Зарубежная Европа
Отрасли мирового хозяйства/II полугодие
Африка
Содержание учебного предмета, курса (34 часа)
Часть II. Региональная характеристика мира. (34 час)
Тема 6: Зарубежная Европа. (7 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство.
Практическая работа №1. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия,
Франция, Германия- ведущие страны мира.
5

Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (10 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии.
Практическая работа №2. Население и хозяйство.
Китай, Япония, Индия.
Австралийский Союз.
Тема 8: Африка. (5 часа)
Общая характеристика региона. Население и хозяйство стран Африканского
региона.
Практическая работа №3. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Тема 9: Северная Америка. (6 часов)
Общая характеристика США.
Практическая работа №4. Макрорегионы США.
Население и хозяйство США. Канада.
Тема 10: Латинская Америка. (4 часа)
Общая характеристика региона «Латинская Америка».
Практическая работа №5. Население и хозяйство Латинской Америки.
Бразилия.
Тема 11: Глобальные проблемы человечества. (2 часа)
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая
проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная
проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема
использования Мирового океана. Освоение космоса.
Практическая работа №6. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
В содержание программы включён материал, на основе которого учащиеся овладевают
методами изучения природы, населения, хозяйства – теоретическими и практическими. Для
овладения теоретическими методами продолжается работа с планами изучения географических
понятий, компонентов, природы, территорий, стран. Овладению экспериментальным методом
познания способствуют специальные занятия по выполнению практических заданий, на основе
которых формируются умения проводить наблюдения, анализировать карты и статистический
материал, делать обобщения и устанавливать причинно-следственные связи между процессами и
явлениями. Для практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от
учебных возможностей учащихся применяются репродуктивные задания (по плану) и задания
исследовательского характера.
Формы организации познавательной деятельности подобраны в соответствии с ТДЦ.
Наиболее часто применяется работа в группах при выполнении заданий связанных с анализом
карт и обобщением материала, по разработке проектов; работа в парах при отработке
номенклатуры; индивидуальная при подготовке сообщений и рефератов.
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе требований
государственного стандарта, в соответствии с содержанием учебного материала по каждой теме.
Она включает само-, взаимоконтроль, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения
и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ей
(репродуктивный, конструктивный, творческий);
- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в
группах;
- содержание и форма представляемых исследовательских работ и проектов;
- публичная защита творческих работ, проектов.
Для проведения оценивания, на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам,
разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый
может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и
соответствующей ему оценки.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
6

№

Наименование
раздела

1
2
3
4
5
6

Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Глобальные
проблемы
человечества
Итого

отводимых на освоение каждой темы
Количество часов (для раздела, главы)
Всего
Из них (формы контроля)
в зависимости от специфики предмета
п/р
тест
проект
7
1
1
10
1
5
1
1
6
1
4
1
2
1

34

6

7

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».