КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ БЕЛОГЛИНСКИЙ РАЙОН СТ. УСПЕНСКАЯ. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31ИМЕНИ С.Н.ПОТАПОВА Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08. 2020 года протокол №1 председатель педсовета ___________ Панова О.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ОБЖ Уровень образования (класс) среде общее образование 10-11класс Количество часов Учитель 68 ч Ельников А.П. Программа разработана в соответствии и на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897) Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15. Авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников . 10-11 классы. Под редакцией Ким С.В., В.А.Горский. Авторы Ким С.В., В.А.Горский », издательство ВентанаГраф,2020.—105с.—(Российскийучебник). 2020г Пояснительная записка Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования(утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645); Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537); Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля2010 г. №134р); Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности; Авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1011 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы Ким С.В.,ГорскийВ.А.), 2019 год. Программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 35 ч, по учебному плану МБОУ СОШ № 32 34ч, но программа выполняется. Основные цели изучения предмета ОБЖ: — содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутреннихугроз; — содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; — формирование основ экологического мышления,осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности; — осознание ответственности и потребности вформировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности; — профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического по ведения, отрицательного отношения к приему психоактивныхвеществ, в том численаркотиков. задачи в образовательном процессе: обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование уменийпредвидетьираспознаватьопасности,грамотнодействовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания; воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и средеобитания; развитие личных духовных и физических качеств: само дисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественнуюбезопасность. При отборе содержания курса авторы исходили изследующих педагогическихпринципов: Социогуманитарная обусловленность — учет требований Федерального государственного образовательного стандарта в предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности». Природосообразность— учет возрастных психофизических особенностей и потребностей старшеклассников, актуализация субъектной позиции обучающихся по социально правовой подготовке в области безопасности жизнедеятельности. Преемственность всех ступеней образования — информационнометодическое соответствие целей и содержания предмета ОБЖ в средних и старших классахшколы. Научность, связь теории с практикой — опора на методологические средства теории безопасности жизнедеятельности; формирование конкретныхумений. Системность — представление среды и ее объектов в качестве систем, изучение взаимодействия которых ведет к анализу причин и следствий проявления опасностей в среде жизнедеятельности. Интегративность— межпредметные и внутрипредметные связи гуманитарного и естественнонаучного знания по проблеме безопасностижизнедеятельности. Культуросообразность— расширение представлений о ценности, значимости культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества, о ее месте и роли в совокупном комплексе общей культуры жизнедеятельности человека и общества в современной средеобитания. Планируемые результаты освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Личностные результаты: • развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к • • • • • саморазвитию и личностному самоопределению на основе социальноодобряемыхирекомендуемыхмоделейбезопасногоповедения,определяющихкачествоформирова ния индивидуальнойкультурыздоровьяибезопасностижизнедеятельности человека в средеобитания; формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности; развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной средыобитания; формирование гуманистических приоритетов всистеме ценностносмысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурномсоциуме; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественнойценности. Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают: • • • • • • • • • • • • • умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения,систематизации иинтерпретации): формулироватьличныепонятияобезопасностииучебнопознавательную проблему(задачу); анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайныхситуаций; выявлять причинноследственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайныхситуациях; выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личнойбезопасности; находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационныхресурсов; применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образажизни; умения коммуникативные: взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог,понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иноемнение; выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства; умения регулятивные (организационные): саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательнойтраектории; владениенавыкамиучебноисследовательскойипроектнойдеятельности; владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения; владениепрактическиминавыкамипервойпомощи,физической культуры, здорового образа жизни,экологического поведения,психогигиены. • • • • • • • • • • • • • • • • • Предметные результаты предполагают формирование ос нов научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;о социальнодемографическихи экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,включаяпротиводействиеэкстремизму,терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военносиловых ресурсах государства по защите населения и территорий; в ценностноориентационной сфере: ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззренияи мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения; осознание личной ответственности за формирование культуры семейныхотношений; в коммуникативной сфере: умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации; умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальнойситуации; стремлениеиумениенаходитькомпромиссноерешение в сложнойситуации; в эстетической сфере: умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающегомира; умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности); в бытовой, трудовой и досуговой сфере: грамотное обращение с бытовыми приборами,техническимиустройствами; соблюдение правил дорожного движения и поведения натранспорте; соблюдение правил отдыха в загороднойзоне; знание номеров телефонов для вызова экстренных служб; умение оказывать первуюпомощь; правоохранительное поведение в социальной и природоохраннойсфере; в сфере физической культуры и здорового образа жизни: накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивнооздоровительной деятельности, здорового образа жизни; выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность; соблюдение рационального режима труда и отдыха для того,чтобывыдерживатьвысокуюумственнуюнагрузку старшеклассников,осуществлятьпрофилактикуутомления и дистресса здоровыми способами физической активности; умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальныхситуациях. Особенности содержания курса В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных законов Российской Федерации и других нормативноправовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы курса принят модульный принцип ее построения и принцип «мини макса»котборуинаполнениюучебнопознавательнойинформацией. Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута старшеклассника в образовательномпространствереальнойивиртуальнойинформацииповопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация, научнопрактические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности. Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих весь объем содержания курса ОБЖ, а принцип «минимакса» положен в основу структурирования учебной информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет: — эффективнее организовать учебновоспитательныйпроцесс по формированию культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников с учетом ресурсных возможностей разных типов организаций основного образования и особенностей среды жизнедеятельности населения разных регионов России; — обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в учреждениях основного и дополнительногообразования; — разработать варианты оценки достижений учащихся на репродуктивном, продуктивном, творческом уровнях, используя методы шкалирования, балльнорейтинговой оценки, кредитномодульной, экспертной оценки портфолио, позволяющие проследить продвижение школьника наиндивидуальном образовательном маршруте по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Учебная информация структурирована по принципу «минимакса»: — вкаждомпараграфеприводятсяобщиетерминыипонятия, определяющие условные границы компетентности школьника по изучаемой теме (максимум); — в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие обязательный для школьника минимум теоретикопрактических знаний, требуемый для прохождения итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования, собеседования, презентации учебноисследовательскойработы,экзамена. Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры безопасности жизнедеятельностиличности не за счет роста объема учебнопознавательной информации, а за счет ее повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьныхпредметов. Структурные компоненты программы ОБЖ — три содержательных модуля: основы безопасности личности, общества, государства в современной средеобитания; — основы обороны государства и военнаябезопасность; — основы медицинских знаний и здорового образажизни Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из нескольких частей (глав). Каждая глава включает пять тем (параграфов). Содержание учебного материалавкаждомклассепредставленовформеопорногоконспекта (всего 35 тем), в котором кратко изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, научные подходы к теории безопасности жизнедеятельности, вопросы, задания, примерная тематика учебно исследовательской работы школьников рекомендации специалистов по предупреждению опасных ситуаций и безопасному поведению населения. Раздел завершается самопроверкой теоретической готовности ученика по ключевымвопросам. Содержание курса. 10 класс Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства Права и обязанности государства и граждан России пообеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности,общества,государстваотугрозсоциальногохарактера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в РоссийскойФедерации. Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях Единаягосударственнаясистемапредупрежденияиликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте.Страхование. Раздел 2. Военная безопасность государства Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Содержание курса. 11 класс Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек —среда обитания». Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества,государства по обеспечению безопасности Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожнотранспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях. Раздел 2. Военная безопасностьгосударства Глава 4. Воооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военныхугроз Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии Особенности военной службы по призыву и альтернатив ной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии Рос сии в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизниирепродуктивноездоровье.Вредныепривычки.Культурадвижения. Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях.Перваяпомощьприпоражениирадиацией,отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами. Тематическое планирование Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предлагает один из возможных вариантов тематического планирования, в котором даны краткое описание основных вопросов, ключевых понятий каждой темы и рекомендуемыевидыучебнойдеятельностиучащихсяпоосвоению темы. Основные виды учебной деятельности школьников: Учебно-познавательная: развитие информационной компетентности и функциональной грамотности по ОБЖ в процессе повторения пройденного: изучение ключевых понятий темы, терминов и определений, научных подходов к выявлению факторов риска для жизнииздоровья;закреплениеновогоматериаланарепродуктивном и продуктивном уровне: вопросы и задания; планирование личного поведения в экстремальной ситуации, самоопределение достаточности личных знаний по изучаемой теме; опыт самостоятельной творческой деятельности, сотрудничества в малой группе: учебно-исследовательской, проектной (коммуникация, презентация, портфолио); аналитическая: выявление причинно-следственных связей между явлениями и событиями, определяющими состояние опасности (безопасности) среды жизнедеятельности; моделирование стратегии безопасного поведения и оценка личной готовности к минимизации риска ущерба здоровью и безопасности; практическая деятельность по формированию ключевых компетенций и компетентности по безопасности жизнедеятельности: формирование личных убеждений, гражданской позиции, правовой грамотности, психофизической готовности к выработке качеств, полезных привычек, способов (моделей) безопасного поведения в опасных ситуациях, определяющих общую компетентность по безопасностижизнедеятельности: — мотивационный компонент — формирование личных убеждений,ценностейисмысловизучаемыхпонятийпредмета «Основы безопасности жизнедеятельности», гражданской позиции, правовой грамотности, личного отношения к вопросам охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности; — информационный компонент — формирование научного мировоззрения, научной картины целостного восприятия мира и человека в нем; использование научных подходов в освоении моделей безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в формировании культуры безопасностижизнедеятельностиличности,умениенаходитьнеобходимуюинформацию по предмету ОБЖ, включая формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; — операционный компонент (практические умения, опыт): предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций и грамотно действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность в случае экстремальной ситуации; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь при неотложных состояниях; опираться в решении спорных вопросов на нормативно-правовые акты и законы РоссийскойФедерации. Авторами программы целенаправленно транслируется ключевая роль формирования экологической компетентностиобучающихсякакнеотъемлемойчастикультурыбезопасности жизнедеятельности в современной средеобитания. Экологическое мышление и культура безопасности жизнедеятельности личности и общества определены специалистами как ключевые ресурсы выживания современной цивилизации. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» включает материал по основам здорового образа жизни, который нацелен на понимание подростком себя, осознание своего предназначения, потребностей, особенностей индивидуальногоразвитияисоциальныхтребованийккультуребезопасности жизнедеятельности личности в современноммире. Теоретический материал и практические рекомендации в учебнике являются итогом обобщения опыта, накопленногозапоследниедесятилетияврачами,спасателями,пожарными, психологами и преподавателями. Природа жизнедеятельности человека и технического прогресса такова, что опасные события и явления всегда были, есть и будут, и каждый человек должен быть готов к ним морально, физически и методически. Задачи, которые ставили перед собой авторы учебно-методического комплекта,—научить школьников в методически грамотномуповедениювэкстремальныхичрезвычайныхситуациях;содействоватьформированиюобщейкуль турыбезопасности жизнедеятельности в современной средеобитания. В случае экстремальной ситуации знания и умения, полученные при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности, могут стать опорой, уменьшить вероятность страха и паники при выполнении действий, необходимых дляспасения своей жизни и жизней другихлюдей. Календарно-тематическое планирование 10 класс (34часа) № темы Характери стика основных видов деятельност и учащихся Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 ч) Название и программное содержание темы 25 Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч) Актуализирую 1 Культура безопасности т ранее жизнедеятельности человека в полученные современной среде обитания знания о роли Вопросы для обсуждения: государства в • значение культуры обеспечении безопасностижизнедеятельности личности, безопасности общества в современном мире; личности и • роль государства в обеспечении безопасности общества. личности иобщества; Характеризуют • роль науки и образования в формировании значение культуры безопасности жизнедеятельности культуры личности иобщества. безопасности Ключевые понятия темы: жизне безопасность; жизненно важные интересы; деятельности национальные интересы; национальная личности и безопасность; основные угрозы жизненно общества в важным интересам личности, общества, современном государства; основы безопасности мире. жизнедеятельности; культура безопасности Формулируют жизнедеятельности личные понятия о безопасности Изучают 2 Междисциплинарные основы теории задачи безопасности жизнедеятельности создания Вопросы для обсуждения: научной • задачи создания научной теории безопасности теории жизнедеятельности, ее значение и безопасности особенности; жизнедеятельн • основы теории безопасности ости. жизнедеятельности: основные положения и Характеризуют принципы, методы и средства; стратегию и • стратегия и тактика управления тактику безопасностью жизнедеятельности. управления безопасностью Ключевые понятия темы: жизнедеятельн наука о безопасности жизнедеятельности; ости жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход Анализируют причины возникновения опасных и Вопросы для обсуждения: чрезвычайных • экология человека и экология средыобитания; ситуаций. • антропогенное воздействие, техногенная Выявляют нагрузка на средуобитания; причинно • экологическая безопасность среды обитания, следственные урбоэкосистемы. связи опасных ситу аций и их Ключевые понятия темы: влияние на экология; урбанизация; экологическая ниша; безопасность экологическая напряженность; экологическая жизнедеятельн безопасность ости человека. Генерируют идеи, моделируют индивидуальн ые решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях Выявляют 4 Медико-биологические основы общие безопасности жизнедеятельности принципы, человека в среде обитания закономерност Вопросы для обсуждения: и и механизмы • медико-биологические основы здоровья адаптации человека; человека. • адаптация организма к средеобитания; Характеризуют • общие принципы, закономерности и медикомеханизмыадаптациичеловека. биологические Ключевые понятия темы: основы человек; индивид; здоровье; здоровье человека; здоровья адаптация; потенциал здоровья человека человека Определяют 5 Психологические основы безопасности цели и задачи жизнедеятельности человека в среде по без обитания опасному Вопросы для обсуждения: поведению в • психические процессы и состояниячеловека; повседнев ной • антропогенные опасности, особые жизни и в психические состояния; различных • экология психики личности, методы опасных и повышения безопасности. чрезвычайных ситуациях. Ключевые понятия темы: Выбирают психология; психические процессы; средства психическое состояние человека; экология реализации психики; стресс; адаптивность постав ленных целей, оценивают резуль таты своей деятельности в обеспечении личной безопасности Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, 3 Экологические основы безопасности жизнедеятельно сти человека в среде обитания государства (5 ч) 6 7 Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности Вопросы для обсуждения: • конституционные основы обеспечениябезопасности; • нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по правамчеловека; • федеральные законы по защите населения и территорий в мирное и военное время от чрезвычайных ситуаций и их последствий. Ключевые понятия темы: Конституция Российской Федерации; гражданская ответственность; федеральные законы по безопасности; организационноправовые нормы Защита национальной безопасности государства от военных угроз Вопросы для обсуждения: военные угрозы национальной безопасности России, характер современных войн и вооруженных конфликтов; • Стратегия национальной безопасности России; цели, задачи, значение документа; Военная доктрина Российской Федерации; • национальная оборона Российской Федерации: цели, задачи, силы, средства,стратегия. Ключевые понятия темы: военная угроза; угроза национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности Российской Феде рации; национальная оборона; средства невоенного реагирования; Стратегия сдерживания военной силы Защита личности, общества, государства от угроз социального характера Вопросы для обсуждения: • современный комплекс проблем безопасности социального характера; • Военная доктрина Российской Федерации:внешние и внутренние угрозы общественной и личной безопасности; • защита личной и общественной безопасности от внешних угроз социального характера — военных опасно стей. Ключевые понятия темы: военная опасность; военный конфликт; военная политика государства; вооруженный конфликт; война: локальная, региональная, крупномасштабная; Военная доктрина Рос сийской Федерации; основные внешние опасности Рос сии; основные внутренние опасности России; терроризм; экстремизм • 8 Характеризуют и формулируют ос новное содержание федеральных законов и подзаконных актов. Рас сматривают нормы международног о права и положения Конституции Российской Федерации по правам человека Анализируют военные угрозы на циональной безопасности России. Характеризую т Стратегию национальной безопасности. Работают стекстом Анализируют военную политику государства. Приводят примеры вооруженных конфликтов; локальных, региональных и крупномас штабных войн. Работают с интер активными схемами и заданиями. Характеризуют внутренние опасно сти России. Устанавливают и срав нивают разные точки зрения 9 Изучают федеральные законы по защите от экстремизма. Характеризуют основные принципы и направления противодейств ия экстремизму. Определяют направления деятельности спецслужб и правоохранитель ных органов Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации Вопросы для обсуждения: • федеральные законы по защите населения России от социальных угроз: терроризма, экстремизма, наркотизма; • основные принципы и направления противодействия террористическойдеятельности; • Уголовный кодекс Российской Федерации: терроризм— преступление инаказание. Ключевые понятия темы: терроризм; виды терроризма; противодействие терроризму; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; наркотизм; наркотизация Характеризуют меры противодействи я терроризму и наркотизму. Изучают федеральные законы по защите населения от социальных угроз. Приобретают навыки противостояния социальным угрозам, вырабатывают нравственные качества и убеждения 29 Противодействие экстремизму Вопросы дляобсуждения: • федеральные законы Российской Федерации по защите отэкстремизма; • основные принципы и направления противодействия экстремизму; • Уголовный кодекс Российской Федерации: экстремист ская деятельность и наказание. Ключевые понятия темы: экстремизм; пропаганда экстремизма; экстремист; основные принципы противодействия экстремизму 10 Глава3.