Рабочая программа элективные курсы Обществознание 10-11 кл.

Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 31 имени С.Н. Потапова
Белоглинского района»

УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от ___________ 20_____ года протокол № 1
Председатель педсовета___________ Панова О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Практическое обществознание»
Ступень обучения (класс): среднее(полное) общее образование (10-11 класс)
Количество часов: 68
Учитель:

Юров Д.В.

Программа разработана в соответствии и на основе: Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №
1897. на основании авторских программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов:
Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
А.И. Кравченко. Обществознание. 10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015. Демонстрационного варианта
контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию; Кодификатора
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для
проведения единого государственного экзамена по обществознанию; Спецификации контрольных измерительных
материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
•
гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку
осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным;
•
активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
•
культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма, дружбы,
равенства, взаимопомощи народов;
•
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
•
правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии
решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
•
ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
•
стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
•
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов;
•
опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся;
•
опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности
подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой
и социальными институтами;
•
идентификацим себя в качестве субъекта социальных преобразований;
•
компетентностей в сфере организаторской деятельности;
•
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера;
•
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала.
2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
•
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной,
идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования
русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе
российского народа;
•
осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
•
идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории народов
и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
•
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
•
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации;

•
патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества,
ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому;
•
ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к ним на
основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
•
уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей:
•
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•
развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора,
•
знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
•
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей;
•
способности к нравственному самосовершенствованию;
•
представлений об основах светской этики,
•
знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
•
понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
•
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию;
•
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
•
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
•
социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного
субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса
диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению
переговоров;
•
навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым,
ответственного отношения к выполнению поручений;
•
дружеских чувств, коллективных взаимоотношений.
4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
•
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера;
•
способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
•
основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации общения;
•
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
•
способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
•
уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека;
•
потребности в общении с художественными произведениями;

•
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности;
•
чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.
5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
•
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
•
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•
мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
•
представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и
общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
•
навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных
умений исследовательской деятельности.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
•
осознания ценности жизни
•
осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•
осознания последствий и неприятия вредных привычек;
•
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
•
готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов;
•
уважительного отношения к труду;
•
опыта участия в социально значимом труде;
•
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
•
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории
продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных интересов
и потребностей;
8. Экологического воспитания:
•
основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления;
•
ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на
исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом;
•
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности;
•
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее
существования;
•
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания
глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
экологического
мышления,
умения
руководствоваться
им
в
познавательной,
коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные:
регулятивные:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
3)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
4)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
5)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
6)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
7)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
8)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
1)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
2)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
4)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;

5)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
коммуникативные:
1)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
2)владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
3)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач
и средств их достижения.
4)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
5)работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
6)формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
8)планирования и регуляции своей деятельности;
9)владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:
10 класс
Ученик научится:
1) раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «общество»;
2) устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной среды
обитания;
3) описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и социальные
институты;
4) объяснять роль социальных институтов в жизни общества;
5) различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от одного
типа общества к другому;
6) раскрывать смысл понятий «общественный прогресс» и «общественный регресс»,
конкретизировать их примерами;
7) иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии путей и
форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного прогресса;
8) характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации;
9) обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем
современности;

10) различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные утверждения,
гипотетические суждения;
11) объяснять специфику социального в человеке;
12) описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения;
13) характеризовать и классифицировать потребности человека, иллюстрировать проявления
потребностей, связи потребностей и деятельности;
14) раскрывать с помощью примеров структуру, мотивы и конкретные виды деятельности;
15) моделировать практические ситуации, связанные с различными мотивами и видами деятельности
людей;
16) находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных
источников;
17) исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и
самого себя;
18) сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы познания
природы и общества;
19) выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
социальной и деятельностной сущностью человека.
20) называть причины возникновения права;
21) владеть основными правовыми понятиями и терминами, уметь раскрывать их смысл;
22) приводить примеры, иллюстрирующие понимание содержания правовых понятий;
23) указывать элемент правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой системы;
24) выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы;
25) различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовые нормы, их связь с
определённой системой ценностей;
26) анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными источниками
правовой информации;
27) называть источники права;
28) различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников права;
29) характеризовать Конституцию РФ как основной закон прямого действия, иллюстрировать
примерами указанные признаки Конституции РФ;
30) называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав и
обязанностей;
31) анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые знания
определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие правоотношения;
32) перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе;
33) указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права;
34) раскрывать значение права для современного социума и становления демократического
правового государства;
35) раскрывать, опираясь на примеры, широкий смысл понятия «культура», связь духовной и
материальной культуры;
36) объяснять значение понятия «диалог культур»;
37) показывать на примерах историческое и этническое многообразие культур, появления народной,
массовой, элитарной и экранной культур в обществе;

38) иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;
39) распознавать формы культуры, сопоставлять их функции и признаки;
40) выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры;
определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии личности;
41) давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;
42) характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение
информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и
традиционных СМИ.
Ученик получит возможность научиться:
1)
конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем,
взаимосвязь подсистем общества;
2)

оценивать возможности и риски современного общества;

3)

выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений;

4)

характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире;

5)

прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества;

6)

анализировать социальные причины и моделировать последствия экономического кризиса;

7)
описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ)
тенденции и перспективы общественного развития;
8)

характеризовать сознание человека, его структуру;

9)

раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности;

10)

выделять основания различных классификаций видов деятельности;

11)

выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и человека;

12)

описывать методы научного познания;

13)

оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации;

14)

исследовать практические ситуации, связанные с адекватной и неадекватной самооценкой;

15)

объяснять роль мировоззрения в жизни человека;

16)
показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых
условий жизнедеятельности человека;
17)
характеризовать право как целостную систему, как достижение культуры и его значение для
становления и развития цивилизации;
18)

осознавать ценности Конституции РФ как основного закона страны;

19)

признавать ценность прав человека и гражданина и необходимость их уважения;

20)
ориентироваться в различных, в том числе и неадаптированных, источниках права и находить
необходимую правовую информацию;
21)

выбирать адекватные возникшей правовой ситуации способы правомерного поведения;

22)
формулировать нравственные и правовые суждения и оценки, обосновывать их связь с
определенной системой ценностей, аргументировать собственную позицию;
23)

уметь соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;

24)
использовать правовые нормы как средство защиты своих прав и прав людей, нуждающихся в
правовой защите;

25)
понимать взаимосвязь прав и обязанностей, необходимость соблюдения юридических
обязанностей;
26)

объяснять причины и значение исторического и этнического многообразия культур;

27)
анализировать с позиций толерантности информацию из различных источников по вопросу
диалога культур;
28)
определять и конкретизировать примерами факты социальной жизни и функции различных форм
культуры;
29)
раскрывать смысл понятий «ценности» и «идеалы», конкретизировать их примерами социальных
ценностей;
30)

характеризовать сущность гуманизма;

31)

показывать значение свободы совести для развития человека и общества;

32)

аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора;

33)
оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки
манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия;
34)
выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни
человека;
35)
находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями
культурными ценностями.
11 класс
Ученик научится:
1) раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
2) конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
3) объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов
спроса и предложения;
4) оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
5) различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного
типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
6) различать экономические и бухгалтерские издержки;
7) приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать
деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль
Центрального банка Российской
8) Федерации в банковской системе РФ;
9) различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;
10) выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
11) определять причины безработицы, различать ее виды;
12) высказывать обоснованные суждения о направлениях
13) государственной политики в области занятости;
14) объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное потребительское
15) поведение;
16) анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
17) приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
18) высказывать обоснованные
19) суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на

