Рабочая программа по Обществознанию 6-9 кл.

Краснодарский край,Белоглинский район, ст. Успенская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 31 имени С.Н. Потапова
Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от ________20___ года протокол № 1
Председатель педсовета___________ Панова О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Ступень обучения (класс): основное общее образование (6-9 класс)
Количество часов: 136
Учитель:

Юров Д.В.

Программа разработана в соответствии:
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом
Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010 с изменениями;
Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по обществознанию
(базовый уровень) - М. "Просвещение" 2019 г. с учетом авторской программы:
Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию к предметной линии
учебников (Л.Н. Боголюбова) М.: Просвещение, 2019
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников под
ред. Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение 2018г..

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:
•
гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку
осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным;
•
активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

на

•
культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма,
дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
•
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
•
правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в
принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
•

ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

•
стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
•
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов;
•
опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
•
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в
которые включены и которые формируют сами учащиеся;
•
опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
•

идентификацим себя в качестве субъекта социальных преобразований;

•

компетентностей в сфере организаторской деятельности;

•
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера;

•
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии
изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала.
2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
•
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга
перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости
использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной
сопричастности судьбе российского народа;
•
осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
•
идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории
народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества.
•
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
•
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации;
•
патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов
Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому;
•
ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к
ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
•
уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей:
•
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора,
•
знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

•
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки
других людей;
•

способности к нравственному самосовершенствованию;

•

представлений об основах светской этики,

•
знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России
и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
•
понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
•
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
•
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
•
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
•
социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как
полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу,
готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности
и способности к ведению переговоров;
•
навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к
взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений;
•

дружеских чувств, коллективных взаимоотношений.

4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
•
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера;
•
способности понимать
этнокультурные традиции;

художественные

произведения,

отражающие

разные

•
основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,
как особого способа познания жизни и средства организации общения;
•

эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

•
способности к эмоционально-ценностному освоению мира,
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

самовыражению

и

•
уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека;

•

потребности в общении с художественными произведениями;

•
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
•

чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.

5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
•
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
•
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития
науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
•
представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека
и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
•
навыков самостоятельной работы с различными
первоначальных умений исследовательской деятельности.

•

источниками

информации

и

6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
осознания ценности жизни

•
осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•

осознания последствий и неприятия вредных привычек;

•
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
•
готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
•

уважительного отношения к труду;

•

опыта участия в социально значимом труде;

•
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
•
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории

продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных
интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания:
•
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления;
•
ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств,
опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в
целом;
•
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к
занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности;
•
экологически целесообразного отношенияк природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования;
•
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов предмета;
экологического мышления, умения
коммуникативной и социальной практике.

руководствоваться

им

в

познавательной,

Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
6 класс
Ученик научится:
1) описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социально-деятельное существо; основные социальные роли;
2) сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
3) объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека
и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
4) приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
си-туаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
5) оценивать поведение
рациональности;

людей

с

точки

зрения

социальных

норм,

экономической

6) решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
7) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной
информации факты и мнения;
8) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т. п.)
Ученик получит возможность научиться:
1) понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
2) определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
3) выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
4) определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения;
7 класс
Ученик научится:

1)использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
2)выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
3)распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
4)характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
5)различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
6)выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
7)на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях;
8)раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
9)различать отдельные виды социальных норм;
10)критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
11)раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
12)характеризовать специфику норм права;
13)раскрывать сущность процесса социализации личности
Ученик получит возможность научится:
1)наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
2)выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
3)использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
4)оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
5)оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
6)оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
7)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
8)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
8 класс
Ученик научится:
1)демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
2) распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
3) характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
4) оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
5) различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
6) выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

7) характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
8) на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
9) раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
10) конкретизировать примерами опасность международного терроризма
11) характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
12) описывать явления духовной культуры;
13) объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
14) оценивать роль образования в современном обществе;
15) различать уровни общего образования в России;
16) находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
17) описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
18) объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
19) учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
20) раскрывать роль религии в современном обществе;
21) характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
22) описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
23) объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
24) характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
25) выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
26) приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
27) описывать основные социальные роли подростка;
28) конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
29) характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
30) объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
31) характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
32) раскрывать основные роли членов семьи;
33) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
34) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов.
35) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных
конфликтов;
36) объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
37) различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников;
38) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
39) раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
40) характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
41) характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
42) анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
43) объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
44) анализировать структуру бюджета государства;
45) называть и конкретизировать примерами виды налогов;
46) характеризовать функции денег и их роль в экономике;
47) раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

48) анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;
49) анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
50) формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
51) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
52) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
53) характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
54) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
55) обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
1) наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
2) выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
3) осознанно содействовать защите природы;
4) описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
5) критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
6) раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
7) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов;
8) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
9) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
10) использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
11) находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа;
12) грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
13) сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
9 класс
Ученик научится:
1) объяснять роль политики в жизни общества;
2)различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
3)давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

4)различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
5)раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
6)называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
7)характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
8)характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
9)объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
10)раскрывать достижения российского народа;
11)объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
12)называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
13)осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
14) характеризовать конституционные обязанности гражданина;
15)характеризовать систему российского законодательства;
16) раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
17) характеризовать гражданские правоотношения;
18) раскрывать смысл права на труд;
19)объяснять роль трудового договора;
20)разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
21)характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
22)характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
23)конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
24)характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
25)раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
26)анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
27)исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;

28)находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей
с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
1)осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
2)соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы;
3)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение
России в мире;
4)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ;
5)на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
6)оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в
их становление и развитие;
7)осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.

