Рабочая программа по Кубановедению 10-11 классы

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, БЕЛОГЛИНСКИЙ РАЙОН, СТ.УСПЕНСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ИМЕНИ С.Н. ПОТАПОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ №31 Белоглинского района
от 31 августа 2023 года протокол № 1
Председатель __________/О.А.Панова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету кубановедение
Уровень образования среднее общее образование,10 -11 классы
Количество часов68
Учитель Шевцова Светлана Александровна
Программа разработана в соответствии и на основе: ФГОС основного общего образования;
с учетом: основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 31.
с учетом УМК: Предметная линия учебников «Кубановедение» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Краснодарского края, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур,
А.Н.Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.А.Матвеев, Т.А.Науменко, И.А.Терская, Краснодар – 2019 год.
1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Кубановедение»
В результате изучения кубановедения в 10-11 классах должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности,
принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2.Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому,
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3.Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
2

последствий по-ступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и
общественного пространства.
4.Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; по-нимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...>;
осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; <…> сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
6.Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; <…> уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
7.Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
3

экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
8.Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах
и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области__концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
4

последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
1. Умение

самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи,
контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного
планирования.
2. Умение взаимодействовать с партнёрами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной
работы, формулировать её цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретение навыков эффективного разрешения
возникающих споров и конфликтов.
3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного
поиска наиболее эффективного способа решения задач, применения разнообразных методов познания окружающей
действительности.
4. Умение самостоятельно моделировать учебно-познавательную деятельность; систематизировать и анализировать
данные, полученные из различных источников информации.
5. Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем
социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов своей деятельности.
6. Умение самостоятельно оценивать различного рода ситуации, возникшие в общественной жизни или семейнобытовой сфере, и принимать необходимые решения.
7. Умение соотносить поступки свои и других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом.
Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение вести дискуссию по заданной
проблеме, аргументировать свою точку зрения.
9. Владение навыками ведения диалога с обоснованием собственной точки зрения по наиболее сложным и спорным
вопросам истории страны и региона XX - начала XXI в.
8.

5

Владение навыками использования источниковедческой базы для создания конечного образовательного продукта в
виде доклада, презентации, эссе, реферата.
11. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах деятельности.
10.

Предметные результаты:
Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в
истории кубанского региона.
2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об
исторических событиях, имевших место на территории Кубани.
3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социальноэкономического развития кубанского региона.
4. Умение применять знания, полученные на уроках кубановеде- ния, в своей практической деятельности;
использовать навыки проектно-исследовательской работы при решении социально значимых проблем региона.
5. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой
родины.
6. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной
специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани.
7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона.
8. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории
Российского государства.
9. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на
территории Краснодарского края и других российских регионов.
1.

В результате изучения кубановедения в 10-11 классахвыпускникнаучится знать /понимать:
- основные этапы и важнейшие события в истории Кубани XX - начала XXI века, раскрывать их в контексте
исторических событий, происходивших в этот период в стране и мире;
6

особенности экономико-географического и геополитического положения Краснодарского края, оценивать
природно-ресурсный потенциал региона;
- административное устройство Краснодарского края, численность населения, этническое и конфессиональное
многообразие региона;
- современные версии и альтернативные точки зрения учёных на события, происходившие на территории Кубани в
период Гражданской войны и Великой российской революции;
- особенности развития экономики Краснодарского края, её современное состояние и векторы развития, называть и
характеризовать ведущие отрасли хозяйства;
- особенности социальных отношений в кубанском обществе;
- политико-правовой статус Краснодарского края;
- особенности развития культурного пространства региона;
- имена учёных, исследователей, выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и военных,
способствовавших социально-экономическому развитию кубанского региона;
- место и роль Краснодарского края в современной России;
-

В результате изучения кубановедения в 10-11 классе выпускникполучит возможность научиться:
- соотносить важнейшие события региональной истории с историческими событиями, происходившими в ходе
реформ и социальных потрясений в России и мире в XX - начале XXI века;
- использовать исторические карты и другие источники информации для решения поставленных учебных задач и
составления развёрнутого повествования о важнейших событиях истории Кубани и их участниках;
- объяснять значение терминов и понятий, а также диалектных слов, используемых на уроках кубановедения;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общее и различное, устанавливать
причинно- следственные связи;
- оценивать значимость исторических событий, происходивших на Кубани, формулировать собственную позицию в
отношении роли личности в истории региона;
- использовать компьютерные технологии для получения разнообразной информации о Краснодарском крае и
7

систематизировать полученные данные в виде схем, диаграмм, таблиц, презентаций;
-использоватьзнания по кубановедениюпри написании исследовательских проектов, рефератов, сочинений, выполнении
творческих работ по краеведческой тематике, составлении отчётов об экскурсиях по краю;
- составлять родословную своей семьи в контексте истории малой родины по материалам семейных архивов,
школьных и краеведческих музеев, а также рассказам старожилов;
- приводить аргументы в пользу художественных достоинств произведений литературы и искусства известных
кубанских авторов;
- использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по Краснодарскому краю, а также
посещений выставок и краеведческих музеев;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в Краснодарском крае, в контексте
российской истории;
- применения полученных знаний об истории и культуре своего и других народов Кубани в общении с людьми в
школе и за её пределами;
- ведения диалога в поликультурной среде;
- понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также осознанного выбора будущей
профессии;
- осознания своей принадлежности к сообществу жителей Кубани - одного из регионов Российской Федерации;
- адекватной оценки природно-ресурсного потенциала Краснодарского края и понимания основных тенденций и
перспектив развития региона;
- освоения важнейших социальных ролей в сфере правовой и политической культуры для противостояния
фальсификациям и намеренным искажениям истории Кубани в контексте событий, имевших место или происходящих в
России и мире;
- понимания необходимости соблюдать толерантность по отношению к людям других национальностей и конфессий;
- осознания необходимости поддержания в регионе гражданского мира и согласия;
8

-

активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края;
осознания необходимости охраны природных богатств региона.

2. Содержание учебного предмета, курса;
10 класс (30 часа)
Введение (1 час)
Кубань в ХХ-ХХ1 вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Развитие
межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное
боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и
согласие как основа процветания края.

РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В 1914 - КОНЦЕ 1930-х годов (11 ч)
Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций
Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные
подвиги кубанцев.
Влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения. Недовольство военным руководством,
властью, общим положением в стране.
События Великой российской революции на Кубани. «Троевла- стие». Деятельность Временного облисполкома (К. Л.
Бардиж). Избрание и роспуск областного Совета.
Формирование Войсковой рады и временного войскового правительства (А. П. Филимонов).
Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани (черноморцы илинейцы).
Советы в Черноморской губернии. Борьба между Радой и Советами в Кубанской области. «Большевизация» Советов
(Я. В. Полуян).
9

«Временные основные положения о высших органах власти в Кубанском крае». Ущемление прав иногородних и
рабочих.
Введение на Кубани военного положения. Создание краевого правительства (Л. Л. Быч). Областной съезд иногородних и
трудового казачества. Победа большевиков в Черноморской губернии.
Установление советской власти в Армавире, Екатеринодаре и других населённых пунктах Кубани. И. Л. Сорокин.
Ледяной поход Добровольческой армии. Л. Г. Корнилов и М. В. Алексеев. Штурм Екатеринодара. Гибель генерала
Корнилова.
Второй Кубанский поход. А. И. Деникин. Взятие Екатеринодара. Белый и красный террор.
«Железный поток». Объединение красных отрядов в Таманскую армию. И. И. Матвеев. Е. И. Ковтюх. Разгром красными
частей генерала В. Л. Покровского. Соединение Таманской армии с частями Красной армии Северного Кавказа.
Взаимоотношения кубанского правительства и командования Добровольческой армии. Убийство Н. С. Рябовола.
Роспуск Законодательной рады и казнь А. И. Кулабухова. Избрание атаманом Н. М. Успенского.
Коренной перелом в боях на северокавказском направлении (март 1920). Взятие Екатеринодара частями Красной Армии.
Десант генерала С. Г. Улагая и его разгром. Окончательное установление советской власти на Кубани и в Черноморье.
Наука и культура в условиях Первой мировой войны. Экспедиции по поиску полезных ископаемых. Развитие
курортного дела. Формирование госпитальной базы. Реформирование школьного образования.
Тема войны в кубанской прессе. Публикация стихотворения Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша родина».
Военная хроника на киноэкранах. Гастроли известных коллективов и исполнителей.
Воздействие революционных событий на культурную жизнь. Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в 19181920 годах. Массовый приток в регион интеллигенции из Петрограда и Москвы. Создание высшей школы. Б. Л. Розинг.
Деятельность Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В. И. Вернадский на Кубани.
Газетный «бум». «Вольная Кубань» - орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С. Я. Маршак) фельетонист газеты «Утро Юга».
Театрально-концертная жизнь: искусство и политика. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее.

Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп
10

Продразвёрстка и «расказачивание». Организация продотрядов. Активизация движения бело-зелёных. Политика
советской власти в отношении казачества. Деятельность специальных «троек». Чрезвычайные меры.
Новая экономическая политика. От продразвёрстки к продналогу. Единый сельскохозяйственный налог. «Лицом к
деревне» - новый курс партии. Сельская кооперация на Кубани. Завершение земельного передела.
Реорганизация промышленности. Сдача мелких и средних предприятий в аренду. Перевод крупных заводов и фабрик на
хозрасчёт. Развитие торговли.
Революция на селе. Курс «на развёрнутое наступление социализма по всему фронту». Коллективизация. Сопротивление
коллективизации со стороны духовенства и кулаков. Статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Выход из
колхозов части казаков и крестьян.
Раскулачивание. Чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Л. М. Кагановичем и её деятельность на Северном
Кавказе. Система «чёрных досок». Голод на Кубани. Итоги сплошной коллективизации.
Особенность индустриализации на Кубани - зависимость от сельского хозяйства. Основные отрасли промышленности.
Политические репрессии.
Административно-территориальные преобразования. 13 сентября 1937 г. - день образования Краснодарского края.
Кубань как аграрно-промышленный регион. Успехи тружеников края в предвоенные годы.

Тема 4. Культура Кубани в 1920-1930-х годах
Формирование нового человека - основная задача новой власти. Наступление на «старый мир».
Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Конфликт между семьёй и школой.
Национальные школы. Создание адыгейской письменности. Изменения в повседневной жизни. Усиление роли
пионерской и комсомольской организаций. Пропаганда атеизма. Расширение сети библиотек, музеев.
Развитие массового спорта. Новые формы досуга.
«Золотое десятилетие» краеведения на Кубани
Превращение Кубани в центр аграрной науки всесоюзного значения. Развитие здравоохранения (Н. Ф. МельниковРазведенков). Победа над малярией (И. Г. Савченко). Медицинские отряды С. В. Оча- повского.
Партийно-советская печать. Революционные события на Кубани в произведениях советских писателей («Железный
поток» А. Серафимовича, «Восемнадцатый год» А. Толстого и др.). Жизнь и творчество Н. А. Островского в Сочи.
11

Развитие адыгейской литературы.
Превращение театра в действенное средство политического воспитания масс. В. Э. Мейерхольд - организатор
театральной жизни в Новороссийске.
Театр для детей в Екатеринодаре. Расширение сети театров, цирков. Роль кино в жизни кубанцев. Создание первого
адыгейского ансамбля песни и пляски. Воссоздание Кубанского казачьего хора.
Демонтаж дореволюционных и возведение новых памятников.
Краснодарский художественный музей им. Луначарского - преемник Екатеринодарской картинной галереи. Ф. А.
Коваленко, Р. К. Войцик.
Новые сюжеты в творчестве кубанских мастеров изобразительного искусства. Создание Краснодарского отделения
Союза советских художников (1938).
Конструктивизм в архитектуре региона. Воплощение принципов «функциональной архитектуры» в градостроительстве.
Генеральная реконструкция Сочи. Скульптура как элемент оформления пространства.
Культурная жизнь кубанского зарубежья. Научная и образовательная деятельность Ф. А. Щербины в Праге.

РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-х - НАЧАЛЕ 1950-х годов (4 ч)
Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны
Мобилизация. Введение военного положения. Формирование добровольческих казачьих соединений. Кубанцы на полях
сражений Великой Отечественной.
Боевые действия на территории Краснодарского края. Бои в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской.
Оборона Краснодара.
Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами.
Партизанское движение на Кубани. Подвиг братьев Игнатовых. Кубанское подполье.
Наступательные операции войск Закавказского, Южного и Северо-Кавказского фронтов. Освобождение Краснодара.
Малая Земля (Ц. Л. Куликов). Бои на «Голубой линии». Новороссийско-Таманская операция. Черноморский флот и
Азовская военная флотилия. Воздушные сражения (А. И. Покрышкин, Е. А. Жигуленко и др.).
12

Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков, начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев. Суд
над изменниками Родины.

Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953)
Восстановление хозяйства Краснодарского края. Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. К. А. Борин
- Герой Социалистического Труда. Роль МТС в восстановлении и подъёме сельского хозяйства. Достижения и
трудности. Проблемы восстановительного периода: упадок животноводства; нехватка рабочих рук; трудности развития
личных подсобных хозяйств (препятствия со стороны властей); отток населения в города; нехватка жилья.
Послевоенные успехи. Восстановление довоенных объёмов производства промышленной продукции. Новые
предприятия: камвольно-суконный комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Троллейбусное движение в
Краснодаре; трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные
товары.
Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление агитационно-пропагандистской работы. Политика
«закручивания гаек».
Выборы в местные Советы 1953 г. и их итоги.

Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах
Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад.
Политика оккупационного режима в области культуры: цели, средства, результаты.
Восстановление деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры после изгнания фашистских
оккупантов. Оживление религиозной жизни.
Учёные Кубани - фронту. Реабилитация раненых, борьба с эпидемиями, участие в преодолении продовольственных
трудностей. П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт.
Кубанская пресса в военные и послевоенные годы.
Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных и первых послевоенных лет. Фронтовые репортажи К. М.
Симонова, публицистика Л. М. Леонова. В. П. Катаев. «Семья Игнатовых»; А. А. Первенцев. «Честь смолоду» и др.
Театрально-концертная жизнь. Самодеятельные коллективы. Г. М. Плотниченко - хормейстер и композитор.
Кинофикация городов и сельских территорий. Съёмки фильма «Кубанские казаки» в Курганинском районе
13

Краснодарского края.
Восстановление и благоустройство городов. Строительство зданий железнодорожных вокзалов Краснодара, Сочи,
Ейска.
Восстановление спортивных сооружений. I летняя спартакиада Кубани (1950). Плавательная эстафета.
Послевоенная повседневность. Общественные настроения. Проблемы населения, пережившего оккупацию.
Взаимопомощь как основа преодоления трудностей.

РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В 1950-1990-х годах (5 ч)
Тема 8. Политика, экономика, общество
Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков, снижение налогов, повышение
закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Хрущёвская «оттепель». Развитие внешнеэкономических связей
Краснодарского края. Реабилитация репрессированных кубанцев.
Развитие сахарной промышленности. Успехи виноделия. Становление энергетической системы: Белореченская,
Краснополянская, Майкопская гидроэлектростанции; Армавирская, Краснодарская теплоэлектроцентрали. Массовое
строительство жилья. Курортно-санаторное дело.
Корректировка политического и экономического курсов. Краснодарский совнархоз (Н. К. Байбаков). Хозяйственные
«эксперименты» и их последствия.
Достижения в сельском хозяйстве (Е. А. Светличный, М. И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного
производства.
Развитие промышленности. Реконструкция старых и строительство новых предприятий. Завод им. Седина в
Краснодаре. Краснодарский завод измерительных приборов. Кропоткинский машиностроительный завод.
Хлопчатобумажный комбинат (Краснодар). Химические предприятия (Белореченск и Кропоткин). Проблемы отрасли
Решение о строительстве Краснодарского водохранилища и оросительных систем. Развитие рисоводства. «Миллион
тонн кубанского риса». Рисосовхоз «Красноармейский» (А. И. Майстренко).
Застойные явления в экономике и общественной жизни. Снижение производительности труда и замедление темпов
14

роста производства.
Руководители Краснодарского края (С. Ф. Медунов, В. И. Воротников, Г. П. Разумовский).

Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в.
Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение обязательного восьмилетнего (1958) и
среднего (1972) образования, «профессионализация». Развитие среднего специального и высшего образования.
Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет.
Расширение сети культурно-просветительских учреждений. Строительство дворцов и домов культуры. Народные
университеты. Новороссийский планетарий.
Музей Степановых в Тимашевске, мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссийске и на Сопке Героев в
Крымском районе. Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тамани и др.
Кубанские учёные-селекционеры - М. И. Хаджинов, П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт.
Вклад кубанцев в научно-техническое обеспечение космических полётов. Н. Г. Чернышёв, Д. И. Козлов. Космонавтыкубанцы (В. В. Гор- батко, В. И. Севастьянов и др.).
Новое поколение кубанских литераторов. Творчество В. И. Лихо- носова, В. Б. Бакалдина, С. Н. Хохлова и др.
Развитие адыгейской литературы. Т. М. Керашев, И. Ш. Машбаш.
Театральная и музыкальная жизнь. М. А. Куликовский - лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С.
Станиславского. Фестиваль «Кубанская музыкальная весна». В. Г. Захарченко во главе Кубанского казачьего хора.
Композитор Г. Ф. Пономаренко на Кубани. Анна Не- требко - воспитанница хора «Кубанская пионерия».
Создание телецентров. Строительство современных кинотеатров.
Творчество кубанских художников А. Е. Глуховцева, Н. П. Евсы, П. С. Калягина, Ф. М. Петуваша и др. Скульптурные
работы И. П. Шма- гуна, В. А. Жданова.
Новые выставочные центры на Кубани: картинные галереи в ст. Октябрьской (Красноармейский р-н), ст. Казанской
(Кавказский р-н), ст. Привольной (Каневской р-н) и др.
Развитие спорта. Кубанские спортсмены - олимпийские чемпионы и чемпионы мира: Л. И. Брагина, В.М. Невзоров, В.
15

Д. Гассий, В. Н. Ма- чуга и др.
Пропаганда здорового образа жизни.
От «сталинского классицизма» к «функциональной архитектуре». «Эпоха типовых проектов». Массовая застройка
городов Кубани. Благоустройство курортной зоны.
Изменения в повседневной жизни населения (улучшение жилищных условий, развитие средств массовой информации и
др.). Развитие туризма, создание условий для детского отдыха. Пионерский лагерь «Орлёнок».
Тема 10. «Перестройка» на Кубани
Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В. Н. Дьяконов, Н. Д.
Егоров, Е. М. Харитонов, Н. И. Кондратенко.
Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев. Многопартийность и
общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов.
Возрождение казачества, Учредительный Всекубанский съезд. Кубанская казачья рада (В. П. Громов). Законы «О
реабилитации репрессированных народов», «О реабилитации казачества».
Становление кубанского парламентаризма. Законодательное Собрание Краснодарского края (А. А. Багмут, В. А.
Бекетов).
Выборы главы администрации Краснодарского края. А. Н. Ткачёв - губернатор Краснодарского края (2001-2015).
Кубань - многонациональный край, регион добрососедских отношений между народами. Демографический кризис.
Проблемы толерантности. Межконфессиональные отношения.
Политика поликультурности. Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию
гражданского общества и правам человека, региональная Общественная палата. Долгосрочная краевая целевая
программа «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае».
Фестиваль «Венок дружбы народов Кубани». Фольклорные фестивали как средство межкультурного диалога.
Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического
положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона.
16

Административно-территориальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения.

Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование
Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования ресурсов равнинной части края,
предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных богатств.

Тема 14. Хозяйство Краснодарского края
Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Краснодарском крае». Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливноэнергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность,
производство строительных материалов.
Ведущие промышленные предприятия. Центры нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности.
Производство строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности. Агропромышленный комплекс
Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного
производства. Зерновые и технические культуры, виноградарство, овощеводство и садоводство, субтропические
культуры. Животноводство, отраслевой состав. Рыбоводство; проблемы отрасли. Конкурентоспособность
сельскохозяйственной продукции края на российском и международном рынках.

