Рабочая программа по Экономике 10-11 классы

Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 имени
С.Н. Потапова Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от ________20___ года протокол № 1
Председатель педсовета___________ Панова О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По экономике
Ступень обучения (класс): среднее общее образование (10-11 класс)
Количество часов: 136
Учитель:

Юров Д.В.

Программа разработана в соответствии:примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный
уровень), С учётом Авторской программы к учебнику Экономика. Основы экономической теории. 10-11 класс. В 2-х частях. Издание 16-е.
– М.: Вита - Пресс, 2011, подготовленной автором учебника С.И. Ивановым и М.А. Скляром. Программа опубликована в Сборнике
программно-методических материалов по экономике. – М.: Вита- Пресс, 2008
Рабочая программа по экономике ориентирована на предметную линию учебников: Под редакцией доктора экономических наук, профессора
С.И. Иванова Экономика 10-11класс. Углубленный уровень. Книга 1,2. , Вита-пресс 2018

1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика»
Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
 гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
 признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовности к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовности отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовой и политической грамотности;
 мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;
 ценностей демократии и социальной солидарности, готовности к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
 готовности и способности отстаивать личное достоинство, собственное мнение, готовности и способности вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовности обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовности обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
 российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
2








чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
уважения к своему народу, чувствао ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
 нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
 принятия гуманистических ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
 способности к сопереживанию; позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;
 выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
 компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
 положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризации традиционных семейных ценностей.
4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
 эстетического отношения к миру;
3












эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения;
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребности в общении с художественными произведениями;
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её;
готовности к эстетическому обустройству собственного быта.

5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
 мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки,
 осознания значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, стремления к овладению достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
 готовности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
 ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному
физическому и психологическому здоровью;
 потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью других людей, умения
оказывать первую помощь
 неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
4










ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы;
уважения ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности,
готовности к осознанному выбору будущей профессии как пути и способа реализации собственных жизненных планов;
готовности обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
потребности трудиться, уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

8. Экологического воспитания:
 экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
 понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
 ответственности за состояние природных ресурсов;
 умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
 опыта эколого-направленной деятельности

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
5

–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
6

Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
Определять границы применимости методов экономической теории;
анализировать проблему альтернативной стоимости;
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее;
иллюстрировать примерами факторы производства;
характеризовать типы экономических систем;
различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика
Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
строить личный финансовый план;
анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
анализировать собственное потребительское поведение;
определять роль кредита в современной экономике;
применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
приводить примеры товаров Гиффена;
объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
7

сравнивать виды ценных бумаг;
анализировать страховые услуги;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
приводить примеры эффективной рекламы;
разрабатывать бизнес-план;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
называть цели антимонопольной политики государства;
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
указывать основные последствия макроэкономических проблем;
объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
различать сферы применения различных форм денег;
определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;
объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
приводить примеры, как банки делают деньги;
приводить примеры различных видов инфляции;
находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
применять способы анализа индекса потребительских цен;
характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
различать виды безработицы;
находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;
приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
8

Международная экономика
Объяснять назначение международной торговли;
анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
различать экспорт и импорт;
анализировать курсы мировых валют;
объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
различать виды международных расчетов;
анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;
объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой
основе собственные заключения и оценочные суждения;
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально
одобряемого поведения;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в
целом;
9

критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и
формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области
экономики;
применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный
финансовый план;
рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского
характера;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина;
моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной
информации;
владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для
стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;
использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение
разнообразных макроэкономических задач;
анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные
источники информации;
осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;
использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской и других экономик;
10

анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность
полученной информации из неадаптированных источников;
аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства.
Международная экономика
Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам,
находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм
взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат
экономические знания по данному учебному предмету;
использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире.

2. Основное содержание учебного предмета «Экономика»
10 класс
ТЕМА 1. Предмет и метод экономической науки
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Ресурсы и их виды. Блага и их
виды. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Фундаментальные вопросы экономики: Что производить? Как
производить? Для кого производить? Факторы производства и доходы на факторы производства. Микро- и макроэкономика. Метод
11

экономической науки. Моделирование экономики. Кривая производственных возможностей. Рациональное поведение потребителей.
Рациональное использование ресурсов. Экономические величины. Номинальные и реальные величины.
ТЕМА 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения
фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной
экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и
источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы.
Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки
смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
ТЕМА 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия.
Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая
торговля. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
ТЕМА 4. Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность.
Практическое применение теории эластичности.
ТЕМА 5. Поведение потребителя
Общая и предельная полезность. Правило максимизации полезности. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Равновесие
потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.
ТЕМА 6. Фирма. Производство и издержки
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на
прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами
фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты.
ТЕМА 7. Предпринимательство

12

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков
по типу конкуренции.
ТЕМА 8. Рынки факторов производства и распределение доходов
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.
ТЕМА 9. Конкуренция и рыночные структуры
Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и
предлагать товар. Проектная деятельность «Маркетинговые исследования»

