ПРИНЯТО педагогическим советом, протокол от 28.12.2024г. №4 УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ № 31 О.А.Панова Приказ от 28.12.2024г. № 284 ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся МБОУ СОШ № 31 им. С.Н. Потапова Белоглинского района 1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся (далее – Положение) МБОУ СОШ № 31 им. С.Н. Потапова (далее – образовательная организация, школа ) разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», инструктивным письмом МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, Методическими рекомендациями для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7-11 классов под ред. Вихристюк О.В., Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, Уставом образовательной организации. 1.2. Настоящее Положение определяет цели, структуру и содержание проведения мониторинговых исследований психоэмоционального состояния обучающихся школы. Под мониторингом психоэмоционального состояния в МБОУ СОШ № 31 С.Н. Потапова Белоглинского района 1.1. (далее – Мониторинг) понимается система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), на основе чего возможно прогнозирование дальнейшего хода психического развития и успешности деятельности. 1.2. Основные понятия. Социально-психологический климат - интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов деятельности (общение) и личностного развития. Социально-психологическая адаптация – процесс интеграции обучающегося в детский коллектив, в результате которой достигается формирование: адекватного самосознания, продуктивного ролевого поведения, способности к самостоятельности и самоконтролю, адекватных и продуктивных связей с окружающими. Мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров. 2. Цель, задачи и функции Мониторинга. 2.1. Целью Мониторинга является формирование благоприятного социальнопсихологического климата (далее - СПК) в детских коллективах, обеспечение оптимизации образовательного процесса, гарантирующего оптимальные условия для коррекции, поддержания и сохранения психологического здоровья обучающихся, что способствует благоприятной социальнопсихологической адаптации обучающихся ( далее - СПА). 2.2. Задачи Мониторинга: - сбор и обработка данных о протекании успешной СПА обучающихся; - сравнение (по полугодиям) динамики изменения значений показателей успешной СПА, обуславливающих формирование благоприятного СПК; - определение проблемных условий СПА; - принятие мер по минимизации неблагоприятных факторов; - обеспечение психологического здоровья обучающихся школы; - повышение профессиональной компетентности педагогов в области сохранения психологического здоровья обучающихся. 2.3. Функции Мониторинга. Познавательная функция – повышение внимания педагогического коллектива к проблемам и благополучию обучающихся; Функция поддержки – обеспечение и сохранение условий, способствующих благополучной СПА и формированию благоприятного СПК; Профилактическая функция – наблюдение и контроль за условиями благополучной СПА и формирования благоприятного СПК. 3. Структура и содержание Мониторинга Для Мониторинга в МБОУ СОШ № 31 С.Н. Потапова Белоглинского района 3.1. приняты следующие параметры и критерии: 3.1.1. Уровень тревожности (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы. 3.1.2. Уровень стрессоустойчивости (низкий, норма, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы. 3.1.3. Уровень стабильности эмоционального состояния (низкий, средний, высокий). Исследование проводится с 1 по 11 классы. 3.1.4. Уровень адаптации обучающихся (адаптация, частичная адаптация, дезадаптация). Исследование проводится для классов переходного периода обучения: 1, 5, 10 классы. 3.2. В качестве основного средства комплексного мониторинга состояния психологического здоровья обучающихся по параметрам «уровень тревожности», «уровень стрессоустойчивости» и «уровень стабильности эмоционального состояния» в школе применяется метод наблюдения, который является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований. 3.3. Определяя наблюдение в качестве основного инструмента мониторинга, школа использует тип непосредственного наблюдения. 3.4. В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого процедуре, в соответствии с определённой целью и задачами исследования. При проведении наблюдения определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных. 3.5. Непосредственное наблюдение осуществляет классный руководитель, являясь включенным (причастным) наблюдателем, он включается в определенную социальную ситуацию, в той или иной мере участвует в жизни класса, становясь его членом, наблюдает происходящие в нем процессы и анализирует событие «изнутри» на основе разработанной и утверждённой критериальной базы. 3.6. Наблюдение по характеру является систематическим и охватывает как малые, так и большие группы обучающихся, что позволяет классному руководителю фиксировать все основные проявления психической деятельности ребенка в различных ситуациях. 3.7. Наблюдение проводится классными руководителями по специальным картам (лист наблюдения, чек-лист наблюдения), где обозначены уровни и критерии каждого из параметров (Приложения 1, 2). 3.8. Чек-лист заполняется еженедельно, отметки в графах ставятся только если у обучающегося (-ихся) выявлено неблагополучие по какому-либо критерию. Чек-лист с отметками сдается педагогу - психологу. После представления классными руководителями результатов наблюдения педагогпсихолог сводит общие данные по каждому из классов в единые показатели по возрастным категориям (1-4, 5-9, 10-11 классы) и выводит общий показатель школы (1-11 классы) 3.9. В качестве дополнительного средства комплексного мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся по параметрам «уровень тревожности», «уровень стрессоустойчивости» и «уровень стабильности эмоционального состояния» в школе применяется такой метод исследования как диагностика. 