Рабочая программа по Родному русскому языку 5-7класы

Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №31 имени С.Н.ПотаповаБелоглинского района»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2021 года
протокол №1
Председатель педсовета
_____________ О.А.Панова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По родному языку (русскому)
Уровень образования

основное общее образование 5-7 классы

Количество часов

21 час

Учитель

Бледнова Елена Викторовна

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена для учащихся 5-7
классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования.и с учетом примерной программы по
учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций,
реализующих программы основного общего образования, 2020 г.
Срок реализации 3 года.
Учебник.О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.Родной язык (русский).
5 класс, 2020 г.
УчебникО.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.Родной язык (русский). 6
класс, 2020 г.
Учебник О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.Родной язык (русский).
7 класс, 2020 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в
единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной
программы общего образования:
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1)гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
2)патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3)духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4)эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
5)овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического

здоровья;соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7)трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
8)экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.ценности научного познания: ориентация в деятельности
на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни вгруппах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в
условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по
характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и

оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
У обучающихся будет сформировано:
представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и
уважительное отношение к русскому языку, а через него — к родной культуре;
ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания.
Обучающиеся приобретают опыт:
осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире,
осознание роли русского родного языка в жизни человека,
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка
с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
У обучающихся может быть сформировано:
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
5-6 классы
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в ‘учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения ‘учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
. составлять план решения проблемы (выполнение проектов и проведение
подготовительной работы к ним).
. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
. описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
. планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
'Обучающийся научится:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности:
. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий
и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий
в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. — Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся научится:
определять критерии правильности (корректности) выполнения
‘учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы

действий
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся научится;
. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
. соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего ‘успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы.
Обучающийся научится:
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлени
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение
с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
. делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,

подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными,
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения ‘учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
. обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
. определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или
явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
. резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный:
учебный, научно-популярный, информационный, тексты
критически оценивать содержание и форму текста.
4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся научится:
. определять свое отношение к природной среде;
. анализировать влияние экологических факторов на среду обитания.
. выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Обучающийся научится:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми

системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т.д.);
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся научится:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе ит. д.);
. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
. использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м и 6-м классах должно
обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский

родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце первого года
изучения научатся:
объяснять роль русского родного языка в жизни общества и
государства, в современном мире, в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является
одним из необходимых качеств современного культурного человека;
понимать, что язык — развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;
распознавать и правильно объяснять значения изученных
слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их вречи;
распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим
оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
распознавать и правильно объяснять народно-поэтические
эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной
литературе, былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок,
объяснять их значения, правильно употреблять в речи;
объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы,
поговорки;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической
образностью;
правильно употреблять их;
распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно
употреблять их;
распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена,
входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую
стилистическую окраску;
понимать назначение конкретного вида словаря, особенности
строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц,
и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в
конце второго года изучения научатся:
характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как
результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);
целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;
регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных
слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; словари синонимов, антонимов.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в
конце первого года изучения научатся:
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных,
прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно
употреблять омографы в письменной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных,
прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно
употреблять омографы в письменной речи.
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической
сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского языка;
различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода, форм
существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и),
различающихся по смыслу, и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной
речи;
различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы;
выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулыобращения к незнакомому человеку;
соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого этикета;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,
орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов
произношения; нормативных вариантов написания;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года
изучения научатся:
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного)
употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических
норм современного.русского языка (в рамках изученного);
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей его употребления;

использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в
конце второго года изучения научатся:
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических
норм современного русского языка (в рамках изученного);
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения:
использовать принципы этикетного ‘общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать словари синонимов, антонимов, омонимов.паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст» в
конце первого года изучения научатся:
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты
описательного типа: определение понятия, собственно описание;
создавать устные учебно-научные монологические сообщения;
участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать
диалог;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
приветствие, просьбу, принесение извинений; создавать объявления (в устной и
письменной форме) официально-делового стиля;
анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их
фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
.владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
реферат в письменной форме и представлять его в устной форме.
Учащиеся в конце второго года изучения при реализации содержательной линии «Речь.
Речевая деятельность. Текст» научатся:

владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования
информации;
создавать тексты в жанре ответов разных видов;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.
7 класс
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать ‘учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2..Умение самостоятельно.планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся научится:
. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
‘учебной ‘и познавательной задачи;
.выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, ‘указывая
и обосновывая логическую последовательность шагов);
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении ‘учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
. отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Обучающийся научится:
. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Понавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
определять ‘обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
.строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученнымиданными,
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления:
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного:
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
$. Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся научится:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
.выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся научится:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
. формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11..Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками.

