КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, БЕЛОГЛИНСКИЙ РАЙОН, СТ.УСПЕНСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ИМЕНИ С.Н. ПОТАПОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ №31 Белоглинского района от 31 августа 2021года протокол № 1 Председатель __________/О.А.Панова/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии По ____химии_(базовый уровень) срок реализации 2 года (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс)8-9 класс Количество часов 136 Учитель Ананина Наталья Петровна Программа разработана в соответствии и на основе: ФГОС основного общего образования; с учетом: основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 31. с учетом УМК:Предметной линии учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2021. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Химия» Предлагаемая рабочая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета: «Вещество» – взаимосвязь состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов; Химический язык» – оперирование системой важнейших химических понятий, владение химической номенклатурой и символикой (химическими знаками, формулами и уравнениями); «Химия и жизнь» – соблюдение правил химической безопасности при обращении с химическими веществами и материалами в повседневной жизни и на производстве. Курс ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и краткое знакомство с некоторыми понятиями и объектами органической химии. В содержательной линии «Вещество» раскрывается учение о строении атома и вещества, составе и классификации химических веществ. В содержательной линии «Химическая реакция» раскрывается учение о химических процессах: классификация химических реакций и закономерности их протекания; качественная и количественная стороны химических процессов (расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций). В содержательной линии «Химический язык» формируются умения учащихся называть вещества по формулам и составлять формулы по их названиям, записывать уравнения реакций и характеризовать их, раскрывать информацию, которую несет химическая символика, в том числе выраженная и в табличной форме (ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости веществ в воде); использовать систему химических понятий для описания химических элементов, веществ, материалов и процессов. В содержательной линии «Химия и жизнь» раскрываются логические связи между свойствами, применением, получением веществ в лабораторных условиях и на производстве; формируется культура безопасного и экологически грамотного обращения с химическими объектами. В курсе значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторных опытов, фиксации и анализу их результатов, соблюдению норм и правил безопасной работы в химическом кабинете. Реализация программы курса в процессе обучения позволит обучающимся понять роль и значение химии среди других наук о природе, т.е. раскрыть вклад химии в формирование целостности естественно-научной картины мира. Результаты изучения химии в 8 классе По завершении курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами: Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части: 1.Гражданского воспитания: гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным; активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов; опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификацим себя в качестве субъекта социальных преобразований; компетентностей в сфере организаторской деятельности; ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера; компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала. 2.Патриотического воспитания и формирования российской идентичности: российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа; осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации; патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому; ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества. 3.Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей: целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей; способности к нравственному самосовершенствованию; представлений об основах светской этики, знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров; навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений; дружеских чувств, коллективных взаимоотношений. 4.Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания): эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребности в общении с художественными произведениями; активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её. 5.Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания): готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности. 6.Физического воспитания и формирования культуры здоровья: осознания ценности жизни осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; осознания последствий и неприятия вредных привычек; знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. 7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения: готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; опыта участия в социально значимом труде; коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных интересов и потребностей. 8.Экологического воспитания: основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом; опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности; экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты: Определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач; планированиепутей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера; соотнесение своих действий с планируемыми результатами; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;определение источников химической информации, её получение и анализ, создание информационного продукта и его презентация; использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения на материале естественно-научного содержания; умение создавать, применять и преобразовывать знаки в символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной социальной практике и профессиональной ориентации;генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации. Предметные результаты: Умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе положения в ПСХЭ; классифицировать простые и сложные вещества; характеризовать строение вещества – виды химических связей и типы кристаллических решеток; формулировать