Организационныеосновызащитынаселенияитерриторий Россиивчрезвычайных ситуациях (5ч) 11 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Вопросы для обсуждения: • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи ,структура, организация работы РСЧС; классификация чрез- вычайных ситуаций; • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуация миликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России): задачи,структура; • организация гражданской обороны на объектах экономики. Ключевые понятия темы: виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС; территориаль Рассматривают территориальн ые и функциональн ые подсистемы, режим функционирова ния РСЧС. Характеризуют структуру и содержание плана действий по предупреждени юи ликвидации чрезвычайных ситуаций. Формулируют основные 12 31 ные и функциональные подсистемы РСЧС; МЧС России; режимы функционирования РСЧС; гражданская оборона задачи и формы обучения в области гражданской обороны Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Вопросы для обсуждения: • деятельность сил гражданской обороны и МЧСРоссии; • основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций: оповещение, укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация, инженерная защита,аварийно спасательные работы, медицинская защита: обсервация, карантин, дезинфекция, санитарная обработка, дезактивация; • действия населения после сигнала «Вниманиевсем!». Ключевые понятия темы: гражданская оборона; мониторинг чрезвычайной ситуации; прогнозирование чрезвычайной ситуации; оповещение; эвакуация; инженерная защита Характеризую т предназначени е и основные задачи гражданской обороны. Рассматривают струк – туру и органы управления. Изуча ют основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Называют права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Совершенствую т практические навыки и умения при вы полнении действий по сигналам оповещения Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера Вопросы для обсуждения: • опасные природные явления, стихийные бедствия и их последствия; • катастрофа, чрезвычайные ситуации природного характера: виды и особенности; • правила поведения в зоне чрезвычайных ситуаций природногохарактера. Ключевые понятия темы: чрезвычайные ситуации природного характера; опасные природные явления; стихийные бедствия: геологические, метеорологические, гидрологические, климатогеографические сезонные 14 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Вопросы для обсуждения: • характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера, ихпоследствия; • общие правила действий населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на взрывоопасном объекте; • химическая опасность и химическаябезопасность. Ключевые понятия темы: техногенная насыщенность; чрезвычайная ситуация техногенного характера; взрыв; взрывоопасный объект; химическая опасность; химически опасный объект; химическая безопасность 15 Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование Вопросы для обсуждения: • риски чрезвычайных техногенныхопасностей; • обязательное и добровольное страхование жизни и здоровья; • инженерныесооруженияиинструментыупра вления безопасностью. Ключевые понятия темы: страхование; страховой случай; инженерное сооружение; гидротехническое сооружение; гидродинамическая авария; автомобильный транспорт; железнодорожный транс порт; водный транспорт; авиационный транспорт 33 13 Характеризуют опасные природ ные явления и их последствия, перечисляют поражающие факто ры и особенности чрезвычайных ситуаций природного характера. Закрепляют правила безопасного поведения в зоне чрезвычайных ситуаций природного характера Характеризуют чрезвычайные ситуации техногенного характера. Закрепляют правила безопасного поведения в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют правила безопасно го поведения при оповещении об аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ Работают в группах. Решают ситуационные задачи, выполняют интерактивные задания. Закрепляют и совершенствуют правила безопас ного поведения на транспорте. Выясняют роль инженерной защиты в системе мер по защите населения. Объясняют необходимость добровольного и обязательного страхования Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч) Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5ч) 16 17 18 Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения Вопросы для обсуждения: • чрезвычайные ситуации военного характера, роль РСЧС и гражданской обороны в защите населенияРос сии от оружия массового поражения(ОМП); • виды оружия массового поражения: ядерное, химическое и бактериологическое; современные обычные средствапоражения. Ключевые понятия темы: военная безопасность; оружие массового поражения; очаг поражения; зона радиоактивного поражения местности; ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие; карантин; обсервация; современные обычные средства поражения; виды оружия на новых принципах Защита населения и территорий от радиационной опасности Вопросы для обсуждения: • радиационная безопасность населения и территорий; радиационная опасность, экспозиционная доза облучения и уровеньрадиации; • общие рекомендации при угрозерадиационного заражения. Ключевые понятия темы: радиационная опасность; ионизирующее излучение; экс позиционная доза облучения; уровень радиации; радиационная безопасность; меры обеспечения безопасности Средства коллективной защиты от оружия массового поражения Вопросы для обсуждения: • убежищаиукрытия— средстваколлективнойзащиты населения; • защитные свойства и характерные особенности убежищ,укрытий; • особенности противорадиационногоукрытия. Ключевые понятия темы: инженерные сооружения гражданской обороны; убежище; противорадиационное укрытие; Рассматривают чрезвычайные ситуации военного характера и раз личные виды оружия массового по ражения. Характеризуют индивидуальные и коллективные средства защиты населения Характеризуют радиационную без опасность населения и территорий. Формулируют общие рекомендации при угрозе ядерного заражения. Работают с интерактивными схемами и заданиями Рассматривают средства коллективной защиты населения. Закрепляют знания о защитных свой ствах и характерных особенностях убежищ и простейшее укрытие укрытий. Характеризуют особенности противорадиацио нного укрытия 19 Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности Вопросы для обсуждения: • характеристика биологических(биологосоциальных) чрезвычайных ситуаций; • источники биолого-социальной и экологической опасности; • экологический кризис, экологическаябезопасность. Ключевые понятия темы: биологическая и экологическая опасность; биологические средства; биологические агенты; биологический терроризм; источники биологосоциальной чрезвычайной ситуации; биологическая опасность; биологическая безопасность; чрезвычайная экологическая ситуация; экологическая безопасность Актуализируют знания поэкологи ческой безопасности. Характеризуют источники биологосоциальной и экологической опасности. Изучают