Изменения в РП окружающий мир 1-4 классы

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета
протокол № 1
от 31 августа 2021 г.
______________ /Панова О. А./
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1. Гражданское воспитание:

 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2.
Патриотическое воспитание и формирование российской
идентичности:
 Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему
миру.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей
— Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
— Целостное восприятие окружающего мира.
4. Приобщение детей к культурному наследию
— стремление к самовыражению в разных видах деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
 Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5. Популяризация научных знаний среди детей
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего
поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных
познаниях об устройстве мира и общества.
6.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.

7.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
8.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
3. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п

1

2.

Тема

Кол –
Основные виды
во
деятельности
часов обучающихся (на уровне
УУД)

Задавайте вопросы! (1 ч)
Учащиеся осваивают
первоначальные умения:
задавать вопросы;
вступать в учебный
диалог; пользоваться
условными
обозначениями учебника;
оценивать результаты
своей работы на уроке
Раздел «Что и кто?» (10 ч)
Что такое Родина?
10
Понимать учебную
Что мы знаем о народах России?
задачу урока и
Что мы знаем о Москве?
стремиться её
Проект «Моя малая Родина»
выполнить; выдвигать
Что у нас над головой?
предположения и
Что у нас под ногами?
доказывать их; работать в
Что общего у разных растений?
паре: рассматривать
Что растёт на подоконнике?
рисунки схемы и
Что растёт на клумбе?
объяснять особенности
Что это за листья?
движения Земли;
Что такое хвоинки?
отвечать на итоговые
Кто такие насекомые?
вопросы и оценивать
Кто такие рыбы?
свои достижения на
Кто такие птицы?
уроке Выполнять
Кто такие звери?
тестовые задания
Что окружает нас дома?
учебника; выступать с
Что умеет компьютер?
сообщениями,
Что вокруг нас может быть
иллюстрировать их
опасным?
наглядными
На что похожа наша планета?
материалами;
Проверим себя и оценим свои
обсуждать выступления
достижения по разделу «Что и
учащихся; оценивать
Задавайте вопросы!

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
1,2,4,8

1,2,5

кто?». Презентация проекта «Моя
малая Родина»

3

4

свои достижения и
достижения других
учащихся
РАЗДЕЛ «КАК, ОТКУДА И КУДА?» (6 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя
6
Понимать учебную
семья»
задачу урока и
Откуда в наш дом приходит вода и
стремиться её
куда она уходит?
выполнить;
Откуда в наш дом приходит
практическая работа в
электричество?
паре: исследовать снежки
Как путешествует письмо?
и снеговую воду на
Куда текут реки?
наличие загрязнений;
Откуда берутся снег и лёд?
обсуждать источники
Как живут растения?
появления загрязнений в
Как живут животные?
снеге;
Как зимой помочь птицам?
формулировать
Откуда берётся и куда девается
предложения по защите
мусор?
окружающей среды от
Откуда в снежках грязь?
загрязнений;
Проверим себя и оценим свои
сочинять и рассказывать
достижения по разделу «Как,
сказку на предложенную
откуда и куда?». Презентация
тему;
проекта «Моя семья»
отвечать на итоговые
вопросы и оценивать
свои достижения на
уроке
РАЗДЕЛ «ГДЕ И КОГДА?» (5 ч)
Когда учиться интересно?
Понимать учебную
Проект «Мой класс и моя школа»
задачу урока и
Когда придёт суббота?
стремиться её
Когда наступит лето?
выполнить;
Где живут белые медведи?
сравнивать жизнь
Где живут слоны?
взрослого и ребёнка;
Где зимуют птицы?
определять по
Когда появилась одежда?
фотографиям в учебнике
Когда изобрели велосипед?
профессии людей,
5
Когда мы станем взрослыми?
работать в паре:
Проверим себя и оценим свои
сравнивать рисунки
достижения по разделу «Где и
учебника, формулировать
когда?». Презентация проекта
выводы в соответствии с
«Мой класс и моя школа»
заданием;
рассуждать о том, что в
окружающем мире
зависит от наших
поступков;
Раздел «Почему и зачем?» (11 ч)

1,3,4,8

1,2,3,7

5

Почему Солнце светит днём, а
звёзды — ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и
ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать
тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и
фруктов?
Почему нужно чистить зубы и
мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде
нужно соблюдать правила
безопасности?
Почему на корабле и в самолёте
нужно соблюдать правила
безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово
«экология»?
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Почему и
зачем?». Презентация проекта
«Мои домашние питомцы»