Раздел lV ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 часа)
Православные ценности в современном мире.
Вызовы современного мира и религия. Понятие духовности. Православныеценности. Вера в жизни
современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные семейные ценности. Традиции
православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие».
Образовательная и просветительская деятельность РПЦ.
17

История религиозного образования в России и на Кубани. НовомученикиКубани. Жития священномученико в
Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Андрея Ковалева, Григория Троицкого. Икона
«Новомученики и исповедники Кубанские» Особенности современной образовательной деятельности РПЦ. Основы
социальной концепции РПЦ. Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время.
11 классс 30 часов
Введение (1ч)
Кубань - неотъемлемая часть России. Единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция
современности. Общая характеристика отношений «центр - регионы» в современной России. Краснодарский край и
другие субъекты РФ: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Социальные аспекты
формирования региональной идентичности.
РАЗДЕЛ I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ (3 ч)
Проектирование как поиск решения проблем регионального социума. Особенности подготовки проектов по курсу
кубановедения. Формулировка целей проекта, способствующих инновационному развитию Краснодарского края. Виды
учебных проектов (информационные, исследовательские, социальные).
Основные формы презентации проектной деятельности: доклад, аналитическая записка, портфолио, презентация.
Структура и правила оформления доклада о результатах проектной деятельности. ОсобенностиОсобенности создания
аналитической записки. Принципы составления портфолио и его основные разделы. Создание презентаций по итогам
проектной деятельности.
Способы оценки результатов проектной деятельности. Продвижение результатов проектной деятельности в
информационной среде Кубани.
18

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (5 ч)
Эколого-экономические основы устойчивого развития региональной экономики. Роль природных факторов в
социально-экономическом развитии региона. Региональные экологические проблемы. Законодательные и
административно-контрольные механизмы регионального природопользования и охраны окружающей среды. «Зелёная»
экономика как фактор модернизации и снижения рисков экономического развития региона.
Диверсифицированный характер экономики края и основные отрасли хозяйства. Региональные макроэкономические
показатели. Развитие предпринимательства на Кубани. Малый бизнес. Меры государственной поддержки
предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Уровень жизни населения региона. Доходы и
потребление кубанцев на фоне общероссийских тенденций.
Налоги и их роль в экономике. Региональные и местные налоги. Структура и порядок формирования бюджета края и
местных бюджетов. Основные источники доходов и направления расходования средств краевого и местных бюджетов.
Производство общественных благ. Основные финансовые институты, банковская система региона. Формирование
финансовой грамотности молодёжи.
Межрегиональные и международные отношения региона. Экономические связи с российскими регионами.
Международные меро приятия, проходящие на территории Краснодарского края. Правовое регулирование
международных внешнеэкономических связей Краснодарского края. Инвестиционный климат в Краснодарском крае,
повышение инвестиционной привлекательности региона. Участие региона в выставках и инвестиционных форумах.
Основные внешнеэкономические партнёры края. Международное сотрудничество и реализованные проекты.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (4 ч)
Социальная дифференциация, социальное неравенство на Кубани и в России. Общероссийский и региональный
профили социальной стратификации. Региональная специфика социально-экономической дифференциации. Неравенство
19

доходов населения в субъектах РФ. Социальная мобильность в регионе. Миграционные процессы на территории
Краснодарского края.
Этносоциальные общности России и Краснодарского края. Этно- демографическое многообразие региона.
Этнические группы, этнические меньшинства в Краснодарском крае. Национально-культурные автономии,
национально-культурные объединения. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений на территории
Кубани. Этносоциальные конфликты: региональная специфика. Национальная политика в регионе как в субъекте РФ.
Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае.
Демографическая ситуация в крае на фоне общероссийских тенденций: численность населения, показатели
рождаемости и продолжительности жизни, число браков и разводов. Региональные особенности в развитии семейных
отношений. Семья и брак в представлениях кубанских жителей - по результатам социологических опросов. Реализация
государственной семейной политики на территории Краснодарского края: органы управления, программы и
мероприятия.
Социально-демографические характеристики молодёжи Краснодарского края в общероссийском контексте:
численность, возрастная структура, этнический состав, уровень образования, социальная активность. Динамика
ценностных ориентаций кубанской молодёжи. Региональные особенности молодёжного рынка труда. Кубанская
молодёжь в сфере труда и занятости. Цифровая грамотность молодёжи в современной России: межрегиональные
сравнения. Досуг в молодёжной среде. Молодёжные субкультуры как неформальный институт социализации в
молодёжных сообществах. Реализация государственной молодёжной политики в Краснодарском крае.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)
РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС (5ч)
Система органов государственной власти в Краснодарском крае. Правовые основы функционирования и полномочия
органов государственной власти в регионе. Законодательное Собрание Краснодарского края, правовой статус его
депутатов. Глава администрации (губернатор) края. Администрация Краснодарского края. Функции и задачи органов
исполнительной власти в крае, их взаимодействие и координация деятельности с федеральными органами государственной власти. Судебная власть в крае. Организация местного самоуправления в регионе: структура и особенности в
20

общероссийском контексте. Территориальная и экономическая основы местного самоуправления в Краснодарском крае.
Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса в регионе.
Краснодарский край как субъект Российской Федерации: конституционно-правовая характеристика. Территория края,
порядок изменения границ. Административно-территориальное деление. Символика Краснодарского края: гимн, герб,
флаг. Система региональных нормативных правовых актов. Устав Краснодарского края - важнейший нормативный
правовой акт, принимаемый на региональном уровне. Законы Краснодарского края. Субъекты законодательной
инициативы. Понятие и стадии законодательного процесса в Краснодарском крае. Подзаконные акты.
Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность
региональных отделений политических партий и общественных организаций в общероссийском контексте.
Общественная палата Краснодарского края и её деятельность. Правозащитные и экологические организации. Молодёжные организации, движение волонтёров. Молодёжные советы при органах государственной и муниципальной
власти. Молодёжь как субъект реализации молодёжной политики в Краснодарском крае.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
РАЗДЕЛ V. КУБАНЬ - КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ (6 ч)
Историко-культурное наследие Кубани. Национальные культуры региона. Специфика региональной идентичности.
Кубанское казачество, его этнокультурные традиции и роль в общественной жизни. Современные тенденции в духовной
жизни кубанцев. Роль и значение духовной культуры Кубани в жизни нашей страны и в мире.
Дошкольное образование на Кубани. Общее и профессиональное образование. Культурная функция библиотек и
школ. Казачьи традиции и воспитательные функции современных школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани.
Основные научные школы. Университеты и научные центры. Привлекательность Кубани как пространства
образовательных и профессиональных траекторий. Межрегиональное и международное сотрудничество
образовательных организаций Кубани.
Международные связи кубанских вузов и экспорт образовательных услуг. Оценка эффективности кубанских вузов
российскими и международными рейтинговыми агентствами.
Кубань - многонациональный и поликонфессиональный край. Современная религиозная ситуация в Краснодарском
крае. Религии и храмы на Кубани. Кубань - центр православия на Юге России. Молодёжь и религия. Религиозное
21

