Изменеия в РП литературное чтение

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1. Гражданское воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине;
— России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в
культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов
и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по
формированию российской гражданской идентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания;
- повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего
ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по
отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб,
флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
3.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
4. Приобщение детей к культурному наследию
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения

заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
общества.
6.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
8.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.

3.Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

1

2.

Тема

Обучение грамоте
Кол
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне УУД)
– во
часо
в

1. Добукварный период (14 часов)
«Азбука» — первая учебная
9
Ориентироваться в «Азбуке».
книга.
Называть
и
показывать
Речь устная и письменная.
элементы
учебной
книги
Предложение.
(обложка,
титульный
лист,
Слово и предложение.
иллюстрации, форзац).
Слог. Деление слова на слоги.
Называть
условные
знаки,
Ударение.
объяснять значение каждого
Звуки в окружающем мире и в
знака, рассказывать об их роли
речи.
при
работе
с
«Азбукой».
Звуки в словах.
Рассказывать, как правильно
Слог-слияние.
обращаться с учебной книгой:
Повторение и обобщение
бережно
раскрывать,
пройденного материала.
переворачивать
страницы,
не
загибать их, а использовать
закладку и т.д. Использовать эти
правила при работе с «Азбукой».
Отвечать на вопросы учителя о
правилах поведения на уроке и
5
Гласный звук а, буквыА, а.
соблюдать эти правила в учебной
Гласный звук о, буквыО, о.
работе
(правильно
сидеть,
Гласный звук и, буквыИ, и.
поднимать руку перед ответом,
Гласный звук ы, буква ы.
вставать при ответе, отвечать
Гласный звук у, буквыУ, у
громко и чётко, слушать учителя и
выполнять его указания, слушать
ответы товарищей).
Оценивать результаты своей

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности
1,2,4

1,2,4,5

работы на уроке

3

4

5

2. Букварный период – 53 часа
7
Принимать учебную задачу урока
Согласные звуки н, н’, буквы
и осуществлять её решение под
Н, н.
руководством учителя в процессе
Чтение слогов и слов с буквами
выполнения учебных действий.
Н,н.
Практически различать речь
Согласные звуки с, с’,
устную (говорение, слушание) и
буквыС, с.
речь
письменную
(письмо,
Чтение слогов и слов с буквами
чтение). Выделять из речи
С, с.
предложения. Определять на слух
Согласные звуки к, к’,
количество
предложений
в
буквыК, к.
высказывании.
Отвечать
на
Чтение слогов и слов с буквами
вопросы по сюжетной картинке.
К, к.
Соблюдать речевой этикет в
Согласные звуки т, т, буквыТ,
ситуации учебного общения
т.
Чтение слогов и слов с буквами
Т, т.
Согласные звуки л, л, буквы
Л, л.
Чтение слогов и слов с буквами
Л, л.
6
Внимательно слушать то, что
Согласные звуки р, р’, буквы
говорят другие. Отвечать на
Р, р.
вопросы учителя. Включаться в
Чтение слогов, слов и
групповую работу, связанную с
предложений с буквами Р, р.
общением; рассказывать
Согласные звуки в, в’,
товарищам о своих впечатлениях,
буквыВ, в.
полученных в первый школьный
Чтение слогов, слов и
день; внимательно, не перебивая,
предложений с буквами В, в.
слушать ответы товарищей,
Гласные буквыЕ, е.
высказывать своё мнение о
Чтение слогов, слов и
выслушанных рассказах в
предложений с буквами Е, е.
доброжелательной форме.
Согласные звуки п, п’, буквы
Воспроизводить сюжеты
П, п.
знакомых сказокс опорой на
Чтение слогов, слов и
иллюстрации. Объяснять смысл
предложений с буквами П, п.
пословицы; применять пословицу
в устной речи.
Принимать учебную задачу
урока.
9
Осуществлять решение учебной
Согласные звуки м, м’, буквы
задачи под руководством учителя.
М, м.
Составлять рассказ по сюжетной
Чтение слогов, слов и
картинке.
предложений с буквами М, м.
Производить
слогоСогласные звуки з, з’, буквы З,
звуковойанализ
слов
с
з.

1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,3,8

6

7

Сопоставление слогов и слов с
буквами з и с. Чтение слогов,
слов и предложений с буквами.
Согласные звуки б, б’, буквы
Б, б.
Сопоставление слогов и слов с
буквами б и п. Чтение слогов,
слов и предложений с буквами.
тение слогов, слов, предложений
с буквами Б,б и П,п
Согласные звуки д, д’, буквы
Д, д.
Согласные звуки д, д’, буквы
Д, д.
Сопоставление слогов и слов с
буквами д и т.
Гласные буквы Я, я.
Чтение слогов, слов,
предложений с буквами Я,я
Пересказ текста.
Согласные звуки г, г’, буквы
Г, г.
Сопоставление слогов и слов с
буквами г и к.
Мягкий согласный звук ч’,
буквы Ч, ч.
Буква ь — показатель мягкости
предшествующих согласных
звуков.
Чтение текстов с изученными
буквами.
Твёрдый согласный звук ш,
буквы Ш, ш.
Сочетание ши.
Твёрдый согласный звук ж,
буквы Ж, ж.
Сопоставление звуков ж и ш.
Гласные буквы Ё, ё.
Чтение текстов с изученными
буквами.
Звук j’, буквы Й, й.
Чтение текстов с изученными
буквами

изучаемыми звуками (барабан,
конь).
Выделять звуки -, -’ в
процессе слого-звукового анализа,
наблюдать над особенностями
произнесения новых звуков.
Характеризовать выделенные
звуки с опорой на таблицу,
доказывать, что звуки согласные,
сравнивать их. Слышать и
различать звуки -, -’ в словах.
Обозначать твёрдость и мягкость
согласных на схемах-моделях

9

8

Выбирать букву гласного звука в
зависимости от твёрдости или
мягкости предшествующего
согласного (-или -’).
Составлять рассказ по сюжетной
картинке. Самостоятельно читать
предложения. Наблюдать над
расхождением написания слов
(оно, она, они) с их звуковой
формой. Проговаривать слова
так, как они написаны
(орфографическое чтение).
Воспроизводить звуковую форму
слова по его буквенной записи с
учётом орфоэпических правил
(орфоэпическое чтение)1.
Выделять звуки -, -’ в
процессе слого-звукового анализа,
наблюдать над особенностями их
произнесения.
Характеризовать
выделенные
звуки с опорой на таблицу,
доказывать, что они согласные,
сравнивать их. Слышать и
различать новые звуки в словах.
Узнавать,
сравнивать
и
различать заглавную и строчную,
печатную и письменную буквы.
Соотносить новые звуки и букву,
их обозначающую. Выкладывать
из букв разрезной азбуки слоги и
слова с новыми буквами.

1,2,,6,7

1,2,3,4,7

1
С этого урока во всех случаях расхождения написания слов с их звуковой формой вводятся два вида
чтения — орфографическое (прочитай слово так, как его пишут) и орфоэпическое (прочитай слово так, как
его произносят).

8

9

10

11

12

Согласные звуки х, х’, буквы
Х, х.
Чтение текстов с изученными
буквами.
Гласные буквы Ю, ю.
Чтение текстов с изученными
буквами.
Твёрдый согласный звук ц,
буквы Ц, ц.
Чтение текстов с изученными
буквами. Пересказ текста.
Гласный звук э, буквы Э, э.
Чтение текстов с изученными
буквами. Пересказ текста.
Мягкий глухой согласный звук
щ’.
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы
Ф, ф.
Мягкий и твёрдый
разделительные знаки