II. Содержание учебного предмета

6 класс
Название раздела,
темы

Тема 1. «Загадка
человека»

Количество
часов на
изучение
раздела, темы
13

Тема 2. «Человек
и его
деятельность»

8

Тема 3. «Человек

13

Основное содержание по разделам, темам с указанием
названия контрольных (тестовых), практических,
лабораторных работ
Принадлежность двум мирам. Человек - личность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком?
Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность –
показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность
приносит пользу. Потребности и способности человека.
Когда возможности ограничены. Мир увлечений
Практикум. «Человек». Учимся быть интересной
личностью.
Деятельность человека. Труд – основа жизни. Учение –
деятельность школьника. Познание человеком мира и
себя.
Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя.
Отношения с окружающими. Общение.Человек в группе.

Отношения со сверстниками. Конфликты в
межличностных отношениях. Семья и семейные
отношения.
Практикум. «Человек среди людей».

среди людей»

Итого:

34 часов

7 класс
Название
раздела, темы

Количество
часов на
изучение
раздела, темы
Тема 1. “Мы 22
живем
в
обществе”

Тема
“Наша
Родина
Россия”

2. 12
-

Итого:

Основное содержание по разделам, темам с указанием
названия контрольных (тестовых), практических,
лабораторных работ
Как устроена общественная жизнь. Что значит жить по
правилам. Экономика и ее основные участники.
Производственная деятельность человека. Обмен. Торговля.
Реклама. Домашнее хозяйство. Бедность и богатство.
Человек в обществе: труд и социальная лестница. Зачем
людям государство. Почему важны законы. Культура и ее
достижения.
Наша страна на карте мира. Государственные символы
России. Конституция Российской Федерации. Гражданин
России. Мы - многонациональный народ. Защита Отечества.

34 часов

8 класс
Название
раздела, темы

Тема 1.
«Личность и
общество»

Количество
часов на
изучение
раздела, темы
7

Тема 2. «Сфера
духовной
культуры»

8

Тема 3.
«Социальная
сфера»

5

Тема 4.
«Экономика»

14

Основное содержание по разделам, темам с указанием
названия контрольных (тестовых), практических,
лабораторных работ
Что делает человека человеком? Человек, общество,
природа. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества. Как стать личностью
Практикум. «Как стать личностью». Кого считать
личностью?
Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть.
Моральный выбор – это ответственность. Образование.
Наука в современном обществе. Религия как одна из форм
культуры.
Практикум: «Учимся поступать морально».
Социальная структура общества. Социальные статусы и
роли. Нации и межнациональные отношения.
Отклоняющееся поведение
Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в
многонациональном обществе.
Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы
экономики. Собственность. Рыночная экономика.
Производство – основа экономики. Предпринимательская
деятельность. Роль государства в экономике.
Распределение доходов. Потребление. Инфляция и
семейная экономика. Безработица и ее причины. Мировое
хозяйство и международная торговля.

Практикум. «Экономика». Учимся ориентироваться в
основных экономических терминах и понятиях.
Итого:

34 часов

9 класс
Название раздела,
темы

Тема 1. Политика и
власть

Количество
часов на
изучение
раздела, темы
12

Тема 2. «Гражданин и
государство»

8

Тема 3. «Основы
российского
законодательства»

14

Итого:

Основное содержание по разделам, темам с
указанием названия контрольных (тестовых),
практических, лабораторных работ
Государство. Политические режимы. Правовое
государство. Гражданское общество и государство.
Участие граждан в политической жизни.
Политические партии и движения.
Межгосударственные отношения.
Практикум: «Учимся участвовать в жизни
гражданского общества»
Основы конституционного строя РФ. Права и
свободы человека и гражданина. Высшие органы
государственной власти в РФ. Россия –
федеративное государство. Судебная система РФ.
Правоохранительные органы РФ.
Практикум: «Роль права в жизни граждан».
Роль права в жизни человека, общества и
государства. Правоотношения и субъекты права.
Правонарушения и юридическая ответственность.
Гражданские правоотношения. Право на труд.
Трудовые отношения. Семья под защитой закона.
Административные правоотношения. Уголовноправовые отношения. Правовое регулирование
отношений в сфере образования. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Практикум. «Учимся устраиваться на работу».

34 часа

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
6 класс

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий) по теме.
1.
Вводный урок.
Познакомиться с новым учебным
предметом, содержанием курса,
требованиям
к
результатам
обучения. Характеризовать систему
организации работы на уроках и при
подготовке домашнего задания.
Тема 1. Загадка человека - 12 часов, 1 час в неделю.

Номера
уроков

Наименование
разделов и тем.

Основные направления
воспитательной
деятельности
5.Популяризация
научных знаний среди
детей
(ценности
научного познания).

2.

Принадлежность
двум мирам

3.

Принадлежность
двум мирам

4.

Человек личность
Человек личность

5.

6.

7.

Отрочество –
особая пора
жизни.
Отрочество –
особая пора
жизни.

8.

Потребности и
способности
человека

9.

Потребности и
способности
человека
Когда
возможности
ограничены
Когда
возможности
ограничены

10.

11.

12.

Мир увлечений

13.

