Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени С.Н.ПотаповаБелоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31 августа 2021 года протокол №1 Председатель педсовета _____________ О.А.Панова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По родному языку (русскому) Уровень образования основное общее образование 5-7 классы Количество часов 21 час Учитель Бледнова Елена Викторовна Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена для учащихся 5-7 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования.и с учетом примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, 2020 г. Срок реализации 3 года. Учебник.О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.Родной язык (русский). 5 класс, 2020 г. УчебникО.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.Родной язык (русский). 6 класс, 2020 г. Учебник О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др.Родной язык (русский). 7 класс, 2020 г. Планируемые результаты освоения учебного предмета Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы общего образования: Личностные результаты: Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1)гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). 2)патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 3)духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4)эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5)овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7)трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 8)экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни вгруппах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. У обучающихся будет сформировано: представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него — к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка; представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания. Обучающиеся приобретают опыт: осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. У обучающихся может быть сформировано: представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе: 5-6 классы РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в ‘учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения ‘учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); . составлять план решения проблемы (выполнение проектов и проведение подготовительной работы к ним). . определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; . описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; . планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 'Обучающийся научится: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности: . отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. — Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся научится: определять критерии правильности (корректности) выполнения ‘учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся научится; . наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; . соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего ‘успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлени строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; . делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными, 2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения ‘учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: . обозначать символом и знаком предмет и/или явление; . определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; преобразовывать модели с целью выявления общих законов,определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 3.Смысловое чтение. Обучающийся научится: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; . резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный: учебный, научно-популярный, информационный, тексты критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся научится: . определять свое отношение к природной среде; . анализировать влияние экологических факторов на среду обитания. . выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся научится: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся научится: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе ит. д.); . представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; . использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. ПРЕДМЕТНЫЕ Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м и 6-м классах должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце первого года изучения научатся: объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека; понимать, что язык — развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов; распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их вречи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах; распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи; объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки; понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их; распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их; распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску; понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц, и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться. Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце второго года изучения научатся: характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах); целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы; регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов. Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце первого года изучения научатся: различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи; различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного); различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи. различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка; различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода, форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и), различающихся по смыслу, и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного); различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи; соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулыобращения к незнакомому человеку; соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления; использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года изучения научатся: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного) употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного.русского языка (в рамках изученного); соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года изучения научатся: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного); соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения: использовать принципы этикетного ‘общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; использовать словари синонимов, антонимов, омонимов.паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. Учащиеся при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст» в конце первого года изучения научатся: анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание; создавать устные учебно-научные монологические сообщения; участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений; создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля; анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины); .владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме. Учащиеся в конце второго года изучения при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст» научатся: владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; создавать тексты в жанре ответов разных видов; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. 7 класс МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать ‘учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2..Умение самостоятельно.планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: . определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения ‘учебной ‘и познавательной задачи; .выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, ‘указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении ‘учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; . отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся научится: . определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся научится: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; Понавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: определять ‘обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; .строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученнымиданными, 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления: строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного: анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. $. Смысловое чтение. Обучающийся научится: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся научится: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; .выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся научится: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; . формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 11..Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Обучающийся научится: работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение ‘устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции. 13. Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и ‚другими поисковыми системами; 14. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации Обучающийся научится: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Обучающийся получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, ‘уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 7-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений. Язык и культура»: 1) пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры; 2) приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; 3) приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; 4) выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах; 5) распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах; 6) определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова; 7) регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. «Культура речи»: 1) соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов; 2) употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; 3) корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи; 4) употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка; 5) анализировать и различать типичные речевые ошибки; 6) редактировать текст с целью исправления речевых ошибок: 7) выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; 8) анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; 9) соблюдать русскую этикетную манеру общения; 10) использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; 11) использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения значения слова и особенностей его. ‘употребления; 12) использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; «Речь. Речевая деятельность. Текст» 1) анализировать и создавать притчи; 2) уместно использовать коммуникативные ‘стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия; 3) уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; 4) создавать тексты как результат проектной ( исследовательской) деятельности; 5) строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс (7 часов) Раздел 1. Язык и культура. 1.1. Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина — девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, родный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. 