экономическую
20) жизнь общества;
21) различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и
сравнивать пути
22) достижения экономического роста;
23) выделять критерии социальной стратификации;
24) анализировать социальную информацию из адаптированных
25) источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
26) выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
27) высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в
28) условиях современного рынка труда;
29) выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
30) конкретизировать примерами виды социальных норм;
31) характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,различать санкции
социального контроля;
32) различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося
33) поведения для человека и общества;
34) определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации
с точки зрения социальных норм;
35) различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
36) выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
37) характеризовать основные принципы национальной политики России на современном
этапе;
38) характеризовать социальные институты семьи и брака;
39) раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
40) характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;
41) высказывать обоснованные
42) суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
43) формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
44) осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной
45) информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать,
делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные
46) задачи;
47) оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности;
48) - выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
49) различать политическую власть и другие виды власти;
50) устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
51) деятельности;
52) высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
53) раскрывать роль и функции политической системы;
54) характеризовать государство как центральный институт политической системы;
55) различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
56) обобщать и систематизировать
57) информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии)
демократии;

58) характеризовать демократическую избирательную систему;
59) различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
60) устанавливать взаимосвязь правового государства и
61) гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
62) определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
63) конкретизировать примерами роль политической идеологии;
64) раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
65) формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
66) оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
67) иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
68) различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Ученик получит возможность научиться:
1) выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
2) выявлять противоречия рынка; раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных
структурах; раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
3) обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
4) различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
5) определять практическое назначение основных функций менеджмента;
6) определять место маркетинга в деятельности организации;
7) применять полученные знания для выполнения социальных ролей
8) работника и производителя;
9) оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
10) раскрывать фазы экономического цикла;
11) высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
12) давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
13) извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России;
14) выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
15) высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
16) анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
17) выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
18) толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
19) находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
20) выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа
данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
21) выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения,
22) объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося
поведения;
23) анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России;
24) - находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
25) гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
26) выделять основные этапы избирательной кампании;
27) в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
28) отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и
29) значении местного самоуправления;

30) самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
31) характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать основные
тенденции современного политического процесса.
II. Основное содержание учебного предмета
10 класс
Введение (2 часа)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.
Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию.
Тема « Человек» (5 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные
представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой
деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном
мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование
образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия.
Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное
познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы.
Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного
мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Тема «Общество» (7 часов)
Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и
подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие
общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития.
Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы
глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты
глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную
среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные конфликты.
Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Тема «Духовная сфера общества» (9 часов)
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная,
народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира.
Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная
значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и
мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации. Опасность сектантства.
Искусство. Мораль. Духовная жизнь
человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Тема «Социальные отношения» (9 часов)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы
социальной мобильности. Социальные группы, их типы.
Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном
мире. Проблема неполных семей.
Итоговое обобщение (2 часа)
11класс
Тема « Экономика» (10 часов)
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы.
Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг,
капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и
несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования
бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.
Экономические циклы. Общественные блага. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе
России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов.
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики
государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы.

Тема « Политическая сфера общества» (9 часов)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как
главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление.
Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические
цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности
и признаки. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации.

Современный политический процесс. Политическая элита особенности ее формирования в
современной России. Политическая
идеология. Основные идейно-политические течения
современности. Гражданские инициативы. Многопартийность. Политические партии и движения, их
классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование
деятельности партий в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом
обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на
позиции избирателя во время предвыборных кампании. Характер информации распространяемой по
каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России.
Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о
выборах.

Тема « Право» (10 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в
Российской Федерации.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационноправовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды
уголовных наказаний и порядок их назначения.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое законодательство РФ. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Итоговое обобщение (5 часов)
III. Тематическое планирование
10 класс
НомераНаименование
уроков.разделов и тем.
1-2 Вводный урок

Кол- Характеристика основных видов деятельности
во учащихся
часов (на уровне УДД).
2
Знать курс обществознания: цели, задачи, формы
работы Уметь применять понятийный аппарат
Научится развивать умение поиска нужной
информации по заданной теме в источниках
различного типа
Осуществлять поиск информации из различных
источников

Основные направления
воспитательной
деятельности
5.Популяризация научных
знаний среди детей
(ценности научного
познания).