Мир увлечений

Раскрывать на конкретных примерах
смысл понятия «индивидуальность»,
«личность», «социальные параметры
личности». Использовать элементы
причинно-следственного анализа
при характеристике социальных
параметров личности .
Раскрывать на конкретных примерах
смысл понятия «индивидуальность»,
«личность», «социальные параметры
личности». Использовать элементы
причинно-следственного анализа
при характеристике социальных
параметров личности .
Описывать основные черты
отрочества как особого возраста
перехода от детства к взрослости.
Раскрывать на конкретных примерах
значение самостоятельности как
показателя взрослости.
Характеризовать и иллюстрировать
примерами основные потребности
человека; показывать их
индивидуальный характер.
Описывать особые потребности
людей с ограниченными
возможностями. Исследовать
несложные практические ситуации,
связанные с проявлениями
духовного мира человека, его
мыслей и чувств

Показывать на примерах влияние
взаимопомощи в жизни. Находить и
извлекать информацию о жизни
людей, нашедших своё призвание и
достигших успеха в жизни, несмотря
на ограниченные возможности,
умение взаимодействовать с людьми
с разными возможностями

Находить и извлекать информацию
о жизни людей, нашедших своё
призвание и достигших успеха в
жизни, несмотря на ограниченные
возможности, умение
взаимодействовать с людьми с
разными возможностями

5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди

детей (ценности
научного познания).
Тема 2. Человек и его деятельность -8 часов, 1 час в неделю.
14.
Деятельность
Характеризовать деятельность
человека
человека, её отдельные виды.
Описывать и иллюстрировать
15.
Деятельность
примерами различные мотивы
человека
деятельности. Использовать
элементы причинно-следственного
анализа для выявления связи между
деятельностью и формированием
личности. Выявлять условия и
оценивать качества собственной
успешной деятельности
16.
Труд – основа
Объяснять значение трудовой
жизни
деятельности для личности и
общества. Характеризовать
17.
Труд – основа
особенности труда как одного из
жизни
основных видов деятельности
человека. Различать материальную и
моральную оценку труда. Приводить
примеры благотворительности и
меценатства. Определять
собственное отношение к различным
средствам достижения успеха в
труде.
18.
Учение –
Характеризовать учёбу как основной
деятельность
труд школьника.
школьника
Опираясь на примеры из
художественных произведений,
19.
Учение –
выявлять позитивные результаты
деятельность
учения.
школьника

20.

21.

Познание
человеком мира и
себя
Познание
человеком мира и
себя

Характеризовать особенности
познания человеком мира и самого
себя. Оценивать собственные
практические умения, поступки,
моральные качества, выявлять их
динамику. Сравнивать себя и свои
качества с другими людьми и их
качествами. Приводить примеры
проявления различных способностей
людей

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).

Тема 3. Человек среди людей. 12 часов, 1 час в неделю.
22.
23

Отношения с
окружающими
Отношения с
окружающими

Описывать межличностные
отношения и их отдельные виды.
Показывать проявления
сотрудничества и соперничества на
конкретных примерах. Описывать с

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование

24.
25.

Общение
Общение

26.
27.

Человек в группе
Человек в группе

28.

Отношения со
сверстниками
Отношения со
сверстниками

29.

30.

Конфликты в
межличностных
отношениях

опорой на примеры взаимодействие
и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к
людям других национальностей и
другого мировоззрения. Исследовать
практические ситуации, в которых
проявились солидарность,
толерантность, лояльность,
взаимопонимание
Характеризовать общение как
взаимные деловые и дружеские
отношения людей. Иллюстрировать
с помощью примеров различные
цели и средства общения.
Сравнивать и сопоставлять
различные стили общения. Выявлять
на основе конкретных жизненных
ситуаций особенности общения со
сверстниками, старшими и
младшими. Оценивать собственное
умение общаться
Описывать большие и малые,
формальные и неформальные
группы. Приводить примеры таких
групп. Характеризовать и
иллюстрировать примерами
групповые нормы. Описывать с
опорой на примеры взаимодействие
и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к
людям других национальностей и
другого мировоззрения. Исследовать
практические ситуации, в которых
проявились солидарность,
толерантность, лояльность,
взаимопонимание. Исследовать
практические ситуации, связанные с
выявлением места человека в
группе, проявлений лидерства
Использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных связей
младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками,
друзьями. Иллюстрировать
примерами значимость
товарищеской поддержки
сверстников для человека.
Оценивать собственное умение
общаться с одноклассниками и
друзьями.
Описывать сущность и причины
возникновения межличностных
конфликтов. Характеризовать

российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое

31.

Конфликты в
межличностных
отношениях

32.

Семья и семейные
отношения.
Семья и семейные
отношения.

33.

34.

варианты поведения в конфликтных
ситуациях. Объяснять, в чём
заключается конструктивное
разрешение конфликта.
Иллюстрировать объяснение
примерами. Выявлять и
анализировать собственные
типичные реакции в конфликтной
ситуации
Показывать на конкретных
примерах меры государственной
поддержки семьи. Сравнивать
двухпоколенные и трёхпоколенные
семьи. Исследовать несложные
практические ситуации, связанные с
отношениями в семье, типичными
для разных стран и исторических
периодов. Выражать собственную
точку зрения на значение семьи.

Итоговое повторение - 1 час
Итоговое
Проанализировать результаты своей
повторение
деятельности, развивать
«Человек в
рефлексивные умения, способности
социальном
к адекватной самооценке.
измерении»

воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).

ИТОГО: 34 часов
7 класс

Номера
уроков
1.

2.