Соотносить текст и иллюстрацию.
Продолжать текст по его началу с
опорой на иллюстрацию.
Рассказывать о красоте осенней
природы на основе жизненных
впечатлений. Отвечать на вопрос:
«Как нужно вести себя в лесу,
чтобы не потревожить лесных
обитателей?». Формулировать
под руководством учителя
простейшие правила поведения в
лесу и парке. Объяснять смысл
пословицы. Отгадывать загадку.
Читать наизусть стихотворение.
5
Определять место изученной
буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы
со звуками. Сравнивать,
группировать и
классифицировать все
изученные
буквы.Контролировать свои
действияпри решении
познавательной задачи.Отвечать
на итоговые вопросы урока и
оценивать свои достижения на
уроке
3. Послебукварный период (18 часов)
Как хорошо уметь читать.
3
Принимать учебную задачу
Е. Чарушин. Как мальчик Женя
урока. Осуществлять решение
научился говорить букву «р».
учебной задачи под руководством
учителя. На основе названия
текста определять его содержание
К. Ушинский. Наше Отечество.
3
Подбирать самостоятельно слова,
Пословицы и поговорки о Родине
близкие по смыслу к слову
Первоучители словенские.
«отечество». Читать текст
В. Крупин.Первый букварь.
самостоятельно. Отвечать на
вопросы учителя по тексту.
Пересказывать текст на основе
опорных слов.
Соотносить иллюстрацию в
учебнике с книгами на выставке.
Произведения А.С. Пушкина,
6
Принимать учебную задачу
Л.Н. Толстого,
урока. Осуществлять решение
К.Д. Ушинского,
учебной задачи под руководством
К.И. Чуковского,
учителя. Рассматривать
В.В. Бианки,
иллюстрацию учебника;
С. Я. Маршака
перечислять основные персонажи
иллюстрации. Придумывать
рассказы по иллюстрации.
Слушать рассказы учителя на
основе иллюстрации.
9

1,2,3,4,

1,2,6,7

1,2,4,8

2,3,5

1,2,5,6

1,2,3

Определить название сказки на
основе иллюстрации
13

14

15

16

Произведения М.М. Пришвина,
А. Барто, С. В. Михалкова,
Б. Заходера,
В. Берестова.

Читать текст самостоятельно.
Называть героев рассказа.
Отвечать на вопросы по
содержанию. Рассказывать о
герое рассказа с помощью
опорных слов. Рассказывать по
рисунку о событиях,
изображённых на рисунке.
Литературное чтение – 40 часов
Жили-былибуквы
7
Прогнозировать
содержание
раздела.
Расставлять книги на выставке в
соответствии с темой раздела,
сравнивать их, рассказывать о
книге с выставки в соответствии с
коллективно
составленным
планом.
Выбирать книгу по заданному
параметру.
Воспринимать
на
слух
произведение.
Сказки, загадки, небылицы
7
Прогнозировать
содержание
раздела.
Подбирать книги на выставку в
соответствии с темой раздела;
рассказывать
о
ней
в
соответствии
с
коллективно
составленным
планом,
обсуждатьпрочитанное.
Выбирать нужную книгу по
заданным параметрам.
Читать известную сказку плавно,
целыми словами, при повторении
— читать выразительно, воспринимать на слух
художественное произведение.
Апрель, апрель! Звенит капель…
5
Воспринимать
на
слух
художественное произведение.
Читать
вслух
лирические
стихотворения,
передавая
настроение; отражая интонацию
начала и конца предложения; с
опорой на знак препинания в
конце предложения.
Находить в стихотворении слова,
которые
помогают
передать
настроение
автора,
картины
природы, им созданные.
6

2,3,5
1,2,5,6

1,2,3

1,2,3

2,5,7

17

И в шутку и всерьёз

6

Учиться
работать
в
паре,
обсуждатьпрочитанное,
договариваться друг с другом.
Читать
стихи
с
разным
подтекстом, выражая удивление,
радость, испуг.
Отличать
юмористическое
произведение;
находить
характерные
черты
юмористического текста.
Определять настроение автора

1,3,7

18

Я и мои друзья

6

1,2,5

19

О братьях наших меньших

5

Планировать работу на уроке в
соответствии
с
содержанием
результатов шмуцтитула.
Анализировать
книги
на
выставке в соответствии с темой
раздела.
Представлять книгу с выставки в
соответствии
с
коллективно
составленным планом.
Прогнозировать
содержание
раздела.
Представлять книгу с выставки в
соответствии
с
коллективно
составленным планом.
Прогнозировать
содержание
раздела.
Воспринимать
на
слух
художественное произведение.
Учиться
работать
в
паре,
обсуждать
прочитанное,
договариваться друг с другом;
использовать речевой этикет,
проявлять внимание друг к другу.
Читать
произведение
с
выражением.

2,3,6

Всего: 125 часов

2 класс
1
2
3
4

Самое великое чудо на свете – 4 ч
Внеклассное чтение. Любимая
1
Прогнозировать
содержание
книга, прочитанная летом
раздела. Планировать работу с
произведением на уроке.
Введение в тему «Самое великое
1
Представлять выставку книг,
чудо на свете».
прочитанных летом.
История книги.
1
Представлять любимую книгу и
1
любимых героев.
Ориентироваться в пространстве
Библиотека
школьной библиотеки.

1,2,4,8
1,2,4,5
1,2,5
2,3,6

5
6

7

8
9
10
11

12

13
14
15
16
17
18

19

20
21
22
23

24

Устное народное творчество – 14 ч
Устное народное творчество.
1
Прогнозировать
содержание
раздела. Планировать работу с
Русские народные песни. Образ
произведением в соответствии с
деревьев в русских народных
1
условными обозначениями видов
песнях. Рифма.
деятельности.
Потешки и прибаутки - малые
Читать вслух с постепенным
жанры устного народного
1
переходом на чтение про себя.
творчества.
Читать, выражая настроение
Считалки и небылицы - малые
произведения.
жанры устного народного
1
Читать с выражением, опираясь
творчества.
на ритм произведения.
Загадки - малые жанры устного
1
Сочинять колыбельные песни,
народного творчества.
потешки, прибаутки, небылицы,
Сказки. Русские народные сказки.
опираясь на опыт создания
Сказка "Петушок и бобовое
1
народного творчества.
зернышко".
Находить различия в потешках и
Административный контроль
1
прибаутках, сходных по теме.
техники чтения.
Находить
слова,
которые
Сказка "У страха глаза велики".
помогают
представить
героя
Развитие речи: обучение
произведений устного народного
подробному пересказу с
1
творчества.
сохранением особенностей
Характеризовать героев сказки,
сказки.
соотносить качества с героями
Сказка "Лиса и тетерев".
1
сказок.
Сказка "Лиса и журавль».
Называть
другие
русские
Характеристика героев сказки на
1
народные
сказки;
перечислять
основе представленных качеств
героев сказок.
характера.
Рассказывать
сказку
(по
Сказка "Каша из топора".
1
иллюстрации, по плану, от лица
Сказка "Гуси-лебеди".
1
другого героя сказки).
Сказка "Гуси-лебеди".
1
Исправлять
допущенные
Рассказывание сказки по плану.
ошибки при повторном чтении.
Обобщение и проверка знаний по
Контролировать своё чтение,
1
разделу "Устное народное
самостоятельно оценивать свои
творчество".
достижения.
Люблю природу русскую. Осень – 8 ч
Ф. Тютчев. Есть в осени
Прогнозировать
содержание
первоначальной… Литературные
раздела. Читать стихотворения,
1
приемы: сравнение,
передавая с помощью интонации
олицетворение, контраст.
настроение поэта, сравнивать
стихи разных поэтов на одну тему;
К. Бальмонт. Осень
1
выбирать
понравившиеся,
объяснять
свой
выбор.
А. Плещеев. Осень наступила…
1
Различать
стихотворный
и
прозаический
текст.
А. Фет. Ласточки пропали…
1
Сравнивать художественный и
А. Толстой. Осень. Обсыпается
научно-познавательный текст.
весь наш бедный сад… С.
1
Объяснять
интересные
Есенин. Закружилась листва
выражения в лирическом тексте.
золотая…
Придумывать
собственные
В. Брюсов. Сухие листья. И.
1
сравнения.
Токмакова. «Осенние листья»

1,2,3,4
1,2,4

2,3,5

1,2,5,6

1,2,3
1,2,4

1,2,4
2,3,5

1,2,5,6
1,2,4

1,2,4
2,3,5
1,2,4,5,
1,2,3

1,2,4,5,

1,2,3
1,2,4
1,3,6
1,4,5,7

2,3,5

25
26

27

28

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40

41

42
43

В. Берестов. Хитрые грибы.
Научно-познавательный текст
«Грибы». Осеннее богатство.
М. Пришвин «Осеннее утро».
Проверим себя.

1
1

Слушать
звуки
осени,
переданные в лирическом тексте;
Представлять картины осенней
природы.

