Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы

Краснодарский край,Белоглинский район, ст. Успенская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 31 имени С.Н. Потапова
Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от ________20___ года протокол № 1
Председатель педсовета___________ Панова О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Ступень обучения (класс): среднее общее образование (10-11 класс)
Количество часов: 68
Учитель:

Юров Д.В.

Программа разработана в соответствии:
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО, утвержденным Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в
редакции Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12. 2015 № 1578 и от
29.06.2017 № 613);
Рабочая программа разработана на основе примерной программы СОО по обществознанию
(базовый уровень) - М. "Просвещение" 2018 г. с учетом авторской программы:
Лазебникова А.Ю. Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10 – 11 классы: учеб.пособие для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая, Л.Е. Рутковская. – М.:
Просвещение, 2018
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н.
Боголюбова, М.: Просвещение. 2020 г.

1

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание».
Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:
•
гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку
осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным;
•
активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

на

•
культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма,
дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
•
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
•
правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в
принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
•

ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

•
стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
•
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов;
•
опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
•
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в
которые включены и которые формируют сами учащиеся;
•
опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
•

идентификацим себя в качестве субъекта социальных преобразований;

•

компетентностей в сфере организаторской деятельности;

2

•
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера;
•
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии
изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала.
2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
•
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга
перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости
использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной
сопричастности судьбе российского народа;
•
осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
•
идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории
народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества.
•
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
•
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации;
•
патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов
Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому;
•
ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к
ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
•
уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей:
•
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;

3

•
развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора,
•
знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
•
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки
других людей;
•

способности к нравственному самосовершенствованию;

•

представлений об основах светской этики,

•
знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России
и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
•
понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
•
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
•
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
•
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
•
социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как
полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу,
готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности
и способности к ведению переговоров;
•
навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к
взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений;
•

дружеских чувств, коллективных взаимоотношений.

4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
•
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера;
•
способности понимать
этнокультурные традиции;

художественные

произведения,

отражающие

разные

4

•
основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,
как особого способа познания жизни и средства организации общения;
•

эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

•
способности к эмоционально-ценностному освоению мира,
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

самовыражению

и

•
уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека;
•

потребности в общении с художественными произведениями;

•
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
•

чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.

5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
•
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
•
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития
науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
•
представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека
и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
•
навыков самостоятельной работы с различными
первоначальных умений исследовательской деятельности.

•

источниками

информации

и

6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
осознания ценности жизни

•
осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•

осознания последствий и неприятия вредных привычек;

•
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
7.

Трудового воспитания и профессионального самоопределения:

5

•
готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
•

уважительного отношения к труду;

•

опыта участия в социально значимом труде;

•
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
•
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории
продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных
интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания:
•
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления;
•
ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств,
опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в
целом;
•
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к
занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности;
•
экологически целесообразного отношенияк природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования;
•
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов предмета;
экологического мышления, умения
коммуникативной и социальной практике.

руководствоваться

им

в

познавательной,

Метапредметные:
регулятивные:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

6

2)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
3)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
4)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
5)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
6)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
7)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
8)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
1)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
2)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
4)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
5)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
коммуникативные:

7

1)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
2)владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
3)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
4)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
5)работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
6)формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
8)планирования и регуляции своей деятельности;
9)владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:
10 класс
Ученик научится:
1)

раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «общество»;

2)
устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной
среды обитания;
3)
описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и
социальные институты;
4)

объяснять роль социальных институтов в жизни общества;

5)
различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от
одного типа общества к другому;
6)
раскрывать смысл понятий «общественный прогресс» и «общественный регресс»,
конкретизировать их примерами;
7)
иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии
путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного
прогресса;
8)

характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации;

9)
обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем
современности;

8

10)
различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные
утверждения, гипотетические суждения;
11)

объяснять специфику социального в человеке;

12)

описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения;

13)
характеризовать и классифицировать потребности человека, иллюстрировать проявления
потребностей, связи потребностей и деятельности;
14)

раскрывать с помощью примеров структуру, мотивы и конкретные виды деятельности;