основные химии: постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро; описывать коррозию металлов и способы защиты от нее; производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси» «количество вещества», «молярный объем» по формулам и уравнениям реакций. Формулирование изученных понятий, периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несет ПСХЭ, раскрытие значения периодического закона. Определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов химических элементов или степени их окисления; признаков, условий протекания и прекращения реакций; по химическим уравнениям принадлежности реакций к определенному типу или виду; с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионов и катиона аммония в растворе. Понимание информации, которую несут химические знаки, формулы, уравнения. Составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов; молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА. Обучение химии в 8 классе реализуется по следующим разделам: Введение (7 часов) Тела и вещества. Свойства веществ. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия. Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные, знаковые и символьные. Газы. Жидкости. Твердые вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями: возгонка, десублимация, конденсация, испарение, кристаллизация, плавление. Физические явления. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твердые. Способы разделения смесей: перегонка, отстаивание, фильтрование, кристаллизация. Хроматография. Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Знаки (символы) химических элементов. ПХЭ Д.И. Менделеева. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы. Относительная атомная масса. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Валентность. Структурные формулы. Постоянная и переменная валентность. Закон постоянства состава веществ. Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ. Практические работы: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» Атомы химических элементов(9 ч) Состав воздуха. Объемная доля компонента. Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Оксиды. Названия, составление формул по названиям. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение. Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро». Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ. Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами. Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Индикаторы в щелочной среде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Простые вещества (7 часов) Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов. Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований. Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот. Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Соединения химических элементов (14 часов) Естественные семейства химических элементов: елочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли. Периодический закон и ПСХЭ. Атомы как форма существования химического элемента. Основные сведения о строении атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1 – 20. Понятие о завершенном электронном уровне. Изотопы. Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в ПСХЭ. Практическая работа: «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент)». Изменения, происходящие с веществами (14 часов) Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о валентности. Ковалентная неполярная связь. Схемы образования КНС. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, и свойства веществ с этим типом решеток. Элетроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная связь. Диполь. Схемы образования КПС. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решеток. Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчета степени окисления по формулам химических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Практические работы: «Анализ почвы и воды», «Признаки химической реакции». Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 часов) Растворимость и растворенное вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества». Практическая работа: «Решение экспериментальных задач». Обучение химии в 9 классе реализуется по следующим разделам: ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА (3 часа) Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислоросодержащие кислоты. Средние, кислые, основные соли. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу, числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту, обратимости, изменению степени окисления, агрегатному состоянию, использованию катализатора. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализ. Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (12 часов) Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения ТЭД. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация. Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов, и солями. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Ряд активности металлов. Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований. Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями, металлами. Взаимодействие кислых солей с щелочами. Гидролиз. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (рН). Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД и представлений об ОВР. Тема 2. МЕТАЛЛЫ (14 часов) Положение металлов в ПСХЭ. Строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов. Черные и цветные металлы. Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия. Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика элементов IIА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция. Временная и постоянная жесткость воды. Способы устранения временной жесткости. Способы устранения постоянной жесткости. Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия (хлорид, сульфат). Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа (II) и (III). Соли железа (II) и (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа. Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Черная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов. Практические работы: Осуществление цепочки химических превращений. Получение и свойства соединений металлов Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов Тема 3. НЕМЕТАЛЛЫ (25 часов) Строение атомов неметаллов и их положение в ПСХЭ. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решетки неметаллов – простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные. Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов. Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов. Общая характеристика элементов VIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение. Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры. Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфаты. Кристаллогидраты. Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Общая характеристика элементов VА-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применение азота. Азот в природе и его биологическая роль. Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донор6но-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония. Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, ее получение и свойства. Нитраты. Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора (V), фосфорная кислота. Фосфаты. Общая характеристика элементов IVА-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в ПСХЭ. Углерод. Аллотропные модификации углерода. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды. Оксид углерода (II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода (IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода. Органическая химия. Углеводороды. Метан, этан, пропан как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов. Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трехатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот. Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс. Оптическое волокно. Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота, аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов. Получение серной кислоты: сырье, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена. Противотока, циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырье, химизм, технологическая схема. Практические работы: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» Получение, собирание и распознавание газов ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (9 часов) Строение атома в соответствии с положением химического элемента в ПСХЭ. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решетка. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ от положения элементов в ПСХЭ. Типология неорганических веществ, разделение их на классы и группы. Представители. Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным признакам. Реакции ионного обмена. ОВР. Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов, солей. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ 8 класс Раздел Введение К-во ч. 7 ПЛАНИРОВАНИЕ К-во ч. Универсальные учебные действия (УУД), Химия – часть естествознания. 1 Предмет химии. Вещества. 1 Практическая работа № 1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» 1 Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. 1 Познавательные: выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Регулятивные: сличают свой способ действия с эталоном. Создают план и последовательность действий Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для приятия решения Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: Коммуникативные: учатся сравнивать различные точки зрения. Познавательные: устанавливают причинно-следственны связи. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания Регулятивные: оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень знаний. Коммуникативные: умеют представлять конкретно содержание и сообщать его в письменной форме Познавательные: выделяют главное и второстепенное Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают Темы Основные направления воспитательной деятельности 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Тема 1. Атомы 9 химических элементов Краткий очерк истории развития химии. 1 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов. 1 Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. 1 Основные сведения о строении атомов. 1 Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. 1 Строение электронных оболочек атомов. 1 Изменение числа электронов на внешнем 1 качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: Коммуникативные: используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Познавательные:создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Регулятивные:самостоятельно формулируют смысловую цель Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга Познавательные:выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.: Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче путем переформулирования. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того что еще неизвестно. Коммуникативные: обменуваются знаниями между членами группы, для принятия совместных решений. Учатся управлять поведением партнера Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные:осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные:строят логические цепи рассуждений. Регулятивные определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.: Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия решений. Познавательные:восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 энергетическом уровне атомов химических элементов. Тема 2. Простые вещества 7 Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. 1 Ковалентная полярная химическая связь. 1 Металлическая химическая связь. 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». 1 Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов». 1 Анализ контрольной работы. Простые вещества-металлы 1 существенные признаки. Регулятивные:осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: Коммуникативные: учатся сравниват различные точки зрения. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные:осознают качество и уровень усвоения знаний Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группе. Познавательные:выделяют и формируют познавателную цель Регулятивные: строят действия в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга Познавательные:определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные:принемают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строятлогические цепи рассуждений. Регулятивные: осознают качество и ровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Тема 3. Соединения химических элементов 14 Простые веществанеметаллы. 