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий) по теме.
Вводный урок.
Познакомиться с содержанием
курса, требованиям к результатам
обучения. Характеризовать систему
организации работы на уроках и
при подготовке домашнего задания.
Тема “Мы живем в обществе”, 21 час
Как устроена
Научатся объяснять понятия:
общественная жизнь сферы общества, социальные
нормы, привычка, обычай, ритуал,
обряд, церемония, правила,
манеры, санкции, табу, традиции,
этикет, сетикет; называть
различные виды правил, приводить
Наименование
разделов и тем.

Основные направления
воспитательной
деятельности
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.

примеры индивидуальных и
групповых привычек, объяснять,
зачем в обществе приняты
различные правила этикета
3.
4.

5.
6.

7.

8.

9.
10.

Что значит жизнь по
правилам
Что значит жизнь по
правилам

Экономика и ее
основные участники
Экономика и ее
основные участники

Научатся определять, как
экономика служит людям, какая
форма хозяйствования наиболее
успешно решает цели экономики,
как взаимодействуют
основные участники экономики.

Производственная
деятельность
человека
Производственная
деятельность
человека

Обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
распределяют обязанности в
группе, проявляют способность к
взаимодействию.научатся
определять, какова роль разделения
труда в развитии производства, что
такое прибыль, виды затрат.
Научатся определять роль бизнеса
в современной экономике, в каких
формах можно организовать
бизнес, каковы виды бизнеса,
необходимость получения
специальных знаний для занятия
бизнесом; объяснять понятия и
термины: предпринимательство
(бизнес), меценатство, бизнесмен,
финансы, экономический продукт,
прибыль, купля-продажа, кредит,
собственность
Научатся: объяснять понятия и
термины: обмен, общественное
разделение труда, экономический
продукт, товар, рынок, стоимость,
потребительская стоимость,
меновая стоимость, цена, бартер,
торговля, ассортимент, оптовая
торговля, розничная торговля,
внутренняя торговля, внешняя
торговля, реклама, рекламное
агентство, торговый знак, бренд,
потребитель ; определять, как
обмен решает задачи экономики,
что необходимо для выгодного
обмена, зачем люди и страны ведут

Обмен, торговля,
реклама
Обмен, торговля,
реклама

5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
5.Популяризация
научных знаний среди
детей (ценности
научного познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
7.Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
7.Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
7.Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение

11.
12.

Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство

13.
14.

Бедность и богатство
Бедность и богатство

15.

Человек в обществе:
труд и социальная
лестница.
Человек в обществе:
труд и социальная
лестница.

16.

17.
18.

Зачем людям
государство
Зачем людям
государство

торговлю, для чего нужна реклама
товаров и услуг
Научатся: объяснять понятия и
термины: обмен, общественное
разделение труда, экономический
продукт, товар, рынок, стоимость,
потребительская стоимость,
меновая стоимость, цена, бартер,
торговля, ассортимент, оптовая
торговля, розничная торговля,
внутренняя торговля, внешняя
торговля, реклама, рекламное
агентство, торговый знак, бренд,
потребитель ; определять, как
обмен решает задачи экономики,
что необходимо для выгодного
обмена, зачем люди и страны ведут
торговлю, для чего нужна реклама
товаров и услуг
Научатся: определять, что такое
ресурсы семьи, составлять бюджет
семьи; объяснять понятия и
термины: семья, экономика,
ресурсы семьи, собственность,
рантье, проценты, ссуда, бюджет,
семейный бюджет, расходы
обязательные, расходы
произвольные, лимит,
лимитировать, оптимизация
Научатся: определять, что такое
ресурсы семьи, составлять бюджет
семьи; объяснять понятия и
термины: семья, экономика,
ресурсы семьи, собственность,
рантье, проценты, ссуда, бюджет,
семейный бюджет, расходы
обязательные, расходы
произвольные, лимит,
лимитировать, оптимизация
Актуализировать информацию о
понятии и источниках доходов
граждан, сформировать
представление о бедности и
богатстве, перераспределении
доходов. Умение высказывать и
аргументировать свою точку
зрения, уважительно относится к
точке зрения других людей,
отличать факты и мнения,
анализировать статистическую
информацию, осуществлять
рефлексию своей деятельности.
Объяснять значение трудовой
деятельности для личности и
общества. Характеризовать
особенности труда как одного из
основных видов деятельности
человека. Различать материальную
и моральную оценку
труда.научатся определять
зависимость положения на
социальной лестнице от труда.
Овладевают целостными
представлениями о государстве и
его функциях, привлекают
информацию, полученную ранее,

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
7.Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
7.Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
7.Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и

19.
20.

21.
22

23.

24.
25.

Почему важны
законы
Почему важны
законы

Культура и её
достижения
Культура и её
достижения

для решения проблемной задачи.
Планируют цели и способы
взаимодействия, обмениваются
мнениями, участвуют в
коллективном обсуждении
проблем, распределяют
обязанности, проявляют
способность к взаимодействию

формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

Умение выполнять познавательные
и практические задания, в том
числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике
научатся объяснять понятия: закон,
законодательные органы,
демократический политический
режим, справедливость,
Конституция, Афинская
демократия, свобода и ее границы,
противоправный, законность,
правопорядок; определять, почему
человеческому обществу нужен
порядок, каковы способы
установления порядка в обществе,
в чем смысл справедливости,
почему свобода не может быть
безграничной.
Объяснять смысл понятия
«культура, памятник культуры»
Способствовать осознанию на
практике значения уважительного
отношения к достижениям
культуры. Воспитывать уважение к
культуре

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей

Тема 2. “ Наша Родина - Россия”, 11часов
Наша страна на карте Объяснять смысл понятия «субъект
мира
Российской Федерации». Знать и
называть статус субъекта РФ, в
котором находится школа.
Характеризовать особенности
России как многонационального
государства. Объяснять значение
русского языка как
государственного. Приводить
примеры проявлений патриотизма.