15)
моделировать практические ситуации, связанные с различными мотивами и видами
деятельности людей;
16)
находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных
источников;
17)
исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества
и самого себя;
18)
сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы
познания природы и общества;
19)
выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
социальной и деятельностной сущностью человека.
20)

называть причины возникновения права;

21)

владеть основными правовыми понятиями и терминами, уметь раскрывать их смысл;

22)

приводить примеры, иллюстрирующие понимание содержания правовых понятий;

23)
указывать элемент правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой
системы;
24)

выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы;

25)
различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовые нормы, их связь с
определённой системой ценностей;
26)
анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными
источниками правовой информации;
27)

называть источники права;

28)

различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников права;

29)
характеризовать Конституцию РФ как основной закон прямого действия, иллюстрировать
примерами указанные признаки Конституции РФ;
30)
называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав и
обязанностей;
31)
анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые
знания определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие
правоотношения;
32)

перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе;

33)

указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права;

34)
раскрывать значение права для современного социума и становления демократического
правового государства;

9

35)
раскрывать, опираясь на примеры, широкий смысл понятия «культура», связь духовной и
материальной культуры;
36)

объяснять значение понятия «диалог культур»;

37)
показывать на примерах историческое и этническое многообразие культур, появления
народной, массовой, элитарной и экранной культур в обществе;
38)

иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;

39)

распознавать формы культуры, сопоставлять их функции и признаки;

40)
выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры;
определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии личности;
41)

давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;

42)
характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение
информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и
традиционных СМИ.
Ученик получит возможность научиться:
1)
конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его
подсистем, взаимосвязь подсистем общества;
2)

оценивать возможности и риски современного общества;

3)

выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений;

4)

характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире;

5)

прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества;

6)

анализировать социальные причины и моделировать последствия экономического кризиса;

7)
описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ)
тенденции и перспективы общественного развития;
8)

характеризовать сознание человека, его структуру;

9)

раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности;

10)

выделять основания различных классификаций видов деятельности;

11)
выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
человека;
12)

описывать методы научного познания;

13)

оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации;

14)

исследовать практические ситуации, связанные с адекватной и неадекватной самооценкой;

15)

объяснять роль мировоззрения в жизни человека;

16)
показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как
необходимых условий жизнедеятельности человека;
17)
характеризовать право как целостную систему, как достижение культуры и его значение
для становления и развития цивилизации;
18)

осознавать ценности Конституции РФ как основного закона страны;

19)

признавать ценность прав человека и гражданина и необходимость их уважения;

10

20)
ориентироваться в различных, в том числе и неадаптированных, источниках права и
находить необходимую правовую информацию;
21)

выбирать адекватные возникшей правовой ситуации способы правомерного поведения;

22)
формулировать нравственные и правовые суждения и оценки, обосновывать их связь с
определенной системой ценностей, аргументировать собственную позицию;
23)

уметь соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;

24)
использовать правовые нормы как средство защиты своих прав и прав людей,
нуждающихся в правовой защите;
25)
понимать взаимосвязь прав и обязанностей, необходимость соблюдения юридических
обязанностей;
26)

объяснять причины и значение исторического и этнического многообразия культур;

27)
анализировать с позиций толерантности информацию из различных источников по вопросу
диалога культур;
28)
определять и конкретизировать примерами факты социальной жизни и функции различных
форм культуры;
29)
раскрывать смысл понятий «ценности» и «идеалы», конкретизировать их примерами
социальных ценностей;
30)

характеризовать сущность гуманизма;

31)

показывать значение свободы совести для развития человека и общества;

32)
аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального
выбора;
33)
оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки
манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия;
34)
выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни
человека;
35)
находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями культурными ценностями.
11 класс
Ученик научится:
1) раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
2) конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
3) объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
4) оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
5) различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников
различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
6) различать экономические и бухгалтерские издержки;
7) приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать
деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль
Центрального банка Российской
8) Федерации в банковской системе РФ;
9) различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для

