Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени С.Н.Потапова Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31 августа 2021 года протокол №1 Председатель педсовета _____________ О.А.Панова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА породной литературе (русской) Уровень образования основное общее образование 5-7 классы Количество часов 21 час Учитель Бледнова Елена Викторовна Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» составлена для учащихся 5-7 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования и с учетом примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, 2020 г. Срок реализации 3 года. Учебник Радченко ОА., Лытаева М.А., Гутброд О.В. Вундеркинды Плюс. Родная литература (русская),5 класс, 2020 г. Учебник Радченко ОА., Лытаева М.А., Гутброд О.В. Вундеркинды Плюс. Родная литература (русская),6 класс, 2020 г. Учебник Радченко ОА., Лытаева М.А., Гутброд О.В. Вундеркинды Плюс. Родная литература (русская), 7 класс, 2020 г. Планируемые результаты освоения учебного предмета Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы общего образования: Личностные результаты: Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1)гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). 2)патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 3)духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4)эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5)овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7)трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 8)экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; В 5 классе учащиеся приобретают опыт: осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа; осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; участия в социально значимом труде. У учащихся может быть сформировано: * ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, * целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; * осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членамсвоей семьи; * моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – формирование универсальных учебных действий (УУД) - должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных ‘условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений иосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и поаналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения ‘учебных и познавательных задач; 3) навыки смыслового чтения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 3) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Средством формирования коммуникативных УУД коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания, метод проектов. Все виды личностных и метапредметныхУУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5-7 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. 1.2.4. ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 5 классе является сформированность следующих умений: 1) формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе; 2) формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях; 3) формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи; 4) развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации. В 6 классе у учащихся может быть сформировано: ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, целостное мировоззрение, соответствующего современному уровнюразвития науки и общественной практики, учитывающего социальное,культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; активное отношение к традициям художественной культуры каксмысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятиеценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членамсвоей семьи; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем наоснове личностного выбора, формирование нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам. Средством достижения этих результатов служат текстыхудожественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — формированиеуниверсальных учебных действий (УУД) -— должны отражатьсформированность универсальных учебных действий: регулятивных,познавательных, коммуникативных: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: 1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить иформулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числеальтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решенияучебных и познавательных задач; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) навыки смыслового чтения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его, методический аппарат; технология продуктивного чтения. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 3) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Средством формирования — коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания. Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Роднаялитература (русская)» в 6 классе является сформированность следующихумений: 1)развитие умения выделять проблематику русских былин и былинныхсюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений онравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разныхнародов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики,образов; осмысление ключевых для русского национального сознаниякультурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере ирусской зиме; 2) развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры вконтексте культур народов России; русские национальные традиции впроизведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме; З)развитие представлений о русском национальном характере, егопарадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины вКрымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русскогочеловека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русскогоязыка и родной речи; 4) развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературноготекста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создаватькраткие историкокультурные комментарии и собственные текстыинтерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализапоэтического текста, характеристики героя; под руководством учителясопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательскойдеятельности и оформления ее результатов, работы с разными источникамиинформации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. В 7 классе у учащихся может быть сформировано: * ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, * целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,культурное, языковое, духовное многообразие современного мира: * активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; * осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; * моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — формирование универсальных учебных действий (УУД) - должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: 1) — умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить формулировать для себя новые задачи в ‘учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственныевозможности ее решения; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решенийи осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности, Средством формирования регулятивных УУД служат технологияпродуктивного чтения и технология оценивания’ образовательныхдостижений. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливатьаналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации, устанавливать причинно-следственныесвязи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моделии схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) навыки смыслового чтения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и егометодический аппарат: технология.продуктивного чтения. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основесогласования позиций и учета интересов формулировать,аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии сзадачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей; владеть устной и письменной речью, монологическойконтекстной речью; 3) формирование и развитие компетентности в области использованияинформационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации ковладению культурой активного пользования словарями и другимипоисковыми системами. Средством формирования коммуникативных УУД служаткоммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в.форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания, методпроектов. Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5-7 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 7 классе является сформированность следующих умений: 1) развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое.своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле; 2) развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах; 3) развитие представлений о русском национальном характере,‘истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи; 4) развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы какособого, эстетического, средства познания русской национальной культуры исамореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» неущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки иродные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данногопредмета, не может рассматриваться как время для углублённого изученияосновного курса литературы, входящего в предметную область «Русский языки литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширитьлитературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства сдополнительными произведениями фольклора, русской классики исовременной литературы, наиболее ярко воплотившими национальныеособенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены впроблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—7 классов основной школы строится на сочетании проблемнотематического,концентрического и хронологического принципов. Содержание программыдля каждого класса включает произведения фольклора, русской классики исовременной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности(добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость,великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.). Содержание программы «Родная литература (русская)» для 5 класса направлено на достижение результатов освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования в части требований, заданныхфедеральным государственным образовательным стандартом основногообщего образования к предметной области «Родной язык и родная литература». Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и роднаялитература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным посвоему содержанию характером курса, а также особенностямифункционирования русского языка и русской литературы в разных регионахРоссийской Федерации. Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области«Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтомуосновные содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, носоотносятся с включённым в неё содержанием. Содержание программы курса «Родная литература следующими принципами. (русская)» определяется 1. Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальнуюспецифику русской литературы и культуры, которые не входят в списокобязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООПООО) по учебному предмету «Литература». Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд»национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг»классиков литературы <...>. 2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)»вводится большое количество произведений современных ‘авторов,продолжающих в своём творчестве национальные традиции русскойлитературы и культуры <...>. 3. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родныепросторы - русский лес — берёза). 4. Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификойрусских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины ит. п.). 5. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материалепоказать, как важные для национального сознания понятия проявляются вкультурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть донаших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). 6. В отдельные тематические блоки программы вводятсялитературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами другихвидов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживатьсвязи между ними (диалог искусств в русской культуре). В соответствии с указанными общими принципами формированиясодержания курса родной русской литературы в программе выделяются трисодержательные линии (три проблемно-тематических блока): «Россия -— родина моя»; «Русские традиции»; «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочихпрограммах предполагает обращение к литературе народов России и мира вцелях выявления национально-специфического и общего в произведениях,близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России орусском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России. В вариативную часть содержания курса целесообразно включать прежде всего произведения наиболее крупных национальных писателей, внёсшихзначительный вклад в развитие мировой художественной литературы иписавших как на русском, так и на родном языке. <...>. Почти у каждого народаесть произведения о родном языке <...> Сказанное выше не исключает обращения к произведениям других писателей из разных регионов многонациональной России, в том числемолодых современных авторов, если их творчество посвящено родному краю,является «визитной карточкой» литературы региона. Произведения региональных авторов учителя могут включать в свои рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурнойспецифики региона. 6 класс Содержание курса «Родная литература ( русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы какособого, эстетического, средства познания русской национальной культуры исамореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» неущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки иродные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данногопредмета, не может рассматриваться как время для углублённого изученияосновного курса литературы, входящего в предметную область «Русский языки литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширитьлитературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства сдополнительными произведениями фольклора, русской классики исовременной литературы, наиболее ярко воплотившими национальныеособенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены впроблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5-7 классов основной школы строится на сочетании проблемнотематического,концентрического и хронологического.принципов. Содержание программыдля каждого класса включает произведения фольклора, русской классики исовременной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности(добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость,великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.). Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в частитребований, заданных федеральным государственным образовательнымстандартом основного общего образования к предметной области «Родной языки родная литература». Программа учебного предмета «Родная литература(русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык илитература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметнойобласти «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, атакже особенностями функционирования русского языка и русской литературыв разных регионах Российской Федерации. Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области«Русский язык и литература».сопровождает и поддерживает его. Поэтомуосновные содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но.соотносятся с включённым в неё содержанием. Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами. Основу программы «Родная литература (русская)» составляютпроизведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальнуюспецифику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООПООО) по учебному предмету «Литература». 1.Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд»национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг»классиков литературы <. 2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская}» вводится большое количество произведений современных авторов,продолжающих в своём творчестве национальные традиции русскойлитературы и культуры <...>. 3. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родныепросторы — русский лес — берёза). 4. Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификойрусских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира,Масленица, блины и т. п.). 5. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материалепоказать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть донаших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). 