Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени С.Н.ПотаповаБелоглинского района» УТВЕРЖДЕНО Решение педагогического совета от 31 августа 2021 года протокол №1 Председатель педсовета _____________ О.А.Панова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Уровень образования Количество часов Учитель немецкому языку основное общее образование 5-9классы 510 Бледнова Елена Викторовна Рабочая программа по предмету «Иностранный язык (немецкий)», предметная область «Иностранные языки», составлена для учащихся 5 -9 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования в рамках УМК«Первые шаги» 5-9 классы – авторы И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова, издательского центра «Просвещение», 2017г. и с учетом примерной программы по иностранному языку для 5-9 классов. Срок реализации 5 лет УчебникИ.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова«Первые шаги», Немецкий язык. 5 класс», Из. «Просвещение», 2017 год УчебникИ.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова «Первые шаги», Немецкий язык. 6 класс», Из. «Просвещение», 2017 год УчебникИ.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова «Первые шаги», Немецкий язык. 7 класс», Из. «Просвещение», 2018 год УчебникИ.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова «Первые шаги», Немецкий язык. 8 класс», Из. «Просвещение», 2018 год УчебникИ.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова «Первые шаги», Немецкий язык. 9 класс», Из. «Просвещение», 2017 год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы общего образования: Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1)гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). 2)патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 3)духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4)эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5)овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7)трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 8)экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка: • формирование мотивации и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; • стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе: • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимо • действовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку: А. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении: • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудированиии: • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию; чтении: • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи: • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): • применение правил написания слов, изученных в основной школе; • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение коммуникативных ритмико-интонационных типов (утвердительное, особенностей вопросительное, предложений отрицательное, различных повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик клише речевого этикета); • знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков. Социокультурная компетенция: • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; • понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере: • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; • владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; • умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); • владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. В. В ценностно-ориентационной сфере: • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; • представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; • приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах. Г. В эстетической сфере: • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; • развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. Д. В трудовой сфере: • умение рационально планировать свой учебный труд; • умение работать в соответствии с намеченным планом. Е. В физической сфере: • стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Универсальные общеучебные действия: регулятивные: самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; познавательные: использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач; пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств; выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию; осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; решать проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома; контролировать и оценивать результаты своей деятельности. коммуникативные: • планировать свое речевое и неречевое поведение; • работать индивидуально, в парах и группе; • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций; • определять общие цели и пути их достижения; • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. • Компенсаторные умения • Совершенствуются умения: • переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; • использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; • прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; • догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; • использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств. Содержание учебного предмета 5 класс • Внешность и черты характера человека. • Досуг и увлечения. Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. • Школьное образование, школьная жизнь. Каникулы в различное время года. • Природа и погода. Климат и погода. Времена года. • Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. 