Русские писатели – 13 ч
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб
Находить содержание раздела.
1
зелёный…»
Читать произведения вслух с
постепенным переходом на чтение
Стихи А.С.Пушкина «Вот север,
про себя, называть волшебные
тучи нагоняя…», «Зима!
события и предметы в сказках.
Крестьянин торжествуя…»
1
Сравнивать
авторские
и
Средства художественной
народные произведения.
выразительности.
Отличать
басню
от
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и
стихотворения и рассказа.
рыбке» Сравнение литературной
1
Знать особенности басенного
и народной сказок.
текста.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и
1
Соотносить пословицы и смысл
рыбке» Главная мысль сказки.
басенного текста.
Обобщение по теме «Сказки
1
Характеризовать героев басни с
А.С.Пушкина»
опорой на текст.
И.А.Крылов «Лебедь, Рак и
Наблюдать за жизнью слов в
Щука» Нравственный смысл
1
художественном тексте.
басни.
Определять в тексте красочные,
И.А.Крылов «Стрекоза и
1
яркие определения (эпитеты).
Муравей» Мораль басни.
Находить авторские сравнения и
Л.Н.Толстой «Старый дед и
подбирать свои сравнения.
внучек» Оценка поступков героев
1
Составлять устно текст-описание
произведения.
героя и текст-рассуждение (при
Л.Н.Толстой «Филипок»
1
сравнении героев) по сказке.
Характеристика героев.
Определять действия, которые
Л.Н.Толстой «Котёнок»
1
помогают представить неживые
Подробный пересказ.
предметы как живые.
Л.Н.Толстой «Правда всего
Объяснять интересные словесные
дороже» Соотнесение пословиц и
1
выражения в лирическом тексте.
смысла произведения.
Представлять картины природы.
Повторение. Рассказы Л.Н.
1
Воспринимать
на
слух
Толстого
художественные произведения.
Обобщение по разделу «Русские
1
писатели».
О братьях наших меньших – 12 ч
О братьях наших меньших
Прогнозировать
содержание
1
раздела. Планировать работу с
произведением, выбирать виды
Б. Заходер «Плачет киска в
деятельности на уроке.
коридоре…», И.Пивоварова
Читать вслух с постепенным
«Жила-была собака…» Приёмы
1
переходом на чтение про себя.
сказочного текста в
Воспринимать
на
слух
стихотворении.
прочитанное.
В.Берестов «Кошкин щенок»
1
Сравнивать художественный и
Настроение стихотворения.
научно-популярный тексты.
М. Пришвин «Ребята и утята»
1
Сравнивать сказки и рассказы о

1,2,5,6

1,2,3

1,2,3,4,5,6,7
1,2,4,5,

1,2,3

1,2,3,7
1,2,4,5,
1,2,3

1,2,4
2,3,5

1,2,5,6
1,2,3
1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,
1,2,3,8

1,2,4
1,2,4,5,

1,2,3
1,2,4

44
45
46
47
48
49

50
51

52
53

54

55
56
57

58

59,
60

61

62

63
64

М. Пришвин «Ребята и утята»
Художественный пересказ текста.
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Описание характера и поведения.
Б. Житков «Храбрый утёнок»
Нравственный смысл поступков.
В Бианки «Музыкант»

животных.
Определять последовательность
событий.
1
Составлять план.
Пересказывать подробно по
1
плану произведение.
Определять героев произведения;
1
характеризовать их.
Выражать
своё
собственное
В Бианки «Музыкант»
1
отношение к героям, давать
Характеристика героев.
нравственную оценку поступкам.
В. Бианки «Сова» Подробный
1
Оценивать свой ответ.
пересказ на основе картинного
Планировать возможный вариант
плана.
исправления допущенных ошибок.
Разноцветные страницы
1
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения на
Обобщение по разделу. «О
1
основе диагностической работы,
братьях наших меньших»
представленной в учебнике.
Из детских журналов – 9 часов
Знакомство с детскими
1
Прогнозировать
содержание
журналами
раздела. Планировать работу на
уроке.
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?»
1
Придумывать свои вопросы по
Подбор заголовка в соответствии
содержанию, сравнивать их с
с содержанием, главной мыслью.
необычными
вопросами
из
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые
1
детских журналов.
чижи» Ритм стихотворного
Подбирать
заголовок
в
текста.
соответствии
с
содержанием,
Д. Хармс «Что это было?»
1
главной
мыслью.
Словесные иллюстрации.
Читать вслух с постепенным
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень1
переходом на чтение про себя.
очень вкусный пирог»
Воспринимать
на
слух
Ю. Владимиров «Чудаки»
1
прочитанное.
Составление вопросов по
Отличать журнал от книги.
содержанию.
Ориентироваться в журнале.
А.Введенский «Учёный Петя»,
1
Находить интересные и нужные
«Лошадка» Выразительное
статьи в журнале.
чтение на основе ритма.
Находить нужную инфо по
Обобщение по разделу «Из
2
заданной теме.
детских журналов». Проект «Мой
Участвовать в работе пары и
любимый детский журнал».
группы.
Люблю природу русскую. Зима – 9 часов.
Нравится ли вам зима? Зимние
1
Прогнозировать
содержание
загадки Соотнесение загадки с
раздела. Рассматривать сборники
отгадкой.
стихов, определять их содержание
по названию сборника.
И.А. Бунин «Зимним холодом
1
Соотносить загадки и отгадки.
пахнуло…», К.Д. Бальмонт
Читать выразительно, отражая
«Светло-пушистая…»
настроение стихотворения.
Настроение стихотворения.
Воспринимать
на
слух
Я.Л. Аким «Утром кот принёс на
1
художественный
текст.
лапах…»
Соотносить пословицы с главной
Ф.И. Тютчев «Чародейкою
1
1

2,3,5
1,2,5,6
2,3,5
1,2,5,6
1,2,3
1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,
1,2,3

1,2,5,6,7
1,2,4,5,

1,2,4,8

2,3,5
1,2,5,6
1,2,3

1,2,4,5,

1,2,3

1,2,4

1,2,4,5,

1,2,3
1,2,4

65

66

67

68

69

70
71
72
73

74

75
76

77

78
79

80
81
82

Зимою…» Авторское отношение
к зиме.
С.А. Есенин «Поёт зима,
аукает…», «Берёза» Слова,
которые помогают представить
зимние картины.
Русская народная сказка «Два
Мороза» Главная мысль
произведения.
С.В. Михалков «Новогодняя
быль» Особенности данного
жанра.
А.Л. Барто «Дело было в
январе…», С.Д. Дрожжин
«Улицей гуляет…» Средства
художественной
выразительности.
Обобщение по разделу: «Люблю
природу русскую! Зима».

мыслью произведения.
Сравнивать произведения разных
поэтов на одну тему.
1
Рисовать словесные картины
зимней природы с опорой на текст
стихотворения.
Подбирать
музыкальное
1
сопровождение
текстом;
придумывать свою музыку.
Наблюдать за жизнью слов в
1
художественном тексте.
Чувствовать ритм и мелодику
стихотворения. Читать стихи
1
наизусть.
Понимать особенности были и
сказочного текста.
Сравнивать и характеризовать
героев произведения на основе их
1
поступков, использовать слова
антонимы для их характеристики.
Планировать возможный вариант
исправления допущенных ошибок.
Писатели – детям – 16 часов
К.И. Чуковский «Путаница»
1
Прогнозировать
содержание
Рифма
раздела. Читать выразительно,
отражая
настроение
Контроль техники чтения
1
стихотворения.
К.И. Чуковский «Радость»
1
Воспринимать
на
слух
Настроение стихотворения.
художественный
текст.
К.И. Чуковский «Федорино горе»
1
Определять смысл произведения.
Прием звукописи как средство
Соотносить смысл пословицы с
создания образа.
содержанием произведения.
С.Я. Маршак «Кот и лодыри»
1
Объяснять лексическое значение
Соотнесение смысла пословицы с
некоторых слов на основе словаря
содержанием стихотворения.
учебника и толкового словаря.
С.В. Михалков «Мой секрет»
1
Определять
особенности
Эпическое стихотворение.
юмористического
произведения;
С.В. Михалков «Сила воли»
1
хар-тьгероя используя словаХарактеристика героя по его
антонимы.
поступкам.
Находить
слова, которые с
С.В. Михалков «Мой щенок»
1
помощью
звука
помогают
Деление текста на смысловые
представить
образ
героя
части.
произведения.
А.Л. Барто «Верёвочка»
1
Рассказывать о героях, отражая
Выразительное чтение
собственное отношение к ним;
А.Л. Барто «Мы не заметили
1
выразительно
читать
жука…» Работа над
юмористические
эпизоды
из
выразительным чтением.
прозведений.
А.Л. Барто «В школу» Работа над
1
Составлять план произведения,
выразительным чтением.
пересказывать текст подробно на
А.Л. Барто «Вовка – добрая
1
основе плана.
душа» Характеристика героев.
Пересказывать текст подробно
Знакомство с творчеством
1

