Рабочая программа по Литературе 10-11классы

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2021 года протокол №1
Председатель_________/Панова О.А.//
Подпись руковадителя ОУ
Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
(указать учебный предмет, курc)
Уровень образования (класс) основное общее образование 10-11 кл.
( начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов
204
Уровень базовый
Учитель
Денисова С. Н.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО
На основе примерной программы по литературе ФГОС ООО (сайт www.fgosreestr.ru)
ООП ООО МБОУ СОШ № 28, утвержденной на Педагогическом совете (№1 от 31,08,2021)
С учетом УМК предметная линия учебников под редакцией Ю,В.Лебедева, В.П.Журавлева. Москва>>Просвещение<<.2019
год
Учебники : Литература. 10 класс Ю. В. Лебедев. Москва .>> Просвещение .<<2021.
Литература. 11 класс. Под редакцией В .П. Журавлева. Москва.>> Просвещение<<. 2021

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям наро- да, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных
произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осоз нания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных
героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью
героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природ- ной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей
персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в
действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов,
необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать про- исходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать

принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Предметные результаты:
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных
устных письменных высказываниях;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач;
готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных
идеалов;

формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, воспитание нравственного сознания и поведения на
основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в процессе освоения нравственных основ художественной словесности XIX века;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства; формирование глубокого уважения к
духовному наследию, воплощенному в русской классической литературе XIX века;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
подготовка к осознанному выбору будущей профессии при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области.

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Введение(3ч). Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция
русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика»
либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа
нигилистов.Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников. И.С.Тургенев (10 ч) Этапы биографии
и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная
атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой.
Базаров и его родители. Базаров - нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.
Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт
жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные
позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера.
Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа. Н.Г.Чернышевский (3 ч) Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского.
Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения.
Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек». И.А.Гончаров (8 ч) Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров.
«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие
«обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы
в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе.
Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное
мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа. А. Н. Островский (9 ч) Этапы биографии и творчества. Анализ комедии

«Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия.
Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний
конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.
«Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое
мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Ф. И. Тютчев (3 ч ) Ф.И. Тютчев.
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим.», «Нам не дано предугадать.», «К. Б.» («Я
встретил вас - и все былое.»), «Эти бедные селенья.», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев - поэт-философ и певец
родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное
своеобразие и ритмическое богатство стиха. Н. А. Некрасов (10 ч) Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день,
часу в шестом.», «Мы с тобой бестолковые люди.», «Я не люблю иронии твоей.», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода.»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт.», «Внимая ужасам войны.», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба.», «Умру я скоро.». Очерк
жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и
деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его
близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет,
жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации
повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о
счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря
святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. А. А. Фет (3 ч) А.А. Фет.
«Поэтам», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега.» «Заря прощается с
землею,,,», «Облаком волнистым.», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и
душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий. А.К.Толстой(2 ч.) Этапы биографии
творчества. Основные темы и идеи лирики А.К.Толстого.Лирика природы,любовная лирика. М. Е. Салтыков-Щедрин (3ч) Этапы биографии и
творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества. «История одного города»
как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и
«глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического
изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола). Ф. М. Достоевский (10ч) Ф.М. Достоевский. Этапы
биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников
среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности.
Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и
Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение
человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство
ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки
нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в
романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога. Л.Н.Толстой (17 ч) Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея:
проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 18051807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в
романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года - Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское
сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война.
Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила

исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История
создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии
характеров персонажей. Женские образы романа - Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства.
Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний
монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и
внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире. Н. С. Лесков (3 ч) Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его
творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести.
Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя.
Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов
духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин - один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности
лесковской повествовательной манеры сказа. Страницы зарубежной литературы конца XIX - начала XX века (3 ч) Обзорная лекция по
творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты
героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины.
Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. А. П. Чехов (9 ч) А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в
рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя:
внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования. Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема
ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе.
Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью
существования - основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи.
Новаторство Чехова- драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Подведение итогов года (4 ч) Мировое
значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся
11 класс
Введение.(3ч.) Изучение языка художественной литературы Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка.Теория.
Художественный текст. Поэтический язык.
Мировая литература рубежа 19-20 вв. Содержание понятия «мировая литература» Характерные черты. . Т.-С.Элиот, Э.-М. Ремарк. Жизнь и
творчество, судьба и творчество.
Русская литература начала 20 века Литературные искания и направленияфилософской мысли. Золотой и серебряный век русской литературы.
Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века.Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
И. А. Бунин (5ч.) Традиции русской классики в поэзии. Лирическая проза писателя. Философская направленность творчества. Тема России и тема
любви. Эстетическое кредо писателя.Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений.
Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания
и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социальнофилософским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».
Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной
манеры И. А. Бунина.
А. И. Куприн.(4) Жизнь и творчество, личность писателя. Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по
выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее

обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести.
Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый
браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе
Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Куприн-мастер рассказа.
«Юнкера», «Жанета»
Контроль: контрольное сочиенение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна..
Л.Н. Андреев(1ч) Жизнь и судьба. На перепутьях реализма и модернизма. Андреев и символизм. Писатель-экспрессионист. Рассказ «Большой
шлем». Трагический смысл финала рассказа.
И. С.Шмелёв.(1ч.) Трагедия писателя. Начало творческого пути. Повесть «Солнце мертвых». Творческая индивидуальность. Язык произведений
Шмелева.
Б.К. Зайцев(1ч.) Память о России. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский».
Беллетризованные биографии.
А.Т.Аверченко. Журнал «Сатирикон». Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Рассказы «Дюжина ножей в спину революции».Рассказы.
Развитие представлений об иронии и пародии.Тэффи. Художественный мир. Юмористические образы рассказов Тэффи. Мысли о России. Оценка
таланта писательницы современниками. различие юмора и сатиры А.Т.Аверченко и Тэффи.(1ч.)
В. В. Набоков (1ч)Память о России. Начало творчества. Классические традиции в романах писателя. Язык и стилистическая индивидуальность.
Роман «Машенька». Феномен языка Набокова.
Особенности поэзии начала 20 века Серебряный век как литературно-эстетическая категория.(1ч) Художественные открытия поэзии начала
20 века. Своеобразие поэтического почерка. Темы творчества. Образ Родины. Лирический герой. Творческие искания.
Русский символизм.(1ч) Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии серебряного века.Эстетические программы модернистских
объединений.
В. Я. Брюсов. (1ч)Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному
поэту», «Антоний», «Сумерки», «Я».. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история,
смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
К. Д. Бальмонт.(1ч) Слово о поэте. Стихотворения. «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю мудрости», «Я мечтою ловил уходящие
тени», «Лунный луч», «Фантазия». Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как
выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»).
Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
И. Анненский, Ф.Сологуб, А.Белый (1ч) Основные этапы жизни.Стихотворения А.Белого «На горах», «Отчаянье», И.Ф.Аненского
«Мучительный сонет», «Смычок и струны»,Ф.Сологуба «В тихий вечер на распутье двух дорог». Основные темы и мотивы лирики поэтов.
Русский акмеизм.(1ч) Истоки. Литературные манифесты акмеистов.Эстетика акмеизма, основные принципы, отличительные черты.Влияние
акмеизма нга последующее развитие русской литературы 20 века. Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность,
действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических
образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Русский футуризм.(1ч) Футуризм как литературное течение модернизма. Характерные черты эстетики футуристов.Лирика И.
Северянина, Стихотворения: «Я, не Игорь Северянин…», «Ананасы в шампанском». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность
поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.Владислав Фелицианович Ходасевич. Жизнь в России. Причина
эмиграции.Ранняя лирика. «Акробат», «Воспоминанье».