11

экономики в целом и для различных социальных групп;
10) выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм
их взаимодействия;
11) определять причины безработицы, различать ее виды;
12) высказывать обоснованные суждения о направлениях
13) государственной политики в области занятости;
14) объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
15) поведение;
16) анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
17) приводить примеры участия государства в регулировании рыночной
экономики;
18) высказывать обоснованные
19) суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии
на экономическую
20) жизнь общества;
21) различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути
22) достижения экономического роста;
23) выделять критерии социальной стратификации;
24) анализировать социальную информацию из адаптированных
25) источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
26) выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
27) высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в
28) условиях современного рынка труда;
29) выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
30) конкретизировать примерами виды социальных норм;
31) характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,различать
санкции социального контроля;
32) различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося
33) поведения для человека и общества;
34) определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
35) различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
36) выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
37) характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
38) характеризовать социальные институты семьи и брака;
39) раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
40) характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
41) высказывать обоснованные
42) суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
43) формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

12

44) осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
45) информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные
46) задачи;
47) оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности;
48) - выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
49) различать политическую власть и другие виды власти;
50) устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической
51) деятельности;
52) высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
53) раскрывать роль и функции политической системы;
54) характеризовать государство как центральный институт политической системы;
55) различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
56) обобщать и систематизировать
57) информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном
развитии) демократии;
58) характеризовать демократическую избирательную систему;
59) различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;
60) устанавливать взаимосвязь правового государства и
61) гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
62) определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
63) конкретизировать примерами роль политической идеологии;
64) раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
65) формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
66) оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
67) иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
68) различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Ученик получит возможность научиться:
1) выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
2) выявлять противоречия рынка; раскрывать роль и место фондового рынка в
рыночных структурах; раскрывать возможности финансирования малых и крупных
фирм;
3) обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
4) различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
5) определять практическое назначение основных функций менеджмента;
6) определять место маркетинга в деятельности организации;
7) применять полученные знания для выполнения социальных ролей
8) работника и производителя;
9) оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
10) раскрывать фазы экономического цикла;

13

11) высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
12) давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
13) извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России;
14) выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
15) высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
16) анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
17) выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
18) толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном
мире;
19) находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;
20) выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
21) выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения,
22) объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося
поведения;
23) анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России;
24) - находить, анализировать информацию о формировании правового государства
и
25) гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
26) выделять основные этапы избирательной кампании;
27) в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
28) отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и
29) значении местного самоуправления;
30) самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
31) характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать
основные тенденции современного политического процесса.
II. Содержание учебного предмета
10 класс
Название раздела,
темы

Вводный урок
Тема I. Человек в
обществе

Количество
часов на
изучение
раздела, темы
1
18

Основное содержание по разделам, темам с указанием
названия контрольных (тестовых), практических,
лабораторных работ

Что такое общество. Общество и культура. Науки об
обществе. Общество как сложная система. Социальные
институты. Динамика общественного развития.
Проблема общественного прогресса. Социальная
сущность человека. Самосознание и самореализация.
Деятельность - способ существования людей.
Многообразие видов деятельности. Познавательная и
коммуникативная деятельность. Многообразие

14

Тема 2. «Общество
как мир культуры »

14

Итоговое
повторение
Итого:

1

человеческого знания. Свобода и необходимость в
деятельности человека. Свобода и ответственность.
Современное общество. Глобальная информационная
экономика. Глобальная угроза международного
терроризма. Противодействие международному
терроризму. Повторительно-обобщающий урок по теме
«Человек в обществе».
Духовная культура общества. Многообразие культур.
Духовный мир личности. Мировоззрение и его роль в
жизни человека. Мораль. Устойчивость и изменчивость
моральных норм. Наука и её функции в обществе.
Образование в современном обществе. Религия и
религиозные организации. Религия и религиозные
организации в современной России. Искусство.
Структура искусства. Массовая культура. Средства
массовой информации и массовая культура.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная
сфера общества».