1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе: золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Раздел 2. Культура речи (2 часа). 2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, РОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було|]ч`]ная — було[ш]ная, же[н`]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж”]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь — микро-вОлновая терапия). 2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в речи. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. 3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. 3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог 3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой. 6 КЛАСС (7 часов) Раздел 1. Язык и культура (1 час) 11. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований, Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Раздел 2. Культура речи (3 часа) 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час). (Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в речи. 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1 час) Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (6 санаторий — не «санаторию».стукнуть туфлей — не «туфлем»), родом существительного (красного платья — не «платьи»), принадлежностью к разряду — одушевленности — неодушевленности (смотреть на спутника — смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т.9.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший — не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен — медленен, торжествен — торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий — не «санаторию», стукнуть туфлей — не «туфлем»), родом существительного (красного платья — не «платьи»), принадлежностью к разряду — одушевленности — неодушевленности (смотреть на спутника — смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и п. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший — не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен — медленен, торжествен — торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. 2.3. Речевой этикет (1 час) Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика — этикет — мораль: этические нормы — этикетные нормы — этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия, утешения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час) Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщиных». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные вилы ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Итоговая аттестация — защита проекта. 7 КЛАСС (7 часов) Раздел 1. Язык и культура (1 час) 1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер; агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.), Раздел 2. Культура речи (3 часа) 2.1, Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час) Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи. 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (1 час) Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм. 2.3. Речевой этикет (1 час) Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность речи, ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа) 1. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. Итоговая аттестация — защита проекта ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 5 класс (7 часов) N Название темы п/п 1 Раздел 1. Язык и культура 1.1 Русский язык – национальны й язык русского народа. 1.2 Крылатые слова и выражения из русских народных и литературны х сказок |источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения КолПланируемые образовательные Основные во результатыобучающихся направления часо (на уровне УУД) воспитательной в деятельности 2 Умение самостоятельно определять цели обучения, 2,3,4,5 ставить и формулировать новые задачи в ‘учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: 2 Раздел 2. Культура речи 2.1Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка 2 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явление строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; . резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный: учебный, научно-популярный, информационный, тексты критически оценивать содержание и форму текста. . обозначать символом и знаком предмет и/или явление; . определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или 2,3, 4, 5, 3 Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. 3.1Текст как единица языка и речи. Язык и речь. Функциональные разновидности 2 восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека; понимать, что язык — развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов; распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их вречи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать и правильно объяснять народнопоэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах; распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи; объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки; понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный аспект задачи, 2,3, 4, 5, языка. 3.2 Виды речевой деятельности. оперировать данными, использовать модель решения задачи; . использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся научится: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе ит. д.); 4 Защита проекта 1. Из истории русских имён 2. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. 3. Словарь одного слова. 4. Календарь пословиц о временах года. 5. Карта «Интересные названия городов моего края». 6.Как быть вежливым? 7.Межнациональ ные различия невербального общения и др. 1 . представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; . использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) 1,2,3,4,5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 6 класс (7 часов) N Название раздела/темы п/п 1 Раздел 1. Язык и культура 1.1 Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Колво часов Планируемые образовательные результатыобучающихся (на уровне УУД) 1 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явление строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; Основные направления воспитательной деятельности 2,3,4,5 2 Раздел 2. Культура речи 2.1 Основные лексические нормы современного русского литературного языка 2.2 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. 3.1 Речевой этикет 3 3 Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. 3.1 Функциональные разновидности языка 1 словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; . резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный: учебный, научно-популярный, информационный, тексты критически оценивать содержание и форму текста понимать, что язык — развивающееся 2,3, 4, 5, явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов; распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их вречи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать и правильно объяснять народнопоэтическиеэпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах; распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи; объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки; понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью владеть умениями информационной 2,3, 4, 5, переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; создавать тексты в жанре ответов разных видов; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; 4 Защита проекта 1. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека. 2. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. 3. Этимология обозначений имен прилагательных, обозначающих цвет, в русском языке. 4. Названия денежных единиц в русском языке. 5. Этикетные формы обращения. 6. Межнациональные различия невербального общения. |7. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. 8. Синонимический ряд: врач-доктор — лекарь — эскулап — целитель — врачеватель: общее и различное. 9. Русизмы в языках народов России ив иностранных языках. Словарь одного слова. 2 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения: использовать принципы этикетного ‘общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; использовать словари синонимов, антонимов, омонимов.паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. 1,2,3,4,5, 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 7 класс (7 часов) N Название раздела/темы п/п 1 Раздел 1. Язык и культура 1.1Устаревшие слова как живые свидетели истории. Колво часов 1 Планируемые образовательные результатыобучающихся (на уровне УУД) 1) пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры; Основные направления воспитательной деятельности 2,3,4,5 2) приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; 3) приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; 4) выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в текстах; 5) распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах; 6) определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова; 2 Раздел 2. Культура речи 2.1Основные лексические нормы речи современного русского литературного языка. 2.2 Основные грамматические нормы современного русского литературного, 3 7) регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. 1) соблюдать нормы употребления синонимов, 2,3, 4, 5, антонимов, омонимов, паронимов; 2) употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; 3) корректно употреблять термины в учебнонаучном стиле речи; 4) употреблять имена существительные, имена языка 3.1 Речевой этикет прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка; 5) анализировать и различать типичные речевые ошибки; 6) редактировать текст с целью исправления речевых ошибок: 7) выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; 8) анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; 9) соблюдать русскую этикетную манеру общения; 3 Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. 3.1 Функциональные разновидности языка 1 1) анализировать и создавать притчи; 2,3, 4, 5, 2) уместно использовать коммуникативные ‘стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия; 3) уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; 4) создавать тексты как результат проектной ( исследовательской) деятельности; 4 2 Защита проекта 1. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке. 2. Типы устаревших слов в русском языке. 3. Русские пословицы и поговорки о вежливости и 5) строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии. соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения: использовать принципы этикетного ‘общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; использовать словари синонимов, антонимов, омонимов.паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; 1,2,3,4,5, 7 использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; обходительности. 4. Этикетные формы обращения. 5. Являются ли жесты универсальным языком человечества? создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. 6. Межнациональные различия невербального общения. 7. Как быть вежливым? 8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). 10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках СОГЛАСОВАНО Протокол заседания предметной кафедры цикла гуманитарных наук от « »___________ 2021года №1 _______________ /Денисова С.Н./ СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ /Андреева С.М./ « » ___________ 2021года