2,3,5

1,2,5,6

2,3,5

1,2,5,6

1,2,3

1,2,4
1,2,4,5,
1,2,3
1,2,4

2,3,5

1,2,5,6
2,3,5

1,2,5,6

1,2,3,8
1,2,4

1,2,4,5,
1,2,3
1,2,4

83
84
85

86
87
88

89
90
91
92
93
94
95

96

97
98
99

100
101

102
103

104

писателя. Н.Н.Носов «Затейники»
на основе картинного плана,
высказывать свое мнение.
Н.Н.Носов «Живая шляпа»
1
Планировать возможный вариант
Составление плана текста.
исправления допущенных ошибок.
Н.Н.Носов «На горке»
1
Читать тексты в паре,
Подробный пересказ
организовывать взаимоконтроль,
Обобщение по разделу
1
оценивать своё чтение.
«Писатели – детям»
Я и мои друзья – 10 часов
Я и мои друзья
1
Прогнозировать
содержание
раздела.
Читать вслух с
Стихи о дружбе и обидах
1
постепенным переходом на чтение
В. Лунин «Я и Вовка»
1
про себя; увеличивать темп
Нравственно-этические
чтения в слух, исправляя ошибки
представления.
при повторном чтении текста.
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
1
Воспринимать
на
слух
Смысл названия рассказа.
художественное произведение.
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
1
Придумывать
продолжение
Идея произведения.
рассказа.
В. Осеева «Волшебное слово»
1
Соотносить основную мысль
Главная мысль рассказа.
рассказа
стихотворения
с
В. Осеева «Волшебное слово»
1
пословицей.
Пересказ.
Объяснять нравственный смысл
В. Осеева «Хорошее»
1
рассказов.
Нравственный смысл рассказа.
Объяснять и понимать поступки
В. Осеева «Почему?»
1
героев.
Составление плана.
Планировать возможный вар-т
Обобщение по разделу «Я и мои
1
исправления допущенных ошибок.
друзья».
Люблю природу русскую. Весна – 9 часов
Ф.Тютчев «Зима недаром
1
Прогнозировать
содержание
злится…» Настроение
раздела. Читать стихотворение и
стихотворения.
загадки
с
выражением,
передавать
настроение
с
Ф.Тютчев «Весенние воды»
1
помощью
интонации,
темпа
чтения,
силы
голоса.
Стихи А.Н.Плещеева о весне.
1
Наблюдать за жизнью слова.
Сравнение произведений.
Отгадывать загадки.
А.А.Блок «На лугу», С.Я.Маршак
1
Соотносить отгадки с загадками.
«Снег теперь уже не тот…»
Сочинять собственные загадки на
Приёмы контраста в создании
основе опорных слов прочитанных
картин зимы и весны.
загадок.
И.А.Бунин «Матери» Главные
1
Представлять картины весенней
герои.
природы.
А.Н.Плещеев «В бурю» Слово
1
Находить слова в стихотворении,
как средство создания весенней
которые помогают представить
картины природы
героев
Е.А.Благинина «Посидим в
1
Объяснять отдельные выражения
тишине»
в лирическом тексте.
Э..Мошковская «Я маму мою
1
Сравнивать стихотворение о
обидел…» Соотнесение пословиц
весне разных поэтов
и смысла стихотворения.
Придумывать
самостоятельно
вопросы
к
стихотворению.
Обобщение по разделу. «Люблю
1
Оценивать свой ответ.

2,3,5
1,2,5,6
2,3,5

1,2,7
1,2,4,5,
1,2,3

1,2,3,7
1,2,4,5,
1,2,3
1,2,4
2,3,5
1,2,5,6
1,2,3

1,2,5,6,7

1,2,4,5,
1,2,4
2,3,5

1,2,5,6
1,2,3

1,2,4,5,
1,2,3

1,2,5,6,7

природу русскую! Весна»

105

106
107
108

109

110
111
112

113
114
115
116

117

118

119

120

121

Планировать возможный вариант
допущенных ошибок.
Контролировать и оценивать
свое чтение, оценивать свои
достижения
И в шутку и в серьез – 13 часов
Б.В.Заходер «Товарищам детям»,
1
Прогнозировать
содержание
«Что красивей всего?» Анализ
раздела. Планировать виды работ
заголовка.
с текстом.
Читать произведение вслух с
Б.В.Заходер «Песенки Винни1
постепенным увеличением темпа
Пуха» Характер героя.
чтения и переходом на чтение про
Контрольный тест
1
себя.
Э.Н.Успенский «Чебурашка»
1
Понимать
особенности
Восстановление
юмористического произведения.
последовательности текста на
Анализировать
заголовок
основе вопросов.
произведения.
Э. Успенский «Если был бы я
1
Сравнивать героев произведения;
девчонкой…», «Над нашей
характеризовать их поступки,
квартирой» Особое отношение к
используя
слова
с
героям юмористического текста.
противоположным значением.
Э.Успенский «Память»
1
Восстанавливать
В.Д.Берестов «Знакомый» Работа
1
последовательность событий на
над выразительным чтением.
основе событий.
В.Д.Берестов
1
Пересказывать
подробно
на
«Путешественники», «Кисточка»
основе
вопросов
учебника;
Работа над выразительным
выразительно читать отрывки из
чтением.
них.
И.П.Токмакова «Плим», «В
1
Инсценировать стихотворение и
чудной стране»
фрагменты рассказов.
Г.Б.Остёр «Будем знакомы»
1
Пересказывать веселые рассказы.
Составление плана.
Придумывать
собственные
Г. Б. Остер «Будем знакомы».
1
веселые
истории.
Пересказ текста по плану.
Оценивать свой ответ.
В.Ю.Драгунский «Тайное
1
Планировать возможный вариант
становится явным» Пересказ
исправления допущенных ошибок.
текста на основе картинного
плана.
Обобщение по разделу «И в
1
шутку и всерьёз»
Литература зарубежных стран – 12 часов
Американская и английская
1
Прогнозировать
содержание
народные песенки
раздела. Выбирать
книгу для
самостоятельного чтения.
Читать вслух с постепенным
Французская и немецкая
1
переходом про себя.
народные песенки
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение.
Ш. Перро- великий сказочник.
1
Сравнивать
песенки
разных
Ш. Перро «Кот в сапогах»
народов с русскими песенками,
находить общее и различие.
Ш. Перро «Кот в сапогах»
1
Объяснять значение незнакомых
Пересказ сказки.

1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,
1,2,3
1,2,3,7

1,2,4,5,

1,2,3
1,2,4
2,3,5

1,2,5,6
1,2,3
1,2,3,4,5
1,2,4,5,

1,2,3

1,2,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,4

2,3,5

122

Г.Х.Андерсен «Принцесса на
горошине»

1

123

Э.Хогарт «Мафин и паук»
Составление плана сказки для
подробного пересказа.

1

124

К.Чуковский «Котауси и мауси».
Работа над выразительным
чтением.
К.Чуковский «Котауси и мауси».
Работа над выразительным
чтением.

1

126

Обобщение по разделу
«Литература зарубежных стран»

1

127

Проект «Мой любимый писательсказочник»

1

128

Защита проекта «Мой любимый
писатель-сказочник»

1

129

Повторение. Литература
зарубежных стран.

1

125

1

слов.
Определять героев произведения.
Сравнивать героев зарубежных
сказок с героями русских сказок,
находить общее и различие.
Давать характеристику героев
произведения.
Придумывать окончание сказок.
Сравнивать
сюжеты
сказок
разных стран.
Пересказывать подробно сказку
на основе составленного плана,
называть волшебные события и
предметы в сказке.
Участвовать
в
проектной
деятельности.
Создавать
свои
собственные
проекты.
Инсценировать
литературные
сказки зарубежных писателей.
Находить
книги
зарубежных
сказочников в школьной и
домашней
библиотеке;
составлять списки книг для
чтения летом (с учителем).
Оценивать свой ответ.