образование в регионе: формы и правовые рамки.
Учреждения культуры. Театры и выставки. Уникальные музейные собрания. Архивы Кубани. Коллективы народного
творчества. Выдающиеся деятели культуры. Изобразительное искусство и литература Кубани. Векторы развития
современного искусства Кубани. Особенности региональной культурной политики.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
Заключение (1ч)
Современные тенденции развития региона. Связь поколений и времён. Активная жизненная позиция кубанской
молодёжи как фактор реализации региональных целевых программ и проектов.
Раздел VIДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 часа)
Православные ценности в современном мире.
Духовно- нравственные ценности в жизни человека и общества. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в
жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные семейные ценности. Традиции
православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность»,
«доброта», «милосердие». Свобода истинная и мнимая.
Традиции православного воспитания
Духовно-нравственные основы культуры современного казачества.
Духовные основы казачьей культуры. Православие в жизни кубанских казаков.
Особенности духовной жизни современной Кубани.
Духовные ценности – основа консолидации общества. Религиозное просвещение на Кубани. Основы социальной
концепции РПЦ. Строительство новых храмов.

22

Направления проектной деятельности
Класс
10 класс

11 класс

Количество
Проектная деятельность
часов
1.Портрет современной Кубани.
1
2.Кубкань – жемчужина, житница и здравница России.
3. Возрождение кубанского казачества.
4

1. «Кубань сегодня: политический ракурс».
2. «Достижения культуры современной Кубани»
3. «Кубань - культурный центр Юга России».

23

3. Тематическое планирование по кубановедению
10 – 11 класс
Кубановедение 10 класс
Раздел
Кол –
во
часов
Введение

Кубаньв 1914 –
конце 1930-х
годов

1

11

Тема

Кол – Основные виды деятельности
во
обучающихся (на уровне
часов универсальных действий)

Кубань в XX начале XXI в.

1

Раскрывать значение понятий конфессия, субэтнос,
иногородние (жители), толерантность, идентичность, суверенитет.

Кубань в начале XX
в. Период войн и
революций

6

Понимать
особенности
национального,
конфессионального и культурного многообразия
кубанского региона. Рассказывать о межэтническом
взаимодействии и добрососедских отношениях народов
Кубани в период военных испытаний и в мирное время.
Ознакомиться со структурой учебного пособия и
аппаратом усвоения знаний.
Раскрывать значение понятий мобилизация, община
сестёр милосердия, георгиевский кавалер. Рассказывать
о патриотическом подъёме и мобилизационных
мероприятиях на Кубани в годы Первой мировой войны.
Раскрывать особенности жизни региона в этот период,
подтверждая примерами из исторических источников.
Используя материалы краеведческих музеев и другие
источники информации, принимать участие в напи-

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

24

сании докладов, рефератов, заниматься подготовкой
исследовательских проектов о ратных подвигах
кубанцев - участников Первой мировой войны.
Анализировать влияние войны на экономику, уровень
жизни,
общественные
настроения
жителей
Кубани.Раскрывать значение понятий многовластие,
Войсковая рада, самостийники, линейцы.Называть
органы власти, действовавшие на Кубани в период
революционных событий. Анализировать и сравнивать
политическую обстановку, сложившуюся в Кубанской
области и Черноморской губернии, отмечать общее и
особенное. Работать с историческими источниками,
делать выводы. Готовить сообщения и презентации об
известных деятелях этого периода (К. Л. Бардиж, А.
Раскрывать значение понятий Ледяной поход, «дикая
дивизия», «железный поток», репрессии, реквизиции.
Рассказывать о важнейших событиях Гражданской войны, происходивших на территории нашего края П.
Филимонов, Я. В. Полу- ян и др.).

Кубань в 1920-1930х годах. Нэп.

3

Раскрывать
значение
понятий
продразвёрстка,
«расказачивание», продотряды, новая экономическая
политика, продналог, сельская кооперация, хозрасчёт,
всеобуч.
Характеризовать
особенности
взаимоотношений между большевиками и казачеством.
Объяснять суть политики «расказачивания».
Раскрывать значение понятий коллективизация,
раскулачивание, «чёрная доска», саботажники,
индустриализация. Рассказывать об особенностях
коллективизации на Кубани.
Раскрывать значение понятий репрессии, колхозмиллионер, аграрно-индустриальный регион.Оценивать
масштабы политических репрессий на Кубани. Комментировать и давать собственную оценку последствиям
репрессивных мер в отношении населения кубанского
региона. Рассказывать о наиболее важных событиях,
происходивших на территории нашего края в 19201930-х годах. Готовить исследов проекты по теме.

1,2,3,4,5,6,7,8

25

Краснодарский
край 1940-х начале 1950-х
годов.

4

Культура Кубани в
1920-1930-х годах.

2

Краснодарский край
в годы Великой
Отечественной
войны.

2

Краснодарский край
в послевоенное
время (1945-1953)

1

Культурная жизнь
Кубани в 1941-1953

1

Раскрывать значение понятий культурная революция,
советизация, ликбез, рабфак, украинизация.Рассказывать
о развитии образования и науки на Кубани в 20- 30-х
годах прошлого столетия. Раскрывать суть реформ в
области школьного образования. Объяснять, почему
этот период называют «золотым десятилетием краеведения». Делать выводы о вкладе учёных в развитие и
становление науки на Кубани.
Раскрывать значение понятий русский авангард,
конструктивизм.Рассказывать о музыкальнотеатральной жизни кубанского региона в 20-30-х годах
прошлогостолетия. На примере работ кубанских художников, скульпторов раскрывать роль и значение
изобразительного искусства в пропаганде
государственной политики 1920-1930-х годов. Делать
выводы об изменении облика городов и станиц Кубани.
Раскрывать значение понятий оккупация, «новый
порядок», «душегубки».Рассказывать о мобилизационных
мероприятиях, проведённых на Кубани в начале войны,
и боевых сражениях, происходивших в этот период.
Называть причины оккупации территории края,
характеризовать «новый порядок», который
оккупационные власти установили на
Кубани.Раскрывать значение понятий Краснодарская
операция, Малая Земля, «Голубая линия».Используя
карту, рассказывать о наступательных операциях войск
Закавказского, Южного и Северо-Кавказского фронтов
по освобождению Краснодарского края в 1943 г.
Приводить примеры подвигов воинов Красной Армии в
боях на Малой Земле и «Голубой линии».