6 класс • Внешность и черты характера человека. • Досуг и увлечения. Виды отдыха, путешествия. Покупки. • Здоровый образ жизни: спорт, сбалансированное питание. Еда, напитки. • Каникулы в различное время года. • Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Климат, погода. Транспорт. • Средства массовой информации: телевидение. • Страна/страны изучаемого языка: географическое положение, столицы и крупные города, национальные праздники, страницы истории, выдающиеся люди. 7класс • Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; Внешность и черты характера человека. • Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. • Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание. • Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. • Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. • Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). • Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди. 8 класс • Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. • Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. • Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание. • Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. • Мир профессий. Проблемы выбора профессии. • Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Транспорт. • Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). • Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. 9 класс • Внешность и черты характера человека. • Досуг и увлечения ( кино, музыка). • Здоровый образ жизни: сбалансированное питание. • Мир профессий. • Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Условия проживания в городской/сельской местности. • Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). • Страна/страны изучаемого языка: национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи. Основные содержательные линии. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения\ Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкулътурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Содержание курса и ориентировочное количество Характеристика основных видов часов, отводимое на тему деятельности ученика Предметное содержание речи Межличностные взаимоотношения в семье, со Характеристика основных видов сверстниками; решение конфликтных ситуаций. деятельности учащихся приводится ниже Внешность и характеристики человека. (54 ч) в данной графе в последующих разделах Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, программы музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. (81 ч) Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание. (70 ч) Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. (46 ч) Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. (15 ч) Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. (84 ч) Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). (35 ч) Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. (125 ч) Итого 510 ч , выделяемых на ИЯ с 5 по 9 класс Коммуникативные умения Говорение В диалогической форме Диалог этикетного характера. Диалог-расспрос. Диалог — побуждение к действию. Диалог — обмен мнениями Начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Начинать, вести и заканчивать разговор по телефону. Поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них. Выражать благодарность. Вежливо переспрашивать . Выражать согласие/отказ. Брать/давать интервью. Сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов. Самостоятельно запрашивать информацию. Выражать свое мнение/отношение Переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Обращаться с просьбой. Соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу. Давать советы. Принимать/не принимать советы партнера. Приглашать к действию/взаимодействию. Говорение В монологической форме Связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с опорой и без опоры на прочитанный или прослушанный текст, коммуникативную ситуацию, зрительную наглядность Выслушивать сообщения/мнение партнера. Соглашаться/не соглашаться с высказыванием партнера, объяснять причину своего согласия/несогласия. Выражать свою точку зрения и обосновывать ее. Выражать сомнение. Выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.) Высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст, ключевые слова/план и без опоры. Выражать свое мнение, отношение к чему-либо/кому-либо, сравнивать чтолибо с элементами аргументации. Характеризовать героев прослушанного/прочитанного текста. Делать сообщение в связи с прочитанным текстом. Представлять результаты проектной работы Аудирование Восприятие и понимание на слух иноязычных несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) Понимать в цепом речь учителя по в зависимости от коммуникативной задачи, жанра и ведению урока. функционального типа текста. Распознавать на слух и полностью При непосредственном общении понимать речь одноклассника в ходе общения с ним. Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом материале и/или содержащее некоторые незнакомые слова. Использовать контекстуальную или языковую догадку. Использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных При опосредованном общении (на основе деталей. аудиотекста) Вербально или невербально реагировать на услышанное. Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов в рамках тем, отобранных для основной школы. Прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения. Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте. Отделять главные факты, опуская второстепенные. Выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой ' на языковую догадку/ контекст. Игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания основного содержания Соотносить графический образ слова Чтение Чтение и понимание аутентичных текстов разных с его звуковым образом. жанров и стилей с различной глубиной и точностью Соблюдать правильное ударение в проникновения в их содержание в зависимости от словах и фразах, интонацию в целом. коммуникативной задачи. Выразительно читать вслух С пониманием основного содержания (ознаконебольшие тексты, содержащие только мительное чтение). изученный материал. Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей. Прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста. Определять тему/основную мысль. Выделять главные факты из текста, опуская второстепенные. Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. Разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части. Озаглавливать текст, его отдельные части. Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту. Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста С полным пониманием содержания (изучающее Читать несложные аутентичные чтение). тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки: анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учетом различий в структурах родного и изучаемого языков; переводить отдельные фрагменты текста. Озаглавливать текст, его отдельные части. Устанавливать причинноследственную взаимосвязь фактов и событий текста. Оценивать полученную информацию. Выражать свое мнение о прочитанном. С выборочным пониманием нужной или интереВыбирать сующей информации (просмотровое/поисковое чтение) необходимую/интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов. Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника. Пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником Письменная речь Владеть основными правилами Выписки из текста, короткие поздравления с орфографии, написанием наиболее ражением пожеланий. употребительных слов. Заполнение бланков и несложных анкет в форме, Делать краткие выписки из текста с принятой в странах изучаемого иностранного языка. цепью их использования в собственных Личное письмо с опорой на образец высказываниях. Заполнять формуляр, анкету: сообщать о себе основные сведения (имя, фамилию, поп, возраст, гражданство, адрес). Писать короткие поздравления с днем рождения, Новым годом, Рождеством и другими праздниками. Выражать пожелания. Писать с опорой на образец личное письмо зарубежному другу: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о нем; выражать благодарность, извинения, просьбу, давать совет Графика, каллиграфия, орфография Правила чтения и написания новых слов, отобранСоотносить графический образ слова ных для данного этапа обучения, и навыки их приме- с его звуковым образом. нения в рамках изученного лексико-грамматического Вставлять пропущенные буквы. материала Владеть основными правилами чтения и орфографии, написанием наиболее употребительных слов Фонетическая сторона речи Различение на слух всех звуков немецкого языка и Различать на слух и адекватно адекватное их произношение, соблюдение правильного произносить все звуки немецкого языка. ударения в словах и фразах. Соблюдать нормы произношения Деление предложений на смысловые группы. звуков немецкого языка при чтении вслух Соблюдение правильной интонации в различных и в устной речи. типах предложений. Делить предложения на смысловые Дальнейшее совершенствование слухопроизно- группы. сительных навыков, в том числе и применительно к Соблюдать правильное ударение в новому языковому материалу изолированном слове, фразе. Различать коммуникативный тип предложения по его интонации. Правильно произносить предложение с точки зрения его ритмики Лексическая сторона речи Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета Узнавать в письменном тексте и в тексте, воспринимаемом на слух, лексические единицы, обслуживающие ситуацию общения в пределах тематики основной школы (5—9 классы). Воспроизводить и употреблять их в речи в соответствии с коммуникативной задачей. Семантизировать незнакомую лексику при чтении с опорой на контекст, словообразовательные элементы, двуязычный словарь учебника. Развивать языковую догадку. Использовать в речи устойчивые словосочетания, оценочную лексику, речевые клише в соответствии с коммуникативной задачей. Использовать слова адекватно ситуации общения Основные способы словообразования: Распознавать и употреблять в речи а) аффиксация: интернациональные слова. • существительныхссуффиксами Систематизировать лексику на основе -ung (die Wohnung, die Regierung); -keit (die словообразования и по тематическому Möglichkeit); -heit (die Schönheit); -Schaft (die принципу Freundschaft); -um (das Museum); -or (der Professor); Узнавать зрительно и на слух простые словообразовательные элементы (суффиксы и префиксы), а также сложные слова и слова, образованные на основе конверсии. Использовать наиболее употребительные из них в речи. -ik (die Physik); -e (die Liebe), -ler(der Künstler); -ie(die Energie); • прилагательныхссуффиксами -ig (richtig); -lieh (freundlich); -isch (russisch); -los (obdachlos); -sam (arbeitsam); -bar (furchtbar); • существительныхиприлагательныхспрефиксомun(das Unglück, unglücklich); префиксамисуществительныхиглаголов: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen); • глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen; б) словосложение: • существительное + существительное (dieHaustür); прилагательное + прилагательное (dunkelgrün, hellblond); прилагательное + существительное (dasHochhaus); глагол + существительное (dasSchreibzeug); в) конверсия (переход одной части речи в другую): существительные от прилагательных (dasGrün, dieKälte); существительные от глаголов (dasLernen, dasLesen). Интернациональные слова (derGlobus, derComputer) Грамматическая сторона речи Дальнейшее расширение объема значений грамОпознавать зрительно в тексте и на матических средств, изученных ранее, и знакомство с слух новые грамматические явления. новыми грамматическими явлениями. Передавать (выборочно) новые грамматические явления в целях их лучшего осознания. Использовать в речи простые • Нераспространенные и распространенные предложения. предложения; Соблюдать порядок слов в • безличные