Обучающийся научится:
работать индивидуально и в группе:
находить общее решение;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение ‘устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
12. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции.
13. Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
‚другими поисковыми системами;
14. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Обучающийся научится:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения
и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, ‘уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 7-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными
и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в
ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 7-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне
основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков
в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной
общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность
следующих умений.
Язык и культура»:
1) пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;
2) приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
3) приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
4) выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
5) распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать
особенности её употребления в текстах;
6) определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
целесообразно употреблять иноязычные слова;
7) регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари;
словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
1) соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
2) употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;

3) корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи;
4) употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского языка;
5) анализировать и различать типичные речевые ошибки;
6) редактировать текст с целью исправления речевых ошибок:
7) выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
8) анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь;
9) соблюдать русскую этикетную манеру общения;
10) использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;
11) использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения
значения слова и особенностей его. ‘употребления;
12) использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
1) анализировать и создавать притчи;
2) уместно использовать коммуникативные ‘стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
3) уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
4) создавать тексты как результат проектной ( исследовательской) деятельности;
5) строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов,
рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать
участие в учебно-научной дискуссии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура.
1.1. Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства.
Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного
культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.),
народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель,
цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна
девица, родный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,
Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники,
значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого
везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером
описать; при царе Горохе: золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого
общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок,
народного ума и особенностей национальной культуры народа.
Загадки. Метафоричность русской загадки.
Раздел 2. Культура речи (2 часа).
2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, РОжки — рожкИ,
пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було|]ч`]ная — було[ш]ная,
же[н`]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж”]ём и под.). Произносительные варианты на
уровне словосочетаний (микроволнОвая печь — микро-вОлновая терапия).
2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные
нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего
обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и
точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления
антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические
особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные
с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в речи.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип
речи. Средства связи предложений и частей текста.

3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог
3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой.
6 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
11. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных
культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований,
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной
лексики в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час).
(Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и
лексических омонимов в речи.
2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1
час)
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (6
санаторий — не «санаторию».стукнуть туфлей — не «туфлем»), родом существительного
(красного платья — не «платьи»), принадлежностью к разряду — одушевленности —
неодушевленности (смотреть на спутника — смотреть на спутник), особенностями
окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов,
профессора, паспорта и т.9.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший
— не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен — медленен, торжествен —
торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен
существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и

справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом
склонения (в санаторий — не «санаторию», стукнуть туфлей — не «туфлем»), родом
существительного (красного платья — не «платьи»), принадлежностью к разряду —
одушевленности — неодушевленности (смотреть на спутника — смотреть на спутник),
особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,
мандаринов, профессора, паспорта и п. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший
— не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен — медленен, торжествен —
торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен
существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках.
2.3. Речевой этикет (1 час)
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование
стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к
собеседнику.
Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика — этикет — мораль: этические
нормы — этикетные нормы — этикетные формы.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца
общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы
благодарности. Этикетные формулы сочувствия, утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час)
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный
ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного
ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного
сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила
создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь.
Рассказ о событии, «бывальщиных».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный
ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного
ответа. Различные вилы ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного
сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила
создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Итоговая аттестация — защита проекта.
7 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох,
вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими
предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер; агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.),
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1, Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час)
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в
речи.
2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (1 час)
Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий — висячий,
горящий — горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий, деепричастий, наречий.
Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Литературный и разговорный варианты грамматической норм.
2.3. Речевой этикет (1 час)
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп
речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность речи, ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз.
Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3.
Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
1. Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы.
Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные
позиции в художественных текстах. Притча.
Итоговая аттестация — защита проекта
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
5 класс (7 часов)
N Название темы
п/п

1

Раздел 1. Язык
и культура
1.1 Русский язык
–
национальны
й язык
русского
народа.
1.2 Крылатые
слова и
выражения из
русских
народных и
литературны
х сказок
|источники,
значение и
употребление
в
современных
ситуациях
речевого
общения

КолПланируемые образовательные
Основные
во
результатыобучающихся
направления
часо
(на уровне УУД)
воспитательной
в
деятельности
2
Умение самостоятельно определять цели обучения,
2,3,4,5
ставить и формулировать новые задачи в ‘учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и
определять главную
проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать
гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной
проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной
цели деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и
делать выводы.
Обучающийся научится:

2

Раздел 2. Культура речи
2.1Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
2.2 Основные
лексические
нормы современного русского
литературного
языка

2

определять обстоятельства, которые предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явление
строить рассуждение от общих закономерностей к
частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и
явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее
в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;
словесно выражать эмоциональное впечатление,
оказанное на него
источником;
объяснять явления
находить в тексте требуемую информацию (в
соответствии с
целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать
целостный
смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте
событий, явлений, процессов;
. резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую
модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный:
учебный, научно-популярный, информационный,
тексты
критически оценивать содержание и форму текста.
. обозначать символом и знаком предмет и/или
явление;
. определять логические связи между предметами
и/или явлениями, обозначать данные логические связи
с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета
и/или
явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или
способа ее решения;
преобразовывать модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную)
информацию из графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или