1,2,3,4,5,6,7,8

Раскрыть значение понятий социалистическое
соревнование, машино – тракторная станция (МТС),
партийно – государственный контроль Назывть основные
проблемы, возникшие в ходе восстановления экономики
кубанского региона.
Раскрыть значение понятий всеобщее семилетние
образование, передвижной театр, метод народной стройки,
репатриация. Характеризовать культурную жизнь Кубани в

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

26

годах
14
Кубань в
1950-1990-х
годах

Политика,
экономика,
общество.

2

Культурная жизнь
Кубани во второй
половине XX в.

2

«Перестройка» на

10

первые военные годы. Рассказать о развитии образования и
науки в этот период.
Раскрывать значение понятий «оттепель»,
реабилитация, «хрущёвки», «кукурузная эпопея»,
прожектёрство, совнархозы. Характеризовать
особенности периода «оттепели» на Кубани и
комментировать её влияние на развитие экономики
края. Давать оценку осуществлявшейся в этот период
реабилитации незаконно репрессированных людей.
Рассказывать о работе совнархозов на Кубани и их роли
в становлении сельского хозяйства и промышленности
в кубанском регионе. Понимать суть реформ 1950-х
годов и оценивать их значение в социальноэкономическом развитии Краснодарского края.
Раскрывать
значение
понятий
учебнопроизводственные комбинаты, дом-музей. На примере
кубанского региона рассказывать об изменениях,
происходивших в сфере образования, просвещения и науки в середине 1950-х - начале 1980-х годов.
Высказывать своё мнение о роли кубанцев в
исследовании космического пространства.
Называть имена выдающихся учёных (П. П. Лукьяненко,
В. С. Пустовойт, М. И. Хаджинов), космонавтов, жизнь и
деятельность которых связана с Кубанью (В. В.Горбатко,
В.И. Севастьянов идр.).Характеризовать литературную и
театрально-музыкальную жизнь Кубани во второй
половине XX столетия. Рассказывать о творчестве
известных деятелей культуры и искусства (В. И.
Лихоносов, А. Д. Знаменский, Ю. В. Сальников, Г. М.
Плотни- ченко, И. Ш. Машбаш, В. Г. Захарченко и др.).
Совершать очные и заочные экскурсии по местам,
связанным с жизнью выдающихся земляков, посещать
музеи, мемориальные комплексы. Готовить доклады,
сообщения, проекты по теме.
Раскрывать значение понятий «перестройка»,

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

27

Кубани

Духовные истоки
Кубани

Итого

4

Православные
ценности в
современном мире.

2

Образовательная и
просветительская
деятельность РПЦ.

2

Законодательное Собрание Краснодарского края (ЗСК),
регалии кубанского казачества, политика «гласности».
Характеризовать особенности «перестроечного»
периода на Кубани. Отмечать своеобразие политических
реформ и хозяйственных преобразований в регионе,
давать собственную оценку происходящим событиям.
Принимать участие в дискуссиях по проблемам
развития кубанской экономики в начале 1990-х годов.
Рассказывать о политической жизни на Кубани в этот
период и об особенностяхполитического сознания
кубанцев. Характеризовать становление кубанского
парламентаризма. Называть имена руководителей
Краснодарского края (В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М.
Харитонов, Н. И. Кондратенко). Используя дополнительные источники информации, рассказывать о
реабилитации и возрождении кубанского казачества.
Готовить проект по теме
Вызовы современного мира и религия. Понятие духовности.
Православные ценности. Вера в жизни современного
человека. Смысл жизни в понимании христианина.
Традиционные
семейные
ценности.
Традиции
православного воспитания. Понятия «любовь», «вера»,
«надежда», «верность», «доброта», «милосердие».
История религиозного образования в России и на Кубани.
Новомученики Кубани. Жития священномученико в
Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория
Конокотина, Андрея Ковалева, Григория Троицкого. Икона
«Новомученики и исповедники Кубанские» Особенности
современной образовательной деятельности РПЦ. Основы
социальной
концепции
РПЦ.
Просветительская
деятельность Кубанской митрополии в настоящее время.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

34
час

28

Кубановедение 11 класс
Раздел
Кол –
во
часов

Тема

Кол – Основные виды деятельности
во
обучающихся (на уровне
часов универсальных действий)

Введение

1

Кубань неотъемлемая часть
России.

1

Проектирование
как эффективное
средство
изучения
Кубановедения

3

Проектная
деятельность. Виды
учебных проектов

1

Информационные,
исследовательские
и социальные
проекты

1

Формы
презентации
результатов
проектной
деятельности.

1

Приводить примеры, подтверждающие неразрывную связь
истории Краснодарского края с историей страны, обосновывать положение о том, что кубанский регион является
одним из эпицентров отечественной истории и современности. Объяснять специфику региональной идентичности
кубанцев.
Ознакомиться со структурой учебного пособия, аппаратом
усвоения знаний.
Раскрывать значение понятий проектирование, проектная
деятельность,
метод
проектов.Определять
роль
проектной деятельности в изучении кубановедения.
Формулировать цели проектной деятельности. Называть
виды проектов. Раскрывать значение понятий информационный,
исследовательский,
социальный
проекты.Характеризовать их особенности, раскрывать
основное содержание. Выделять этапы подготовки
проектов, формулировать ожидаемые результаты.
Раскрывать значение понятий проектирование, проектная
деятельность,
метод
проектов.Определять
роль
проектной деятельности в изучении кубановедения.
Формулировать цели проектной деятельности. Называть
виды проектов. Раскрывать значение понятий информационный,
исследовательский,
социальный
проекты.Характеризовать их особенности, раскрывать
основное содержание. Выделять этапы подготовки
проектов, формулировать ожидаемые результаты.
Называть основные формы презентации проектной
деятельности и представлять её результаты в виде доклада,
аналитической записки, портфолио, презентации.
Самостоятельно или в группе создавать презентации по
итогам проектной деятельности. Продвигать результаты
проектной деятельности в информационной среде Кубани.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

29

Итоговое
повторение и
проектная
деятельность
«Экономика
Краснодарского
края состояние и
векторы
развития»

1

4

«Проектирование
как эффективное
средство изучения
Кубановедения»
Регион как экологоэкономическая
система

1

Закрепить знания по изученным темам. Представлять
результаты проектной деятельности.

1,2,3,4,5,6,7,8

1

1,2,3,4,5,6,7,8

Экономическая
система
Краснодарского
края.

1

Налоги, бюджет и
финансовые
институты.

1

Банковская система
региона.