11 класс
ТЕМА 11. Макроэкономика как наука
Макроэкономика как раздел экономической теории. Понятие агрегирования. Основные макроэкономические проблемы. Основные
макроэкономические агенты. Потоки и запасы. Роль государства в рыночной экономике.
ТЕМА 12. Валовой внутренний продукт и национальный доход
Понятие ВВП и ВНП. Конечные товары и услуги, промежуточный продукт. ВВП как общая стоимость всех конечных товаров и услуг. ВВП
и ВНП. Методы исчисления ВВП. Метод суммирования потока затрат. Метод суммирования потока доходов.Личные потребительские
доходы, валовые внутренние частные инвестиции, чистый экспорт товаров и услуг, торговый баланс, добавленная стоимость, косвенные
налоги, прямые налоги, факторные доходы, государственные трансфертные платежи, чистый национальный продукт, национальный доход.
Чистый национальный продукт и национальный доход. Распределение национального дохода страны. Государственный бюджет и его роль в
перераспределении национального дохода. Прямые налоги как вычет из доходов населения. Личный доход и располагаемый доход.
Совокупный национальный доход, совокупный располагаемый доход, личные налоги. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.
Индекс цен как основа перечета номинальных доходов населения в реальные доходы.
ТЕМА 13. Макроэкономическое равновесие

13

Доход, потребление и сбережения. Автономное потребление. Функция потребления. Сбережения. Предельная склонность к потреблению и
предельная склонность к сбережениям. Равновесный уровень национального дохода. Неравновесное состояние экономики. Совокупный
спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Потенциальный ВВП.
ТЕМА 14. Экономический цикл, занятость и безработица (8 часов)
Экономический цикл и его фазы. Причины циклических колебаний развития рыночной экономики. Механизм экономического цикла.
Колебания занятости и безработицы как следствие циклических колебаний. Норма безработицы. Занятые и безработные. Норма
безработицы. Причины безработицы. Фрикционная безработица, структурная безработица, технологическая безработица, циклическая и
скрытая безработица. Естественная безработица и полная занятость. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена.
Государственное регулирование занятости. Кейнсианские рецепты. Регулирование уровня и продолжительности безработицы. Гарантии
материальной и социальной поддержки безработных.
ТЕМА 15. Деньги и банковская система
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Банковский процент. Банковская система стран. Деньги как
средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве
денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.

ТЕМА 16. Инфляция
Инфляция и ее измерение. Индекс - дефлятор ВВП, дезинфляция, дефляция, норма инфляции. Измерение инфляции. Причины инфляции и
ее формы. Избыточный спрос. Рост издержек. Инфляционные ожидания. Темпы роста цен и формы инфляции. Нормальная и умеренная
инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. Влияние различных форм инфляции на экономику. Стагфляция. Влияние инфляции
на положение различных социальных групп. Непредсказуемость нормы инфляции и ее социальные последствия. Развитие инфляции и
перераспределение доходов. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика и политика по регулированию занятости.
ТЕМА 17. Экономический рост
Понятие экономического роста. Содержание экономического роста. Значение экономического роста. Показатели экономического роста и
его измерение.
Абсолютный прирост ВВП. Темп прироста ВВП. Производственная функция и факторы экономического роста.
Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Циклические колебания экономики как следствие нарушения равновесного
14

состояния экономики. Экономический цикл и его фазы. Продолжительность экономического цикла. Эндогенные и экзогенные факторы
циклических колебаний. Теории экономического цикла.
ТЕМА 18. Экономика и государство
Нестабильность рыночной системы и политика экономической стабилизации. Взаимосвязь направлений экономической политики.
Инструменты экономической политики. Бюджетно-финансовая политика. Доходы государственного бюджета. Фискальная политика,
бюджетный дефицит, бюджетный профицит. Инструменты экономической политики. Кредитно-денежная политика. Регулирование
деятельности коммерческих банков. Изменение резервных норм коммерческих банков. Операции на открытом рынке. Политика
регулирования учетной ставки. Политика «дешевых» и «дорогих» денег Роль государства в стимулировании экономического роста. Задачи
политики стимулирования экономического роста. Бюджетно-финансовое стимулирование. Политика в отношении бюджетного дефицита.
Налоги и кривая Лаффера. Последствия превышения налогообложения. Экономическая политика и государственный долг. Причины
образования государственного долга.
ТЕМА 19. Международная торговля и валютная система
Мировое хозяйство и международное разделение труда. Открытость экономики и интернационализация производства. Международное
разделение труда. Глобализация и ее последствия. Международная торговля. Принцип абсолютного преимущества. Принцип
сравнительного преимущества. Формы и методы международной торговли. Внешнеторговая политика. Протекционизм. Валютный рынок.
Виды валютных курсов. Изменения курса валют. Факторы, влияющие на валютный курс. Валютная политика.
ТЕМА 20. Международное движение капиталов. Платежный баланс.
Международное движение капиталов. Платежный баланс. Содержание и структура платежного баланса. Характеристика статей платежного
баланса. Международная экономическая интеграция. Европейский союз. Зоны свободной торговли. Протекционизм и фритредерство. ВТО.
Преимущества и недостатки политики свободной торговли. Группы стран в мировой экономике.
ТЕМА 21. Экономика России на современном этапе
Рыночные преобразования конца XX – начала XXI века. Кризис административно-плановой системы и необходимость перехода к рыночной
экономике. Особенности перехода к рыночной системе в России. Приватизация. Либерализация хозяйственной деятельности. Финансовая
стабилизация, шоковая терапия, приватизация и ее этапы. Макроэкономическая стабилизация. Структурные преобразования. Механизм
приватизации и ее результаты. Институциональные преобразования.
Формирование финансового рынка и банковской сферы.
15