2,3, 4, 5,

3

Раздел 3. Речь.
Речевая
деятельность.
3.1Текст как
единица языка и
речи. Язык и
речь.
Функциональные
разновидности

2

восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на
основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от
противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и
реализации
учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
объяснять роль русского родного языка в жизни
общества и
государства, в современном мире, в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку
является
одним из необходимых качеств современного
культурного человека;
понимать, что язык — развивающееся явление;
приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;
распознавать и правильно объяснять значения
изученных
слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их вречи;
распознавать и характеризовать слова с живой
внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; правильно употреблять
их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать и правильно объяснять народнопоэтические
эпитеты в русских народных и литературных сказках,
народных песнях, художественной литературе,
былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских
народных и литературных сказок, объяснять их
значения, правильно употреблять в речи;
объяснять значения пословиц и поговорок, правильно
употреблять изученные пословицы, поговорки;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических
слов-символов, обладающих традиционной
метафорической образностью
Формирование и развитие компетентности в области
использования
информационно-коммуникационных технологий
(далее — ИКТ).
целенаправленно искать и использовать
информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
выделять информационный аспект задачи,

2,3, 4, 5,

языка.
3.2 Виды
речевой
деятельности.

оперировать данными, использовать модель решения
задачи;
. использовать компьютерные технологии (включая
выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных
учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.
Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся научится:
определять задачу коммуникации и в соответствии с
ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в
малой группе ит. д.);

4

Защита проекта
1. Из истории
русских имён
2. Русские
пословицы и
поговорки о
гостеприимстве
и хлебосольстве.
3. Словарь
одного слова.
4. Календарь
пословиц о
временах
года.
5. Карта
«Интересные
названия городов моего края».
6.Как быть
вежливым?
7.Межнациональ
ные различия
невербального
общения и др.

1

. представлять в устной или письменной форме
развернутый план собственной деятельности
целенаправленно искать и использовать
информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
выделять информационный аспект задачи,
оперировать данными, использовать модель решения
задачи;
. использовать компьютерные технологии (включая
выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных
учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.
строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)

1,2,3,4,5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
6 класс (7 часов)
N Название раздела/темы
п/п

1

Раздел 1. Язык
и культура
1.1 Иноязычные
лексические
заимствования как
результат
взаимодействия
национальных культур.

Колво
часов

Планируемые образовательные
результатыобучающихся
(на уровне УУД)

1

анализировать существующие и планировать
будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и
определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе
определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги
достижения поставленной
цели деятельности;
Умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы.
Обучающийся научится:
определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие,
способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явление
строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию,
нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности
информации;

Основные
направления
воспитательной
деятельности
2,3,4,5

2

Раздел 2. Культура речи
2.1 Основные
лексические нормы
современного русского
литературного языка
2.2 Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка.
3.1 Речевой этикет

3

3

Раздел 3. Речь. Речевая
деятельность.
3.1 Функциональные
разновидности языка

1

словесно
выражать
эмоциональное
впечатление, оказанное на него
источником;
объяснять явления
находить в тексте требуемую информацию (в
соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста,
понимать
целостный
смысл
текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в
тексте событий, явлений, процессов;
. резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в
другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный:
учебный,
научно-популярный,
информационный, тексты
критически оценивать содержание и форму
текста
понимать, что язык — развивающееся
2,3, 4, 5,
явление; приводить примеры исторических
изменений значений и форм слов;
распознавать и правильно объяснять значения
изученных слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их
вречи;
распознавать и характеризовать слова с живой
внутренней формой, специфическим
оценочно-характеризующим значением;
правильно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
распознавать и правильно объяснять народнопоэтическиеэпитеты в русских народных и
литературных сказках, народных песнях,
художественной литературе, былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из
русских народных и литературных сказок,
объяснять их значения, правильно
употреблять в речи;
объяснять значения пословиц и поговорок,
правильно употреблять изученные пословицы,
поговорки;
понимать национальное своеобразие
общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов,
обладающих традиционной метафорической
образностью
владеть умениями информационной
2,3, 4, 5,
переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и
средствами получения, переработки и
преобразования информации;

создавать тексты в жанре ответов разных
видов;
уместно использовать жанры разговорной
речи в ситуациях неформального общения;

4

Защита проекта
1. Русские пословицы и
поговорки о характере,
качествах человека.
2. Роль и уместность
заимствований в
современном русском
языке.
3. Этимология
обозначений
имен прилагательных,
обозначающих цвет, в
русском языке.
4. Названия денежных
единиц в русском языке.
5. Этикетные формы
обращения.
6. Межнациональные
различия
невербального общения.
|7. Этикет приветствия в
русском и иностранном
языках.
8. Синонимический ряд:
врач-доктор — лекарь
— эскулап — целитель
— врачеватель: общее и
различное.
9. Русизмы в языках
народов России ив
иностранных языках.
Словарь одного слова.