характеристику биологических чрезвычайных ситуаций 20 Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи Вопросы для обсуждения: • защита органов дыхания и кожныхпокровов; • защитные свойства и характеристикипротивогазов; • специальныеипростейшиесредстваиндивиду альной защиты. Ключевые понятия темы: средства индивидуальной защиты органов дыхания; противогаз фильтрующий, изолирующий; медицинские средства защиты кожи; респиратор; ватно-марлевая повязка; средства индивидуальной защитыкожи Актуализируют полученные ранее знания о специальных и простей ших средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Характеризуют виды и особенности противогазов. Совершенствую т умения и навыки практического применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) 21 22 37 23 Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы Вопросы дляобсуждения: • основы организации Вооруженных Сил Российской Федерации; • геополитические условия, законы управления, задачи, стратегия развития и обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил нашегогосударства; • структура Вооруженных Сил РоссийскойФедерации. Ключевые понятия темы: Вооруженные Силы Российской Федерации; Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; органы управления; объединение; соединение; воин ская часть Характеризуют структуру и анализируют организационну ю основу Вооруженных Сил Российской Федерации. Расширяют знания о структуре Вооруженных Сил Состав Вооруженных Сил Российской Федерации Вопросы для обсуждения: • состав и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации; • виды Вооруженных Сил: краткая характеристика и на значение; • рода войск: краткая характеристика иназначение. Ключевые понятия темы: состав Вооруженных Сил Российской Федерации; Сухопутные войска; Воздушнокосмические силы; Военно-Морской Флот; Ракетные войска стратегического на значения; Воздушно-десантные войска; Тыл Вооруженных Сил Анализируют состав и основные задачи Вооруженных Сил Россий ской Федерации. Актуализируют знания и дают краткую характеристику видов Вооруженных Сил. Закрепляют знание федеральных законов. Определяют главное предназначени е Вооруженных Сил Российской Федерации Воинская обязанность и военная служба Вопросы для обсуждения: • законодательные основы военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; • воинская обязанность: краткая характеристика и назначение; • военная служба и допризывнаяподготовка. Ключевые понятия темы: воинская обязанность; мобилизация; военное положение; военная служба; Военная присяга; обязательная подготовка; добровольная подготовка Закрепляют знание законодатель ных основ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Определяют структуру и содержание воинской обязанности Рассматривают законодательны е основы социальной защиты военнослужащи х. Изучают права и обязанности военнослужащи х. Характеризуют общие, должностные, специальные обязанности военно служащих, виды поощрений и дисциплинарны х взысканий Характеризуют 25 Боевые традиции и ритуалы боевые Вооруженных Сил Российской традиции и Федерации структуру Вопросы для обсуждения: воинских • боевые традиции Российскойармии; ритуалов. • ритуалы Вооруженных Сил Изучают РоссийскойФедерации. порядок Ключевые понятия темы: боевые традиции; воинские ритуалы; патриотизм; проведения наи воинский долг; воинская честь; Военная присяга; более важных ритуалов Боевое знамя воинской части; воинский Вооруженных коллектив; войсковое товарищество Сил Российской Федерации. Работают в группах. Решают ситуационные задачи Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) 24 Права и обязанности военнослужащих Вопросы для обсуждения: • законодательные основы социальной защиты военнослужащих; • права и обязанностивоеннослужащих; • виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим. Ключевые понятия темы: социальный статус; права военнослужащих; обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные; воинская дисциплина; единоначалие; верность воинскому долгу Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 ч) 26 39 Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья Вопросы для обсуждения: • подходы к пониманию сущности здоровья; • медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья; • социальная обусловленность здоровья человека в среде обитания. Ключевые понятия темы: медицина;здоровье;индивидуальноездоровьеч еловека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарноепросвещение Объясняют социальную обусловленность здоровья человека в со временной среде обитания. Анализируют понятия «индивидуально е здоровье» и «общественное здоровье». Делают умозаключения и формулируют выводы 27 28 29 30 Раскрывают сущность понятия «здоровый образ жизни», его значение и составляющие. Формируют целостное представление о здоровом образе жизни как средстве обеспечения общего благополучия человека Расширяют Инфекционные заболевания: их знания об особенности и меры инфекционных профилактики заболеваниях и Вопросы для обсуждения: методах их • основные инфекционные болезни: профилактики. классификация, Перечисляют механизмыпередачиинфекции,мерымедиц источники инской помощи; инфекционных • источникиинфекционныхзаболеванийифакторы заболеваний и риска; факторы риска. • меры профилактики инфекционных Характеризуют заболеваний и иммунитет. меры Ключевые понятия темы: эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания; профилактики инфекционных классификация инфекционных заболеваний; заболеваний иммунитет; вакцина ция; факторы риска; обсервация; карантин; дезинфекция Актуализируют Факторы риска неинфекционных знания об основ заболеваний и меры их ных профилактики неинфекционных Вопросы для обсуждения: заболеваниях. • факторы риска основных неинфекционных Перечисляют и заболеваний; характеризуют • факторы риска факторы риска сердечнососудистыхзаболеваний; неинфекционных • меры профилактики и сердечносердечнососудистыхзаболеваний. сосудистых Ключевые понятия темы: заболеваний. основные неинфекционные заболевания; сердечнососудистые заболевания; атеросклероз; Объясняют меры профилак тики артериальная гипертензия Формируют Профилактика заболеваний, целостное передающихся половым путем представление о Вопросы для обсуждения: культуре • факторы риска заболеваний, передающихся взаимоотношений половым путем; юношей и • культура полового поведения юноши идевушки; девушек. Изучают • симптомы, последствия и меры профилактики и анализирут заболеваний, передающихся половым путем. симптомы, последствия за Ключевые понятиятемы: болеваний, половое воспитание; целомудрие; заболевания, передающиеся половым путем; профилактика передающихся поло вым путем, и заболеваний,пере дающихся половымпутем меры профилактики. Систематизируют знания по дан ной теме Здоровый образ жизни и его составляющие Вопросы для обсуждения: • что такое здоровый образ жизни; • факторы, влияющие наздоровье; • основные составляющие здорового образа жизни чело века. Ключевые понятия темы: образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового обра за жизни Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 ч) Актуализируют 31 Первая помощь при неотложных знания по состояниях: закон и порядок оказанию помощи Вопросы для обсуждения: при неотложных • законы Российской Федерации и социальная со стояниях. ответственность граждан и специалистов по Характеризуют оказанию пер вой помощи при неотложные неотложныхсостояниях; состояния, • неотложные состояния, требующие требующие оказания первой помощи; оказания первой • мероприятия по оказанию первойпомощи. помощи. Ключевые понятия темы: Работают неотложное состояние; первая помощь; фактор с интерактивными времени; травма; перечень состояний, при заданиями которых оказывают пер