Формирование рыночной инфраструктуры. Преобразования в социальной сфере, «социальная цена» реформ. Содержание рыночных
преобразований на современном этапе экономического развития России Потенциал России и возможности экономического роста. Ведущее
место России как поставщика природных ресурсов, энергоресурсов, металлов и сырьевых товаров. Международное признание России как
страны с рыночной экономикой.

3. Тематическое планирование
10 класс
№
Темы

1.

Предмет и метод
экономической
теории

2.

Рыночная
система
хозяйствования.
Смешанная
экономика.

Колво
часов
6

6

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Р: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели
в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали
П: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи
К: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств
Р:сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью
П: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия
К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий
16

Основные направления
воспитательной деятельности
1.Гражданское воспитание
5. Популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания)

1.Гражданское воспитание
7.Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение

3.

Спрос,
предложение и
рыночное
равновесие.

6

4.

Эластичность
спроса и
предложения.

6

5.

Поведение
потребителя.

7

6.

Фирма.
Производство и
издержки.

8

Р:организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели
П: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения
К: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Р: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях
П: использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках
К: распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений
Р: организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели
П: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках
К: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств
Р: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели
П: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия
К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
17

1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских традиционных
ценностей

1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских традиционных
ценностей
4. Приобщение детей к культурному
наследию (эстетическое воспитание)

2. Патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности
7.Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение
8.Экологическое воспитание

1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских традиционных
ценностей

7.

Предпринимател
ьство

7

8.

Рынки факторов
производства и
распределение
доходов.

8

9.

Конкуренция и
рыночные
структуры.

12

10. Итоговое
повторение

2

из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий
Р: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях
П: менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности
К: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Р: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью
П: находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития
К: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств
Р: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели
в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали
П: использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках
К: распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений
Р: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели
в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали
П: использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
18

2. Патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности
6. Физическое воспитание и формирование
культуры здоровья

5. Популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания)
7.Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение

3.Духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских традиционных
ценностей
6. Физическое воспитание и формирование
культуры здоровья

5. Популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания)
7.Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение

противоречий, выявленных в информационных источниках
К: распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений
Итого
11 класс
№
Темы

68

Колво
часов
7

1.

Валовой
внутренний
продукт и
национальный
доход.

2.

Экономический
рост

6

3.

Макроэкономичес
кое равновесие

7

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Р: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута
П: находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития
К: при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Р:организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели
П: менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности
К: распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений
Р: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели
П: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
19

Основные направления
воспитательной деятельности
5. Популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания)
7.Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение
8.Экологическое воспитание

5. Популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания)
7.Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение

3.Духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских традиционных
ценностей

4.

Экономический
цикл, занятость и
безработица

7

5.

Деньги и
банковская
система

6

6.

Инфляция

7

7.

Экономика и
государство

8

позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках
К: распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений
Р:выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты
П: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи
К: координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия
Р: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях
П: менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности
К: при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Р:организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели
П: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения
К: при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Р: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута
П: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
20

6. Физическое воспитание и формирование
культуры здоровья

2. Патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности
7.Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение

2. Патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности
7.Трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение
8.Экологическое воспитание

1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских традиционных
ценностей

2. Патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности
6. Физическое воспитание и формирование

8.

Международная
торговля и
валютный рынок

6

9.

Международное
движение
капиталов и
платежный баланс

5

10. Экономика
современной
России

7

учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения
К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий
Р: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута
П: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения
К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий
Р: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута
П: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения
К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий
Р: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута
П: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения
21

культуры здоровья

1.Гражданское воспитание
5. Популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания)

1.Гражданское воспитание
5. Популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания)

1.Гражданское воспитание
5. Популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания)

11. Итоговое
повторение и
обобщение,
проектная
деятельность

Итого

2

К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий
Р: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной 1.Гражданское воспитание
заранее целью
5. Популяризация научных знаний среди
П: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том детей (ценности научного познания)
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи
К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий

68

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей гуманитарного цикла
От ____________20____года №
________________
______________
Подпись руководителя МО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
____________________
Подпись

Ф.И.О.

_______________20___года.

Ф.И.О.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».