2

создавать тексты как результат проектной
(исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения
(ответы на уроке) различных видов.
соблюдать русскую этикетную вербальную и
невербальную манеру общения:
использовать принципы этикетного ‘общения,
лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
использовать толковые, в том числе
мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей
его употребления;
использовать словари синонимов, антонимов,
омонимов.паронимов для уточнения значения
слов, подбора к ним синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов, а также в процессе
редактирования текста;
использовать грамматические словари и
справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и
построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста.
уместно использовать жанры разговорной
речи в ситуациях неформального общения;
создавать тексты как результат проектной
(исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения
(ответы на уроке) различных видов.

1,2,3,4,5, 7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
7 класс (7 часов)
N Название раздела/темы
п/п

1

Раздел 1. Язык
и культура
1.1Устаревшие слова
как живые свидетели
истории.

Колво
часов
1

Планируемые образовательные
результатыобучающихся
(на уровне УУД)
1) пояснять внешние причины изменений в
русском языке; приводить примеры;

Основные
направления
воспитательной
деятельности
2,3,4,5

2) приводить примеры, которые доказывают,
что изучение русского языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
3) приводить примеры национального
своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка;
4) выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в текстах;
5) распознавать и характеризовать
устаревшую лексику (историзмы, архаизмы);
понимать особенности её употребления в
текстах;
6) определять значения лексических
заимствований последних десятилетий;
целесообразно употреблять иноязычные
слова;

2

Раздел 2. Культура речи
2.1Основные
лексические нормы
речи современного
русского литературного
языка.
2.2 Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного,

3

7) регулярно использовать словари, в том
числе мультимедийные, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря,
особенностях строения его словарной статьи:
толковые словари, словари иностранных слов,
фразеологические словари, словари пословиц
и поговорок, крылатых слов и выражений;
учебные этимологические словари; словари
синонимов, антонимов.
1) соблюдать нормы употребления синонимов, 2,3, 4, 5,
антонимов, омонимов, паронимов;
2) употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
3) корректно употреблять термины в учебнонаучном стиле речи;
4) употреблять имена существительные, имена

языка
3.1 Речевой этикет

прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского
языка;
5) анализировать и различать типичные
речевые ошибки;
6) редактировать текст с целью исправления
речевых ошибок:
7) выявлять и исправлять речевые ошибки в
устной речи;
8) анализировать и оценивать с точки зрения
норм современного русского литературного
языка чужую и собственную речь;
9) соблюдать русскую этикетную манеру
общения;

3

Раздел 3. Речь. Речевая
деятельность.
3.1 Функциональные
разновидности языка

1

1) анализировать и создавать притчи;

2,3, 4, 5,

2) уместно использовать коммуникативные
‘стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, спор,
дискуссия;
3) уместно использовать жанры разговорной
речи в ситуациях неформального общения;
4) создавать тексты как результат проектной (
исследовательской) деятельности;

4

2
Защита проекта
1. Лексическая группа
существительных,
обозначающих понятие
время
в русском языке.
2. Типы устаревших
слов в русском
языке.
3. Русские пословицы
и поговорки о
вежливости и

5) строить устные учебно-научные сообщения
(ответы на уроке) различных видов, рецензию
на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать
участие в учебно-научной дискуссии.
соблюдать русскую этикетную вербальную и
невербальную манеру общения:
использовать принципы этикетного ‘общения,
лежащие в основе национального русского
речевого этикета;
использовать толковые, в том числе
мультимедийные, словари для определения
лексического значения слова и особенностей
его употребления;
использовать словари синонимов, антонимов,
омонимов.паронимов для уточнения значения
слов, подбора к ним синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов, а также в процессе
редактирования текста;

1,2,3,4,5, 7

использовать грамматические словари и
справочники для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и
построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста.
уместно использовать жанры разговорной
речи в ситуациях неформального общения;

обходительности.
4. Этикетные формы
обращения.
5. Являются ли жесты
универсальным
языком человечества?

создавать тексты как результат проектной
(исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения
(ответы на уроке) различных видов.

6. Межнациональные
различия невербального общения.
7. Как быть
вежливым?
8. Искусство
комплимента в
русском и
иностранных языках.
9. Формы выражения
вежливости (на
примере иностранного
и русского
языков).
10. Этикет
приветствия в русском
и
иностранных языках

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
предметной кафедры
цикла гуманитарных наук
от «

»___________ 2021года №1

_______________

/Денисова С.Н./

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____________ /Андреева С.М./
«

» ___________ 2021года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».