М. Горький.(6ч) Биография. Ранние рассказы. «Макар Чудра» Романтический пафос и реализм рассказа. Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах
Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма.
Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения,
иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда
утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Литературные портреты. Пафос «Несвоевременных мыслей» Горького.
Контроль: контрольное сочинение по творчеству М.Горького.
А.Блок.(4ч) Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась.
Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для Акмеизм. Футуризм
(начальные представления). изучения).«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева.
Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации.
Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь
России в цикле «На поле Куликовом».
Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие
современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Гармония
несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях 6 произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в
поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.Статья А.Блока «Интеллигенция и
революция»
Контроль: контрольное сочинение по творчеству А.Блока.
Новокрестьянская поэзия.(1ч) Н.А. Клюев. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Изба – святилище земли», «Голос народа», «Рождество избы».
Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и
др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской
поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
С. А. Есенин.(4ч) Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Мой край задумчивый и нежный…», «Край любимый,
сердцу снятся…», «Русь», «Запели тесаные дроги…»,»Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные
ветры…», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не
плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст». «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека.
Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема
в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка.
Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской
деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы
быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Поэма «Анна Снегина». лирическое и эпическое в поэме. Образы лирических героев. Смысл финала поэмы.
В.В. Маяковский (4ч)Биография. Футуризм. Поэтика Маяковского. Рифма и ритм его стихов. Неологизмы. Поэмы Маяковского. Новаторство
поэта.Стихотворения Поэма «Облако в штанах».Маяковский и революция. Поэма «Хорошо». Пьесы «Клоп», «Баня». Сатира Маяковского. Лирика
Любви.

Литературный процесс 1920-х годов(7ч) Народ и революция- поэтические обобщения. Литературные группировки. Творчество А.М.Ремизова,
Д.А.Фурманова, А.С. Серафимовича.А.А. Фадеев. Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Разгром». Проблема гуманизма и нравственного выбора
героя. Путь становления героев. Смысл названия произведения.И.Бабель. Жизнь и творчество писателя (обзор). «Конармия»-цикл новелл. Тема
революции и Гражданской войны. Реалистическое изображение человека в потоке революционных событий.Е. Замятин Жизнь и творчество писателя
(обзор). Роман «Мы». Жанр утопии иантиутопии. актуальность романа. Различные интерпретации произведения.
М. Зощенко.(1ч) Жизнь и творчество писателя (обзор). Сатирические рассказы.
Индивидуальный стиль писателя. Юмор и сатира.
Контроль: зачетная работа 1ч)
Общая характеристика литературы 1930-х годов. (1ч)
А. П. Платонов. (2ч) Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Сокровенный человек». «Котлован» Высокий пафос и острая сатира платоновской
прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи
«общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с
традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
М. А. Булгаков.(6ч) Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». История создания романа «Белая гвардия».
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и
гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая
широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История
создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость
повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и
Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.
А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор).
Контроль: сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
М. И. Цветаева.( 2ч)Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в
руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...». «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в
творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи
(революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии
поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.
Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Поэмы «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца» (обзор)
О. Э. Мандельштам.(1ч) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую
доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы
живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово,
словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и
философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав».
Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
А. Толстой.(1ч) Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Детство Никиты», роман «Хождение по мукам» (обзор) автобиографическая повесть. Тема
русской истории в литературе 30-х годов. А.Н. Толстой. «Петр I»: проблематика и художественное своеобразие

