УТВЕРЖДЕНО решение педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2021 г. ______________ /Панова О. А./ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Гражданское воспитание: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей — Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — Целостное восприятие окружающего мира. 4. Приобщение детей к культурному наследию — стремление к самовыражению в разных видах деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Популяризация научных знаний среди детей - содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; - создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 8. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. 3. Тематическое планирование 1 класс № п/п 1 2. Тема Кол – Основные виды во деятельности часов обучающихся (на уровне УУД) Задавайте вопросы! (1 ч) Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; оценивать результаты своей работы на уроке Раздел «Что и кто?» (10 ч) Что такое Родина? 10 Понимать учебную Что мы знаем о народах России? задачу урока и Что мы знаем о Москве? стремиться её Проект «Моя малая Родина» выполнить; выдвигать Что у нас над головой? предположения и Что у нас под ногами? доказывать их; работать в Что общего у разных растений? паре: рассматривать Что растёт на подоконнике? рисунки схемы и Что растёт на клумбе? объяснять особенности Что это за листья? движения Земли; Что такое хвоинки? отвечать на итоговые Кто такие насекомые? вопросы и оценивать Кто такие рыбы? свои достижения на Кто такие птицы? уроке Выполнять Кто такие звери? тестовые задания Что окружает нас дома? учебника; выступать с Что умеет компьютер? сообщениями, Что вокруг нас может быть иллюстрировать их опасным? наглядными На что похожа наша планета? материалами; Проверим себя и оценим свои обсуждать выступления достижения по разделу «Что и учащихся; оценивать Задавайте вопросы! Основные направления воспитательн ой деятельности 1,2,4,8 1,2,5 кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» 3 4 свои достижения и достижения других учащихся РАЗДЕЛ «КАК, ОТКУДА И КУДА?» (6 ч) Как живёт семья? Проект «Моя 6 Понимать учебную семья» задачу урока и Откуда в наш дом приходит вода и стремиться её куда она уходит? выполнить; Откуда в наш дом приходит практическая работа в электричество? паре: исследовать снежки Как путешествует письмо? и снеговую воду на Куда текут реки? наличие загрязнений; Откуда берутся снег и лёд? обсуждать источники Как живут растения? появления загрязнений в Как живут животные? снеге; Как зимой помочь птицам? формулировать Откуда берётся и куда девается предложения по защите мусор? окружающей среды от Откуда в снежках грязь? загрязнений; Проверим себя и оценим свои сочинять и рассказывать достижения по разделу «Как, сказку на предложенную откуда и куда?». Презентация тему; проекта «Моя семья» отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке РАЗДЕЛ «ГДЕ И КОГДА?» (5 ч) Когда учиться интересно? Понимать учебную Проект «Мой класс и моя школа» задачу урока и Когда придёт суббота? стремиться её Когда наступит лето? выполнить; Где живут белые медведи? сравнивать жизнь Где живут слоны? взрослого и ребёнка; Где зимуют птицы? определять по Когда появилась одежда? фотографиям в учебнике Когда изобрели велосипед? профессии людей, 5 Когда мы станем взрослыми? работать в паре: Проверим себя и оценим свои сравнивать рисунки достижения по разделу «Где и учебника, формулировать когда?». Презентация проекта выводы в соответствии с «Мой класс и моя школа» заданием; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; Раздел «Почему и зачем?» (11 ч) 1,3,4,8 1,2,3,7 5 Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы» 11 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; — работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку; — моделировать экипировку космонавта; — участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся Всего 33 часа 2 класс Раздел «Где мы живём» (2 ч) Родная страна. Город и село. Проект «Родной город (село)» Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» 1 2 3 2 Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; — различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; обсуждать, почему народы России называют братскими; извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города «Природа» - 10 часов Неживая и живая природа. Явления — Понимать учебные природы. задачи раздела и данного Что такое погода. В гости к осени. урока и стремиться их (экскурсия и урок) выполнить; Звёздное небо — классифицировать Заглянем в кладовые Земли. Про объекты природы по воздух и про воду. существенным Какие бывают растения. Какие признакам; бывают животные. — различать объекты Невидимые нити. Дикорастущие и неживой и живой культурные растения. природы; обозначать 10 Дикие и домашние животные. объекты природы Комнатные растения. цветными фишками; Животные живого уголка. Про осуществлять контроль и кошек и собак. коррекцию; Красная книга. Будь природе — приводить примеры другом! Проект «Красная книга, объектов живой и или Возьмём под защиту» неживой природы; Проверим себя и оценим свои заполнять таблицу в достижения по разделу «Природа». рабочих тетрадях; — устанавливать связи между живой и неживой природой; «Жизнь города и села» - 5 часов Познавательные: Что такое экономика. Ориентироваться в учебнике Из чего что сделано. Как построить 5 Наблюдать и самостоятельно дом делать простые выводы. 