1,2,5,6

1,2,3

1,2,4,5,

1,2,3

1,2,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,4

2,3,5

Всего: 129

3 класс
1
2

3
4
5

6
7

Самое великое чудо на свете – 2 ч
Рукописные книги древней Руси.
1
Прогнозировать
содержание
раздела. Планировать работу с
Первопечатник Иван Фёдоров.
1
произведением на уроке.
Представлять выставку книг,
прочитанных летом.
Представлять любимую книгу и
любимых героев.
Ориентироваться в пространстве
школьной библиотеки.
Устное народное творчество – 14 ч
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
раздела. Планировать работу с
Русские народные песни.
1
произведением в соответствии с
Докучные сказки. Сочинение
1
условными обозначениями видов
докучных сказок.
деятельности.
Произведения прикладного
Читать вслух с постепенным
искусства: гжельская и
1
переходом на чтение про себя.
хохломская посуда, дымковская и
Читать, выражая настроение
богородская игрушка.
произведения.
Русская народная сказка
1

1,2,4
1,2,4,5

1,2,3,4
1,2,4
2,3,5
1,2,5,6

1,2,3

10

«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка «ИванЦаревич и Серый Волк».
Русская народная сказка «ИванЦаревич и Серый Волк».

11

Русская народная сказка «ИванЦаревич и Серый Волк».

1

12

Русская народная сказка «Сивкабурка»

1

13

Русская народная сказка «Сивкабурка»

1

14

Художники-иллюстраторы В.
Васнецов и И.Билибин

1

8
9

15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25

26
27

Обобщение. Оценим себя

1
1
1

1

Читать с выражением, опираясь
на ритм произведения.
Сочинять колыбельные песни,
потешки, прибаутки, небылицы,
опираясь на опыт создания
народного творчества.
Находить различия в потешках и
прибаутках, сходных по теме.
Находить
слова,
которые
помогают
представить
героя
произведений устного народного
творчества.
Характеризовать героев сказки,
соотносить качества с героями
сказок.
Называть
другие
русские
народные сказки; перечислять
героев сказок.
Рассказывать
сказку
(по
иллюстрации, по плану, от лица
другого героя сказки).
Исправлять
допущенные
ошибки при повторном чтении.
Контролировать своё чтение,
самостоятельно оценивать свои
достижения.

Проект «Сочиняем волшебную
1
сказку».
Поэтическая тетрадь – 11 ч
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
раздела.
Читать
выразительно
Проект: «Как научиться читать
стихи,
передавая
настроение
стихи» на основе научно1
автора.
Наблюдать
за
попопулярной статьи Я. Смоленвторением ударных и безударных
ского.
слогов в слове (ритмом), находить
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».
1
рифмующиеся слова. Определять
Ф. И. Тютчев «Листья».
различные
средства
Сочинение-миниатюра «О чём
1
выразительности. Использовать
расскажут осенние листья».
приёмы интонационного чтения
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из
(выразить радость, удивление,
окошка...» «Зреет рожь над
1
определить силу голоса, выбрать
жаркой нивой...»
тон и темп чтения). Сочинять
И. С. Никитин «Полно, степь
1
свои стихотворения, используя
моя...»
различные
средства
выразиИ. С. Никитин «Встреча зимы»
1
тельности.
И. 3. Суриков «Детство».
1
Участвовать в работе группы,
И. 3. Суриков «Зима». Сравнение
читать стихи друг другу, работая
как средство создания картины
1
в паре, самостоятельно оценивать
природы в лирическом
свои достижения
стихотворении
Путешествие в Литературную
1
страну (обобщающий урок)
Оценка достижений
1
Великие русские писатели – 26 ч

1,2,4

1,2,4
2,3,5

1,2,5,6

1,2,4

1,2,4

2,3,5

1,2,4,5,
1,2,3

1,2,4,5,
1,2,3

1,2,4
1,3,6

1,4,5,7

2,5,8
1,2,5,6
1,2,4,5,
1,2,3

1,2,4,
1,2,3

28

28
30
31
32 35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53

А. С. Пушкин. Подготовка
сообщения «Что интересного я
узнал о жизни А. С. Пушкина».
А.Пушкин. Лирические
стихотворения
А.Пушкин «Зимнее утро»
А.Пушкин «Зимний вечер»
А. С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане...».
Рисунки И. Билибина к сказке.
Соотнесение рисунков с
художественным текстом.
И. А. Крылов. Подготовка
сообщения о И. А. Крылове на
основе статьи учебника.
И.Крылов «Мартышка и очки»
И.Крылов «Зеркало и обезьяна»
И.Крылов «Ворона и Лисица»
М.Ю. Лермонтов. Статья В.
Воскобойникова. Подготовка
сообщения на основе статьи.
М.Ю. Лермонтов. «Горные
вершины…»
М. Ю. Лермонтов «На севере
диком стоит одиноко…»
М.Ю. Лермонтов «Утес»,
М. Ю. Лермонтов «Осень»
Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).
Подготовка сообщения о жизни и
творчестве писателя.
Л.Н. Толстой «Акула»
Л.Н. Толстой «Прыжок»
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Л.Н Толстой «Какая бывает роса
на траве»
Л.Н Толстой «Куда девается вода
из моря». Сравнение текстов
Обобщение по разделу
«Великие русские писатели»
Оценка достижений

1

1
1
1
4
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Прогнозировать
содержание
раздела. Планировать работу на
уроке,
выбирать
виды
деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая
темп
чтения.
Понимать
содержание
прочитанного,
высказывать своё отношение.
Различать
лирическое
и
прозаическое
произведения.
Называть
отличительные
особенности
стихотворного
текста.
Объяснять
значение
некоторых слов с опорой на текст
или
пользуясь
словарём
в
учебнике
либо
толковым
словарём. Находить средства
художественной выразительности
в лирических текстах (эпитеты,
сравнения). Использовать средства
художественной
выразительности в устных высказываниях. Знать особенности
литературной сказки. Определять
нравственный
смысл
литературной сказки. Сравнивать
произведение
живописи
и
произведение литературы. Давать
характеристику героев литературной
сказки.
Определять
самостоятельно тему и главную
мысль рассказа.
Сравнивать
рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды
планов, воссоздавать текст по
плану.
Соотносить
заглавие
рассказа с темой и главной
мыслью, отвечать на вопросы по
содержанию.
Определять
особенности басни, выделять
мораль
басни
в
текстах.
Представлять
героев
басни.
Характеризовать героев басни на
основе
их
поступков.
Инсценировать басню.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать
свои
достижения.
Различать в басне изображённые
события
и
замаскированный,
скрытый смысл

1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,3
1,2,3,7
1,2,4,5,
1,2,5,6

1,2,3

1,2,3,4,5,6,7
1,2,4,5,
1,2,3
1,2,4

2,3,5
1,2,4
1,3,6
1,4,5,7
2,3,5

1,2,5,6
1,2,4
1,3,6
1,4,5,7
2,3,5
1,2,5,6
1,2,3

54

55

56

57
58

59

60

61

62

63,
64

65,
66

67

Поэтическая тетрадь 2– 6 ч
Н. А. Некрасов. «Славная
Прогнозировать
содержание
осень!..», «Не ветер бушует над
раздела. Воспринимать стихи на
1
бором…»
слух.
Читать
стихотворение,
выражая авторское настроение.
Сравнивать текст-описание и
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай
текст-повествование.
Находить
и зайцы»
1
средства
художественной
выразительности:
сравнения, эпиК. Д. Бальмонт «Золотое слово»
теты, олицетворения. Следить за
1
выражением и развитием чувства в
лирическом
произведении.
И. А. Бунин. Выразительное
Объяснять смысл непонятных
чтение стихотворений.
1
слов и выражений с опорой на
текст, с помощью словаря в
Обобщение. Поэтическая тетрадь
1
учебнике или толкового словаря.
2.
Высказывать свои собственные
впечатления
о
прочитанном
Оценка достижений.
1
стихотворении.
Создавать
словесные картины по тексту
стихотворения. Находить среди
стихотворений произведение с
использованием
текстаповествования. Читать стихи
выразительно, оценивать свои
достижения
Литературные сказки – 9 часов
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
раздела. Воспринимать на слух
тексты
литературных
сказок,
высказывать
своё
мнение,
Д. Н. Мамин-Сибиряк
1
отношение. Читать сказку вслух и
«Алёнушкины сказки».
про себя, использовать приёмы
(присказка)
выразительного
чтения
при
перечитывании
сказки.
Сравнивать содержание литераД. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка
1
турной и народной сказок;
про храброго Зайца – Длинные
определять нравственный смысл
Уши, Косые Глаза, Короткий
сказки. Наблюдать за развитием и
Хвост»
последовательностью событий в
литературных сказках. Объяснять
значения разных слов с опорой на
В. М. Гаршин «Лягушка2
текст, с помощью словаря в
путешественница».
учебнике или толкового словаря.
Сравнивать
героев
в
литературной
сказке,
В. Ф. Одоевский «Мороз
2
характеризовать их, используя
Иванович».
текст
сказки.
Определять
авторское
отношение
к
изображаемому. Читать скажу в
Обобщение. Литературные
1
лицах. Проверять себя и самосказки.
стоятельно
оценивать
свои

1,2,4

1,2,4,5,

1,2,3

1,2,4

2,3,5

1,2,5,6

1,2,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,4

2,3,5

1,2,3

1,3,8

68

69
70
71
72

73

74

75
76
77
78

79

80
81
82
83
84

85

Оценка достижений.