34

11 класс
Название раздела,
темы

Вводный урок
Тема 2. Социальная
сфера

Тема 3.
Политическая
жизнь общества

Количество
часов на
изучение
раздела, темы
1
14

18

Основное содержание по разделам, темам с указанием
названия контрольных (тестовых), практических,
лабораторных работ

Социальная структура общества и социальные
отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы.
Молодежь как социальная группа. Социальный
конфликт. Виды социальных конфликтов, их
причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм.
Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном
обществе. Этнические общности.
Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской
Федерации. Семья и брак. Тенденции развития
семьи в современном мире. Проблема неполных
семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации. Религиозные объединения
и организации в Российской Федерации.
Политическая деятельность. Политические
институты. Политические отношения.
Политическая власть. Политическая система, ее
структура и функции. Государство как основной

15

институт политической системы. Государство, его
функции. Политический режим. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания. Гражданское общество и правовое
государство. Политическая элита и политическое
лидерство. Типология лидерства. Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции,
классификация, виды. Типы партийных систем.
Понятие, признаки, типология общественнополитических движений. Политическая психология.
Политическое поведение. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества.
Политический процесс. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности
политического процесса в России
1

Итоговое
повторение
Итого:

34

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
10 класс

НомераНаименование
уроков. разделов и тем.
1

Вводный урок

Кол- Характеристика основных видов
Основные направления
во деятельности учащихся
воспитательной деятельности
часов (на уровне УДД).
1
Знать курс обществознания: цели,
5.Популяризация научных
задачи, формы работы Уметь применять знаний среди детей (ценности
понятийный аппарат
научного познания).
Научится развивать умение поиска
нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа
Осуществлять поиск информации из
различных источников
Человек в обществе 18 часов

2 - 3 Что такое общество2

Уметь высказывать свое мнение,
1.Гражданское воспитание.
работать с текстом учебника, отвечать на2.Патриотическое воспитание
поставленные вопросы, давать
и формирование российской
определение понятию «общество»,
идентичности.
выделяя его характерные признаки;
5.Популяризация научных
различать понятия «государство,
знаний среди детей (ценности
общество, страна» и давать определения;научного познания).
объяснять сущность экономической
сферы общества, приводя конкретные

16

4-5 Общество как
сложная система

2

6-7 Динамика
общественного
развития

2

8-9 Социальная
2
сущность человека

примеры, характеризующие явления
экономической жизни; объяснять
сущность политической сферы
общества, иллюстрируя свой ответ
примерами событий политической
жизни; объяснять сущность духовной
сферы жизни общества, приводя в
подтверждение своих мыслей
конкретные примеры из области науки,
культуры, религии, образования;
разъяснять особенности социальной
сферы общества, подтверждая ответ
примерами из истории и современности
развития общества
Знать структуру общества и ее
1.Гражданское воспитание.
характерные особенности. Уметь
2.Патриотическое воспитание
раскрывать взаимное влияние сфер
и формирование российской
общественной жизни
идентичности.
Научится давать системный анализ
5.Популяризация научных
общества; давать характеристику
знаний среди детей (ценности
социальному институту - образование понаучного познания).
предложенному плану.
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из
различных источников
Знать многовариантность
1.Гражданское воспитание.
общественного
развития.2.Патриотическое воспитание
Проблема общественного прогресса
и формирование российской
Уметь анализировать проблемы
идентичности.
общественного развития и прогресса
5.Популяризация научных
Научится давать системный анализ
знаний среди детей (ценности
общественного развития Осуществлять научного познания).
поиск информации из различных
источников
1.Гражданское воспитание.
Знать, какие качества характеризуют
2.Патриотическое воспитание
личность,
и формирование российской
Знать природу человека. Человек как
продукт биологической, социальной и идентичности.
культурной эволюции. Цель и смысл
5.Популяризация научных
жизни человека. Науки о человеке.
знаний среди детей (ценности
Современные теории происхождения
научного познания).
человека
Уметь изучать, систематизировать
информацию из различных источников,
работать с документами, делать их
анализ, обосновывать суждения, давать
определение понятиям; извлекать
информацию. Формулировать и
обосновывать выводы применять
понятийный аппарат; Осуществлять
поиск информации из различных
источников