1 Количество вещества 1 Молярный объем газов. 1 Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов». 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». 1 Контрольная работа № 2 «Простые вещества». 1 Анализ контрольной работы. Степень окисления. 1 Коммуникативные: учатся сравнивать различные точки зрения. Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные:анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению различных точек зрения и принятию общего решения Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные:осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия Познавательные:определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные:принемают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные:осознают качество и уровень усвоения знаний 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. 1 Основания. 1 Кислоты. Работа над проектом по теме «Кислоты в природе и дома». 1 Соли. 1 Обобщение знаний классификации сложных неорганических веществ. о 1 Кристаллические решетки. 1 Чистые вещества и смеси. 1 Работа над проектом «Способы разделения смесей, применяемые в быту». Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группе. Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные:осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: Коммуникативные: учатся сравниват различные точки зрения. Познавательные:осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Применяют формы информационного поиска, в том числе с помощью компьютера. Регулятивные:определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: учатся слушать и слышать друг друга. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные:осознают качество и уровень усвоения знаний Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группе. Познавательные:определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные:принемают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные:осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные:осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Применяют формы информационного поиска, в том числе с помощью компьютера. Регулятивные:определяют 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Массовая и объемная доли компонентов в смеси (раствора). 1 Решение задач на тему «Массовая и объемная доля смеси». 1 Решение задач на тему «Массовая и объемная доля раствора». 1 Практическая работа № 2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент)». Текущий инструктаж. 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов». 1 Контрольная работа № 3 «Соединения химических элементов». 1 последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: учатся слушать и слышать друг друга. Познавательные: выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Регулятивные: сличают свой способ действия с эталоном Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, сомастоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Регулятивные: осознают качество и уровень знаний. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержании и сообщат его в устной и письменной форме. Познавательные:определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные:принемают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строятлогические цепи рассуждений. Регулятивные: осознают качество и ровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: умеют представлять конкретное 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Тема 4. Изменения, происходящие с веществами 14 Анализ контрольной работы. Физические явления в химии. 1 Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды». Текущий инструктаж. 1 Химические реакции. 1 Практическая работа № 4 «Признаки химической реакции». Текущий инструктаж. 1 Химические уравнения. 1 Составление уравнений химических реакций. 1 Расчеты по химическим уравнениям. 1 содержание и сообщать его в письменной форме Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные:осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, сомастоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Регулятивные: осознают качество и уровень знаний. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержании и сообщат его в устной и письменной форме. Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные:осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, сомастоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Регулятивные: осознают качество и уровень знаний. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержании и сообщат его в устной и письменной форме. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группе. Познавательные: выделяют формальную структуру задачи. Выполняют операции со знаками и символами Регулятивные:предвосхищают временные характеристки достижения результата Коммуникативные: умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютера Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном Коммуникативные: устанавливают 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Реакции разложения. 1 Реакции соединения. 1 Реакции замещения. 1 Реакции обмена. 1 Типы химических реакций на примере свойств воды. 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами». 1 Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами». 1 рабочие отношения, способствующие продуктивной кооперации Познавательные: анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: Коммуникативные: учатся сравниват различные точки зрения. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группе. Познавательные:анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: принимают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Регулятивные: осознают качество и ровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат. 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 17 Анализ контрольной работы. Растворение. 1 Растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация. 1 Основные положения теории электролитической диссоциации. 1 Ионные уравнения. 1 Упражнения в составлении полных и сокращенных ионных уравнений. 1 Кислоты, их классификация и свойства. 