вую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи Правила оказания первой помощи при травмах Вопросы для обсуждения: • понятие об асептике, антисептике, антибиотиках; • порядок и правила оказания первой помощи при травмах; • способы снижения остроты боли и противошоковые мероприятия. Ключевые понятия темы: асептика; антисептика; антибиотики; общие правила оказания первой помощи при травмах; иммобилизация; шинирование Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при травмах. Перечисляют противошоковые мероприятия 33 Первая помощь при кровотечениях, ранениях Вопросы для обсуждения: • виды кровотечений, ихособенности; • особенности паренхиматозныхкровотечений; • способы оказания первой помощи при кровотечениях. Ключевые понятия темы: кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное Характеризуют виды кровотечений и способы их остановки. Рас ширяют и систематизируют свои знания по данной теме. Практически отрабатывают умения останов ки кровотечений различными способами 34 Первая помощь: сердечно-легочная реанимация Вопросы для обсуждения: • признаки жизни исмерти; • правила проведения сердечно-легочной реанимации. Ключевые понятия темы: Сердечно-легочная реанимация; признаки жизни; признаки смерти; искусственное дыхание способом «рот в рот»; надавливание на груднуюклетку Систематизируют и расширяют знания о проведении сердечнолегочной реанимации. Практически отрабатывают умения. Характеризуют признаки жизни и признаки смерти. Перечисляют порядок ока зания реанимационных 43 32 мероприятий 35 Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах Вопросы для обсуждения: • признаки ушиба, растяжения связок, вывиха, перелома; • первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах; • первая помощь при переломах икомбинированных травмах; • иммобилизация и транспортировкапострадавших. Ключевые понятия темы: ушиб; растяжение связок; вывих; перелом; иммобилизация Перечисляют порядок действий при оказании первой помощи при ушибах, вывихах, растяжении связок и переломах. Систематизируют знания об иммобилизации и транс портировке. Демонстрируют практические умения 11класс № темы Характери Основные стика направления основных воспитательвидов ной деятельност деятельности и учащихся Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (15 ч) Название и программное содержание темы Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человекав современной среде обитания (5ч) 1 Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Вопросы для обсуждения: • причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества; • образование и социальное воспитание— основы культуры безопасности жизнедеятельности; • личная ответственность — условие повышенияобщей безопасностижизнедеятельности. Ключевые понятия темы: институт социального воспитания; Характеризуют причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества. Рассуждают, делают выводы. Анализируют образование и социальное воспитание, а также личную ответственность как условия 2 4 45 3 социальное взросление личности повышения культуры безопасности жизнедеятельности Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий Вопросы для обсуждения: • экологичность, биоэтичность, ориентиры и критерии развития науки итехнологий; • экологическаябезопасность; • биоэтика—комплексная оценка культуры безопасности жизнедеятельности объектов техносферы. Ключевые понятия темы: научная картина мира; биоэтика; ключевые вопросы био этики Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания Вопросы для обсуждения: • научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности; • основные объекты общей теории безопасности жизнедеятельности и научные подходы к ихизучению; • закон сохранения жизни, энергии в системе «человек — среда обитания» и показатели благополучия и безопасности среды для человека. Ключевые понятия темы: моделирование; методологические подходы: системный, срез овый, экологический, аналитический, функциональный (объектный),синергетический Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности Вопросы для обсуждения: • виды и источники антропогенных опасностей, критерии безопасности; • антропогенные, техногенные, социогенныепроблемы; • система принципов и системный подход в обеспечении безопасности. Ключевые понятия темы: безопасность; антропогенные опасности; потенциальная, реальная и реализованная опасности; идентификация; номенклатура опасностей; системный анализ Выявляют признаки современного экологическог о кризиса. Оценива ют экологическую безопасность. Характеризуют биоэтику. Анализируют информацию из разных источников Изучают основы общей теории безопасности жизнедеятельн ости. Рассматривают различные методо логические подходы. Характеризу ют показатели благополучия и безопасности среды для человека Характеризуют систему принципов и системный подход в обеспечении безопасности. Рассматривают антропогенные, техногенные, социогенные проблемы. Актуализируют знания о видах и источниках 5 47 безопасности антропогенных опасностей Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания» Вопросы для обсуждения: • системный подход к проектированию систему правления безопасностью; • система принципов обеспечения безопасности, стратегия управления безопасностью жизнедеятельности; • эргономические и психологические основы проектирования систем безопасности. Ключевые понятия темы: управление безопасностью жизнедеятельности; управление риском; уровни безопасности; виды совместимости; гигиеническоенормирование Характеризуют систему принципов обеспечения безопасности. Развивают личные, духовные и физические качества; самооценку собственной культуры безопасного по ведения Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 ч) 6 Обеспечение национальной безопасности России Вопросы для обсуждения: • национальная безопасность России в современном мире; • Стратегия национальной безопасностиРоссии. Ключевые понятия темы: национальные интересы; национальная безопасность; Стратегия национальной безопасности; социальная безопасность; оборона Обобщают и интерпретирую т ин формацию с использование м учеб ной литературы и других информационн ых ресурсов. Работают с интерактивным и объектами 7 Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности Вопросы для обсуждения: • взаимосвязь социально-экономического развития и национальной безопасности: Стратегия социально экономического развития России; • социальная безопасность и меры ееобеспечения; • государственная безопасность и меры ееобеспечения. Ключевые понятия темы: глобализация; социальная безопасность; социальный институт; Формируют основы научного типа мышления. Характеризуют и анализируют социальную, экономиче скую и государственну ю безопасность и меры их обеспечения государственная безопасность 8 9 49 10 Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму Вопросы для обсуждения: • роль государства в противодействии терроризму; ФСБ России; • Национальный антитеррористический комитет (НАК): задачи; • контртеррористическая операция и взаимодействие властных структургосударства. Ключевые понятия темы: Пограничная служба ФСБ России; пограничная деятельность; терроризм; экстремизм; Национальный антитеррористический комитет; контртеррористическая операция Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России Вопросы для обсуждения: • государственные меры защиты населения и территорий: РСЧС; • деятельность «чрезвычайногоминистерства»; • профессиональные и моральные качества спасателей — специалистов поисковоспасательной службы МЧС России. Ключевые понятия темы: Поисково-спасательная служба МЧС; добровольная пожарная дружина; добровольчество Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму Вопросы для обсуждения: • документымеждународногоправаивнешн яяполитика