Государственные
символы России
Государственные

Описывать основные
государственные символы
Российской Федерации. Знать текст

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
4.Приобщение детей к
культурному наследию
(эстетическое
воспитание).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое

символы России

гимна РФ. Использовать
дополнительные источники
информации для создания коротких
информационных материалов,
посвящённых государственным
символам России. Составлять
собственные информационные
материалы о Москве — столице
России

Конституция
Российской
Федерации
Конституция
Российской
Федерации

Умение выполнять познавательные
и практические задания, в том
числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в
доступной социальной практике
научатся объяснять понятия: закон,
законодательные органы,
демократический политический
режим, справедливость,
Конституция.

28.
29.

Гражданин России
Гражданин России

30.

Мы многонациональный
народ
Мы многонациональный

Научатся объяснять понятия:
гражданство, право человека,
свобода, гражданские права,
политические права, социальноэкономические права, культурные
права, закон, гарантия, всеобщий,
неотчуждаемый и неделимый
характер, стандарт; определять,
как права человека связаны с его
потребностями, какие группы прав
существуют, что означает
выражение «права человека
закреплены в законе»
Объяснять и конкретизировать
примерами смысл понятия
«гражданин». Называть и
иллюстрировать примерами
основные права граждан РФ.
Называть основные обязанности
граждан РФ. Приводить примеры
добросовестного выполнения
гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать
оценку проявлениям
гражданственности,
представленным в СМИ
Объяснять смысл понятия «субъект
Российской Федерации».
Характеризовать особенности
России как многонационального
государства. Объяснять значение

26.

27.

31.

воспитание и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование

народ

32.
33.

Защита Отечества
Защита Отечества

34.

Итоговое
повторение по теме
“Мы живем в
обществе”

русского языка как
государственного.
Характеризовать и
конкретизировать примерами
этнические и национальные
различия. Показывать на
конкретных примерах
исторического прошлого и
современной жизни российского
общества проявления толерантного
отношения к людям разных
национальностей
Участвовать в коллективном
обсуждении проблем, обмениваться
мнениями, понимать позицию
партнера.научатся объяснять
понятия долг, патриотизм,
обязанность, защита Отечества,
присяга; определять, почему нужна
регулярная армия, в чем состоит
обязательная подготовка к военной
службе, отличия военной службы
по призыву от службы по
контракту, основные обязанности
военнослужащих, как готовить себя
к выполнению воинского долга.
Проанализировать результаты
своей деятельности, развивать
рефлексивные умения, способности
к адекватной самооценке.

российской
идентичности.
3.Духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей

ИТОГО:34 часов
8 класс

Номера
уроков
1.

Наименование разделов
и тем.
Вводный урок.

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных
действий) по теме.
Познакомиться с
содержанием курса,
требованиям к результатам
обучения. Характеризовать
систему организации
работы на уроках и при
подготовке домашнего

Основные направления
воспитательной
деятельности
5.Популяризация научных
знаний среди детей
(ценности научного
познания).

задания.
Тема 1. «Личность и общество» (6 ч), 1 час в неделю.
2.
Что делает человека
Актуализировать значение
человеком?
понятий личность, индивид,
индивидуальность,
деятельность. Развивать
умение сравнивать понятия,
работать с таблицами и
схемами.
3.

Человек, общество,
природа.

4.

Общество как форма
жизнедеятельности
людей.

5.

Развитие общества.

6.

Как стать личностью

7.

Практикум. «Как стать
личностью». Кого
считать личностью?

Актуализировать значение
понятий природа, экология.
Умение составлять план,
работать с причинноследственными связями
между явлениями,
высказывать и доказывать
свою точку зрения
Сформировать
представление о
возникновении и стадиях
развития общества,
сущности и формах
социальных норм. Умение
высказывать и
аргументировать свою
точку зрения, устанавливать
причинно-следственные
связи, работать со схемами.
Сформировать
представление о понятиях:
эволюция, революция,
реформа, о глобальных
проблемах человечества.
Умение анализировать
информацию, высказывать
свою точку зрения,
аргументировать свое
мнение, устанавливать
причинно-следственные
связи, работать с планом
Актуализировать значение
понятий индивид,
индивидуальность,
личность, социализация.
Умение сравнивать,
работать с таблицей,
составлять план, выделять
главное, высказывать и
аргументировать свою
точку зрения
Обобщить знания по теме,
повторить основные
понятия и термины,
высказывать свою точку
зрения, работать в группах

5.Популяризация научных
знаний
среди
детей
(ценности
научного
познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
8.Экологическое воспитание

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
8.Экологическое воспитание

5.Популяризация научных
знаний
среди
детей
(ценности
научного
познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.

5.Популяризация научных
знаний
среди
детей
(ценности
научного
познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.

Тема 2. «Сфера духовной культуры» (8 ч), 1 час в неделю.
8.
Сфера духовной жизни. Актуализировать значение
понятия культура. Умение
выделять главное,
составлять план, работать
со схемами,
классифицировать
информацию, умение
анализировать и делать
выводы на основе
статистических данных
9.
Мораль.
Актуализировать значение
понятий мораль,
нравственность,
справедливость, гуманизм.
Умение высказывать и
подтверждать примерами
свою точку зрения,
выделять главное, умение
понять точку зрения
другого человека, работать
в парах
Умение работать с текстом,
10.
Долг и совесть.
выделять основную мысль
текста, составлять план,
высказывать и
аргументировать свою
точку зрения, развивать
уважительное отношение к
мнению других

5.Популяризация научных
знаний
среди
детей
(ценности
научного
познания).
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской
идентичности.3.Духовное и
нравственное
воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей

11.