1 Основания, их 1 Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: Коммуникативные: учатся сравнивать различные точки зрения. Познавательные: анализирут объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: Коммуникативные: учатся сравнивать различные точки зрения. Познавательные: анализирую объект, выделяя существенные и не существенные признаки Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того что еще неизвестного Коммуникативные: понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной Познавательные: анализирую объект, выделяя существенные и не существенные признаки Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняя её при выполнении учебных действий. Коммуникативные: интересуются чужим мнением и высказывают свое Познавательные: структурируют задания Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения Познавательные:анализирут объект, 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 классификация и свойства. Оксиды, их классификация. 1 Соли, классификация и свойства. 1 Генетическая связь между классами неорганических веществ. 1 Окислительновосстановительные реакции. 1 Упражнения в составлении окислительновосстановительных реакций. 1 Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач». Текущий инструктаж 1 Обобщение и систематизация знаний 1 выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные:осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения знаний.устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать: Коммуникативные: учатся сравнивать различные точки зрения. Познавательные: устанавливают причинно-слественные связи Регулятивные: ставят задачу Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Познавательные: умеют заменять термины определениями, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и то что еще не усвоено, осознают качество и уровень усвоения нового Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективного решения Познавательные: применяют методы информационного поиска. Регулятивные: составлять план и последовательность действий Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли Познавательные: выбирать знаково символические средства для построения модели Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: учатся устанавливатьи сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать Познавательные: выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Анализируют условия и требования задачи Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: учатся разрешать конфликты. Познавательные: применяют методы информационного поиска.. 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 по курсу химии за 8 класс Итоговая контрольная работа 1 Анализ итоговой контрольной работы 1 Обобщение и систематизация знаний по курсу химии за 8 класс 1 структурируют знания. Регулятивные: принимают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. Умеют слушать слышать друг друга Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме Познавательные: устанавливаю причинно-следствнные связи Регулятивные: оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: умеют представлять конкретный результат в устной форме Познавательные: применяют методы информационного поиска.. структурируют знания. Регулятивные: принимают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. Умеют слушать слышать друг друга 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 9 класс Раздел ПОВТОРЕНИ Е ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА К-во ч. 3 Темы К-во ч. Классификация химических соединений 1 Классификация химических реакций 1 Скорость химических реакций. Катализ 1 Универсальные учебные действия(УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия Личностные: потребность к самообразованию Познавательные: формировать умения сравнивать, обобщать Коммуникативные: умение слушать других Регулятивные: самостоятельно высказывать предложения Личностные: потребность к самообразованию Познавательные: формировать умения сравнивать, обобщать Коммуникативные: умение слушать других Регулятивные: самостоятельно высказывать предложения Личностные: потребность к самообразованию Познавательные: формировать умения сравнивать, обобщать Коммуникативные: умение слушать Основные направления воспитательной деятельности 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 4 Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИ СТИКА ХИМИЧЕСК ИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ХИМИЧЕСК ИХ РЕАКЦИЙ. ПЕРИОДИЧЕ СКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕ СКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСК ИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ А 12 Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева 1 Электролитическая диссоциация 1 Свойства кислот в свете ТЭД и окисления – восстановления 1 Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации и окисления – восстановления 1 Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления – восстановления 1 Понятие о переходных элементах. Амфотерность 1 Генетический ряд переходного элемента 1 других Регулятивные: самостоятельно высказывать предложения Личностные: осознавать единство и целостность органического мира. Познавательные: умение вести диалог, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение работать в паре Регулятивные: умение формулировать и определять цель учебной деятельности Личностные: осознавать единство и целостность органического мира. Познавательные: умение вести диалог, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение работать в паре Регулятивные: умение формулировать и определять цель учебной деятельности Личностные: потребность к самообразованию Познавательные: формировать умения сравнивать, обобщать Коммуникативные: умение слушать других Регулятивные: самостоятельно высказывать предложения Личностные: формировать мотивацию и интерес к учению Познавательные: научиться проводить наблюдения ,делать выводы Коммуникативные: умение работать в паре Регулятивные: учиться предвидеть результаты своей работы Личностные :формировать познавательный интерес к учению Познавательные учиться основам исследова тельской деятельности Коммуникативные: сотрудничать с коллективом Регулятивные: предвидеть результат своего труда Личностные:формировать мотивацию и интерес к учению Познавательные: научиться проводить наблюдения под руководством учителя Коммуникативные: работать в группе Регулятивные: учиться прогнозировать и предвидеть 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева 1 Обобщение сведений о химических реакциях. 