России; • гуманитарная помощь и миротворческаяпомощь; • участие России в деятельности Организации Объединенных Наций(ООН). Ключевые понятиятемы: национальные интересы России; Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций (ООН); гуманитарная помощь; волонтерское движение; гуманитарная миссия; гуманитарнаякатастрофа Рассматрива ют государствен ные меры по противодейст вию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Характеризу ют военносиловые ресурсы государства в про тиводействии терроризму Анализируют и выявляют государственн ые меры защиты населения и территорий. Перечисляют про фессиональные и моральные качества спасателей. Формируют нравственные ориентиры Обобщают и интерпретирую т по лученную информацию. Анализируют и характеризуют внешнюю политику Российской Федерации 51 Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5ч) Актуализируют и 11 Экстремальные ситуации дополняют мате криминогенного характера риал по Вопросы для обсуждения: характеристике • характеристикачрезвычайныхситуацийкр чрезвы чайных иминогенно го характера и уголовная ситуаций ответственность несовершеннолетних; криминогенного • хулиганство, грабеж, разбой, характера и воровство, насилие, вандализм; уголовной • самооборона и меры ответствен ности предупреждениякриминогенной несовершеннолетн опасности. их. Ключевые понятия темы: Проектируют криминальный; криминогенный; модели преступление; экстремальная ситуация безопасного криминогенного характера; самооборона поведения 12 Экстремизм, терроризм и безопасность Закрепляют правила человека безопасного Вопросы для обсуждения: поведения в • зоны повышенной криминогенной городе, в толпе. опасности в городе; Расширяют знания о толпакакскрытаяопасность,мерыспасения мерах безо пасности втолпе; личности, общества • уголовная ответственность за совершение в криминогенной ряда преступлений; ситуации. Решают • меры безопасности человека и общества в ситуационные криминогенной ситуации. задачи, формулиру Ключевые понятия темы: ют выводы. зона повышенной криминогенной Рассматривают опасности; толпа; заложник; законо дательные терроризм; психологическая основы уголовной готовность отвественности за экстремизм, терроризм Раскрывают 13 Наркотизм и безопасность человека сущность Вопросы для обсуждения: наркотизма. • наркотизм как социальное зло, личная, Систематизируют общественная и знания. государственнаяпроблема; Анализируют • наркотизм и мерыбезопасности. масштабы данной Ключевые понятия темы: обще ственной и наркотики; наркотизм; наркомания; государственной токсикомания про блемы. Перечисляют меры безопасности, выполняют интерактивные зада ния. Работают с дополнительными источниками информации Определяют уровень культуры безопасности дорожного движения. Анализируют роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Устанавлива ют роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения. Приводят примеры, готовят учебные проек ты Работают в 15 Вынужденное автономное группах. существование в Характеризу ют природных условиях правила Вопросы для обсуждения: выживания в • причины и проблемы условиях вынужденнойавтономии; вынужденной • меры преодоления страха, стресса, автономии. правила выживания; Отрабатывают • необходимые умения по обеспечению необходимые автономного существования в умения. Выприроднойсреде; рабатывают в себе • подача сигналовбедствия. нравственные Ключевые понятия темы: качества и выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; убеждения страх; НАЗ (носимый аварийный запас) Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч) 14 Дорожно-транспортная безопасность Вопросы для обсуждения: • культура безопасности дорожногодвижения; • роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения: федеральные целевые про граммы; • роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения. Ключевые понятия темы: Дорожно-транспортное происшествие (ДТП); дорога; участники дорожного движения; Правила дорожного движения (ПДД); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) Перечисляют 16 Основные задачи Вооруженных Сил основные задачи Вопросы для обсуждения: Вооруженных Сил • история армии: история побед иреформ; в мирное и во • основные задачи Вооруженных Сил в енное время. мирное и военное время; • другие войска, воинские формирования Актуализируют иорганы. ранее полученные Ключевые понятия темы: знания из истории рекрутский набор; всеобщая воинская армии. Приводят обязанность; Закон СССР «О примеры. всеобщей воинской обязанности»; Дискутируют Вооруженные Силы Российской Федерации Правовые основы воинской обязанности Вопросы для обсуждения: • правовые основы воинскойобязанности; • воинский учет граждан России: назначение и содержание; • военная служба поконтракту; • Военная присяга: социальное и военноеназначение. Ключевые понятия темы: воинская обязанность; воинский учет; военная служба по контракту; военный комиссариат; Военная присяга 18 Правовые основы военной службы Вопросы для обсуждения: • федеральные законы и воинскиеуставы; • взаимосвязь единоначалия и воинскойдисциплины; • права и свободывоеннослужащих; • увольнение с военной службы и запас Вооруженных Сил. Ключевые понятия темы: устав; мобилизация; запас Вооруженных Сил; воинский устав; внутренняя служба; увольнение с военной службы; военные сборы 53 17 Формулируют правовые основы воинской обязанности. Характеризуют особенности военной службы по контракту. Объясняют на значение и содержание воинского учета граждан России Изучают федеральные законы и воинские уставы. Работают с тек стом. Определяют взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины. Анализируют права и свободы военнослужащих. Размышляют, делают выводы Анализируют особенности обязательной подготовки граждан к во енной службе. Определяют особенности добровольной подготовки. Характеризуют военно-учетные специальности 19 Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная Вопросы для обсуждения: • обязательная подготовка граждан к военнойслужбе; • добровольная подготовка граждан к военнойслужбе; • военно-учетные специальности. Ключевые понятия темы: обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учетная специальность 20 Формулируют морально-психо логические требования к Вопросы для обсуждения: военно служащим. • виды воинской деятельности и Перечисляют и воинскиеобязанности; анализируют виды • морально-психологические требования к воинской военнослужащим; деятельности и • общие и специальные воинской обязанностивоеннослужащих. обязанности. Ключевые понятия темы: Расширяют Устав внутренней службы Вооруженных Сил сведения об общих Российской Федерации; Устав гарнизонной и и специальных караульной служб Вооруженных Сил обязанностях Российской Федерации; гарнизонная служба; военнослужащих караульная служба; боевое дежурство; коллективизм Требования воинской деятельности к личности военнослужащего Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5ч) 21 Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы Вопросы для обсуждения: прохождение военной службы попризыву; значение воинскойдисциплины; • • Характеризуют значение воинской дисциплины. Изучают особенно сти прохождения военной службы по призыву. Расширяют знания об альтернативной гражданской службе • значение принципа единоначалия вармии; • альтернативная гражданскаяслужба. 