Моральный выбор – это
ответственность.

Умение работать с текстом,
выделять основную мысль
текста, составлять план,
высказывать и
аргументировать свою
точку зрения, развивать
уважительное отношение к
мнению других.
Осуществлять рефлексию
своей деятельности

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

12.

Образование.

Актуализировать значение
понятий познание,
образование, представление
о ступенях образования.
Сформировать
представление о
современных тенденциях в
развитии образования.

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

13.

Наука в современном
обществе.

Актуализировать значение
понятия наука.
Сформировать
представление о системе
наук, роли науки в развитии
общества, принципах
работы ученых. Умение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных

выделять главное, работать
с планом, сравнивать,
выявлять причинноследственные связи,
различать факты и мнения.
14.
Религия как одна из
Актуализировать значение
форм культуры.
понятий религия, свобода
совести, свобода
вероисповедания, секта.
Сформировать
представление о роли
религии, взаимосвязи
религии и государства.
Умение выделять главное,
работать с планом,
сравнивать, выявлять
причинно-следственные
связи, различать факты и
мнения.
15.
Практикум: «Учимся
Умение обобщать,
поступать морально».
сравнивать, анализировать,
выделять главное, работать
с понятиями, таблицами и
схемами, различать мнения
и факты, анализировать
статистические данные
Тема 3. «Социальная сфера» (5 ч), 1 час в неделю.
16.
Социальная структура
Актуализировать значение
общества.
понятий социальная сфера
общества, социальная
структура, социальная
группа познакомить с
понятиями иерархия,
социальная мобильность,
социальный статус. Умение
составлять план, работать с
таблицами и схемами,
выделять главное, выделять
причинно-следственные
связи.
Актуализировать значение
17.
Социальные статусы и
понятий социальный статус,
роли.
социальная роль. Выделять
главное, работать с текстом,
составлять план,
высказывать и
обосновывать свою точку
зрения, уметь выслушать
точку зрения другого
человека, осуществлять
рефлексию своей
деятельности.
Актуализировать значение
18.
Нации и
понятий этнос, народ,
межнациональные
нация. Выделять главное,
отношения.
работать с текстом,
составлять план,
высказывать и

ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.

обосновывать свою точку
зрения, уметь выслушать
точку зрения другого
человека, осуществлять
рефлексию своей
деятельности.
Отклоняющееся
Сформировать
поведение
представление о понятиях
отклоняющееся, девиантное
поведение, видах
отклоняющегося поведения.
Умение высказывать и
аргументировать свою
точку зрения, выслушать и
уважительно относится к
мнению другого человека,
осуществлять рефлексию
своей деятельности
Умение обобщать,
Практикум.
сравнивать, анализировать,
«Социальная сфера».
выделять главное, работать
с понятиями, таблицами и
Учимся жить в
схемами, различать мнения
многонациональном
и факты, анализировать
статистические данные
обществе.
Тема 4. «Экономика» (14 ч), 1 час в неделю

3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

21.

Экономика и ее роль в
жизни общества.

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

22.

Главные вопросы
экономики.

23.

Собственность.

19.

20.

Актуализировать значение
понятий
экономика,
потребности,
ресурсы,
сформировать
представление о понятии и
видах экономических благ.
Умение выявлять причинноследственные
связи,
выделять
главное,
анализировать
текст,
составлять
план,
высказывать
и
аргументировать
свое
мнение
Сформировать
представление о сущности и
видах экономических
систем, умение работать со
схемами, текстом,
составлять план,
высказывать и
аргументировать свою
точку зрения, осуществлять
рефлексию своей
деятельности.
Сформировать
представление о понятии и
видах собственности,
субъектах собственности,
формах собственности и
государственном
регулировании права

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

24.

Рыночная экономика.

25.

Производство – основа
экономики.

26.

Предпринимательская
деятельность.

27.

Роль государства в
экономике.

28.

Распределение доходов.

собственности; умение
выделять главное,
составлять план, работать с
таблицами и схемами,
анализировать текст,
выявлять причинноследственные связи
Актуализировать знания о
видах экономических
систем, сформировать
представление о рыночной
экономике, ее признаках,
особенностях и
характерных чертах, спросе
и предложении, рыночном
регулировании
экономических отношений.
Актуализировать знание
понятий производство,
факторы производства.
Умение анализировать,
выделять главное, работать
с планом, выявлять
причинно-следственные
связи, анализировать и
делать выводы на основе
статистических данных
Актуализировать знание
понятий
предпринимательская
деятельность, формы
предприятий.
Сформировать
представление о понятиях
малое предприятие, формы
предприятий, товарищество,
акционерное общество,
акция.
Сформировать
представление о понятиях
налоги, государственный
бюджет, видах налогов,
влиянии государства на
экономику, о способах
вмешательства государства
в экономику. Умение
высказывать и
аргументировать свою
точку зрения, различать
факты и мнение,
анализировать информацию
Актуализировать
информацию о понятии и
источниках доходов
граждан, сформировать
представление о
прожиточном минимуме,
потребительской корзине,

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное

29.

Потребление.

30.

Инфляция и семейная
экономика.

31.

Безработица и ее
причины.