1

Раскрывать
значение
понятий
регион,
экологоэкономическая
система,
«зелёная
экономика»,
территориальное разделение труда, валовой внутренний
продукт,
валовой
региональный
продукт,
предпринимательство.
Использовать картографический материал для
характеристики социально-экономического развития
Краснодарского края и своего муниципального
образования. Объяснять роль природных факторов в развитии региона. Называть причины обострения экологических
проблем на территории края. Приводить примеры
деятельности природоохранных организаций в крае.
Раскрывать значение понятий диверсифицированный
характер экономики, валовой внутренний продукт, валовой
региональный продукт, территориальное разделение труда.Характеризовать особенности развития экономики
Краснодарского края, обозначать проблемы и предлагать
пути их решения. Рассказывать о мерах государственной
поддержки предпринимательства на Кубани. Готовить
мини-проект по теме.
Раскрывать значение понятий налоги, краевой бюджет,
доходная и расходная части бюджета, профицит и
дефицит бюджета.Характеризовать виды налогов и их
роль в экономике региона. Описывать структуру и порядок
формирования бюджета края и местных бюджетов.
Называть основные финансовые институты региона.
Готовить проект по теме.
Раскрывать значение понятий инвестиции, инвестиционный
климат Кубани, внутренние экономические связи,
внешнеэкономические отношения.Характеризовать
инвестиционный климат в Краснодарском крае. Приводить
примеры участия региона в международных выставках и
инвестиционных форумах. Называть основных
внешнеэкономических партнёров края. Раскрывать
значение экономических связей Краснодарского края с
другими субъектами Российской Федерации, подтверждая

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

30

примерами.

Итоговое
повторение и
проектная
деятельность
Социальные
отношения в
Кубанском
обществе

1

4

Раскрывать значение понятий инвестиции, инвестиционный
климат Кубани, внутренние экономические связи,
внешнеэкономические отношения.Характеризовать
инвестиционный климат в Краснодарском крае. Приводить
примеры участия региона в международных выставках и
инвестиционных форумах. Называть основных
внешнеэкономических партнёров края. Раскрывать
значение экономических связей Краснодарского края с
другими субъектами Российской Федерации, подтверждая
примерами.
Систематизировать изученный материал по разделу
«Экономика Краснодарского края: современное состояние
и векторы развития». Характеризовать кубанский регион
как эколого-экономическую систему. Представлять
сообщения, доклады, презентации по теме.

1,2,3,4,5,6,7,8

1

Раскрывать значение терминов социальная
стратификация, политическая стратификация,
социальная мобильность, социальное неравенство,
прожиточный минимум, черта бедности.Характеризовать
особенности социальной стратификации в регионе.
Приводить примеры неравенства доходов населения в
субъектах РФ. Определять причины социальной мобильности. Объяснять специфику миграционных процессов на
Кубани.

1,2,3,4,5,6,7,8

1

Раскрывать значение понятий этнос, народность, нация,
межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, реабилитация кубанского казачества.
Характеризовать основные этнические общности в
Краснодарском крае. Определять основные тенденции
развития межнациональных отношений. Анализировать
причины этносоциальных конфликтов на Кубани,
предлагать пути решения межэтнических проблем. Раскрывать особенности национальной политики в регионе как
субъекте РФ. Готовить проект по теме.
Раскрывать значение понятий семья, функции семьи, брак,
бракоразводный процесс, государственная политика
поддержки семьи, материнский (семейный) капитал.
Характеризовать
демографическую
ситуацию
в
Краснодарском
крае.
Раскрывать
региональные

1,2,3,4,5,6,7,8

Краснодарский
край в системе
межрегиональных и
международных
экономических
связей.

1

«Экономика
Краснодарского
края состояние и
векторы развития»
Социальная
стратификац
ия и
мобильность
в
регионально
м социуме
Межнациональные
отношения в
регионе.

1

Семья и брак на
Кубани

1

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

31

Молодежь Кубани:
ценностные
ориентиры,
социальные
проблемы.

1

Итоговое
повторение и
проектная
деятельность

1

«Социальные
отношения в
Кубанском
обществе»

1

Кубань сегодня:
политический
ракурс

4

Система органов
государственной
власти в
Краснодарском
крае.

1

особенности семейных отношений.
Приводить примеры реализации государственной семейной
политики на территории края.
Давать собственную оценку эффективности этой политики.
Принимать участие в социологических опросах.
Анализировать их результаты, подводить итоги, делать
выводы. Предлагать варианты социальных проектов по
оказанию помощи детям-сиро- там и детям, оставшимся без
попечения родителей.
Раскрывать значение понятий молодёжь, здоровый образ
жизни, молодёжные субкультуры.Характеризовать
молодёжь Кубани как социально-демографическую группу.
Анализировать динамику ценностных ориентаций
кубанской молодёжи, делать выводы. Раскрывать региональную специфику молодёжного рынка труда.
Характеризовать формы досуга в молодёжной среде,
основные молодёжные субкультуры в регионе, давать им
оценку. Рассказывать о реализации государственной
молодёжной политики в Краснодарском крае. Готовить
доклады, сообщения, проекты по теме.
Систематизировать знания по теме «Социальные
отношения в кубанском обществе». Раскрывать значение
понятия социальный проект.Определять роль и значение
социального проектирования в изучении проблем региона.
Усвоить алгоритм социального проектирования. Анализировать собственные способности и возможности
реализации проекта, проводить мониторинг и оценивать
результаты деятельности.
Представлять проекты по теме.
Раскрывать значение понятий государственная власть,
законодательная, исполнительная и судебная власти, референдум, политические элиты.Опираясь на положения
Устава Краснодарского края, характеризовать структуру
органов государственной власти, их полномочия и
направления деятельности.
Раскрывать значение понятия местное
самоуправление.Характеризовать основные принципы
организации местного самоуправления в регионе,
структуру и функции.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

32

Организация
местного
самоуправления.

1

Краснодарский
край в правовом
поле Российской
Федерации

1

Правоохранительн
ые органы:
структура и
функции.

1

Структура
гражданского
общества.

1

Раскрывать значение понятия местное самоуправление.
Характеризовать основные принципы организации
местного самоуправления в регионе, структуру и функции.
Знать число муниципальных районов и городских округов,
находящихся в составе края. Вносить предложения по
повышению эффективности муниципального управления на
примере своего населённого пункта.
Раскрывать значение понятий Конституция РФ, субъект
Российской Федерации, закон, подзаконный акт,
нормативный правовой акт, система права.Представлять
Краснодарский край как субъект Российской Федерации,
характеризовать его конституционно-правовой статус.
Характеризовать площадь территории края, его
административно-территориальное деление. Определять
роль символики в общественно-политической жизни
Краснодарского края.
Раскрывать значение понятий Конституция РФ, субъект
Российской Федерации, закон, подзаконный акт,
нормативный правовой акт, система права.Представлять
Краснодарский край как субъект Российской Федерации,
характеризовать его конституционно-правовой статус.
Характеризовать площадь территории края, его
административно-территориальное деление. Определять
роль символики в общественно-политической жизни
Краснодарского края.
Раскрывать значение понятий политические партии,
общественные организации, молодёжные организации,
движение волонтёров, институты гражданского
общества.Характеризовать институты гражданского
общества, рассказывать об их становлении и деятельности
на территории Краснодарского края. Давать собственную
оценку работе региональных отделений политических
партий и общественных организаций на территории края.
Называть молодёжные организации, оценивать их роль в
общественной жизни кубанского региона. Приводить
примеры волонтёрского движения в крае.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

33

Итоговое
повторение и
проектная
деятельность

1

« Кубань сегодня:
политический
ракурс»

1

Закрепить и систематизировать знания по теме «Кубань
сегодня: политический ракурс». Раскрывать особенности
системы органов государственной власти в Краснодарском
крае. Рассказывать об организации местного
самоуправления. Определять конституционно-правовой
статус Краснодарского края. Характеризовать структуру
гражданского общества в Краснодарском крае.
Представлять проекты по теме.