романа.
М. Пришвин.(1ч) Жизнь и творчество. (Обзор.) Путевые очерки. «Черный араб». Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень».
Сказки о Правде. «Кладовая солнца». Дневник как дело жизни.
Б. Л. Пастернак(2ч). Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне
хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...».
(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий.
Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации
романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные
мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с
проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
А. А. Ахматова.(4ч) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к
чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто,
мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской
лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема
ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике
Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма
«Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство
скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». «Поэма без героя». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции
поэмы.
Н.А.Заболоцкий(1ч) Биография. Первые поэтические публикации. «Завещание», «Я не ищу гармонии в природе…» «Гроза идет». Трагедия поэта.
Философский характер произведений Заболоцкого. Кредо поэта.
Тест по творчеству А.Ахматовой.М.Цветаевой,О.Мандельштма,Н.Заболоцкого,Б.Пастернака.(1ч)
М. А. Шолохов.(7ч) Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Донские рассказы», «Лазоревая степь», «Родинка», «Чужая кровь» «Шибалково
семя».
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи.
Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ
главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в
произведении.
Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А.
Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские
традиции в русской литературе XX века.
Контроль: сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Из мировой литературы 30-х годов
О.Хаксли.(1ч) «О дивный новый мир»: антиутопия. Специфика жанра и композиции произведения. Проблема дегуманизации общества в процессе
технического прогресса.
Литература периода Великой отечественной войны (обзор).(7) Писатели на фронтах ВОВ. Первые публикации во фронтовой печати. Проза
Великой отечественной войны.Поэзия. Драматургия
А. Т. Твардовский Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Своеобразие поэмы «Трава Муравия». Журналистская работа во
фронтовой печати. «Книга про бойца» «Василий Теркин». Поэмы «Дом у дороги» и «За далью-даль». Исповедальная лирика. Поэма «По праву памяти».

А.И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком
обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине
лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Рассказ «Матренин двор»Сюжет , композиция, пролог.
«Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). автобиографизм творчества А.И.Солженицына.
Из мировой литературы.(1ч) Э.Хемингуэй Повесть «Старик и море».
Полвека русской поэзии.(1ч) Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов-фронтовиков. Поэзия шестидесятников. Сохранение
классических традиций в 70-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм.
Русская проза В 1950-1990годы Новый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм.И.А.Бродский Жизнь. Творчество.
(Обзор.). Творческая самостоятельность. Бродский - «поэт культуры», усложненный «культурный багаж» его поэзии. Русская и западная ориентация
творчества. Широта тематического диапазона «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Пилигримы», «Рождественский романс». Поэтика Бродского,
определяемая как «странная архитектура». Эксперименты Бродского с поэтическими жанрами.
Современность и «постсовременность» в мировой литературе(1ч)
Русская проза 1950-2000 г.
« Лейтенантская проза.» В.П.Некрасов « В окопах Сталинграда».(1ч)
« Деревенская проза». Обзор повестей Б.А. Можаева. «Живой», В.И. Белова « Привычное дело».(1ч)
Городская проза» в русской литературе 1960-1980 гг. Концепция личности в «городской прозе».
Обзор повести Ю.Трифонова «Обмен». Нравственная проблематика произведения.(1ч)
В.Г.Распутин(1ч) Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Прощание с Матерой» изображение патриархальной русской деревни, мало затронутой
пагубным влиянием цивилизации. Экология души — экология природы.
В.М.Шукшин(1ч) Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Тематическое новаторство прозы Шукшина. Соседство комических элементов с
трагическими в изображении повседневной жизни совре- менной деревни. Нравственные искания героев. Своеобразие «чудаковатых» персонажей.
«Неравнодушный реализм» Шукшина: «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Обида».
А.В. Вампилов(1ч) .Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор). Пьеса «Утиная охота». Традиции и новаторство в драматургии писателя. Ф.Абрамов.
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор). Повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Новаторство «деревенской прозы» Абрамова.(1ч)
Анализ повестей К.Воробьева «Убиты под Москвой», В.Кондратьева «Сашка», Е.Носова
«Усвятские шлемоносцы». Автобиографичность и документальность произведений. Своеобразие развития военной темы.(1ч)
Контроль: контрольная работа за курс 11 класса.

Раздел

Количество
часов

Основное содержание по
темам

Характеристика основных видов
учебной деятельности

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Введение

И.С. Тургенев

3

10класс (102ч)
Становление и развитие
реализма в русской литературе 19
века.Обзор русской литературы и
критики второй половины 19 века.

10

Этапы биографии и творчества
И.С. Тургенева. Рассказы цикла
«Записки охотника». Творческая
история романа и своеобразие
романа «Отцы и дети».
Общественная атмосфера и ее
отражение в романе.

Н.Г.
Чернышевский

3

Этапы биографии и творчества
Н.Г.Чернышевского. Творческая
история романа «Что делать?».

И.А.Гончаров

8

Основные этапы жизни и
творчества И.А. Гончаров.