перераспределении
доходов, экономических
мерах по социальной
поддержке населения.
Умение высказывать и
аргументировать свою
точку зрения, уважительно
относится к точке зрения
других людей, отличать
факты и мнения,
анализировать
статистическую
информацию, осуществлять
рефлексию своей
деятельности.
Актуализировать знание
понятия и видов
потребностей, семейном
потреблении сформировать
представление о
страховании, о
государственном
регулировании прав
потребителей. Умение
анализировать
информацию, искать и
сравнивать информацию из
разных источников,
применять полученные
знания для решения
практических ситуаций,
анализировать
статистические данные
Сформировать
представление о
номинальных и реальных
доходах, формах
сбережения граждан, видах
банковских услуг,
предоставляемых
гражданам, инфляции.
Умение анализировать и
сравнивать информацию,
проверять достоверность
информации, высказывать и
аргументировать свое
мнение
Сформировать
представление о понятиях
безработица и занятость, о
причинах и видах
безработицы, ее
экономических и
социальных последствиях, о
государственном
регулировании уровня
безработицы. Умение
высказывать и
аргументировать свою
точку зрения, анализировать
информацию, проверять

самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

32.

Мировое хозяйство и
международная
торговля.

33.

Практикум.
«Экономика». Учимся
ориентироваться в
основных
экономических
терминах и понятиях.

34.

Итоговое повторение
по теме “Человек в
обществе”

достоверность информации,
анализировать
статистические данные
Сформировать
представление о понятиях
мировое хозяйство,
внешняя торговля, о
стратегиях внешнеторговой
политики государств.
Умение анализировать,
сравнивать, высказывать и
аргументировать свою
точку зрения
Умение обобщать,
сравнивать, анализировать,
выделять главное, работать
с понятиями, таблицами и
схемами, различать мнения
и факты, анализировать
статистические данные

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
7.Трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

Проанализировать
результаты своей
деятельности, развивать
рефлексивные умения,
способности к адекватной
самооценке.
ИТОГО: 34 часов

9 класс

Номера
уроков

1.

2.

3.

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных
действий) по теме.
Тема 1. «Политика» (12 ч), 1 час в неделю.
Политика и власть
Знать, что такое политика,
какую роль играет политика
в жизни общества.
Политика и власть
Уметь называть главные
особенности политической
власти; осуществлять поиск
социальной информации в
различных источниках
Государство
Знать признаки и формы
государства.
Уметь называть различные
точки зрения причин
появления государства;
сравнивать конституцию и
абсолютную
монархию
Наименование
разделов и тем.

Основные направления
воспитательной
деятельности

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

4.

Политические
режимы

5.
6.

Правовое государство
Правовое государство

7.

Гражданское
общество и
государство

8.

Гражданское
общество и
государство

9.

Участие граждан в
политической жизни

10.

Политические партии
и движения

Знать, что означает понятие
«политический режим»,
основные виды политических
режимов.
Уметь сравнивать
тоталитарный и
авторитарный режимы;
характеризовать развитие
демократии в современном
обществе
Знать принципы правового
государства.
Уметь характеризовать ветви
власти; объяснять смысл
понятия «право выше
власти»; осуществлять поиск
социальной информации;
работать со схемой
Знать основные признаки
гражданского общества.
Уметь объяснять различия
между государственным
управлением и местным
самоуправлением; работать с
документом по заданному
алгоритму
Знать, при каких условиях
человек может сознательно
участвовать в политической
жизни.
Уметь оценивать значение
принципов
конституционного строя;
формулировать
на основе приобретенных
правовых знаний
собственные суждения и
аргументы; применять
правовые и социальноэкономические знания в
процессе решения
познавательных и
практических задач
Знать, что такое
политические партии и
общественные движения.
Уметь анализировать текст,
объяснять смыл понятий;
объяснять, почему в
обществе возникают
общественно-политические
движения; анализировать
роль политических партий
и общественных движений в
современном мире

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

Умение работать с текстом,
выделять основную мысль
текста, составлять план,
высказывать и
аргументировать свою точку
зрения, развивать
уважительное отношение к
мнению других
12.
Обобщающий урок по Знать основные положения
теме «Политика»
главы «Политика».
Умение работать с текстом,
выделять основную мысль
текста, составлять план,
высказывать и
аргументировать свою точку
зрения, развивать
уважительное отношение к
мнению других.
Осуществлять рефлексию
своей деятельности
Тема 2. «Гражданин и государство» (8 ч), 1 час в неделю.
13.
Основы
Знать, почему конституция
конституционного
является законом высшей
строя РФ
юридической силы;
принципы правового
государства.
Уметь характеризовать
исторические этапы развития
конституции в России;
анализировать основные
принципы правового
государства; на основе ранее
изученного материала решать
проблемные задачи
14.
Права и свободы
Знать особенности
человека и
юридических норм (прав
гражданина
человека).
15.
Права и свободы
Уметь характеризовать
человека и
значимость права;
гражданина
анализировать правовые и
юридические документы;
делать выводы, отвечать на
вопросы, давать определение
понятий; определять
значимость защиты прав
человека; работать с
документом по заданному
алгоритму
Знать особенности
юридических норм (прав
человека).
Уметь характеризовать
значимость права;
анализировать правовые и
юридические документы;
делать выводы, отвечать на
вопросы, давать определение
11.

Межгосударственные
отношения

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

16.