11

Понимать учебную
задачу урока и
стремиться её
выполнить;
— рассказывать об
освоении человеком
космоса, опираясь на
иллюстрации учебника;
— работать в группе:
высказывать
предположения по
вопросам учебника,
осуществлять
самопроверку;
— моделировать
экипировку космонавта;
— участвовать в
ролевой игре «Полёт в
космос»;
— отвечать на итоговые
вопросы и оценивать
свои достижения на
уроке
Выполнять тестовые
задания учебника;
— выступать с
подготовленными
сообщениями,
иллюстрировать их
наглядными
материалами;
— обсуждать
выступления учащихся;
— оценивать свои
достижения и
достижения других
учащихся

Всего 33 часа

2 класс
Раздел «Где мы живём» (2 ч)

Родная страна. Город и село.
Проект «Родной город (село)»
Природа и рукотворный мир.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где мы
живём»

1

2

3

2

Понимать учебные
задачи раздела и данного
урока, стремиться их
выполнить;
— различать
государственные
символы России (герб,
флаг, гимн), отличать
герб и флаг России от
гербов и флагов других
стран; исполнять гимн
Российской Федерации;
обсуждать, почему
народы России называют
братскими;
извлекать из различных
источников
(энциклопедии,
краеведческая
литература, интервью с
родителями,
работниками музеев)
сведения о гербе своего
региона и города

«Природа» - 10 часов
Неживая и живая природа. Явления
— Понимать учебные
природы.
задачи раздела и данного
Что такое погода. В гости к осени.
урока и стремиться их
(экскурсия и урок)
выполнить;
Звёздное небо
— классифицировать
Заглянем в кладовые Земли. Про
объекты природы по
воздух и про воду.
существенным
Какие бывают растения. Какие
признакам;
бывают животные.
— различать объекты
Невидимые нити. Дикорастущие и
неживой и живой
культурные растения.
природы; обозначать
10
Дикие и домашние животные.
объекты природы
Комнатные растения.
цветными фишками;
Животные живого уголка. Про
осуществлять контроль и
кошек и собак.
коррекцию;
Красная книга. Будь природе
— приводить примеры
другом! Проект «Красная книга,
объектов живой и
или Возьмём под защиту»
неживой природы;
Проверим себя и оценим свои
заполнять таблицу в
достижения по разделу «Природа».
рабочих тетрадях;
— устанавливать связи
между живой и неживой
природой;
«Жизнь города и села» - 5 часов
Познавательные:
Что такое экономика.
Ориентироваться в учебнике
Из чего что сделано. Как построить
5
Наблюдать и самостоятельно
дом
делать
простые
выводы.

1,2,4,5,8

1,2,4

1,2,7

Осуществлять
поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий.
Регулятивные:
Самостоятельно
организовывать своё рабочее
место.
Определять план выполнения
заданий на уроке. Следовать
при выполнении заданий
инструкциям
учителя.
Коммуникативные:
Участвовать
в
диалоге;
слушать и понимать других,
реагировать
на
реплики,
задавать
вопросы,
высказывать
свою
точку
зрения.

Какой бывает транспорт. Культура
и образование
Все профессии важны. Проект
«Профессии». В гости к зиме.
(экскурсия, урок).
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Жизнь
города и села». Презентация
проектов.

«Здоровье и безопасность» - 5 ч.
Познавательные:
Строение тела человека. Если
Осуществлять
хочешь быть здоров.

Берегись автомобиля! Школа
пешехода.

4

5

Домашние опасности. Пожар!
На воде и в лесу. Опасные
незнакомцы.

5

6

поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий
Сравнивать и группировать
предметы,
объекты
по
нескольким
основаниям,
находить
закономерности,
самостоятельно
продолжать
их
по
установленному
правилу.
Регулятивные:
Самостоятельно
организовывать своё рабочее
место.
Определять план выполнения
заданий.
Оценивать
выполнение своего задания.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в
письменной и устной речи с
учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.

Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Здоровье и
безопасность».
«Общение» - 3 часа
Наша дружная семья. Проект
Понимать учебную
«Родословная».
задачу урока и
В школе. Правила вежливости. Ты
стремиться её
и твои друзья.
выполнить;
Мы — зрители и пассажиры.
— обсуждать проблему
Проверим себя и оценим свои
подарка в день рождения
3
достижения по разделу «Общение».
друга;
— обсуждать правила
поведения за столом;
— моделировать правила
поведения за столом
(практическая работа);
«Путешествия» - 9 часов
Познавательные:
Посмотри вокруг. Ориентирование
Ориентироваться в учебнике
на местности.
9
(система
обозначений,
Формы земной поверхности.
структура текста, рубрики,

1, 2,7,8

1,3,4,6

1,2,5,6

словарь, содержание).
Подробно
и
кратко
пересказывать
прочитанное
или
прослушанное.
Осуществлять
поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий.
Выполнять
задания
по
аналогии.
Регулятивные:
Определять цель учебной
деятельности с помощью
учителя. Определять план
выполнения заданий на уроке.
Следовать при выполнении
заданий инструкциям учителя.
Коммуникативные:
Соблюдать в повседневной
жизни
нормы
речевого
этикета и правила устного
общения.