Знание основного круга тем и проблем
русской литературы. Умение владеть

1,2,3,4,5,6,7,8

изученной терминологией; умение
устанавливать внутри предметные связи;
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками
Знание основных фактов биографии
1,2,3,4,5,6,7,8
писателя; умение анализировать произведение
с точки зрения его идейно-тематической
направленности. Знание основных фактов
биографии писателя; умение анализировать
произведение с точки зрения его идейнотематической направленности. Умение
определять роль героев в раскрытии
авторского замысла, сопоставлять героев
романа.
Знать основные факты биографии писателя, 1,2,3,4,5,6,7,8
особенности его мировоззрения и творческого
кредо; уметь анализировать полученную
информацию для полного анализа
лирического произведения. Уметь
анализировать полученную информацию для
полного анализа лирического произведения.
Знание основных фактов биографии
1,2,3,4,5,6,7,8
писателя, умение осознанно использовать

«Обломов». История создания.
Особенности композиции романа.

А.Н.Островский

9

Этапы биографии и
творчества. Анализ комедии
«Бесприданница». Драма «Гроза».

Ф.И.Тютчев

3

Очерк жизни и творчества.
Тютчев - поэт-философ и певец
родной природы. Раздумья о
жизни, человеке и мироздании.
Тема родины.

Н.А. Некрасов

10

Основные темы и идеи в
творчестве Н.А. Некрасова.

А.А.Фет

3

Точность в передаче
человеческого восприятия картин
родной природы, оттенков чувств
и душевных движений человека.
Фет и теория «чистого искусства».

А.К.Толстой

2

Этапы биографии творчества.
Основные темы и идеи лирики
А.К.Толстого.Лирика
природы,любовная лирика.

речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации. Знание содержания романа,
характеристика героев, понимание значения
конкретных эпизодов в контексте авторского
замысла.
Знание основных фактов биографии
писателя, умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации. Знание содержания
произведения, характеристика персонажей;
умение воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать
прочитанное произведение.
Умение преобразовывать материал
опорного конспекта для решения
познавательных задач, устанавливать
внутрипредметные связи. Умение
интерпретировать лирические произведения,
владеть изученной терминологией..
. Владение навыками анализа лирического
произведения; понимание связи литературных
произведений с эпохой их написания.
Владение навыками анализа лирического
произведения; владение изученной
терминологией. Понимание связи
литературного произведения с эпохой его
создания; умение анализировать поэму с
точки зрения её содержания и родо-жанровых
особенностей.
Совершенствование навыков анализа
лирического стихотворения. Владение
навыками анализа лирических произведений;
владение изученной терминологией.
Совершенствование приёмов анализа
лирических произведений.Совершенствование
приёмов анализа лирических произведений;
владение изученной терминологией.
Умение оценивать возможности
выполнения учебных задач; владение
письменной речью; иметь навыки творческой

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

М. Е. СалтыковЩедрин

3

Этапы биографии и творчества
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Жизненная позиция писателя.

Ф.М.Достоевский

10

Ф.М. Достоевский. Этапы
биографии и творчества.
Творческая биография Ф.М,
Достоевского. Роман
«Преступление и наказание»

Л.Н.Толстой

17

Л.Н. Толстой. По страницам
великой жизни. «Война и мир» роман-эпопея: проблематика,
образы, жанр.

Н.С. Лесков

3

Краткая справка о жизни и
творчестве писателя. Судьба его
творчества. Художественный мир
произведений Н.С. Лескова.
«Очарованный странник»

Страницы
зарубежной
литературы конца
XIX - начала XX

3

Г. де Мопассан. «Ожерелье».
Грустные раздумья автора о
несправедливости мира. Мечты
героев и их неосуществимость.