1 Классификация 1 химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора» Понятие о скорости 1 химической реакции ТЕМА 1. МЕТАЛЛЫ 14 Контрольная работа №1 1 Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева 1 Сплавы, их свойства и 1 результаты развития процесса Личностные: формировать учебнопознавательную мотивацию и интерес к знаниям Познавательные: научиться основам исследовательской деятельности. Коммуникативные: сотрудничать с коллективом Регулятивные: учиться предвидеть результаты своей работы Личностные: понимать единство и целостность окружающего мира Познавательные: уметь добывать информацию, перерабатывать ее Коммуникативные : умение общаться Регулятивные: умение регулировать учебную деятельность Личностные: формировать учебнопознавательную мотивацию и интерес к знаниям Познавательные: научиться основам исследовательской деятельности. Коммуникативные: сотрудничать с коллективом Регулятивные: учиться предвидеть результаты своей работы Личностные: формировать мотивацию и интерес к учению Познавательные: научиться проводить наблюдения под руководством учителя Коммуникативные: работать в группе Регулятивные: учиться прогнозировать и предвидеть результаты развития процесса Личностные: осознать единство органического мира Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение применять знания Регулятивные: уметь осознавать качества усвоения материала Личностные: формировать познавательные интересы изучения металлов, их роли в жизни человека .Познавательные: умение выделять в тексте главное Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя Личностные: формировать 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 познавательные интересы на изучение темы Познавательные: умение строить речевые высказывания. Коммуникативные уметь организовывать работу в группе, паре Регулятивные: уметь работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки значение Химические свойства металлов как восстановителей 1 Личностные: формировать познавательную активность учащихся Познавательные: уметь добывать новые знания, делать выводы Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем Регулятивные: принимать познавательную цель, осознавать качество усвоения материала 1,2,3,5,7,8 Коррозия металлов и способы борьбы с ней 1 1,2,3,5,7,8 Металлы в природе. Общие способы их получения 1 Общая характеристика щелочных металлов 1 Важнейшие соединения щелочных металловоксиды,гидроксиды и соли 1 Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы 1 Личностные: формировать умение выдвигать версии решения проблемы, искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные: умение строить логические рассуждения, устанавливать причинноследственные связи Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других учащихся Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Личностные: меть анализировать Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: сотрудничество с учителем Регулятивные: работать в соответствии с предложенным планом Личностные: формировать стойкий интерес при изучении темы Познавательные: умения перерабатывать информацию и делать выводы Коммуникативные: использовать язык предмета для отражения своих доводов, умозаключений Регулятивные: сравнивать результат своих действий с эталоном Личностные: формировать интерес к изучению темы Познавательные: умение поиска и отбора необходимой информации Коммуникативные: строить диалог. Регулятивные: сравнивать результат своих действий с эталоном. Личностные: формировать познавательные интересы при изучении темы Познавательные: умение работать с разными источниками информации Коммуникативные: умение слушать, оценивать друг друга 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Практикум 1. Свойства металлов и их соединений. 2 Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли. 1 Алюминий. Строение атома,физические и химические свойства простого вещества. 1 Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер 1 Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества 1 Генетические рядыFe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа 1 Контрольная работа №2 1 Практическая работа № 1 Осуществление цепочки химических превращений. Получение и свойства соединений металлов 1 Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение 1 Регулятивные: умение регулировать учебную деятельность Личностные: формировать самообразование, самоконтроль Познавательные: умение давать понятия, определение Коммуникативные: умение сотрудничать друг с другом Регулятивные: умение регулировать учебную деятельность Личностные: формирование познавательной активности Познавательные:умения делать выводы, наблюдать Коммуникативные сотрудничать, понимать других Регулятивные:умение вести диалог. Личностные: формирование познавательной активности Познаательные:умение делать выводы и умозаключения Коммуникативные:уметь устанавливать рабочие отношения Регулятивные:регулировать учебную деятельность. Личностные формирование приобретения знаний Познавательные:умение наблюдать Коммуникативные: участие в совместной деятельности Регулятивные: развитие регуляции учебной деятельности Личностные:учиться хранить окружающюю среду Познавательные:уметь формулировать проблему, анализировать,обобщать Коммуникативные:уметь работать в групповом коллективе, вести диалог Регулятивные:уметь строить учебную цель. Личностные: осознать единство органического мира Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение применять знания Регулятивные: уметь осознавать качества усвоения материала Личностные: готовность к самообразованию Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы Коммуникативные: уметь сотрудничать, работать в коллективе Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач Личностные:готовность учащихся к самообразованию Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные:умение работать в группах, вести диалог. 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 соединений металлов Тема 3. НЕМЕТАЛЛ Ы 25 Общая характеристика неметаллов 1 Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ 1 Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева 1 Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. 1 Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. 1 Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. 1 Общая характеристика галогенов. 