Тема «Человек» (5 часа)

3

Природное и
общественное в
человеке

1

Уметь высказывать свое мнение, работать с
текстом учебника, отвечать на поставленные
вопросы, давать определение понятию
«общество», выделяя его характерные признаки;
различать понятия «государство, общество,
страна» и давать определения;
объяснять сущность экономической сферы

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование российской
идентичности.
5.Популяризация научных

4

Понятие истины, ее 1
критерии

5

Мышление и
1
деятельность.
Потребности человека

6-7 Решение заданий по 2
теме

общества, приводя конкретные примеры,
знаний среди детей
характеризующие явления экономической жизни; (ценности научного
объяснять сущность политической сферы
познания).
общества, иллюстрируя свой ответ примерами
событий политической жизни; объяснять
сущность духовной сферы жизни общества,
приводя в подтверждение своих мыслей
конкретные примеры из области науки, культуры,
религии, образования;
разъяснять особенности социальной сферы
общества, подтверждая ответ примерами из
истории и современности развития общества
Знать структуру общества и ее характерные
1.Гражданское
особенности. Уметь раскрывать взаимное влияниевоспитание.
сфер общественной жизни
2.Патриотическое
Научится давать системный анализ общества;
воспитание и
давать характеристику социальному институту - формирование российской
образование по предложенному плану.
идентичности.
Получить возможность научиться
5.Популяризация научных
Осуществлять поиск информации из различных знаний среди детей
(ценности научного
источников
познания).
Знать многовариантность общественного 1.Гражданское
развития. Проблема общественного
воспитание.
прогресса
2.Патриотическое
Уметь анализировать проблемы общественного воспитание и
развития и прогресса Научится давать системный формирование российской
анализ общественного развития Осуществлять идентичности.
поиск информации из различных источников
5.Популяризация научных
знаний среди детей
(ценности научного
познания).
Знать, какие качества характеризуют личность, 1.Гражданское
воспитание.
Знать природу человека. Человек как продукт
2.Патриотическое
биологической, социальной и культурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки овоспитание и
человеке. Современные теории происхождения формирование российской
человека
идентичности.
Уметь изучать, систематизировать информацию 5.Популяризация научных
из различных источников, работать с
знаний среди детей
документами, делать их анализ, обосновывать
(ценности научного
суждения, давать определение понятиям;
познания).
извлекать информацию. Формулировать и
обосновывать выводы применять понятийный
аппарат; Осуществлять поиск информации из
различных источников
Тема «Общество» (7 часов)

8

Системное строение 1
общества.
Социальные
институты

Знать и понимать деятельность как способ
существования людей. Уметь изучать,
систематизировать информацию из различных
источников, работать с документами, делать их
анализ, обосновывать суждения, давать
определение понятиям; извлекать информацию.
Формулировать и обосновывать выводы
применять понятийный аппарат; Осуществлять

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание и
формирование российской
идентичности.
5.Популяризация научных
знаний среди детей

поиск информации из различных источников
9

Понятие
общественного
прогресса

1

10 Многовариантность 1
общественного
развития

11-12 Глобализация.

2

Глобальные проблемы

13-14 Решение заданий по 2
теме

(ценности научного
познания).
Раскрывать сущность понятий «сознание»,
1.Гражданское
«познание», «знание». Охарактеризовать, какую воспитание.
роль играет в развитии мышления язык.
2.Патриотическое
Классифицировать различные приемы мышления.воспитание и
Объяснять разницу между понятиями,
формирование российской
суждениями и умозаключениями. Формулироватьидентичности.
основные характеристики эмпирического и
5.Популяризация научных
теоретического уровней познания.
знаний среди детей
Систематизировать информацию из различных (ценности научного
источников, Осуществлять поиск информации из познания).
различных источников (для подготовки
сообщения / презентации
Знать особенности и сущность самопознания и 1.Гражданское
способы самореализации личности
воспитание.
Использовать алгоритмы познавательной
2.Патриотическое
деятельности для решения творческих задач.
воспитание и
Уметь пользоваться мультимедийными
формирование российской
ресурсами, владеть основными видами публичныхидентичности.
выступлений.
5.Популяризация научных
знаний среди детей
(ценности научного
познания).
Знать и понимать, что глобализация-это
1.Гражданское
воспитание.
явление современности.
2.Патриотическое
Понятие о современном информационном
воспитание и
обществе.
Использовать алгоритмы познавательной
формирование российской
деятельности для решения творческих задач.
идентичности.
Уметь пользоваться мультимедийными
5.Популяризация научных
ресурсами, владеть основными видами публичныхзнаний среди детей
выступлений.
(ценности научного
Осуществлять поиск информации из различных познания).
источников.
Уметь применять алгоритмы познавательной
1.Гражданское
деятельности для решения творческих задач.
воспитание.
Уметь пользоваться мультимедийными
2.Патриотическое
ресурсами, владеть основными видами публичныхвоспитание и
выступлений.
формирование российской
Умение представлятьрезультатыпрактической идентичности.
5.Популяризация научных
знаний среди детей
(ценности научного
познания).