деятельности.
Знание основных фактов биографии
писателя, особенностей его мировоззрения и
творческого кредо; Умение применять и
преобразовывать материал опорного
конспекта для решения познавательных задач.
Совершенствование навыков анализа
эпического произведения.
Знание основных фактов биографии
писателя, особенностей его мировоззрения
умение применять и преобразовывать
материал схемы для решения познавательных
задач урока. Умение оценивать возможности
выполнения учебных задач; владение
письменной речью; иметь навыки творческой
деятельности.
Знание основных фактов биографии
писателя, особенностей его мировоззрения
умение применять материал опорного
конспекта для решения познавательных задач.
Формирование и развитие компетентности в
использовании. Умение анализировать
произведение с позиций идейно-тематической
направленности, преобразовывать и
применять материал, предъявленный в
свёрнутом виде, для решения познавательной
задачи. Умение применять алгоритм
произведения анализа эпического эпизода
произведения, определять роль героев в
раскрытии авторского замысла.
. Знание основных фактов биографии
поэта и его взглядов; формирование навыков
анализа лирического произведения. Знание
содержания произведения, характеристика
персонажей; умение воспринимать,
анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное произведение.

Осмысление вечных философских
проблем бытия.Поиск сведений о
писателей с использованием справочной и
художественно-публицистической

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

века
А. П. Чехов

Подведение итогов
года

9

4

Тонкость психологического
анализа

литературы. Знание основных фактов

А.П. Чехов. Этапы биографии и
творчества. Тема гибели души в
рассказе «Ионыч». Рассказы
Чехова, своеобразие их тематики
и стиля. Проблема
ответственности человека за свою
судьбу

А.П. Чехов. Этапы биографии и
творчества. Тема гибели души в рассказе
«Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие
их тематики и стиля. Проблема
ответственности человека за свою судьбу.

Мировое значение русской
литературы. Тестирование по
выявлению читательского уровня
учащихся

Проверка читательской грамотности.

биографии.

1,2,3,4,5,6,7,8

Умение оценивать возможности выполнения
учебных задач; владение письменной речью;
иметь навыки творческой деятельности.

1,2,3,4,5,6,7,8

11 класс( 102ч)
Знать логику развития историколитературного процесса на материале темы

1,2,3,4,5,6,7,8

Живописность, напевность,
философская и психологическая
насыщенность, тонкий лиризм
стихотворений Бунина

Знать основные биографические сведения о
И.А. Бунине, особенности произведений,
художественные тропы и фигуры, значение
творчества писателя для литературного
процесса.. .

1,2,3,4,5,6,7,8

4

Внутренняя цельность и красота
«природного» человека. Жизнь и
творчество А.И Куприна

Знать основные биографические сведения об
А.И.Куприне, содержание произведения,
особенности жанра и конфликта
произведения

1,2,3,4,5,6,7,8

6

Л.Н..Андреев,И.С. Шмелев,
Б.К. Зайцев,Аверченко
Теффи,В.В. Набоков.
«Короли смеха» из журнала
«Сатирикон». Развитие традиций
отечественной сатиры в творчестве

Уметь анализировать и интерпретировать
художественное произведение .
Уметь эмоционально отвечать
литературному тексту, анализировать
явления, сцены и все произведение в целом,
свободно использовать

1,2,3,4,5,6,7,8

Введение

3

И.А.Бунин

5

А.И.Куприн

Литература 192030гг

Серебряный век

8

М.Горький

6

А.А. Блок

4

А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши
Черного, Дон Аминадо.
Литература и публицистика
послереволюционных лет как
живой документ эпохи.
В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт,
И.Анненский, Ф.Сологуб,
А.Белый
О.Мандельштам.
Трагизм поэтического мышления
О. Мандельштама

Знать истоки, сущность и
хронологические границы «русского
культурного ренессанса», художественные
открытия поэтов «нового времени»: поиски
новых форм, способов лирического
самовыражения, утверждение особого
статуса художника в обществе .
Различать основные направления в русской
поэзии начала XX века
(символизм, акмеизм, футуризм). Уметь
видеть главное в прочитанном тексте,
аргументировано формулировать свое
отношение к стихам О.Э. Мандельштама

1,2,3,4,5,6,7,8

Страницы жизни. «Старуха
Изергиль».Воспевание красоты и
духовной мощи свободного
человека

Знать основные биографические сведения о
М.Горьком, особенности романтических
произведений, значение творчества писателя
для литературного процесса. Уметь видеть
главное в прочитанном тексте,
аргументировано формулировать свое
отношение к произведению.