Водные богатства.
В гости к весне (экскурсия и урок)
Россия на карте. Проект «Города
России».
Путешествие по Москве.
Московский Кремль. Город на
Неве.
Путешествие по планете.
Путешествие по материкам.
Страны мира. Проект «Страны
мира». Впереди лето.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу
«Путешествия». Презентация
проектов.

Всего 34 часа
3 класс

1

2

Раздел «Как устроен мир» (3 ч)
В ходе выполнения проекта
Разнообразие природы
дети учатся:
Человек
— определять цель проекта;
Проект «Богатства, отданные
— распределять обязанности
людям»
по проекту в группах;
Общество.
— собирать материал в
дополнительной
крае
Что такое экология
ведческой
литературе,
музее,
Природа в опасности!
3

1,2,8

Интернете, в ходе интервью;
подбирать иллюстративный
материал
(фотографии,
открытки,
слайды),
изготавливать недостающие
иллюстрации
(фотографии,
рисунки), оформлять стенд;
презентовать проект;
оценивать результаты работы

Раздел «Эта удивительная природа» (9 ч)
Тела, вещества, частицы
— Понимать учебную
Разнообразие веществ
задачу урока и
Воздух и его охрана
стремиться её
Вода
выполнить;
Превращения и круговорот воды
— характеризовать
Берегите воду
организмыЧто такое почва
производители,
9
Разнообразие растений
организмы-потребители
Солнце, растения и мы с вами
и организмыРазмножение и развитие растений
разрушители;
Охрана растений
— обсуждать опасность
Разнообразие животных
исчезновения хотя бы
Кто что ест
одного из звеньев цепи
Проект «Разнообразие природы
круговорота веществ в

1,3,8

родного края»
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Великий круговорот жизни

3

4

5

природе;
— моделировать
круговорот веществ в
природе;
— рассказывать о
круговороте веществ на
Земле;
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
Организм человека
— Выполнять тесты с
1,2,4,5
Органы чувств
выбором ответа;
Надёжная защита организма
— оценивать
Опора тела и движение
правильность/неправильн
Наше питание. Проект «Школа
ость предложенных
кулинаров»
ответов;
Дыхание и кровообращение
— адекватно оценивать
Умей предупреждать болезни
свои знания в
Здоровый образ жизни
соответствии с
Проверим себя и оценим свои
набранными баллами
достижения
— Выступать с
10
Презентация проектов «Богатства,
подготовленными
отданные людям», «Разнообразие
сообщениями,
природы родного края», «Школа
иллюстрировать их
кулинаров»
наглядными
материалами;
— обсуждать
выступления учащихся;
— оценивать свои
достижения и
достижения других
учащихся
Раздел «Наша Безопасность» (3 ч)
1, 2,7,8
Огонь, вода и газ
Понимать учебную
Чтобы путь был счастливым
задачу урока и
Дорожные знаки
стремиться её
Проект «Кто нас защищает»
выполнить;
Опасные места
— анализировать по
Природа и наша безопасность
схеме цепь загрязнения;
Экологическая безопасность
— приводить примеры
цепей загрязнения;
— обсуждать проблему
3
экологической
безопасности и меры по
охране окружающей
среды;
— практическая работа:
знакомиться с
устройством и работой
бытового фильтра для
очистки воды;
Раздел «Чему учит экономика» (6 ч)
— Понимать учебную задачу
Для чего нужна экономика
1, 2,3,7,8
урока и стремиться её
Природные богатства и труд людей
выполнить;

— основа экономики
Полезные ископаемые
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность
Проект «Экономика родного края»
Что такое деньги
Государственный бюджет
Семейный бюджет
Экономика и экология

— характеризовать
государственный бюджет, его
доходы и расходы;
— определять, люди каких
профессий получают зарплату
из государственного бюджета;
— выявлять взаимосвязь
между доходами и расходами
государства;
— моделировать доходы и
расходы государства в виде
математических задач;
— работать с
терминологическим
словариком;

Раздел «Путешествие по городам и странам» (8 ч)
Золотое кольцо России
Понимать учебную
Проект «Музей путешествий»
задачу урока и
Наши ближайшие соседи
стремиться её
На севере Европы
выполнить;
Что такое Бенилюкс
соотносить памятники
В центре Европы
архитектуры и искусства
По Франции и Великобритании
с той страной, в которой
(Франция)
они находятся;
По Франции и Великобритании
обсуждать цели
6
8
(Великобритания)
международного
На юге Европы
туризма; работать с
По знаменитым местам мира
картой; описывать по
Проверим себя и оценим свои
фотографиям изучаемые
достижения
достопримечательности;
Презентация проектов «Кто нас
формулировать выводы
защищает», «Экономика родного
из изученного материала,
края», «Музей путешествий»
отвечать на итоговые
вопросы и оценивать
достижения на уроке
Всего 34 часа