1,2,4,5,8 1,2,4 1,2,7 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: Самостоятельно организовывать своё рабочее место. Определять план выполнения заданий на уроке. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Какой бывает транспорт. Культура и образование Все профессии важны. Проект «Профессии». В гости к зиме. (экскурсия, урок). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Презентация проектов. «Здоровье и безопасность» - 5 ч. Познавательные: Строение тела человека. Если Осуществлять хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. 4 5 Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. 5 6 поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Регулятивные: Самостоятельно организовывать своё рабочее место. Определять план выполнения заданий. Оценивать выполнение своего задания. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в письменной и устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». «Общение» - 3 часа Наша дружная семья. Проект Понимать учебную «Родословная». задачу урока и В школе. Правила вежливости. Ты стремиться её и твои друзья. выполнить; Мы — зрители и пассажиры. — обсуждать проблему Проверим себя и оценим свои подарка в день рождения 3 достижения по разделу «Общение». друга; — обсуждать правила поведения за столом; — моделировать правила поведения за столом (практическая работа); «Путешествия» - 9 часов Познавательные: Посмотри вокруг. Ориентирование Ориентироваться в учебнике на местности. 9 (система обозначений, Формы земной поверхности. структура текста, рубрики, 1, 2,7,8 1,3,4,6 1,2,5,6 словарь, содержание). Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Выполнять задания по аналогии. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Определять план выполнения заданий на уроке. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя. Коммуникативные: Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия и урок) Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проектов. Всего 34 часа 3 класс 1 2 Раздел «Как устроен мир» (3 ч) В ходе выполнения проекта Разнообразие природы дети учатся: Человек — определять цель проекта; Проект «Богатства, отданные — распределять обязанности людям» по проекту в группах; Общество. — собирать материал в дополнительной крае Что такое экология ведческой литературе, музее, Природа в опасности! 3 1,2,8 Интернете, в ходе интервью; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы Раздел «Эта удивительная природа» (9 ч) Тела, вещества, частицы — Понимать учебную Разнообразие веществ задачу урока и Воздух и его охрана стремиться её Вода выполнить; Превращения и круговорот воды — характеризовать Берегите воду организмыЧто такое почва производители, 9 Разнообразие растений организмы-потребители Солнце, растения и мы с вами и организмыРазмножение и развитие растений разрушители; Охрана растений — обсуждать опасность Разнообразие животных исчезновения хотя бы Кто что ест одного из звеньев цепи Проект «Разнообразие природы круговорота веществ в 1,3,8 родного края» Размножение и развитие животных Охрана животных В царстве грибов Великий круговорот жизни 3 4 5 природе; — моделировать круговорот веществ в природе; — рассказывать о круговороте веществ на Земле; Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) Организм человека — Выполнять тесты с 1,2,4,5 Органы чувств выбором ответа; Надёжная защита организма — оценивать Опора тела и движение правильность/неправильн Наше питание. Проект «Школа ость предложенных кулинаров» ответов; Дыхание и кровообращение — адекватно оценивать Умей предупреждать болезни свои знания в Здоровый образ жизни соответствии с Проверим себя и оценим свои набранными баллами достижения — Выступать с 10 Презентация проектов «Богатства, подготовленными отданные людям», «Разнообразие сообщениями, природы родного края», «Школа иллюстрировать их кулинаров» наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся Раздел «Наша Безопасность» (3 ч) 1, 2,7,8 Огонь, вода и газ Понимать учебную Чтобы путь был счастливым задачу урока и Дорожные знаки стремиться её Проект «Кто нас защищает» выполнить; Опасные места — анализировать по Природа и наша безопасность схеме цепь загрязнения; Экологическая безопасность — приводить примеры цепей загрязнения; — обсуждать проблему 3 экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; — практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; Раздел «Чему учит экономика» (6 