1,2,3,4,5,6,7,8

Поэма «Двенадцать». Образ
«мирового пожара в крови» как
отражение» музыки стихий» в
поэме

Понять, как факты личной биографии
отражаются в поэзии Блока, увидеть
значение образа России в творчестве поэта,
идейно-художественное своеобразие поэмы
«Двенадцать» .
Знать основные биографические сведения об
А.А. Блоке, содержание

1,2,3,4,5,6,7,8

Знать основные биографические сведения о
Н.Клюева, особенности романтических
произведений, значение творчества писателя
для литературного процесса. Уметь видеть
главное в прочитанном тексте,
аргументировано формулировать свое
отношение к произведению
Природа родного края и образ России в
лирике Есенина. Религиозные мотивы в
ранней лирике поэта... Богатство
поэтической речи, народно-песенное начало,
философичность как основные черты
есенинской поэтики.
Знать основные биографические сведения об
авторе, содержание произведений, основные
тезисы критических статей по теме,
особенности жанра и конфликта
произведения, роль символики, новые
понятия

1,2,3,4,5,6,7,8

В. В. Маяковский.Тема поэта и
толпы в ранней лирике .
Тема «художник и революция», ее
образное воплощение в лирике
поэта

Понять тему поэта и толпы в ранней лирике
В.В.Маяковского. Город как «цивилизация
одиночества» в лирике поэта.
Уметь анализировать произведения,
свободно использовать конкретные понятия
теории литературы

1,2,3,4,5,6,7,8

Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний

Духовная атмосфера десятилетия и ее
отражение в литературе и искусстве

1,2,3,4,5,6,7,8

Метафоричность художественного
мышления А.Платонова в повести
«Котлован.
Юмористическая проза 20-х годов.
Стилистическая яркость и
сатирическая заостренность
новеллистического сказа
М.Зощенко (рассказы 20-х годов).

Понять самобытность художественного
мира писателя. Смысл трагического финала
повести «Котлован».Роль «ключевых» словпонятий в художественной системе
писателя.
.
Знать: пути развития литературы в ХХ веке
Уметь: анализировать и интерпретировать
художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы

1,2,3,4,5,6,7,8

Новокрестьянские
поэты

1

Н.Клюев.Прославление
деревенского быта и природы.

С.Есенин

4

С. А. Есенин. Природа родного края
и образ Руси в лирике поэта

В.В. Маяковский

4

Литературный
процесс 1920-30г.

8

А.П.Платонов,
М.Зощенко

1,2,3,4,5,6,7,8

.
Контроль знаний

Контрольная работа

1

М.А. Булгаков

6

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и
Маргарита».История создания
,композиция, жанровое
своеобразиее .
Взаимодействие трех
повествовательных пластов
образно-композиционной системе
романа.

Знать основные биографические сведения об 1,2,3,4,5,6,7,8
авторе, содержание произведения.
Понять, что «Мастер и Маргарита» - «романлабиринт» со сложной философской
проблематикой

М.И. Цветаева

2

Исповедальность, внутренняя
самоотдача, максимальное
напряжение духовных сил как
отличительная черта поэзии М.
Цветаевой

1,2,3,4,5,6,7,8

Б.Л. Пастернак

2

Доктор Живаго». Интеллигенция и
революция в романе
Нравственные искания героя.

Знать основные биографические сведения о
М.И.Цветаевой, особенности лирических
произведений, художественные тропы и
фигуры., особенности жанра ,роль
символики в стихах, новые понятия,
соотносить произведения с литературными
направлениями эпохи
Знать основные биографические сведения о
Б.Л. Пастернаке, особенности лирических
произведений, художественные тропы и
фигуры., особенности жанра и конфликта
поэмы, роль символики в стихах, новые
понятия, соотносить произведения с
литературными направлениями эпохи.
Черты нового лирико-религиозного
повествования в романе «Доктор Живаго