Тема «Духовная сфера общества» (9 часов)
15 Понятие культуры. 1
Знать особенности духовной жизни общества
Формы и
характеризовать признаки, производить поиск
разновидности
информации, владеть приемами
культуры
исследовательской деятельности, представлять

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
результаты своей деятельности (схемы, таблицы). формирование
российской
представлять результаты своей деятельности
(схемы, таблицы). Составлять схему «Духовная идентичности.

и

жизнь»

16 Наука

3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

1

1.Гражданское
Знать особенности науки и образования.
воспитание.
анализировать актуальную информацию,
2.Патриотическое
раскрывать на примерах
воспитание
и
изученные теоретические положения
формирование
формировать собственные суждения, оценивать
российской
происходящие события. Составлять тезисный
идентичности.
план «Этика науки». Осуществлять
и
поиск информации из различных 3.Духовное
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

17 Образование. Система1

Знать сущность, признаки и виды мировоззрения. 1.Гражданское
воспитание.
Уметь объяснять изученные положения на
конкретных примерах; обосновывать суждения 2.Патриотическое
и
Научится извлекать информацию из различных воспитание
формирование
источников Составлять таблицу «Типы
российской
мировоззрений»
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

образования РФ

18 Религия

1

1.Гражданское
Знать основы религиозных представлений.
воспитание.
объяснять изученные положения на
2.Патриотическое
конкретных примерах;
воспитание
и
обосновывать суждения
извлекать информацию из различных источниковформирование
российской
участвовать в проектной деятельности
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

19 Искусство

1

Знать основы и специфику искусства как формы 1.Гражданское
духовной сферы общества
воспитание.
извлекать информацию из различных источников 2.Патриотическое
работать с источниками информации, используя воспитание
формирование
Интернет-ресурсы

и

российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
20 Мораль

1

21-23 Решение заданий по 3
теме

1.Гражданское
Знать основные категории морали
воспитание.
характеризовать социальные объекты,
выделять
их существенные 2.Патриотическое
воспитание
и
признаки применять знания для решения
познавательных задач, научиться представлять формирование
российской
результаты деятельности в виде плана, схемы
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать устойчивый познавательный
интерес при самостоятельном поиске ответа на
вопросы

Тема «Социальные отношения» (9 часов)
1
24 Социальная
Называть виды социальных
стратификация и
признаки.
мобильность
Раскрывать на примерах
25 Социальные группы 1
социальных групп в обществе.

26 Этнос.
Межнациональные
отношения

1

их 1.Гражданское
воспитание.
роль малых 2.Патриотическое
воспитание и
формирование российской
Объяснять причины социального неравенства в идентичности. 3.Духовное
истории и в современном обществе.
и нравственное
Называть критерии социальной стратификации. воспитание детей на
Различать виды социальной мобильности.
основе российских
традиционных ценностей
1.Гражданское
Объяснять значение понятия «нация».
Характеризовать
особенности
этнических воспитание.
2.Патриотическое
отношений в России.
и
Называть
причины
и
последствия воспитание
формирование
межнациональных конфликтов.
Сравнивать различные проявления идеологии и российской
идентичности.
политики национализма.
и
Аргументировано
показывать
влияние 3.Духовное
этнических факторов на государственное нравственное
воспитание детей на
развитие культуры.
российских
Обосновывать
антикультурную, основе
антиобщественную
сущность
этнической традиционных
ценностей
дискриминации.
Оценивать
значение
принципов
групп