6. В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами другихвидов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяст прослеживатьсвязи между ними (диалог искусств в русской культуре). В соответствии с указанными общими принципами формированиясодержания курса родной русской литературы в программе выделяются трисодержательные линии (три проблемно-тематических блока): «Россия — родина моя»; «Русские традиции»; ®«Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях,близких по тематике и проблематике. Например: поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России имира; образ степи в фольклоре и литературе народов России. В вариативную часть содержания курса целесообразно включать прежде всего произведения наиболее крупных национальных писателей, внёсшихзначительный вклад в развитие мировой художественной литературы иписавших как на русском, так и на родном языке. <...>. Почти у каждого народаесть произведения о родном языке <...> Сказанное выше не исключает обращения к произведениям других писателей из разных регионов многонациональной России.в том числемолодых современных авторов, если их творчество посвящено родному краю,является «визитной карточкой» литературы региона. Произведения региональных авторов учителя могут включать в свои рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурнойспецифики региона. 7 класс Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы какособого, эстетического, средства познания русской национальной культуры исамореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» неущемляет права тех школьников.которые изучают иные родные языки иродные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данногопредмета, не может рассматриваться как время для углублённого изученияосновного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширитьлитературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства сдополнительными произведениями фольклора, русской классики исовременной литературы, наиболее ярко воплотившими национальныеособенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены впроблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5-7 классов основной школы строится на сочетании проблемнотематического,концентрического и хронологического принципов. Содержание программыдля каждого класса включает произведения фольклора, русской классики исовременной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности(добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость,великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.). Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в частитребований, заданных федеральным государственным образовательнымстандартом основного общего образования к предметной области «Родной языки родная литература». Программа учебного предмета «Родная литература(русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык илитература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметнойобласти «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, атакже особенностями функционирования русского языка и русской литературыв разных регионах Российской Федерации. Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области«Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтомуосновные содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного, курса литературы, носоотносятся с включённым в неё содержанием.Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами. Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальнуюспецифику русской литературы и культуры, которые не входят в списокобязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООПООО) по учебному предмету «Ли тература». Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд»национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг»классиков литературы <...>. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений современных — авторов,продолжающих в своём творчестве национальные традиции русскойлитературы и культуры <...>. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родныепросторы - русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификойрусских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира,Масленица, блины и т. п.). В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, какважные для национального сознания понятия проявляются в культурномпространстве на протяжении длительного.времени — вплоть до наших дней(например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфическихявлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства:живописи, музыки, кино, театра, Это позволяет прослеживать связи междуними (диалог искусств в русской культуре). В соответствии с указанными общими принципами формированиясодержания курса родной русской литературы в программе выделяются трисодержательные линии (три проблемно-тематических блока): «Россия - родина моя»; «Русские традиции» «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях,близких по тематике и проблематике. Например: поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России имира; образ степи в фольклоре и литературе народов России. В вариативную часть содержания курса целесообразно включать прежде всего произведения наиболее крупных национальных писателей, внёсшихзначительный вклад в развитие мировой художественной литературы иписавших как на русском, так и на родном языке. <...>. Почти у каждого народаесть произведения о родном языке <...> Сказанное выше не исключает обращения к произведениям других писателей из разных регионов многонациональной России, в том числемолодых современных авторов, если их творчество посвящено родному краю,является «визитной карточкой» литературы региона, Произведения региональных авторов учителя могут включать в свои рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурнойспецифики региона. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 5 класс (7 часов) N Название темы п/п 1 Раздел 1. Россия – Родина моя. Преданья старины глубокой. КолПланируемые образовательные во результатыобучающихся часо (на уровне УУД) в 2 1) формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России;осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице Основные направления воспитательной деятельности 2,3,4,5 России и о русском лесе; 2 Раздел 2. Русские традиции – праздники русского мира 2 2) формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; развитие умения выделять проблематику русских былин и былинныхсюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений онравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разныхнародов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики,образов; осмысление ключевых для русского национального сознаниякультурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере ирусской зиме формирование начальных представлений о русском 2,3, 4, 5, национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи; развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации. ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, 3 Раздел 3. Русский характеррусская душа 4 Защита проекта 2 1 целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осознание значения семьи в жизни человека и 2,3, 4, 5, общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. самостоятельно отбирать произведения для 1,2,3,4,5 внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 6 класс (7 часов) N Название раздела/темы п/п Колво часов Планируемые образовательные результатыобучающихся (на уровне УУД) Основные направления воспитательной деятельности 1 Раздел 1.РоссияРодина моя. Преданья старины глубокой 1 2 Раздел 2. Россия – Родина моя. Родные просторы. 3 3 Раздел 3. Русский характер-русская душа.Праздники русского мира. Загадки русской души.О ваших ровесниках.Лишь слову жизнь дана 1 4 Защита проекта 2 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. 2,3,4,5 2,3, 4, 5, 2,3, 4, 5, 1,2,3,4,5, 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 7 класс (7 часов) N Название раздела/темы п/п 1 Раздел 1. Россия – Родина моя .Преданья старины глубокой. Колво часов 1 Планируемые образовательные результатыобучающихся (на уровне УУД) Основные направления воспитательной деятельности развитие умения выделять проблематику и 2,3,4,5 понимать эстетическое.своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле; 2 Раздел 2. Русские традиции. Праздники русского мира. Тепло родного дома. 3 3 Раздел 3. Русский характер- русская душа. Не до орденабыла бы Родина.Загадки русской души. О ваших ровесниках. 1 4 Защита проекта 2 развитие умений давать смысловой анализ 2,3, 4, 5, фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос развитие представлений о русском 2,3, 4, 5, национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения самостоятельно отбирать произведения для 1,2,3,4,5, 7 внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания предметной кафедры цикла гуманитарных наук от « »___________ 2021года №1 _______________ /Денисова С.Н./ СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ /Андреева С.М./ « » ___________ 2021года