А.А. Ахматова

4

Раздумья о судьбах России в
исповедальной лирике .
«Реквием». Монументальность,
трагическая мощь поэмы

Знать основные биографические сведения о
А.А.Ахматовой, особенности лирических
произведений, художественные тропы и
фигуры., особенности жанра и конфликта
поэмы, роль символики в стихах, новые
понятия, соотносить произведения с
литературными направлениями эпохи.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

Н.А. Заболоцкий

1

Тест по творчеству
поэтов серебряного
века
М.А. Шолохов

1

7

Н.А.Заболоцкий.
Вечные вопросы о сущности
красоты и единства природы и
человека в лирике поэта.
Контроль знаний

Знать определение «тихая» лирика;
напевный стих

М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество,
Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и
масштабность шолоховского эпоса.
«Донские рассказы» как пролог
«Тихого Дона». Картины жизни
донского казачества в романе.
Изображение революции и
Гражданской войны как
общенародной трагедии личность .

Знать основные биографические сведения об
авторе, содержание произведений, основные
тезисы критических статей по теме,
особенности жанра и конфликта. Знать
основные биографические сведения о
писателе соотнести его произведение с
литературными и историческими событиями
эпохи.

Знать основные биографические сведения о
1,2,3,4,5,6,7,8
О. Хаксли, особенности произведений,
значение творчества писателя для
литературного процесса. Уметь видеть
главное в прочитанном тексте,
аргументировано формулировать свое
отношение к произведению
Иметь представление о жизни и творчестве 1,2,3,4,5,6,7,8
писателя, знать историю и проблематику
романа, его жанровую природу, уметь
производить сравнительную
характеристику героев, соотносить их с
авторским замыслом и успешностью его
реализации, отбирать необходимый
текстовый материал, создавать
развёрнутое аргументированное устное
высказывание, уметь оформлять материал
в виде таблицы

Из мировой
литературы
О.Хаксли

1

О.Хаксли. Образ внутреннего
мира.

Литература периода
ВОВ

8

А.И.Солженицын. Творческий путь
писателя .
«Лагерная» проза. «Один день
Ивана Денисовича».
Творчество А.Т.Твардовского

А.Т.Твардовский. Жизнь и
творчество. Лирика
А.Т.Твардовского.
Л.Леонов .Обзор жизни и
творчества и роман « Русский лес»философия патриотизма Вихрова.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

.

Воссоздание «громадного мира зрения» в

творчестве писателя

Иметь представление о жизни и
творчестве писателя, знать историю и
проблематику романа.
Знать основные биографические сведения о
Э.Хеменгуэе, особенности произведений,
значение творчества писателя для
литературного процесса. Уметь видеть
главное в прочитанном тексте,
аргументировано формулировать свое
отношение к произведению
Осмысление Великой Победы 1945
Уметь видеть главное в прочитанном тексте,
года в 40-50-е годы ХХ века. Поэзия аргументированно формулировать свое
Ю.Друниной, М.Дудина,
отношение к произведению.
М.Луконина,
С.Орлова, А.Межирова. Повесть «В
окопах Сталинграда» В.Некрасова.
Проза советских писателей,
выходящая за рамки нормативов
социалистического реализма
(повести К.Паустовского)

1,2,3,4,5,6,7,8

Эволюция модернистской и
постмодернистской прозы.
/Многообразие течений и школ
«новейшей» словесности («другая
литература», «андеграунд»,
«артистическая проза», «соц-арт»,
«новая волна»)./ Современная
литературная ситуация: реальность
и перспективы

1,2,3,4,5,6,7,8

Из мировой
литературы
Э.Хеменгуэй «
Старик и море»

1

Русская проза 50-90
гг

10

Новейшая проза

1

Контрольная работа

2

1,2,3,4,5,6,7,8

Итоговый урок

2

1,2,3,4,5,6,7,8

ИТОГО:

102 часа

Э.Хеменгуэй « Старик и море»

Знать логику развития историколитературного процесса ХХI века

1,2,3,4,5,6,7,8

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

Методического объединения

______________

учителей гуманитарного цикла

_______________ 2022 года

МБОУ СОШ № 31

__________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».