и

1

27

Социальный
конфликт

28 Социальные нормы 1
и
социальный
контроль

1

29

Отклоняющееся
поведение и его
типы

1

30

Семья и брак

31-32 Решение

демократической
национальной политики
государства.
Характеризовать
состояние
динамику
изменений численности населения.
Объяснять причины и социальные последствия
депопуляции в России.
Высказывать обоснованном суждение о
факторах,
негативно
влияющих
на
демографическую ситуацию в стране.
Называть особенности возрастного состава
населения России.
Оценивать роль миграции в решении
демографических проблем.

Перечислять виды социальных норм.
Характеризовать виды социального контроля и
их социальную роль.
Различать санкции социального контроля.
Приводить
примеры
проявления
отклоняющегося поведения.
Называть
причины
негативного
отклоняющегося поведения.
Объяснять с опорой на имеющиеся знания
основные способы преодоления негативного
отклоняющегося поведения.
Объяснять меры борьбы с преступностью.
Оценивать роль толерантности в современном
мире.
Характеризовать социальные институты семьи
и брака.
Объяснять функции семьи.
Раскрывать факторы, влияющие на развитие
современной семьи.
Сравнивать различные типы семей.
Приводить
примеры
государственной
поддержки семьи.
Высказывать обоснованное суждение о роли
семьи в социализации личности.
Анализировать способы поддержки культуры
быта.

заданий 2

по теме

33-34 Итоговое
повторение

2

Устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать устойчивый познавательный
интерес при самостоятельном поиске ответа на
вопросы

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

11 класс
НомераНаименование разделов Кол- Характеристика основных видов
во
деятельности учащихся (на уровне
уроков.и тем.
часов УДД).

Основные направления
воспитательной
деятельности

Тема «Экономика» (10 часов)

1

1

Экономика
и
экономическая
наука.
Факторы производства.
Экономические системы

2

1

Рынок
и
рыночный
механизм.
Спрос
и
предложение

3

Банковская
система.
Ценные бумаги

1

Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного
формирование
предмета
и
осуществлять
российской
целенаправленный
поиск
идентичности.
возможностей для широкого переноса
3.Духовное
и
средств и способов действия
нравственное воспитание
К:
осуществлять
деловую детей
на
основе
коммуникацию как со сверстниками, российских
так и со взрослыми (как внутри традиционных ценностей
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного
формирование
предмета
и
осуществлять
российской
целенаправленный
поиск
идентичности.
возможностей для широкого переноса
3.Духовное
и
средств и способов действия
нравственное воспитание
К:
осуществлять
деловую детей
на
основе
коммуникацию как со сверстниками, российских
так и со взрослыми (как внутри традиционных ценностей
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью

П: выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса
средств и способов действия

4

1

Рынок
Безработица

труда.

5

1

Экономический рост и
развитие. Инфляция

воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей

К:
осуществлять
деловую
коммуникацию как со сверстниками,
так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного
формирование
предмета
и
осуществлять
российской
целенаправленный
поиск
идентичности.
возможностей для широкого переноса
3.Духовное
и
средств и способов действия
нравственное воспитание
К:
осуществлять
деловую детей
на
основе
коммуникацию как со сверстниками, российских
так и со взрослыми (как внутри традиционных ценностей
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного
формирование
предмета
и
осуществлять
российской
целенаправленный
поиск
идентичности.
возможностей для широкого переноса
3.Духовное
и
средств и способов действия
нравственное воспитание
К:
осуществлять
деловую детей
на
основе
коммуникацию как со сверстниками, российских
так и со взрослыми (как внутри традиционных ценностей
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой

6

1

Роль
государства
экономики.
Налоги.
Государственный
бюджет

7

1

Мировая экономика

8-10

3

Решение заданий по теме

коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного
формирование
предмета
и
осуществлять
российской
целенаправленный
поиск
идентичности.
возможностей для широкого переноса
3.Духовное
и
средств и способов действия
нравственное воспитание
К:
осуществлять
деловую детей
на
основе
коммуникацию как со сверстниками, российских
так и со взрослыми (как внутри традиционных ценностей
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного
формирование
предмета
и
осуществлять
российской
целенаправленный
поиск
идентичности.
возможностей для широкого переноса
3.Духовное
и
средств и способов действия
нравственное воспитание
К:
осуществлять
деловую детей
на
основе
коммуникацию как со сверстниками, российских
так и со взрослыми (как внутри традиционных ценностей
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного
формирование
предмета
и
осуществлять
российской
целенаправленный
поиск
идентичности.
возможностей для широкого переноса

средств и способов действия

3.Духовное
и
нравственное воспитание
К:
осуществлять
деловую
детей
на
основе
коммуникацию как со сверстниками,
российских
так и со взрослыми (как внутри
традиционных ценностей
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Тема «Политическая сфера общества» (9 часов)

11

Понятие
Государство
функции

и

1

Характеризовать
субъекты
политической
деятельности
и
объекты политического воздействия.
Соотносить властные и политические
отношения.
Объяснять
и
иллюстрировать
примерами политические цели и
политические действия.
Устанавливать
причинноследственные
связи
между
социальными интересами, целями и
методами
политической
деятельности.
Высказывать обоснованное суждение
о соотношении средств и целей в
политике.
Оценивать
роль
политических
институтов в жизни общества.
Раскрывать
цели
политических
партий.
Различать политическую власть и
другие виды власти.

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей

1

Раскрывать
роль
и
функции
политической системы.
Характеризовать государство как
центральный институт политической
системы.
Различать
типы
политических
режимов.
Давать оценку роли политических
режимов
различных
типов
в
общественном развитии.
Обобщать
и
систематизировать
информацию о сущности демократии

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей

власти.
его

12

Политическая система

13

1

Типология политических
режимов. Демократия

14

1

Объяснять
значение
понятий
«избирательный процесс»
Различать
мажоритарную
и
пропорциональную
избирательные
системы.
Характеризовать основные этапы
избирательной кампании.
Высказывать обоснованное суждение
о социальной роли избирателя.

1

Называть
и
иллюстрировать
примерами существенные признаки
политических партий.
Раскрывать
на
примерах
функционирование
различных
партийных систем.
Характеризовать
значение
многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе.

1

Характеризовать и иллюстрировать
примерами
основные
этапы
политического процесса.
Называть факторы, влияющие на
результаты политического процесса.
Различать
непосредственное
политическое участие и приводить

Гражданское общество и
правовое государство

15

Политические партии и
движения.
Избирательная кампания
в РФ

16
Политический процесс.
Политическое участие.
Политическая элита

(ценностях, принципах, признаках,
роли в общественном развитии).
Высказывать обоснованное суждение
о путях преодоления трудностей
развития демократии в России.
Характеризовать
сущность
и
иллюстрировать примерами функции
правового государства.
Объяснять взаимосвязь правового
государства
и
гражданского
общества.
Отбирать
и
систематизировать
информацию СМИ о функциях и
значении местного самоуправления.

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и

17

1

Органы государственной
власти РФ

1819

2

примеры.
Объяснять значение структурных
элементов политической культуры
личности.
Сравнивать
типы
политической
культуры.
Высказывать обоснованное суждение
о роли участия граждан в политике с
позиций
демократической
политической культуры.
Анализировать основные тенденции
современного
политического
процесса.
Различать обыденное и идейнотеоретическое сознание.
Объяснять
значение
понятия
«политическая идеология».
Называть формы существования
идеологии.
Сравнивать
различные
идейнополитические течения.
Конкретизировать роль политической
психологии в деятельности субъектов
политики.
Давать оценку роли СМИ в
современной политической жизни.
Р:
сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной заранее целью
П: выходить за рамки учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса
средств и способов действия

Решение заданий по теме

Тема «Право» (10часов)
Право
в
системе 1
20
социальных норм

К:
осуществлять
деловую
коммуникацию как со сверстниками,
так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
Знать основное назначение права в
обществе, что закон является

нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей

1.Гражданское
воспитание.