1,2,3,4,6

4 класс
1

Раздел «Земля и человечество» (4 ч)
Мир глазами астронома
Понимать учебную
Планеты Солнечной системы
задачу урока и
Звёздное небо — Великая книга
стремиться её
Природы
выполнить; рассказывать
Мир глазами географа
о мире с точки зрения
Мир глазами историка
эколога; работать в
4
Когда и где?
группе: анализировать
Мир глазами эколога
современные
Сокровища Земли под охраной
экологические проблемы,
человечества
предлагать меры по их
решению; знакомиться с
международным
сотрудничеством в

1, 2,7,8

2

3

области охраны
окружающей среды;
Раздел «Природа России» (5 ч)
Равнины и горы России
5
Понимать учебную
Моря, озёра и реки России
задачу урока и
Природные зоны России
стремиться её
Зона арктических пустынь
выполнить; сравнивать
Тундра
общий вид степи и
Леса России
пустыни, описывать
Лес и человек
пустыню по
Зона степей
фотографиям;
Пустыни
находить и показывать на
У Чёрного моря
карте природных зон
полупустыни и пустыни,
рассказывать о них по
карте; устанавливать
зависимость природы
полупустынь и пустынь
от распределения тепла и
влаги; работать в паре:
знакомиться по
материалам учебника с
растительным и
животным миром
пустынь, рассказывать по
рисунку об
экологических связях в
пустыне, моделировать
характерные цепи
питания;
Раздел «Родной край – часть большой страны» (7 ч)
Наш край. Поверхность нашего
7
Понимать учебную
края.
задачу урока и
Водные богатства нашего края
стремиться её
Наши подземные богатства
выполнить; выявлять
Земля-кормилица
зависимость
Жизнь леса
животноводства в
Жизнь луга
регионе от природных
Экскурсии в природные
условий; работать в
сообщества родного края
группе: знакомиться по
Растениеводство в нашем крае
материалам учебника и
Животноводство в нашем крае
краеведческой
Проверим себя и оценим свои
литературе с одной из
достижения
отраслей
Презентация проектов (по выбору)
животноводства,
готовить сообщения,
представлять их классу;
— различать породы
домашних животных,
участвовать в посильной
работе по уходу за
домашними

1,2,4

1,2,3,8

4

5

6

сельскохозяйственными
животными
Раздел «Страницы всемирной истории» (3 ч)
Начало истории человечества
— Понимать учебную
Мир древности: далёкий и близкий
задачу урока и
Средние века: время рыцарей и
стремиться её
замков
выполнить; находить на
Новое время: встреча Европы и
«ленте времени» начало
Америки
Новейшего времени;
Новейшее время: история
характеризовать
продолжается сегодня
значение исследования
Арктики и Антарктики
для развития науки;
характеризовать
изменения в
политическом
устройстве стран мира;
рассказывать о научных
открытиях и
технических
изобретениях XX—XXI
вв.; работать с
терминологическим
словариком;
Раздел «Страницы истории России» (10 ч)
Жизнь древних славян
10
Понимать учебную
Во времена Древней Руси
задачу урока и
Страна городов
стремиться её
Из книжной сокровищницы
выполнить;
Древней Руси
— извлекать из
Трудные времена на Русской земле
дополнительной
Русь расправляет крылья
литературы, Интернета
Куликовская битва.
информацию об освоении
Иван Третий
космоса (для учащихся
Мастера печатных дел
Москвы — из
Патриоты России
внеурочной экскурсии в
Пётр Великий
Музей космонавтики);
Михаил Васильевич Ломоносов
— интервьюировать
Екатерина Великая
старших членов семьи о
Отечественная война 1812 года
том, как они запомнили
Страницы истории ХIХ века
день 12 апреля 1961 года;
Россия вступает в ХХ век
— прослушивать в
Страницы истории 1920—1930- х
записи песни,
годов
посвящённые полёту
Великая Отечественная война и
Юрия Гагарина;
великая Победа
Страна, открывшая путь в космос
Раздел «Современная Россия» (5 ч)
Основной закон России и права
5
Понимать учебные
человека
задачи уроков и
Мы — граждане России
стремиться их

1,2,4,5

1,2,4,5

1,2,3,4

Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России
Проверим себя и оценим свои
достижения
Презентация проектов (по выбору)

Всего: 34 часа

выполнить;
знакомиться по
материалам учебника и
дополнительной
литературе с регионами,
городами, народами
России; совершать
виртуальные экскурсии с
помощью Интернета в
разные города России,
посещать музеи,
осматривать памятники
истории и культуры;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».