1 Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и 1 Регулятивные:умение планировать свою работу,контролировать и оценивать собственные знания . Личностные: готовность учащихся к самовоспитанию Познавательные: умение ставить учебно – познавательную цель Коммуникативные: мение слушать, вести диалог Регулятивные: умение регулировать учебную деятельность. Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира Познавательные: развивать умения работать с учебником, рабочей тетрадью Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Регулятивные: планировать работу, оценивать работу одноклассников Личностные: осознавать единство органического мира Познавательные: развивать умения работать с учебником Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других Регулятивные: умения самостоятельно высказывать предположения Личностные :осознавать единство органического мира Познавательные уметь владеть смысловым чтением Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие Регулятивные: составлять план решения проблемы Личностные: учиться беречь среду обитания Познавательные: умение строить логические рассуждения, устанавливать связи Коммуникативные :умение работать в коллективе Регулятивные: регулировать свою работу Личностные:учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 иоде. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. 1 Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. 1 Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве 1 Азот.Строение атома и молекулы, свойства простого вещества 1 Аммиак, строение, свойства, получение и применение 1 Соли аммония, их свойства и применение 1 Оксиды азота(II) (IV) 1 Азотная кислота, ее свойства и 1 логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные:учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные:учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные:учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:учиться беречь свое здоровье 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 применение Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение 1 Основные соединения: оксид фосфора(V) и ортофосфорная кислота. 1 Углерод. Строение атома,аллотропия, свойства модификаций,примен ение. 1 Оксиды углерода (II) (IV), их свойства и применение. 1 Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Тестирование 1 Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение 1 Оксид кремния(IV),его природные разновидности.Силик аты. 1 Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные:умение отстаивать свою точку зрения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные: учиться беречь свое здоровье Познавательные:умение строить логическое рассуждение Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других людей Регулятивные: умение отстаивать свою точку зрения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 Практикум 2. Свойства соединений неметаллов Тема 4 ОБОБЩЕНИ Е ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ за курс основной школы. Подготовка к государственн ой итоговой аттестации (ГИА) 3 9 Понятие о силикатной промышленности 1 Контрольная работа №3 1 Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» 1 Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» 1 Практическая работа № 5 Получение, собирание и распознавание газов 1 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 1 Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов 1 предположения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные: осознать единство органического мира Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение применять знания Регулятивные: уметь осознавать качества усвоения материала Личностные: готовность к самообразованию Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы Коммуникативные: уметь сотрудничать, работать в коллективе Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач Личностные:готовность учащихся к самообразованию Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные:умение работать в группах, вести диалог. Регулятивные:умение планировать свою работу,контролировать и оценивать собственные знания Личностные: готовность к самообразованию Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы Коммуникативные: уметь сотрудничать, работать в коллективе Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 элементов Виды химических связей и типы кристаллических решеток 1 Классификация химических реакций по различным признакам 1 Простые и сложные вещества 1 Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента) 1 Оксиды и 1 гидроксиды,соли. Их состав, классификация Общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации 1 Контрольная работа №4 1 Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные:осознать единство органического мира Познавательные:развивать умения работать с учебником Коммуникативные:умение слушать и понимать речь других Регулятивные:умения самостоятельно высказывать предположения Личностные: готовность учащихся к самовоспитанию Познавательные: умение ставить учебно – познавательную цель Коммуникативные: мение слушать, вести диалог Регулятивные: умение регулировать учебную деятельность. Личностные: готовность учащихся к самовоспитанию Познавательные: умение ставить учебно – познавательную цель Коммуникативные: мение слушать, вести диалог Регулятивные: умение регулировать учебную деятельность. Личностные: готовность учащихся к самовоспитанию Познавательные: умение ставить учебно – познавательную цель Коммуникативные: мение слушать, вести диалог Регулятивные: умение регулировать учебную деятельность. Личностные: готовность учащихся к самовоспитанию Познавательные: умение ставить учебно – познавательную цель Коммуникативные: мение слушать, вести диалог Регулятивные: умение регулировать учебную деятельность. Личностные: осознать единство органического мира Познавательные: умение работать с текстом Коммуникативные: умение применять знания Регулятивные: уметь осознавать качества усвоения материала 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 1,2,3,5,7,8 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественноматематического цикла МБОУ СОШ № 31 от «31» августа 2021года № 1 ___________ / В.Н. Фирсакова подпись рук-ля МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ / подпись С.М.Андреева расшифровка подписи «31» августа 2021 года