1,2,3,4,5,6,7,8

Кубань –
культурный
центр юга России

6

Духовная культура
Кубани

1

1,2,3,4,5,6,7,8

Система
образования на
Кубани.

1

Раскрывать значение понятий диалог культур, этническая
толерантность, народная культура. Характеризовать историческую роль Кубани как перекрёстка культур и
цивилизаций. Описывать многообразие духовной жизни
кубанцев. Объяснять особенности и специфику региональной идентичности, раскрывать духовные ценности
народной культуры. Используя дополнительные источники
информации, готовить проекты по темам «Кубанское
казачество - уникальное этнокультурное сообщество»,
«Достижения культуры современной Кубани» и др.
Раскрывать значение понятий система образования,
структура образования, инклюзивное образование.
Характеризовать систему общего образования. Раскрывать
культурную функцию школ и учреждений дополнительного
образования на территории Краснодарского края. Готовить
сообщения, доклады по теме.
Раскрывать значение понятий вуз, бакалавриат,
магистратура. Называть ведущие вузы края и научноисследовательские институты (НИИ). Приводить примеры
основных направлений научной деятельности и достижений
ведущих кубанских НИИ. Давать оценку
привлекательности Кубани как пространства
образовательных и профессиональных траекторий.
Раскрывать значение понятий вуз, бакалавриат,
магистратура. Называть ведущие вузы края и научноисследовательские институты (НИИ). Приводить примеры
основных направлений научной деятельности и достижений
ведущих кубанских НИИ.
Раскрывать значение понятий религия, религиозные культы,
конфессиональное многообразие, свобода совести.
Характеризовать религиозную ситуацию в Краснодарском
крае. Называть традиционные конфессии.

Высшие учебные
заведения и
научные центры
Кубани.
Конфессиональное
многообразие
региона

1

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

34

Итоговое
повторение и
проектная
деятельность

1

Культурное
достояние
Краснодарского
края.Учреждения
культуры.

1

Раскрывать значение понятий культурное достояние,
культурная жизнь. Называть наиболее крупные
учреждения культуры на Кубани и рассказывать об их
деятельности. Приводить примеры учреждений культуры,
расположенных в своём населённом пункте. Называть
имена известных деятелей культуры Кубани. Оценивать
роль театров, музеев, библиотек, выставочных залов в
развитии культурного пространства региона. Делать вывод
о многообразии культуры кубанского края. Раскрывать
значение понятий малая городская скульптура, артфестиваль, авангардное искусство. Рассказывать о
литературной жизни Кубани. Называть имена кубанских
прозаиков и поэтов и их произведения. Выделять основные
жанры современного искусства Кубани, характеризовать их
особенности. Называть имена кубанских художников,
скульпторов, приводить примеры их работ. Рассказывать о
роли талантливых художников и писателей в развитии
культурной жизни кубанского региона

1,2,3,4,5,6,7,8

Искусство и
литература Кубани.
Культурная
политика в крае.

1

1,2,3,4,5,6,7,8

«Кубань –
культурный центр
юга России»

1

Раскрывать значение понятий малая городская скульптура,
арт-фестиваль, авангардное искусство. Рассказывать о
литературной жизни Кубани. Называть имена кубанских
прозаиков и поэтов и их произведения. Выделять основные
жанры современного искусства Кубани, характеризовать их
особенности. Называть имена кубанских художников,
скульпторов, приводить примеры их работ. Рассказывать о
роли талантливых художников и писателей в развитии
культурной жизни кубанского региона. Давать собственную
оценку развитию культуры на Кубани, комментировать
проблемы, предлагать пути решения. Характеризовать
основные приоритеты и направления региональной
политики в области культуры.
Закрепить знания по теме «Кубань - культурный центр Юга
России». Рассказывать об особенностях духовной жизни
кубанского общества. Характеризовать систему
образования в регионе. Определять особенности
религиозной ситуации в крае. Делать выводы о развитии
культурного пространства Краснодарского края. Представлять проекты по теме.

1,2,3,4,5,6,7,8

35

Заключение

1

Современные
тенденции развития
кубанского
региона.

1

Духовные истоки
Кубани

4

Православные
ценности в
современном мире

1

Традиции
православного
воспитания.

1

Духовнонравственные
основы культуры
современного
казачества.
Особенности
духовной жизни
современной
Кубани.

1

Систематизировать знания по курсу кубановедения в
средней школе. Раскрывать роль и место Краснодарского
края в российском социуме. Характеризовать современные
тенденции развития кубанского региона. Высказывать
собственные суждения о связи поколений и времён, а также
о необходимости осознания себя полноправным
представителем кубанского общества.
Духовно- нравственные ценности в жизни человека и
общества. Понятие духовности. Православные ценности.
Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в
понимании христианина. Традиционные семейные
ценности. Традиции православного воспитания. Понятия
«любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта»,
«милосердие». Свобода истинная и мнимая.
Раскрывать значение понятий традиционные семейные
ценности, любовь, вера, надежда, верность, доброта,
милосердиеПриводить примеры традиций православного
воспитания повседневной жизни кубанского региона в
конце XX – начале XXI в. Давать собственную оценку
понятиям «любовь», «вера», «надежда», «верность»,
«доброта», «милосердие».

1,2,3,4,5,6,7,8

Выделять духовные ценности – как основа консолидации
общества. Рассказывать о религиозном просвещении на
Кубани. Изучить основы социальной концепции РПЦ.
Узнать о строительстве новых храмов.

1,2,3,4,5,6,7,8

Духовные ценности – основа консолидации общества.
Религиозное просвещение на Кубани. Основы социальной
концепции РПЦ. Строительство новых храмов.

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

34час

36

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей естественно-математического цикла
МБОУ СОШ № 31
от «31» августа 2023года № 1
___________ / В.Н. Фирсакова
подпись рук-ля МО

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ /
подпись

С.М.Андреева

расшифровка подписи

«31» августа 2023 года

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».