17

10-11 Деятельность способ
существования
людей

2

12-13

2

Познавательная и
коммуникативная
деятельность

14-15 Свобода и
необходимость в
деятельности
человека

2

16-17 Современное
общество

2

18-19 Глобальная угроза 2
международного

Знать и понимать деятельность как
1.Гражданское воспитание.
способ существования людей. Уметь
2.Патриотическое воспитание
изучать, систематизировать информациюи формирование российской
из различных источников, работать с
идентичности.
документами, делать их анализ,
5.Популяризация научных
обосновывать суждения, давать
знаний среди детей (ценности
определение понятиям; извлекать
научного познания).
информацию. Формулировать и
обосновывать выводы применять
понятийный аппарат; Осуществлять
поиск информации из различных
источников
Раскрывать сущность понятий
1.Гражданское воспитание.
«сознание», «познание», «знание».
2.Патриотическое воспитание
Охарактеризовать, какую роль играет в и формирование российской
развитии мышления язык.
идентичности.
Классифицировать различные приемы 5.Популяризация научных
мышления.
знаний среди детей (ценности
Объяснять разницу между понятиями, научного познания).
суждениями и умозаключениями.
Формулировать основные
характеристики эмпирического и
теоретического уровней познания.
Систематизировать информацию из
различных источников, Осуществлять
поиск информации из различных
источников
(для подготовки
сообщения / презентации
Знать особенности и сущность
1.Гражданское воспитание.
самопознания и способы
2.Патриотическое воспитание
самореализации личности
и формирование российской
Использовать алгоритмы познавательнойидентичности.
деятельности для решения творческих 5.Популяризация научных
задач.
знаний среди детей (ценности
Уметь пользоваться мультимедийными научного познания).
ресурсами, владеть основными видами
публичных выступлений.
Знать и понимать, что
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое воспитание
глобализация-это явление
и формирование российской
современности.
идентичности.
Понятие о современном
информационном обществе.
5.Популяризация научных
Использовать алгоритмы познавательнойзнаний среди детей (ценности
деятельности для решения творческих научного познания).
задач.
Уметь пользоваться мультимедийными
ресурсами, владеть основными видами
публичных выступлений.
Осуществлять поиск информации из
различных источников.
1.Гражданское воспитание.
Знать понятие и признаки
2.Патриотическое воспитание
международного терроризма

18

терроризма

Уметь применять алгоритмы
познавательной деятельности для
решения творческих задач.
Уметь пользоваться мультимедийными
ресурсами, владеть основными видами
публичных выступлений.
Умение представлять результаты
практической и
познавательной деятельности

Общество как мир культуры 14 часов
20-21 Духовная культура 2
Знать особенности духовной жизни
общества
общества
характеризовать признаки, производить
поиск информации, владеть приемами
исследовательской деятельности,
представлять результаты своей
деятельности (схемы, таблицы).
представлять результаты своей
деятельности (схемы, таблицы).
Составлять схему «Духовная жизнь»
22-23 Духовный мир
2
Знать сущность, признаки и виды
личности
мировоззрения.
Уметь объяснять изученные положения
на конкретных примерах; обосновывать
суждения
Научится извлекать информацию из
различных источников Составлять
таблицу «Типы мировоззрений»

и формирование российской
идентичности.
5.Популяризация научных
знаний среди детей (ценности
научного познания).

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование российской
идентичности. 3.Духовное
и нравственное воспитание
детей
на
основе
российских традиционных
ценностей
1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование российской
идентичности. 3.Духовное
и нравственное воспитание
детей
на
основе
российских традиционных
ценностей

24-25 Мораль

2

1.Гражданское воспитание.
Знать основные категории морали
характеризовать социальные объекты,2.Патриотическое
воспитание
и
формирование российской
идентичности. 3.Духовное
и нравственное воспитание
детей
на
основе
российских традиционных
ценностей

26-27 Наука и
образование

2

Знать особенности науки и образования. 1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
анализировать актуальную
воспитание
и
информацию,
раскрывать на примерахформирование российской
идентичности. 3.Духовное
изученные теоретические положения
и нравственное воспитание
формировать собственные суждения,
детей
на
основе
оценивать происходящие события.
российских традиционных
Составлять тезисный план «Этика
ценностей
науки». Осуществлять
поиск
информации из различных
источников (включая

19

28-29 Религия и
религиозные
организации

2

30-31 Искусство

2

сеть Интернет) для подготовки
сообщения / презентации
Знать основы религиозных
представлений.
объяснять изученные положения
извлекать информацию из различных
источников участвовать в проектной
деятельности

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование российской
идентичности. 3.Духовное
и нравственное воспитание
детей
на
основе
российских традиционных
ценностей

Знать основы и специфику искусства как1.Гражданское воспитание.
формы духовной сферы общества
2.Патриотическое
извлекать информацию из различных воспитание
и
источников
формирование российской
работать с источниками информации, идентичности. 3.Духовное
и нравственное воспитание
используя Интернет-ресурсы
детей
на
основе
российских традиционных
ценностей