3.10. Диагностика проводится по следующим методикам: - Шкала безнадежности А.Бека; - Опросник одиночества Д. Рассела; - Индекс хорошего самочувствия (WHO-5 Well-BeingIndex). 3.11. Четвертый параметр психоэмоционального состояния - «социальнопсихологический уровень адаптации» - отслеживается педагогом-психологом и социальным педагогом. Для предоставления данных используются результаты исследования при подготовке к психолого-педагогическим консилиумам по классам, проживающим переходные периоды (1, 5, 10 классы). Результаты оформляются в специальные формы. 3.12.Диагностика социально-психологического уровня адаптации проводится по следующим методикам: - Определение степени адаптации ребенка к школе по Стандартной беседе Нежновой, 1 классы; - Методика самооценки «Дерево» Л.П. Пономаренко, 5,10 классы; - Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению ,модификация А.Д. Андреевой, 5, 10 классы; 3.13. По результатам, полученным в ходе исследований в рамках мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся, педагогпсихолог выделяет группу детей, с которыми необходимо провести дополнительное исследование. 3.16. При необходимости педагог-психолог составляет и реализует коррекционную (развивающую) программу для разных категорий обучающихся, требующих более пристального внимания педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения. 3.17. При необходимости педагог-психолог предоставляет рекомендации педагогам по преодолению школьной тревожности и формированию положительной мотивации к обучению 4. Порядок принятия и срок действия Положения 4.1. При принятии Положения учитывается мнение Совета родителей в порядке и в случаях, предусмотренных российским законодательством . 4.2. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора школы 4.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 4.4. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами региональных, федеральных органов управления образованием. Приложение №1 к положению о внутренней системе мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся Лист наблюдения за поведением учащихся ____________класса. (для классных руководителей 5 – 11 классов) Укажите, пожалуйста, напротив каждого фактора фамилии обучающихся, у которых наблюдается их проявление: № п/п Факторы: Ф.И. учащихся Факторы Изменение места учебы в течение 1. социальной учебного года. Смена двух или более ситуации школ за весь период обучения. Недавняя перемена места жительства. 2. 3. Беженцы из зоны боевых действий. 4. Стойкое отвержение сверстниками (изгои в классе). Разрыв отношений с близким другом, парнем (девушкой). Безответные чувства. Неприятности с законом (совершили преступление или правонарушение), унижение (стали жертвой преступления), физическое или сексуальное насилие. Негативная стигматизация со стороны окружающих (позорные клички, прозвища), буллинг (травля) сверстниками. Не успешность в учебе. Резкое снижение успеваемости. Неудачные попытки стать лидером или удержать позицию лидера. Резкое снижение социального статуса или материального статуса родителей. Тяжёлое заболевание близких родственников или самого ребенка. Тяжелый развод родителей, который произошел в последние полгода. Судебные тяжбы и конфликты родителей за опеку над детьми. Хронические конфликты в семье, враждебность между членами семьи. Высокий уровень требований и санкций требований и санкций в отношении ребенка наряду с отсутствием эмоциональной поддержки со стороны родителей. Пренебрежение потребностями ребенка. Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальный образ жизни семьи. Недавняя смерть близкого родственника. Суициды родственников в семейной истории. Были свидетелями суицида. Употребление наркотиков, алкоголя, 5. 6. 7. 8. 9. 1. Факторы семейной ситуации 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. Поведенческие факторы 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. Психологические факторы 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. игромания, чрезмерная зависимость от соцсетей. Резкий набор или потеря веса. Кардинальное изменение режима питания. Резкое изменение стиля поведения и способов общения. Стремление к рискованным действиям, частные случаи травматизма. Интерес к литературе, музыке, связанной с темой смерти. Принадлежность к группам деструктивной направленности. Прямые или косвенные высказывания (не в шутку) о возможности суицидальных действий (жизнь надоела, скорее бы все закончилось, хочется заснуть и не проснуться, вам без меня будет лучше, и т.п.) Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т.п.) Суицидальные попытки и суицидальные намерения в прошлом. Перфекционизм и высокая степень ответственности (поставленная перед самим собой или выставленная родителями). Преобладание негативного эмоционального фона, безнадежность, душевная боль, отсутствие планов на будущее. Эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения), импульсивность, аффективность, демонстративность. Чрезмерная нетерпеливость, злость, нетерпимость критики, тревожность, защитная агрессия. Нарушение половой идентификации (заинтересованность в ЛГБТ течении). Потеря интереса к деятельности, ранее приносившей удовольствие (резко бросили хобби, посещение спортшколы, музыкальной школы др.). Причинение себе физического вреда, самоповреждения (царапины и порезы). Стремление к изоляции, уединению, уход от участия в классных и школьных мероприятиях. Присутствие чувства подавленности и «ненужности». Классный руководитель:______________________________/_______________/ «_____»____________________________20______г.