22 55 23 Ключевые понятия темы: Военная служба по призыву; воинская дисциплина ;единоначалие; исполнительность; альтернативная гражданская служба Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира Вопросы для обсуждения: • право войны и «горячие точки» в международной поли тике; • гуманитарнаяпомощьимиротворчески еоперации России. Ключевые понятия темы: право войны; миротворцы; комбатант; «горячая точка»; гуманитарная помощь; гуманитарная катастрофа Военные операции на территории России: борьба с терроризмом Вопросы для обсуждения: • участие Вооруженных Сил РоссийскойФедерации в борьбе стерроризмом; • роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции; • особый правовой режим контртеррористической операции. Ключевые понятия темы: контртеррористическая операция; группировка сил контртеррористической операции ;бандит; бандформирование Раскрывают сущность миротворчески х операций. Определяют особенности международной политики. Рассуждают, делают выводы, работают с дополнительны ми источниками информации Актуализирую т знания об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с террориз мом. Характеризую т понятие «контртеррори стическая опера ция». Рассуждают, делают выводы, работают с дополнительн ыми источниками информации 24 Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации Вопросы для обсуждения: • военныеучения; • военная стратегия итактика. Ключевые понятия темы: военные учения; стратегия; тактика; стратегическая цель; театр военных действий; геополитика Расширяют и актуализируют знания о военной стратегии и тактике. Работают с текстом, делают вы воды. Приводят примеры, обобща ют информацию Формируют целостное представление о боевой славе российских воинов. Определяют личностную позицию и национальную идентичность. Работают с интерактивны ми объектами Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) 25 Боевая слава российских воинов Вопросы для обсуждения: • «викториальные дни»России; • Дни воинской славы РоссийскойФедерации; • традиции памяти — духовная связьпоколений. Ключевые понятия темы: Дни воинской славы; «викториальные дни» Глава 6. Основы здорового образа жизни (5 ч) 26 Демографическая ситуация в России Вопросы для обсуждения: • демография и здоровье россиян: причины, проблемы, решения; • медицинское обеспечение населения России икультура здоровья. Ключевые понятия темы: демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром) 57 27 Культура здорового образа жизни Вопросы для обсуждения: • компоненты культуры здорового образажизни; • рациональная организация режима труда иотдыха; • принципы рациональности режима дня и биологические ритмы. Ключевые понятиятемы: режим труда и отдыха; подростковый возраст; усталость; утомление, биологические ритмы Анализируют демографическу ю ситуацию в России. Работают с дополнительны ми источниками информации. Характеризуют медицинское обеспечение здоровья населения. Выявляют пробле мы, находят пути решения Определяют и анализируют компоненты культуры здорового образа жизни. Характеризуют рациональную организацию режима труда и отдыха. Воспитывают ответствен ное отношение к собственному здоровью 28 Культура питания Вопросы для обсуждения: • что означает понятие «культурапитания»; • главное правило рациональногопитания; • основные принципы рациональногопитания. Ключевые понятия темы: рациональное питание; культура питания; главное правило рационального питания; здоровое питание; основные принципы рационального питания; умеренность в пита нии; сбалансированность питания; четырехразовое пита ние; полноценное питание; качество продуктов; диетология 29 30 59 Формулируют ихарактеризу ютос новные принципы рационального питания. Формируют культуру здорового питания. Делаютвывод ы, выявляют причинноследс твенные связи Характеризуют Культура здорового образа жизни и сущность репродуктивное здоровье репродуктивно Вопросы для обсуждения: го здоровья. • подходыкпониманиюсущностирепро Воспитыва ют дуктивного здоровья; в себе • биологическое и социальное нравственные взросление юноши идевушки; приорите ты. • социальнаяобусловленностькультурыв Анализируют, отношениях представителей размышляют, противоположныхполов. делают Ключевые понятия темы: выводы. подростковый возраст; репродуктивное Работают с здоровье; репродуктивная система; интер целомудрие; духовность активными объектами и решают ситуационные задачи Формируют Вредные привычки. Культура целостное движения представление Вопросы для обсуждения: • причины и последствия вредныхпривычек; о вредных привычках. • двигательная активность и физическая Характеризуют культура—полезные привычки; влияние • как связаны культура движения издоровье. двигательной Ключевые понятия темы: активности на привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; здоровье человека. физическая культура; спорт Интерпретиру ют информацию из дополнительн ых источников. Анализируют, сравнивают, делают выводы Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч) 31 32 33 Медико-психологическая помощь Вопросы для обсуждения: • права и обязанности очевидцев происшествия по оказанию первой помощи; • психотравмирующие ситуации и первая психологическая помощь; • медицинакатастрофислужбыэкстреннойме дицинской помощи. Ключевые понятия темы: экстремальная ситуация; шок; травматический шок; пер вая помощь; кома; асфиксия; аспирация; первая психологическая помощь; медицина катастроф Первая помощь при ранениях Вопросы для обсуждения: • виды ран, их причины иособенности; • осложнения при ранениях: столбняк, сепсис, газовая гангрена; • первая помощь при ранениях: обработка ран и наложение повязок. Ключевые понятия темы: поверхностное ранение; глубокое ранение; раны: колотая, резаная,рубленая,ушибленная,укушенная,ог нестрельная; сепсис; столбняк; газовая гангрена;повязка Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении Вопросы для обсуждения: • последствия радиации, взрывов, отравляющихвеществ; • первая помощь при комбинированных травмах ,электротравмах; • первая помощь при ожогах: термических,химических. Ключевые понятия темы: комбинированная травма; ожог; ожоговый шок; отравление; яд; обморожение Определяют психотравмиру ющие ситуации и особенности оказания психологическо й помощи. Решают ситуационные задачи. Формируют способность обосновать собственную точку зрения Расширяют и совершенствую т знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при ранениях Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при электротрав мах, ожогах, обморожении 34 61 35 Первая помощь при дорожнотранспортном происшествии Вопросы для обсуждения: • правовые основы оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии; • юридическая ответственность и безопасность очевидцев дорожнотранспортного происшествия; • обязанности водителя при дорожнотранспортном происшествии и правило «золотого часа» при оказании первойпомощи. Ключевые понятия темы: участники дорожного движения; клиническая смерть; биологическая смерть; сердечно-легочная реанимация Характеризу ют правовые основы оказания первой помощи при дорожнотранс портномпроис шествии. Формируют умение находить компромиссн ое решение в сложной ситуации. Решают ситу ационные задачи, выполняют ин терактивные задания Актуализируют и Первая помощь при остром совершенствуют отравлении никотином, алкоголем, знания по данной лекарствами, ядами , теме. Практически наркотическими веществами отрабатывают Вопросы для обсуждения: порядок оказания • острое отравление и егопричины; • первая помощь при отравленииникотином; первой помощи при отравлении • первая помощь при отравлении никотином, алкоголем и его суррогатами; алкоголем, • первая помощь при отравлении лекарственными лекарственными препаратами; препаратами. • первая помощь при отравлении Решают наркотическими веществами. ситуационные Ключевые понятия темы: задачи, работают острое отравление; никотин; этанол; в группах, делают суррогат алкоголя; метанол (метиловый выводы спирт); этиленгликоль СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей ОБЖ от «_28__» августа 2020г № 1 руководитель_________Трунов В.Н. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________/Андреева С.М.Ф/ дата «__31__»августа2020г