достижения
на
основе
диагностической
работы,
представленной в учебнике
Были – небылицы – 10 часов.
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
раздела. Определять особенности
сказки и рассказа. Различать
М. Горький «Случай с Евсейкой».
1
вымышленные
события
и
реальные.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
1
Определять нравственный смысл
поступков
героя.
Выражать
К. Г. Паустовский «Растрёпанный
1
собственное
отношение
к
воробей».
поступкам героев в сказочных и
реальных событиях. Находить
К. Г. Паустовский «Растрёпанный
1
средства
художественной
воробей».
выразительности в прозаическом
тексте. Составлять план для
К. Г. Паустовский «Растрёпанный
1
краткого и полного пересказов.
воробей».
Пересказывать текст подробно и
кратко, выборочно.
А. И. Куприн «Слон».
1
Определять
характеристики
героев
произведения
с опорой на
А. И. Куприн «Слон».
1
текст.
Рассказывать о прочитанных
А. И. Куприн «Слон».
1
книгах.
Самостоятельно
придумывать
сказочные
и
Оценка достижений.
1
реальные истории. Находить в
тексте слова и выражения,
подтверждающие
высказанную
мысль.
Читать сказку выразительно по
ролям
Поэтическая тетрадь 1 – 6 часов
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
Саша Чёрный «Что ты тискаешь
раздела. Читать стихотворение,
утенка?..»
отражая настроение. Находить в
стихотворениях яркие, образные
слова и выражения. Сравнивать
Саша Чёрный «Воробей», «Слон»
1
стихи разных поэтов на одну и ту
же тему. Выбирать стихи по
А. А. Блок. «Ветхая избушка»
1
своему вкусу и читать их
выразительно. Объяснять смысл
А. А. Блок. «Сны», «Ворона»
1
выражений с опорой на текст.
Определять авторское отношение
С. А. Есенин «Черёмуха»
1
к изображаемому. Придумывать
стихотворные тексты. Проверять
Оценка достижений.
1
правильность
высказывания,
сверяя его с текстом; самостоятельно
оценивать
свои
достижения
Люби живое – 16 часов
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
1

1, 3, 4

1,2,4
1,2,4,5,
1,2,3
1,2,4

2,3,5

1,2,5,6

2,3,5
1,2,5,6
1,2,3
1, 3, 4

1,2,4

1,2,4,5,
1,2,3
1,2,4
2,3,5
1,2,5,6

2,3,5

86

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

103
104
105

106

107

108

109

110

М. Пришвин «Моя родина».
1
раздела. Планировать работу с
Заголовок – «входная дверь в
произведением
на
уроке,
текст». Сочинение на основе
используя условные обозначения.
художественного текста.
Читать и воспринимать на слух
произведения. Определять жанр
И. С. Соколов-Микитов
1
произведения.
Понимать
«Листопадничек».
нравственный
смысл
И. С. Соколов-Микитов
1
рассказов.Определятьосновную
«Листопадничек».
мысль рассказа. Составлять план
В. И. Белов. «Малька
1
произведения.
провинилась».
Рассказывать о герое, подбирая в
В. И. Белов. «Ещё раз про
1
произведении слова-определения,
Мальку».
характеризующие его поступки и
В. Бианки «Мышонок Пик».
1
характер.
Сравнивать
свои
В. Бианки «Мышонок Пик».
1
наблюдения за жизнью животных
Б. С. Житков «Про обезьянку».
1
с
рассказом
автора.
Б. С. Житков «Про обезьянку».
1
Пересказывать произведение на
Б. С. Житков «Про обезьянку».
1
основе плана. Придумывать свои
В.Дуров «Наша Жучка»
1
рассказы о животных. Проверять
В. П. Астафьев «Капалуха».
1
составленный план, сверяя его с
В. Ю. Драгунский «Он живой и
1
текстом
и
самостоятельно
светится».
оценивать свои достижения
Урок-конференция «Земля- наш
1
дом родной»
Оценка достижений.
1
Поэтическая тетрадь 2– 8 часов
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
раздела. Планировать работу на
уроке,
С. Я. Маршак «Гроза днём». «В
1
осмысливать
цели
чтения.
лесу над росистой поляной...»
Читать и воспринимать на слух
лирические
тексты.
Читать
А. Л. Барто «Разлука».
1
стихотворения, отражая позицию
автора и своё отношение к
А. Л. Барто «В театре».
1
изображаемому.
Сравнивать
название произведения и его
С. В. Михалков «Если»,
1
содержание, высказывать своё
«Рисунок»
мнение.
Находить
в
произведениях
Е. Благинина «Кукушка».
1
средства
художественной
«Котёнок».
выразительности: олицетворения,
эпитеты, сравнения. Сочинять
«Крестики-нолики»
1
стихотворения. Участвовать в
(обобщающий урок по разделу»
творческих проектах. Заучивать
стихи наизусть. Проверять чтение
Оценка достижений.
1
друг друга, работая в паре
самостоятельно оценивать свои
достижения
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 12 часов
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
раздела.
Объяснять
смысл,
название темы; подбирать книги,
соответствующие
теме.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке
1

1,2,5,6

1,2,3
1,2,4
1,2,4,5,
1,2,3
1,2,4
2,3,5
1,2,5,6
2,3,5
1,2,4,5,
1,2,3
1,2,4
2,3,5
1,2,5,6
1,2,4,5,
1,2,7
1,2,4,5,

1,2,3
1,2,3,7
1,2,4,5,

1,2,3

1,2,4

2,3,5

1,2,5,6,7

1,2,4,5,

— наберёшь кузовок».
Особенность заголовка
произведения.
111

А. П. Платонов «Цветок на
земле».

1

112

А. П. Платонов «Цветок на
земле».

1

113

А. П. Платонов «Еще мама».

1

114

А. П. Платонов «Еще мама».

1

115

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

116

М. М. Зощенко «Великие
путешественники».

1

117

Н. Н. Носов «Федина задача».

1

118

Н. Н. Носов «Телефон».

1

119

Н. Н. Носов «Друг детства».

1

Планировать
работу
с
произведением
на
уроке
с
использованием
условных
обозначений.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение;
читать вслух и про себя,
осмысливая
содержание.
Объяснять
смысл
названия
стихотворения.
Соотносить
пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по
содержанию
произведения;
определять
главную
мысль
текста.
Придумывать
свои
вопросы к текстам. Наблюдать за
особенностями
речи
героев.
Понимать
особенности
юмористических
произведений;
выделять эпизоды, которые вызывают
смех;
определять
отношение автора к событиям и
героям.
Придумывать
самостоятельно
юмористические рассказы о жизни
детей.
Проверять
себя
и
самостоятельно оценивать свои
достижения

Оценка достижений. Урок1
конкурс по разделу «Собирай по
ягодке- наберешь кузовок»
По страницам детских журналов – 8 часов
121 Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать
содержание
раздела. Планировать работу на
уроке (начало, конец, виды
122 Л. Кассиль «Отметки Риммы
1
деятельности). Выбирать для себя
Лебедевой»
необходимый
и
интересный
журнал.
Определять
тему для
123, Ю. Ермолаев «Проговорился».
2
чтения. Находить в библиотеке
124 «Воспитатели».
детские журналы по выбранной
теме. Воспринимать на слух
125, Г. Остер «Вредные советы». «Как
2
прочитанное и отвечать на во126 получаются легенды».
просы по содержанию. Читать
текст без ошибок, плавно соединяя
127 Р. Сеф «Весёлые стихи».
1
слова
в
словосочетания.
Использовать
приём
увеличения
128 Оценка достижений.
1
темпа
чтения
—
«чтение
в темпе
Читательская конференция «По
разговорной речи». Придумывать
страницам детских журналов»
самостоятельно
вопросы
по
содержанию.
Находить
необходимую
информацию
в
журнале. Готовить сообщение по
теме, используя информацию
журнала.
Сочинять
по
материалам
художественных
120