предложения (Esistkalt. Es ist Winter); придаточных предложениях. • предложения с глаголами legen, stellen, hängen, Использовать все типы требующими после себя дополнения в Akkusativ и вопросительных предложений. обстоятельства места при ответе на вопрос Wohin? Употреблять в речи предложения с (IchlegedasHeftaufdenTisch); legen, stellen, hängen, • предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben глаголами требующими после себя дополнения в и др., требующими после себя Infinitiv с zu; Akkusativ и обстоятельства места. • побудительныепредложениятипа Spielen wir! Выражать с помощью формы Wollen wir spielen!; Imperativ побуждение (просьбу), давать • все типы вопросительных предложений; совет. • предложения с неопределенно-личным Различать зрительно и на слух местоимением man (ManläuftimWintervielSchi); безличные и неопределенно-личные • предложениясинфинитивнойгруппой um ... zu (Er предложения. fährt im Sommer ans Meer, um dort viel zu baden); Пониматьпричтенииинфинитивныегр • сложносочиненныепредложенияссоюзами denn, уппыс um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + darum, deshalb (Mein Auto ist kaputt, deshalb fahre ich Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv. heute mit dem Zug zur Arbeit. Ich fahre am Wochenende Переводить (выборочно) aufs Land, denn im Sommer ist es dort sehr schön); с инфинитивными • сложноподчиненные предложения с союзами dass, предложения группами. ob и др. (Ich wusste nicht, dass du heute Geburtstag hast. Различать в тексте зрительно и на Die Mutter möchte wissen, ob ich alle meine Freunde zu слух сложносочиненные и meiner Party eingeladen сложноподчиненные предложения. Различать сложноподчиненные предложения с союзами dass, ob и использовать их в речи. Использовать в речи сложноподчиненные предложения причины с союзами weil, da. Различать и сопоставлять придаточные предложения с союзом wenn (придаточные условные и придаточные времени • сложноподчиненныепредложенияпричиныссоюзами weil, da (Wir baden heute nicht, weil das Wasser kalt ist); • сложноподчиненныепредложениясусловнымсоюзо м wenn (Wenn ich ein deutsches Buch lese, schreibe ich die neuen Wörter heraus); • сложноподчиненныепредложенияспридаточнымив ремени (ссоюзами wenn, als, nachdem) (Wenn die Sonne schien, machten wir immer lange Wanderungen. Als ich so alt war wie du, hatte ich noch kein Fahrrad); • сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen) (DasHaus, indemwirwohnen, istmodern.Der Maler, dessen Bild uns sehr gut gefallen hat, hat vor kurzem unsere Schule besucht); Опознавать/узнавать в тексте относительные местоимения в качестве союзов придаточных определительных. Сопоставлять придаточные цели с союзом damit и простое предложение с инфинитивным оборотом um ... zu + Infinitiv. Использовать в речи все виды сложноподчиненных предложений. Систематизировать придаточные предложения. Распознавать их формальные признаки. Образовывать три основные формы глаголов: сильных и слабых. • сложноподчиненныепредложенияспридаточнымиц ели (ссоюзом damit) (Ich muss schnell meine Eltern anrufen, damit sie uns vom Bahnhof abholen); • распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию инфинитивныхоборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv) (Ich bleibe lieber zu Hause, statt mit dir auszugehen. Er fuhr weg, ohne sich zu verabschieden. Er spart sein Taschengeld, um sich ein Videospiel zu kaufen); • слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt; • сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen); Различать употребление глаголов в Perfekt со вспомогательными глаголами haben и sein. Использовать в речи Präteritum слабых, сильных и модальных глаголов. Различать отделяемые и неотделяемые приставки глаголов. Употреблять эти глаголы в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futurum в речи. Различать зрительно и на слух все временные формы Passiv. Употреблять Präsens и PräteritumPassiv в речи. Выделять особенности склонения возвратных местоимений. Употреблять их с возвратными глаголами в речи. Систематизировать употребление с существительными определенного, неопределенного и нулевого артиклей. Использовать их в речи в соответствии с конкретной ситуацией общения. • Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов; • глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futurum (anfangen, beschreiben); • всевременныеформывPassiv (Perfekt, Plusquamperfekt, FuturumPassiv); • местоименныенаречия (worüber, darüber, womit, damit); • возвратныеглаголывосновныхвременныхформах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen); • распознавание и употребление в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ; • местоимения: личные, притяжательные, неопределенные (jemand, niemand); • омонимичные явления: предлоги и союзы (zu, als, wenn); • Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времен; • количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30 Систематизировать склонение существительных и прилагательных. Использовать существительные и прилагательные в соответствующих падежах в речи. Обобщить употребление предлогов. Различать употребление предлогов с Dativ и Akkusativ, а также предлогов, имеющих двойное управление. Использовать их в речи. Различать личные, притяжательные, неопределенные местоимения. Употреблять их в речи. Определять значение омонимичных явлений: предлогов и союзов zu, als, wenn. Узнавать зрительно и на слух Plusquamperfekt. Употреблять его в речи. Употреблять в речи количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания предметной кафедры цикла гуманитарных наук от « »___________ 2021года №1 _______________ /Денисова С.Н./ заместитель директора по УВР _____________ /Андреева С.М./ « » ___________ 2021года