32-33 Массовая культура 2

Знать понятие и признаки массовой
культуры
Уметь работать с источниками,
Научится
Составлять таблицу «Формы культуры»

1

Устанавливать причинно-следственные
связи.
Формировать устойчивый
познавательный интерес при
самостоятельном поиске ответа на
вопросы

34

Итоговое
повторение

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование российской
идентичности. 3.Духовное
и нравственное воспитание
детей
на
основе
российских традиционных
ценностей

11 класс
НомераНаименование разделов Кол- Характеристика основных
во
видов деятельности учащихся
уроков. и тем.
часов (на уровне УДД).
1

Вводный урок

1

Основные направления
воспитательной деятельности

Знать курс обществознания:
5.Популяризация научных
цели, задачи, формы работы
знаний среди детей (ценности
Уметь применять понятийный научного познания).
аппарат
Научится развивать умение
поиска нужной информации по

20

2-3

4-5

6-7

заданной теме в источниках
различного типа
Осуществлять поиск
информации из различных
источников
Раздел 2. Социальная сфера (14 часов)
Социальная структура 2
Называть виды социальных
общества
групп и их признаки.
Раскрывать на примерах роль
малых социальных групп в
обществе.
Объяснять
причины
социального неравенства в
истории и в современном
обществе.
Называть
критерии
социальной стратификации.
Различать виды социальной
мобильности.
Социальные нормы и 2
Перечислять
виды
отклоняющееся
социальных норм.
поведение
Характеризовать
виды
социального контроля и их
социальную роль.
Различать
санкции
социального контроля.
Приводить
примеры
проявления отклоняющегося
поведения.
Называть
причины
негативного отклоняющегося
поведения.
Объяснять с опорой на
имеющиеся знания основные
способы
преодоления
негативного отклоняющегося
поведения.
Объяснять меры борьбы с
преступностью.
Оценивать
роль
толерантности в современном
мире.
Нации и
2
Объяснять значение понятия
межнациональные
«нация».
отношения
Характеризовать особенности
этнических
отношений
в

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.

21

8-9

Семья и быт

2

1011

Гендер – социальный
пол

2

России.
Называть
причины
и
последствия
межнациональных
конфликтов.
Сравнивать
различные
проявления
идеологии
и
политики национализма.
Аргументировано показывать
влияние этнических факторов
на государственное развитие
культуры.
Обосновывать
антикультурную,
антиобщественную сущность
этнической дискриминации.
Оценивать
значение
принципов демократической
национальной
политики
государства.
Характеризовать социальные
институты семьи и брака.
Объяснять функции семьи.
Раскрывать
факторы,
влияющие
на
развитие
современной семьи.
Сравнивать различные типы
семей.
Приводить
примеры
государственной поддержки
семьи.
Высказывать
обоснованное
суждение о роли семьи в
социализации личности.
Анализировать
способы
поддержки культуры быта.
Объяснять значение понятия
«гендерные стереотипы» и
«гендерная роль».
Обосновывать
изменение
роли женщины в современном
обществе.
Различать причины гендерных
конфликтов.
Называть факторы, влияющие

3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

22

1213

1415

1617

на освоение гендерной роли, и
приводить их примеры.
Молодежь в
2
Характеризовать
молодежь
современном
как
социальнообществе
демографическую группу.
Раскрывать
на
примерах
социальные роли юношества.
Различать общие и особенные
черты
молодежных
субкультур.
Высказывать
обоснованное
суждение
о
факторах,
обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в
условиях рынка труда.
Называть
особенности
молодежных субкультур в
России.
Демографическая
2
Характеризовать
состояние
ситуация в
динамику
изменений
современной России.
численности населения.
Объяснять
причины
и
социальные
последствия
депопуляции в России.
Высказывать обоснованном
суждение
о
факторах,
негативно
влияющих
на
демографическую ситуацию в
стране.
Называть
особенности
возрастного
состава
населения России.
Оценивать роль миграции в
решении
демографических
проблем.
Раздел 3. Политическая жизнь общества ( 18часов)
Политика и власть

2

Характеризовать
субъекты
политической деятельности и
объекты
политического
воздействия.
Соотносить
властные
и
политические отношения.
Объяснять и иллюстрировать
примерами
политические
цели
и
политические