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
17.
Россия –
Актуализировать значение
1.Гражданское воспитание.
федеративное
понятий федерация, субъекты 2.Патриотическое
государство
федерации. Умение
воспитание и формирование
составлять план, работать с
российской идентичности.
таблицами и схемами,
3.Духовное и нравственное
выделять главное, выделять
воспитание детей на основе
причинно-следственные
российских традиционных
связи.
ценностей
Актуализировать
значение
18.
Судебная система РФ
1.Гражданское воспитание.
понятий судебная система,
2.Патриотическое
сформулировать
воспитание и формирование
представление об устройстве российской идентичности.
судебной системы в РФ.
3.Духовное и нравственное
Выделять главное, работать с воспитание детей на основе
текстом, составлять план,
российских традиционных
высказывать и обосновывать ценностей
свою точку зрения, уметь
выслушать точку зрения
другого человека,
осуществлять рефлексию
своей деятельности.
19.
Правоохранительные
Знать, какие органы
1.Гражданское воспитание.
органы РФ
2.Патриотическое
называются
воспитание и формирование
правоохранительными.
Уметь определять принцип
российской идентичности.
правосудия; анализировать
3.Духовное и нравственное
действия правоохранительвоспитание детей на основе
ных органов; решать
проблемные задачи
российских традиционных
ценностей
20.
Обобщение по теме:
Знать основные понятия
1.Гражданское воспитание.
«Гражданин и
2.Патриотическое
главы «Право».
Уметь
анализировать,
государство»
воспитание и формирование
высказывать собственные
российской идентичности.
суждения, объяснять
значение понятий; выполнять 3.Духовное и нравственное
творческие задания
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
Тема 3. «Основы российского законодательства» (13 ч), 1 час
в неделю
21.

Высшие органы
государственной
власти в РФ

понятий; определять
значимость защиты прав
человека; работать с
документом по заданному
алгоритму
Умение обобщать,
сравнивать, анализировать,
выделять главное, работать с
понятиями, таблицами и
схемами, различать мнения и
факты, анализировать
статистические данные

Роль права в жизни
человека, общества и
государства

Знать основное назначение
права в обществе, что закон

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое

22.

Роль права в жизни
человека, общества и
государства

23.

Правоотношения и
субъекты права

24.

Правонарушения и
юридическая
ответственность.

25.

Правонарушения и
юридическая
ответственность.
Гражданские
правоотношения

26.

27.

Право на труд.
Трудовые отношения

является нормативным актом
высшей юридической силы.
Уметь
объяснять
смысл
основных понятий, выявлять
существенные
признаки
понятия «право»; давать
сравнительную
характеристику позитивного
и
естественного
права.
Умение выявлять причинноследственные
связи,
выделять
главное,
анализировать
текст,
составлять план, высказывать
и
аргументировать
свое
мнение
Знать, что такое
правоотношения, чем
правоотношение отличается
от других социальных
отношений.
Уметь характеризовать
субъекты правоотношений;
работать с правовыми
документами по заданному
алгоритму
Знать признаки и виды
правонарушений; виды
юридической
ответственности.
Уметь решать практические
задачи; определять виды
юридической
ответственности; работать с
документами; на основе
ранее изученного материала;
решать проблемные задачи
Знать суть гражданского
права и особенности
гражданских
правоотношений.
Уметь объяснять, в чем
проявляется гражданская
дееспособность
несовершеннолетних;
характеризовать виды
гражданско-правовых
договоров; делать выводы,
отвечать на вопросы, давать
определение понятий;
приводить примеры
поведенческих ситуаций
Знать, какие права и
обязанности включаются в

воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое

28.

Семья под защитой
закона

29.

Административные
правоотношения

30.

Уголовно-правовые
отношения

трудовой договор, в чем
значение дисциплины труда.
Уметь анализировать
документы, делать выводы;
характеризовать трудовые
правоотношения
Знать, каковы условия
вступления в брак и
препятствия к его
заключению, что такое
брачный договор; что
понимается под
родительскими
правами; какими правами и
обязанностями обладает
ребенок; в чем сущность,
цели и принципы семейного
права; в чем суть личных
и имущественных
правоотношений супругов.
Уметь анализировать права и
обязанности супругов,
родителей и детей, делать
выводы, отвечать на
вопросы; объяснять, нужна
ли человеку семья;
объяснять, почему семья
является приоритетной
формой воспитания детей;
работать со схемой и
правоведческими
документами
Знать, какую сферу
общественных отношений
регулирует
административное право, в
чем состоят важнейшие
черты административных
правоотношений.
Уметь работать с
документами; анализировать
схему «Административное
право»;
делать выводы, высказывать
собственные суждения
Знать особенности уголовноправовых отношений.
Уметь определять, какие
виды наказаний и
ответственности несут
несовершеннолетние
правонарушители; работать с
документами; анализировать
схемы по теме правовых
отношений

воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской
идентичности.3.Духовное и
нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

31.

Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования

32.

Международноправовая защита
жертв вооруженных
конфликтов

33.

Обобщение по теме
«Основы российского
законодательства»

34.

Итоговое повторение
«Политическая сфера
общества и право»

Знать, правомерно ли
существование в России
платных учебных заведений в
наши дни; что дает
образованность человеку для
выполнения им его
гражданских обязанностей.
Уметь анализировать
модернизацию современного
образования; характеризовать
основные принципы
Конвенции
о правах ребенка; работать
с документами
Знать, что называют
международным
гуманитарным правом, кем и
когда было принято МГП.
Уметь называть особенности
и значение международного
гуманитарного права;
работать с документами
Знать основные понятия
главы «Основы российского
законодательства».
Уметь находить и
анализировать информацию,
объяснять значение понятий;
работать с документами
Знать основные понятия
курса «Обществознание.
9 класс».
Уметь находить и
анализировать информацию,
объяснять значение понятий;
работать с документами;
характеризовать
ИТОГО: 34 часа

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей гуманитарного цикла
От ____________20____года №
________________
______________
Подпись руководителя МО Ф.И.О.

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской
идентичности.3.Духовное и
нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
____________________
Подпись

Ф.И.О.

_______________20___года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».