Краснодарский край Белоглинский район станица Успенская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решение педагогического совета протокол №1 от ___31__августа 2022 года Председатель педагогического совета _____________ подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ОРКСЭ Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 классы) Количество часов 34 часа Учитель Кошкарова Елена Алексеевна Программа разработана на основе: Примерной программы по основам религиозных культур и светской этики федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования . Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).Примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. А. Я. Данилюк. М., Просвещение – 2012 год. 1. Планируемые результаты освоения учебного модуля «Основы православной культуры» Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Предметные результаты: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; Осознание ценности человеческой жизни. Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики. Общие планируемые результаты. В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; Планируемые результаты по учебным модулям. Основы православной культуры Выпускник научится: раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России; на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Выпускник получит возможность научиться: -развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. 2.Содержание модуля «Основы православной культуры» № темы I 1 II 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26. 27. 28. 29 30 Тема Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. Основы православной культуры. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Человек и Бог в православии Православная молитва Библия и Евангелие Проповедь Христа Христос и Его крест Пасха Православное учение о человеке Совесть и раскаяние Заповеди Милосердие и сострадание Золотое правило этики Храм Икона Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Православие в России. Подвиг Заповеди блаженства Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина Православие о Божием суде Таинство Причастия Монастырь Отношение христианина к природе Христианская семья Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Христианин в труде Любовь и уважение к Отечеству Количество часов 1 1 29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ш 31-34. Духовные традиции многонационального народа России Выступление учащихся со своими творческими работами. 1 4 3. Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» № те мы Тема I Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 Россия - наша Родина. Кол-во часов Характеристика видов деятельности учащихся 1 1 . Р.: применяют подбор информации для составления портфолио. П.: Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса,отвечают на простые вопросы учителя К.: Слушают и понимают речь других Основы православной культуры. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. 29 1 3 Человек и Бог в православии 1 Изучают основыдуховной традиции православия Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою 4 Православная молитва 1 Изучают основыдуховной традиции православия Р.: работать по предложенному учителем плану II 2. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры Р.: работают по предложенному учителем плану П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в 5 Библия и Евангелие 1 6 Проповедь Христа 1 7 Христос и Его крест 1 8 Пасха 1 П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников Дают определениеосновных понятийправославнойкультуры Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; К.: доносить свою позицию до других. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой иповедением людей Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой иповедением людей 9 Православное учение о человеке 1 10 Совесть и раскаяние 1 11 Заповеди 1 12 Милосердие и сострадание 1 Знакомятся сописанием основныхсодержательныхсоставляющ их священных книг,описаниемсвященных сооружений, религиозныхпраздников и святыньправославной культуры Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Знакомятся с такими понятиями, как «совесть» и «раскаяние», читают текст учебника, дают оценку прочитанных текстов, приводят примеры из жизни. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Знакомятся с христианскими Заповедями , разгадывают кроссворд, читают текст учебника, приводят примеры, учатся рассуждать на предложенную тему. описанием основР.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Дают определение основных понятий православной культуры «милосердие», «сострадание». Приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя 13 Золотое правило этики 1 14 Храм 1 Икона 1 Творческие работы учащихся. 1 15 16 П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Знакомятся с «Золотым правилом этики», приводят примеры из жизни, учатся задавать вопросы. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся описывать различные явленияправославнойдуховной традиции икультуры. Знакомятся с понятием «Храм» Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «икона», учатся находить отличие иконы от картин с религиозным сюжетом. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся защищать творческие проекты, презентации. Излагают своѐ мнение по поводу значе- 17 Подведение итогов. 1 18 Православие в России. 1 19 Подвиг 1 Нияправославной культуры в жизни людей, общества. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся защищать творческие проекты, презентации. Излагают своѐ мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Дают определение основных понятий православной культуры Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Излагают своѐ мнениепо поводу значенияправославной культурыв жизни людей, общества. Дают объяснение понятию «подвиг», приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека 20 Заповеди блаженства 1 21 Зачем творить добро? 1 22 Чудо в жизни христианина 1 23 Православие о Божием суде 1 К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Излагают своѐ Мнениепо поводу значеНияправославной культурыв жизни людей, общества. Знакомятся с «Заповеди блаженства», приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся рассуждать, приводить примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся отвечать на вопросы, давать оценку понятиям, приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Излагают своѐ мнениепо поводу значенияправославнойкультурыв жизни людей,общества. Читают текст учебника, задают вопросы потеме.приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного 24 Таинство Причастия 1 25 Монастырь 1 26. Отношение христианина к природе 1 27. Христианская семья 1 (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Знакомятся с православными обрядами,учатся отвечать на вопросы, давать оценку понятиям, приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся отвечать на вопросы, давать оценку понятиям, приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Излагают своѐ мнениепо поводу значенияправославнойкультурыв жизни людей,общества. Приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся отвечать на вопросы, давать оценку понятиям, приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения 28. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России 1 29 Христианин в труде 1 30 Любовь и уважение к Отечеству 1 Ш Духовные традиции многонационального 1 народа России 4 Выступление учащихся со своими творческими работами. 3134. человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся отвечать на вопросы, давать оценку понятиям, приводят примеры из жизни. Воспитывают уважение к Отечеству. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся отвечать на вопросы, давать оценку понятиям, приводят примеры из жизни. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учатся отвечать на вопросы, давать оценку понятиям, приводят примеры из жизни. Воспитывают уважение к Отечеству. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Излагают своѐ мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Учатся защищать проекты, презентации. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Всего СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ№31 от 30 августа 2016 г №1 ………………….. Е.А. Кошкарова 34 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ---------------------------- Т.В. Алфимова « 31 » августа 2016 г