Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени С.Н.Потапова Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31 августа 2023 года протокол №1 Председатель педсовета _____________ О.А.Панова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса "РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ" по русскому языку Уровень образования среднее (полное) общее образование 10-11 классы Количество часов 68 часов Учитель Ильина Ольга Ивановна Рабочая программа по элективному курсу «Русский язык в формате ЕГЭ» 10 – 11 классы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования На основе «Программы по русскому языку для средней школы» Н. Г.Гольцовой. «Русский язык» 1011 класс М.: «Русское слово» 2018 к учебнику «Русский язык» 10-11 класс (Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 2018 Срок реализации 2 года. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по элективному курсу «Русский язык в формате ЕГЭ» 10 – 11 классы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования На основе «Программы по русскому языку для средней школы» Н. Г.Гольцовой. «Русский язык» 1011 класс М.: «Русское слово» 2018 к учебнику «Русский язык» 10-11 класс (Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 2018 Программа определяет стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка. Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Элективный курс как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Данный курс учитывает специфику КИМ и носит итоговый характер. Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Элективный курс связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Актуальность выбора данного элективного курса обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен- требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи. Задачи курса: изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку; овладение основными нормами литературного языка; создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий; освоение стилистического многообразия и практического использования художественновыразительных средств русского языка; обучение анализу текста, его интерпретации; совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы; развитие речевой культуры практически и психологически подготовить учащихся к сдаче экзаменов Программа элективного курса рассчитана на 2 года обучения: 10 класс – 34 ч. (1 час в неделю), 11 класс – 34часа (1 час в неделю). Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; - работа с нормативными документами; - с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ; - с тестами и текстами; - тренинг, практикум; - ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач; - решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время; -мини-исследования содержания и языковых средств, конкретных текстов; -написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ; -анализ образцов ученических сочинений; -тренировочно-диагностические работы; - репетиционный ЕГЭ; - использование различных каналов поиска информации Содержание программы элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» 10 класс (34ч) Введение (1 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы. (2 ч.) Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. Орфоэпические нормы (1 ч.) Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. Лексические нормы (3 ч.) Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (3 ч.) Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические. Словообразовательные нормы (2 ч.) Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок. Морфологические нормы (9 ч.) Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте. Синтаксические нормы (13 ч.) Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение Содержание программы элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» 11класс (34 ч) Орфографические нормы (7ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Пунктуационные нормы (4 ч.) Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст (4 ч.) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.) Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили речи (6 ч.) Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста.. Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Коммуникативная компетенция (5 ч.) Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Учебно – тематическое планирование элективного курса 10 класс № Тематика курса п/п колво часов теоретич. практич. часть часть 1 2 3 4 5 6 1 2 1 3 3 2 1 2 1 1 1 Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ Литературный язык. Языковые нормы. Орфоэпические нормы русского языка Лексические нормы Грамматические нормы Словообразовательные нормы 1 1 2 2 1 7 Морфологические нормы. 8 Синтаксические нормы и пунктуация Всего в 10 классе 9 13 34 2 2 10 7 11 25 11 класс 1 Орфографические нормы 7 3 4 2 Пунктуационные нормы 4 1 3 3 Текст 4 Функционально смысловые типы речи 5 Функциональные стили речи 6 Изобразительно-выразительные средства языка 3 5 6 4 1 1 1 1 2 4 5 2 5 34 3 8 2 26 68 18 50 7 Коммуникативная компетенция. Всего 11 классе Итого: Методическое обеспечение программы Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка, Техническую оснащённость курса обеспечивают магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер. Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты. Список рекомендуемой учебно-методической литературы. 1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2010. 2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. 3. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. 4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2010 5. Малюшкин А.Б., ИконницкаяЛ.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2010. 6. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2012 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2012 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская. 7. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году; 8. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. 9. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет. 10. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие. – Ростовна-Дону: Легион, 2011. 11. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011. 12. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011. 13. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен». 14. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008. № п/п Тема занятия 10 класс – 34 часа I Введение 1. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. 2. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения II Языковые нормы 3 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.Словари русского языка. III Орфоэпические нормы 4. Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. IV Лексические нормы 5. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. 6. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. 7. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. V Грамматические нормы 8. Грамматические нормы. 9. Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. 10. Грамматические ошибки и их предупреждение. VI Словообразовательные нормы 11. Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. 12. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. VI Морфологические нормы I 13. Морфологические нормы. 14. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. 15. .Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний 16. Самостоятельные части речи.Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. 17. Служебные части речи. 18. Междометия. Звукоподражательные слова. 19. Морфология. Средства связи предложений в тексте. 20. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. 21. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. VI Синтаксические нормы. II 22. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. 23. Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. 24. Простые и сложные предложения. Кол-во час. 1 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 1 1 1 Дата проведения 25. Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. 26. Нормы согласования 27. Нормы управления. 28. Нормы примыкания. 29. Синтаксическая синонимия. 30. Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. 31. Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 32. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. 33. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. 34. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. 11 класс – 34 часа I Орфографические нормы 1. Принципы русской орфографии.Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. 2. Правописание корней. Безударные гласные корня. 3. Гласные и, ы после приставок. 4. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. 5. –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); 6. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. 47 Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. II Пунктуационные нормы 5. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. 6. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах; 7. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. 8. Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. III Текст 12. Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. 13. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. 14. Средства связи предложений в тексте. Практикум. Решение тематических тестов 15. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. IV Функционально-смысловые типы речи 16. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. 17. Повествование. Описание. Рассуждение. 18. Практикум. Решение теста в формате ЕГЭ 19. Написание сочинения по предложенному тексту 20. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Решение тематических тестов V Функциональные стили речи 21. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей речи. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 22. 23. 24. 25 VI 27. 28. 29. 30 VII 31. 32. 33. 34. Разговорный стиль речи. Его особенности. Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. Научный стиль речи и его особенности Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Изобразительно-выразительные средства языка Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте. Словесные средства художественной изобразительности Коммуникативная компетенция Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) Исходные тексты, их жанровое многообразие Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, норм. Психологическая подготовка к ЕГЭ. 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 В результате изучения элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» 10 – 11классы ученик должен: знать/понимать: - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); - основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; - объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение: - адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); - читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо: - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект); - создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление); - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; - владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; - соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; - развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; - увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. Русский язык в образовательном учреждении с родным (нерусским) языком обучения В результате изучения русского языка ученик должен: знать/понимать: - основные единицы языка и их признаки; - смысл понятий: речь устная и письменная; диалог и монолог; ситуация речевого общения; стили языка; текст; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета; - основные особенности фонетической, системы и грамматического строя русского языка; уметь: - опознавать основные единицы языка, определять их особенности; - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; - определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности; - выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка; - соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета; аудирование и чтение: - понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе ; - читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое); пользоваться словарями разных типов, справочной литературой; говорение и письмо: - пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст; - создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру; - вести диалог на бытовые, учебные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения; - осуществлять основные виды информационной переработки текста (план, конспект); - переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - приобщения к русской и мировой культуре; - официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социальнокультурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации; - получения знаний по другим учебным предметам; - развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания предметной заместитель директора по УВР кафедры цикла гуманитарных наук №1 _______________ /Андреева С.М./ от « " »___________ 2023года _______________ /Денисова С.Н./ "_____________2023 года