1,2,4

2,3,5

1,2,5,6
1,2,3
1,2,4,5,
1,2,3

1,2,5,6,7
1,2,3,4,5,6,7
1,2,4,5,
1,2,3

1,2,3,7
1,2,4,5,

1,2,3

1,2,4

2,3,5
1,2,5,6

текстов
свои
произведения
(советы, легенды). Проверять
себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Зарубежная литература – 8 часов
129, Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозировать
содержание
130 Мифы Древней Греции.
раздела. Планировать работу на
уроке. Читать и воспринимать
на
слух
художественное
произведение.
Находить
в
131 Мифы Древней Греции.
1
мифологическом тексте эпизоды,
«Храбрый Персий»
рассказывающие о представлениях
древних
людей
о
мире.
Составлять рассказ о творчестве
132, Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
3
писателя (с помощью учителя).
133,
Пересказывать
выборочно
134
произведение. Сравнивать сказки
разных народов. Сочинять свои
сказки. Определять нравственный
смысл
сказки
(с
помощью
135, Проверим себя и оценим свои
2
учителя). Подбирать книги по
136 достижения.
рекомендованному
списку
и
собственному выбору; записывать
названия
и
авторов
произведений, прочитанных летом.
Рассказывать
о
прочитанных книгах зарубежных
писателей,
выражать
своё
мнение. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения
Всего: 136

1,2,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,4

2,3,5

4 класс
Летописи, былины, жития (10 ч)
1

2

3,4

5,6

7,8

Поэтический
текст
былины
«Ильины
три
поездочки».
Сказочный характер былины.
Прозаический текст былины в
пересказе
Н.
Карнауховой.
Сравнение
поэтического и
прозаического текстов.
Из летописи «И повесил Олег
щит свой на вратах Царьграда».
События
летописи-основные
события Древней Руси..
Из летописи «И вспомнил Олег
коня своего». Сравнение текста
летописи
и
исторических
источников.
«Житие Сергия Радонежского»

1

1

2

Уметь составлять собственный
текст на основе художественного
произведения, репродукции
картин, по иллюстрации, на
основе личного опыта.
Умение делить текст на части,
составлять рассказ о былинном
герое, рассказ по картине.

1,2,3,8

1,2,4

1,2,4,5

2

1,2,4

2

2,3,5

9
10

11

12

13
14,
15

16,
17

18

19,
20
21

22

23
24

25

26
27,
28
29

Детство и юность Варфоломея.
Рассказ о битве на Куликовом
поле.
Проект: «Создание календаря
1
исторических событий».
Оценка достижений.
1
Проверочная работа по теме
«Былины, летописи, сказания».
Чудесный мир классики (20 ч)
А. Слонимский. «О Пушкине»
Интонация стихотворения А.С.
Пушкина «Няне».
Интонация стихотворений А.С.
Пушкин «Туча», «Унылая
пора!..» Словесное рисование
картин.
А.С. Пушкин «Унылая пора!..»
Словесное рисование картин.
Мотивы народной сказки в
литературной. А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях».
Характеристика героев сказки А.
С. Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»,
отношение автора к ним.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях».
Составление плана сказки.
Ершов «Конек – горбунок»

1

А. Шан - Гирей «Воспоминания о
Лермонтове». Картины природы
в стихотворении «Дары Терека».
М. Ю. Лермонтов «Ашик Кериб».
Сравнение
мотивов
русской и турецкой сказок.
Главная мысль сказки М. Ю.
Лермонтова «Ашик - Кериб».
Характеристика героев сказки М.
Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»,
отношение автора к ним.
С. Толстой. «Как я увидел Льва
Николаевича». События рассказа
Л. Толстого «Детство».
События рассказа Л. Толстого
«Детство».
Смысл названия рассказа А.П.
Чехова «Мальчики».
Главные герои рассказа А.П.
Чехов «Мальчики» - герои своего

1

1
2

2

Уметь использовать разные виды
чтения (изучающее, выборочное,
поисковое), осознанно
воспринимать и оценивать
специфику различных текстов.
Анализировать текст, выделять в
нем основную мысль. Уметь
составлять собственный текст на
основе художественного
произведения, репродукции
картин, по иллюстрации, на
основе личного опыта.
Умение внимательно относиться к
слову, обогащать словарный запас,
развивать творческие
способности. Формирование
устойчивого интереса к предмету.

1,2,5,6
1,2,3

1,2,4

1,2,4,5

2,3,5
1,2,4

2,3,5

1

1,2,5,6

2

2,3,5

1

1,2,3

1

1,2,4,5,

1

1,2,4

1

2,3,5

1

1,2,5,6

1

1,2,4,5,

2

1,2,4

1

2,3,5

30
31

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

44

45

46,
47

48

49

50

51,
52

53

времени.
Оценка достижений.
1
Проверочная работа по теме
1
«Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь № 1 (11 ч)
Ф. И. Тютчев «Еще земли
1
Уметь использовать разные виды
печален вид»
чтения (изучающее, выборочное,
поисковое), осознанно
Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и
1
воспринимать и оценивать
ярко»
специфику различных текстов.
А. А. Фет «Весенний дождь»
1
Анализировать текст, выделять в
А. А. Фет «Бабочка»
1
нем основную мысль.
Е. А. Баратынский «Весна, весна!
1
Обобщение и обогащение знаний
Как воздух чист».
о былинах, умение работать над
Е. А. Баратынский «Где сладкий
1
содержанием былины, находить
шепот»
аналогии с реальными
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
1
историческими событиями.
И. С. Никитин «В синем небе
1
плывут над полями».
Н. А. Некрасов «Школьник».
1
Н. А. Некрасов «В зимние
1
сумерки нянины сказки»
И. А. Бунин «Листопад»
1
Литературные сказки (14 ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в
1
Уметь составлять собственный
табакерке». Особенности
текст на основе художественного
литературного жанра.
произведения, репродукции
картин, по иллюстрации, на
Заглавие и главные герои
1
основе личного опыта.
литературной сказки В. Ф.
Умение делить текст на части,
Одоевского «Городок в
составлять рассказ о былинном
табакерке».
герое, рассказ по картине.
В. Ф. Одоевский «Городок в
1
табакерке», деление текста на
части. Составление плана сказки.
Особенности литературного
2
жанра произведения В. М.
Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Сказка или рассказ.
Герои литературного текста В.
1
М. Гаршина «Сказка о жабе и
розе».
Мотивы народных сказок в
1
авторском тексте П. П. Бажова
«Серебряное копытце».
Мотивы народных сказок в
1
авторском тексте П. П. Бажова
«Серебряное копытце».
Герои художественного
2
произведения П. П. Бажова
«Серебряное копытце», авторское
отношение к ним.
Мотивы народных сказок в
1

1,2,4,5,
2,4

1,4,5,6,7
1,2,4,5,
1,2,3
1,2,3,7
1,2,4,5,
1,2,3,4
1,2,4,5,
1,2,3
1,2,3,7
1,2,4,5,
1,2,3,4,5
1,2,4,5,