ч) — Понимать учебную задачу Для чего нужна экономика 1, 2,3,7,8 урока и стремиться её Природные богатства и труд людей выполнить; — основа экономики Полезные ископаемые Растениеводство Животноводство Какая бывает промышленность Проект «Экономика родного края» Что такое деньги Государственный бюджет Семейный бюджет Экономика и экология — характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; — определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; — выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; — моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; — работать с терминологическим словариком; Раздел «Путешествие по городам и странам» (8 ч) Золотое кольцо России Понимать учебную Проект «Музей путешествий» задачу урока и Наши ближайшие соседи стремиться её На севере Европы выполнить; Что такое Бенилюкс соотносить памятники В центре Европы архитектуры и искусства По Франции и Великобритании с той страной, в которой (Франция) они находятся; По Франции и Великобритании обсуждать цели 6 8 (Великобритания) международного На юге Европы туризма; работать с По знаменитым местам мира картой; описывать по Проверим себя и оценим свои фотографиям изучаемые достижения достопримечательности; Презентация проектов «Кто нас формулировать выводы защищает», «Экономика родного из изученного материала, края», «Музей путешествий» отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Всего 34 часа 1,2,3,4,6 4 класс 1 Раздел «Земля и человечество» (4 ч) Мир глазами астронома Понимать учебную Планеты Солнечной системы задачу урока и Звёздное небо — Великая книга стремиться её Природы выполнить; рассказывать Мир глазами географа о мире с точки зрения Мир глазами историка эколога; работать в 4 Когда и где? группе: анализировать Мир глазами эколога современные Сокровища Земли под охраной экологические проблемы, человечества предлагать меры по их решению; знакомиться с международным сотрудничеством в 1, 2,7,8 2 3 области охраны окружающей среды; Раздел «Природа России» (5 ч) Равнины и горы России 5 Понимать учебную Моря, озёра и реки России задачу урока и Природные зоны России стремиться её Зона арктических пустынь выполнить; сравнивать Тундра общий вид степи и Леса России пустыни, описывать Лес и человек пустыню по Зона степей фотографиям; Пустыни находить и показывать на У Чёрного моря карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания; Раздел «Родной край – часть большой страны» (7 ч) Наш край. Поверхность нашего 7 Понимать учебную края. задачу урока и Водные богатства нашего края стремиться её Наши подземные богатства выполнить; выявлять Земля-кормилица зависимость Жизнь леса животноводства в Жизнь луга регионе от природных Экскурсии в природные условий; работать в сообщества родного края группе: знакомиться по Растениеводство в нашем крае материалам учебника и Животноводство в нашем крае краеведческой Проверим себя и оценим свои литературе с одной из достижения отраслей Презентация проектов (по выбору) животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; — различать породы домашних животных, участвовать в посильной работе по уходу за домашними 1,2,4 1,2,3,8 4 5 6 сельскохозяйственными животными Раздел «Страницы всемирной истории» (3 ч) Начало истории человечества — Понимать учебную Мир древности: далёкий и близкий задачу урока и Средние века: время рыцарей и стремиться её замков выполнить; находить на Новое время: встреча Европы и «ленте времени» начало Америки Новейшего времени; Новейшее время: история характеризовать продолжается сегодня значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI вв.; работать с терминологическим словариком; Раздел «Страницы истории России» (10 ч) Жизнь древних славян 10 Понимать учебную Во времена Древней Руси задачу урока и Страна городов стремиться её Из книжной сокровищницы выполнить; Древней Руси — извлекать из Трудные времена на Русской земле дополнительной Русь расправляет крылья литературы, Интернета Куликовская битва. информацию об освоении Иван Третий космоса (для учащихся Мастера печатных дел Москвы — из Патриоты России внеурочной экскурсии в Пётр Великий Музей космонавтики); Михаил Васильевич Ломоносов — интервьюировать Екатерина Великая старших членов семьи о Отечественная война 1812 года том, как они запомнили Страницы истории ХIХ века день 12 апреля 1961 года; Россия вступает в ХХ век — прослушивать в Страницы истории 1920—1930- х записи песни, годов посвящённые полёту Великая Отечественная война и Юрия Гагарина; великая Победа Страна, открывшая путь в космос Раздел «Современная Россия» (5 ч) Основной закон России и права 5 Понимать учебные человека задачи уроков и Мы — граждане России стремиться их 1,2,4,5 1,2,4,5 1,2,3,4 Славные символы России Такие разные праздники Путешествие по России Проверим себя и оценим свои достижения Презентация проектов (по выбору) Всего: 34 часа выполнить; знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;