21

1

Система
российского
права. Законотворческий
процесс в РФ

22

1

Юридическая
ответственность

23

Субъекты гражданского 1
права.

24

1
Организационноправовые
формы
предпринимательской
деятельности

25

1

Административное право

26

1
Уголовное право

нормативным актом высшей
юридической силы.
Уметь объяснять смысл основных
понятий, выявлять существенные
признаки понятия «право»; давать
сравнительную
характеристику
позитивного и естественного права.
Умение
выявлять
причинноследственные
связи,
выделять
главное,
анализировать
текст,
составлять план, высказывать и
аргументировать свое мнение
Знать признаки и виды
правонарушений; виды юридической
ответственности.
Уметь
решать
практические
задачи;
определять
виды
юридической
ответственности;
работать с документами; на основе
ранее изученного материала; решать
проблемные задачи

Знать суть гражданского права и
особенности гражданских
правоотношений.
Уметь объяснять, в чем проявляется
гражданская
дееспособность
несовершеннолетних;
характеризовать виды гражданскоправовых договоров; делать выводы,
отвечать
на
вопросы,
давать
определение понятий; приводить
примеры поведенческих ситуаций
Знать, какую сферу общественных
отношений регулирует
административное право, в чем
состоят важнейшие черты
административных правоотношений.
Уметь работать с документами;
анализировать
схему
«Административное
право»;
делать
выводы,
высказывать
собственные суждения

2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей

1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
Знать особенности уголовно1.Гражданское
воспитание.
правовых отношений.
Уметь определять, какие виды 2.Патриотическое
и
наказаний и ответственности несут воспитание
формирование

несовершеннолетние
правонарушители;
работать
с
документами; анализировать схемы
по теме правовых отношений

27

1

Семейное
право

и

трудовое

2829

2

Решение заданий по теме

Знать, какие права и обязанности
включаются в трудовой договор, в
чем значение дисциплины труда.
Уметь анализировать документы,
делать выводы; характеризовать
трудовые правоотношенияЗнать,
каковы условия вступления в брак и
препятствия к его заключению, что
такое брачный договор; что
понимается под родительскими
правами; какими правами и
обязанностями обладает
ребенок; в чем сущность,
цели и принципы семейного права; в
чем суть личных
и имущественных правоотношений
супругов.

российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей
1.Гражданское
воспитание.
2.Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности.
3.Духовное
и
нравственное воспитание
детей
на
основе
российских
традиционных ценностей

Уметь
анализировать
права
и
обязанности супругов, родителей и
детей, делать выводы, отвечать на
вопросы; объяснять, нужна ли
человеку семья; объяснять, почему
семья является приоритетной формой
воспитания детей; работать со схемой
и правоведческими документами
Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного формирование
предмета
и
осуществлять российской
целенаправленный
поиск идентичности.
и
возможностей для широкого переноса 3.Духовное
нравственное воспитание
средств и способов действия
детей
на
основе
К:
осуществлять
деловую российских
коммуникацию как со сверстниками, традиционных ценностей
так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных

симпатий
Итоговое обобщение (5 часов)
Зачетное занятие по теме 1
30
«Человек и общество»

31

Зачетное занятие по теме 1
«Экономика»

32

Зачетное занятие по теме 1
«Социальные
отношения»

33

Зачетное занятие по теме 1
«Политическая сфера»

34

1
Зачетное занятие по теме
«Право»

Итого

Р:
сопоставлять
полученный 1.Гражданское
результат
деятельности
с воспитание.
2.Патриотическое
поставленной заранее целью
воспитание
и
П: выходить за рамки учебного формирование
предмета
и
осуществлять российской
целенаправленный
поиск идентичности.
и
возможностей для широкого переноса 3.Духовное
нравственное воспитание
средств и способов действия
детей
на
основе
К:
осуществлять
деловую российских
коммуникацию как со сверстниками, традиционных ценностей
так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и
за
ее
пределами),
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности
взаимодействия,
а
не
личных
симпатий
34 часа

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей гуманитарного цикла
От ____________20____года №
________________
______________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
____________________
Подпись

Ф.И.О.

_______________20___года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».