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

23

действия.
Устанавливать
причинноследственные связи между
социальными
интересами,
целями
и
методами
политической деятельности.
Высказывать
обоснованное
суждение о соотношении
средств и целей в политике.
Оценивать роль политических
институтов в жизни общества.
Раскрывать
цели
политических партий.
Различать
политическую
власть и другие виды власти.
1819

Политическая система 2

2021

Гражданское
общество и правовое
государство

2

Раскрывать роль и функции
политической системы.
Характеризовать государство
как центральный институт
политической системы.
Различать типы политических
режимов.
Давать
оценку
роли
политических
режимов
различных
типов
в
общественном развитии.
Обобщать
и
систематизировать
информацию о сущности
демократии
(ценностях,
принципах, признаках, роли в
общественном развитии).
Высказывать
обоснованное
суждение
о
путях
преодоления
трудностей
развития
демократии
в
России.
Характеризовать сущность и
иллюстрировать примерами
функции
правового
государства.
Объяснять
взаимосвязь
правового
государства
и
гражданского общества.

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных

24

2223

Демократические
выборы

2

2425

Политические партии
и партийные системы

2

2627

Политическая элита и
политическое
лидерство

2

Отбирать
и
систематизировать
информацию
СМИ
о
функциях
и
значении
местного самоуправления.
Объяснять значение понятий
«избирательный процесс»
Различать мажоритарную и
пропорциональную
избирательные системы.
Характеризовать
основные
этапы
избирательной
кампании.
Высказывать
обоснованное
суждение о социальной роли
избирателя.
Называть и иллюстрировать
примерами
существенные
признаки
политических
партий.
Раскрывать
на
примерах
функционирование различных
партийных систем.
Характеризовать
значение
многопартийности
и
идеологического плюрализма
в современном обществе.
Объяснять значение понятий
«политическое лидерство» и
«политическая элита»
Конкретизировать примерами
различные
типы
политического лидерства и
давать их оценку.
Характеризовать
функции
политической элиты и ее
значение
в
современном
обществе.
Называть ролевые функции
политического лидера.
Извлекать
и
систематизировать
информацию
о
роли
выдающихся
политических
деятелей в истории.

ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

25

2829

Политическое
сознание

2

3031

Политическое
поведение

2

3233

Политический
процесс и культура
политического
участия

2

Различать
обыденное
и
идейно-теоретическое
сознание.
Объяснять значение понятия
«политическая идеология».
Называть
формы
существования идеологии.
Сравнивать
различные
идейно-политические
течения.
Конкретизировать
роль
политической психологии в
деятельности
субъектов
политики.
Давать оценку роли СМИ в
современной
политической
жизни.
Различать
формы
политического поведения и
приводить
примеры
политической
активности
личности.
Объяснять значение понятия
«экстремизм».
Называть
причины,
порождающие политический
терроризм.
Обосновывать необходимость
противодействия
силовыми
способами
решения
международных проблем.
Давать оценку последствиям
экстремизма и терроризма.
Характеризовать
факторы,
влияющие на политическое
поведение.
Характеризовать
и
иллюстрировать примерами
основные
этапы
политического процесса.
Называть факторы, влияющие
на результаты политического
процесса.
Различать непосредственное
политическое
участие
и

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

26

34

Повторительнообобщающий урок по
курсу. Заключение.
Взгляд в будущее

Итого

1

приводить примеры.
Объяснять
значение
структурных
элементов
политической
культуры
личности.
Сравнивать
типы
политической культуры.
Высказывать
обоснованное
суждение о роли участия
граждан в политике с позиций
демократической
политической культуры.
Анализировать
основные
тенденции
современного
политического процесса.
Называть
и
объяснять
сущность
современных
глобальных
проблем
человечества.
Давать оценку последствиям
влияния существующих угроз
на развитие современного
общества.
Высказывать, опираясь на
социальный
опыт
и
материалы
СМИ,
обоснованное суждение о
значении защиты общества от
нарастающих угроз и вызовов,
способах борьбы с ними.
34 часа

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей гуманитарного цикла
От ____________20____года №
________________
______________

1.Гражданское воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и формирование
российской идентичности.
3.Духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
____________________
Подпись

Ф.И.О.

_______________20___года.

Подпись руководителя МО Ф.И.О.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».