1,2,3

1,2,3,7

1,2,4,5,

1,2,3,7

1,2,3

1,2,3,7

1,2,4,5,

1,2,3,4,5,6,7

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63
64

65

66

67

68

69

литературном тексте А.С.
Аксакова «Аленький цветочек».
А.С. Аксакова «Аленький
1
Уметь составлять собственный
цветочек». Герои
текст на основе художественного
художественного текста.
произведения, репродукции
картин, по иллюстрации, на
А.С. Аксакова «Аленький
1
основе личного опыта.
цветочек». Деление текста на
Умение делить текст на части,
части. Составление плана.
составлять рассказ о былинном
Оценка достижений.
1
герое, рассказ по картине.
Проверочная работа по теме
«Литературные сказки».
Делу время - потехе час (8 ч)
Нравственный смысл, жанр
1
Уметь использовать разные виды
произведения Е. Л. Шварца
чтения (изучающее, выборочное,
«Сказка о потерянном времени».
поисковое), осознанно
воспринимать и оценивать
Инсценирование произведения
1
специфику различных текстов.
Е. Л. Шварца «Сказка о
Анализировать текст, выделять в
потерянном времени».
нем основную мысль. Уметь
Особенности юмористического
1
составлять собственный текст на
текста. В. Ю. Драгунский
основе художественного
«Главные реки», авторское
произведения, репродукции
отношение к изображаемому.
картин, по иллюстрации, на
Юмор в рассказе В. Ю.
1
основе личного опыта.
Драгунского «Что любит
Умение внимательно относиться к
Мишка». Пересказ текста от лица
слову, обогащать словарный запас,
героев.
развивать творческие
Смысл заголовка произведения
1
способности. Формирование
В. В. Голявкина «Никакой
устойчивого интереса к предмету.
горчицы я не ел».
Герои произведения В. В.
1
Голявкина «Никакой горчицы я
не ел». Чтение по ролям.
Обобщение по разделу «Делу
1
время – потехе час»
Оценка достижений.
1
Страна детства (7 ч)
Особенности развития сюжета в
рассказе Б. С. Житков «Как я
ловил человечков».
Б. С. Житков «Как я ловил
человечков». Герои
произведения.
Особенности развития событий:
выстраивание их в тексте К. Г.
Паустовского «Корзина с
еловыми шишками».
Герои произведения К. Г.
Паустовского «Корзина с
еловыми шишками».
Музыкальное сопровождение

1

1

1

1

1

Уметь использовать разные виды
чтения (изучающее, выборочное,
поисковое), осознанно
воспринимать и оценивать
специфику различных текстов.
Анализировать текст, выделять в
нем основную мысль.
Обобщение и обогащение знаний
о былинах, умение работать над
содержанием былины, находить
аналогии с реальными
историческими событиями.

1,2,3

1,2,3,7

1,2,4,5,

1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,3

1,2,3,7

1,2,4,5,

1,2,3,7

1,2,3
1,2,3,7

1,4,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,3

1,2,3,7

1,2,4,5,

70
71

произведения К. Г. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».
Герои рассказа М. М. Зощенко
1
«Ёлка». Составление плана.
Оценка достижений.
1
Поэтическая тетрадь (5 ч)

72,
73
74
75,
76

В.Я. Брюсов. «Опять сон».
«Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. Цветаева «Бежит тропинка с
бугорка…». «Наши царства».

77

Д. М. Мамин – Сибиряк
1
Уметь использовать разные виды
«Приемыш». Анализ заголовка.
чтения (изучающее, выборочное,
Подготовка выборочного
поисковое), осознанно
пересказа.
воспринимать и оценивать
специфику различных текстов.
Отношение человека к природе.
1
Анализировать текст, выделять в
Д. М. Мамин – Сибиряк
нем основную мысль. Уметь
«Приемыш».
составлять собственный текст на
С. Есенин « Лебедушка».
1
основе художественного
М. М. Пришвин «Выскочка».
1
произведения, репродукции
Анализ заголовка. Герои
картин, по иллюстрации, на
произведения.
основе личного опыта.
М. М. Пришвин «Выскочка»,
1
Умение внимательно относиться к
Характеристика героя на основе
слову, обогащать словарный запас,
поступка.
развивать творческие
А. И. Куприн «Барбос и
1
способности. Формирование
Жулька».Герои произведения о
устойчивого интереса к предмету.
животных.М.
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
1
Поступок как характеристика
героя произведения..
Е. И. Чарушин «Кабан». Герои
1
произведения.
Е. И. Чарушин «Кабан».
1
Характеристика героя на основе
их поступков.
В. П. Астафьев «Стрижонок
1
Скрип». Деление текста на части,
составление плана.
Поэтическая тетрадь (7 ч)

78

79
80

81

82

83

84
85

86

Уметь составлять собственный
текст на основе художественного
произведения, репродукции
1
картин, по иллюстрации, на
2
основе личного опыта.
Умение делить текст на части,
составлять рассказ о былинном
герое, рассказ по картине.
Природа и мы (10 ч)
2

87
88

Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1
1

89

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

Уметь анализировать
художественный текст, выделять
основную мысль, ориентироваться
в художественной и учебной
книге. Отвечать на вопросы на

1,2,3,4
1,2,4,5,

1,2,4,5,
1,2,3,7
1,2,3

1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,

1,2,3
1,2,3,7

1,2,4,5,

1,2,3,7

1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,
1,2,3

1,2,3,7

1,2,3,4,5

1,2,4,5,

90
91
92
93

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
Н. М. Рубцов «Сентябрь»
С. А. Есенин «Лебедушка»
Обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь»

1
1
1
1

1,2,3
1,2,3,7
1,2,4,5,
1,2,3,7

94

Знакомство с названием раздела
1
Уметь анализировать
«Родина»
художественный текст, выделять
основную мысль, ориентироваться
Образ Родины в поэтическом
1
в художественной и учебной
тексте И.С. Никитина «Русь».
книге. Отвечать на вопросы на
Ритм стихотворения.
основе текста.
С. С. Дрожжин «Родине».
1
Умение выразительно читать,
Авторское
отношение
к
находить нужный отрывок в
изображаемому.
тексте.
Тема стихотворения
А. В.
1
Жигулина
«О, Родина!...».
Авторское
отношение
к
изображаемому.
Поэтический вечер по теме
1
«Родина»
Проект «Они защищали Родину».
1
Оценка
достижений.
1
Проверочная работапо теме
«Родина».
Страна фантазия – 7 часов
Знакомство с названием раздела
1
Уметь анализировать
«Страна Фантазия».
художественный текст, выделять
основную мысль, ориентироваться
Е. С. Велтистов. «Приключения
1
в художественной и учебной
Электроника».
Особенности
книге. Отвечать на вопросы на
фантастического жанра.
основе текста.
Необычные
герои
1
Умение выразительно читать,
фантастического жанра. Е. С.
находить нужный отрывок в
Велтистов.
«Приключения
тексте.
Электроника».
Особенности
фантастического
1
жанра.
Кир
Булычев
«Путешествие Алисы».
Кир
Булычев
«Путешествие
1
Алисы».
Сравнение
героев
фантастических рассказов.
Знакомство с названием раздела
1
«Страна Фантазия».
Обобщение по разделу «Страна
1
фантазия»
Зарубежная литература (13 ч)
Знакомство с названием раздела
1
Уметь анализировать
«Зарубежная литература»
художественный текст, выделять
основную мысль, ориентироваться
Д.
Свифт
«Путешествие
1
в художественной и учебной
Гулливера». Особое развитие
книге. Отвечать на вопросы на
сюжета в зарубежной литературе.

1,3,4,5,6,7

95

96

97

98
99
100

101
102

103

104

105

106
107

108
109

основе текста.
Умение выразительно читать,
находить нужный отрывок в
тексте, сравнивать литературную и
народную сказку.
Родина (7 ч)

1,2,4,5,

1,2,8

1,2,3,7

1,2,4,5,
1,2,3,7
1,2,3,4,5,6,7

1,2,4,5,
1,2,3

1,2,3,7

1,2,4,5,

1,2,3,7

1,2,4,5,
1,2,3

1,2,4
1,2,4,5

Д.
Свифт
«Путешествие
Гулливера».
Герои
приключенческой литературы.
111 Д.
Свифт
«Путешествие
Гулливера».
Особенности
характера героев.
112 Авторская сказка Г. Х. Андерсена
«Русалочка», её особенности.
113 Г. Х. Андерсен
«Русалочка».
Волшебство и его влияние на
судьбы героев.
114 Г. Х. Андерсен
«Русалочка».
Рассказ о Русалочке.
115 Г. Х. Андерсен
«Русалочка».
Рассказ о Русалочке.
116 М. Твен «Приключения Тома
Сойера». Сравнение героев и их
поступков.
117 Особенность
сюжета
произведения Сельмы Лагерлеф
«Святая ночь».
118 Сельма Лагерлеф «В Назарете».
Основная мысль рассказа.
119 Сельма Лагерлеф «В Назарете».
Основная мысль рассказа.
Всего: 119 часов
110

1

1

основе текста.
Умение выразительно читать,
находить нужный отрывок в
тексте, сравнивать литературную и
народную сказку.

2,3,5

1,2,4

1

2,3,5

1

1,2,5,6

1

2,3,5

1

1,2,3

1

1,2,4,5,

1

1,2,4

1

2,3,5

1

1,2,5,6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».