____________ Белоглинский район, станица Успенская_____________ (территориальный, административный округ (город,район,поселок) ____ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение_ _ «Средняя общеобразовательная школа № 31 имени С.Н.Потапова Белоглинского района»_ (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от _31_ августа 2021 года протокол № 1 Председатель _________ _О.А.Панова__ Подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ________________________ музыке______________________________ Уровень образования (класс) ____основное общее образование, 5-7 классы___ (начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием классов) Количество часов _102 (5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа,7 класс – 34 часа)___ Учитель ____ Кузнецова Елена Анатольевна_____ Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 с изменениями и дополнениями) с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 31, утвержденной педагогическим советом (протокол от 31.08.2020 г. № 1), рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 31, утвержденной педагогическим советом (протокол от 31.08.2021 г. № 1) с учетом УМК: Музыка 5-7 классы/ Авторы программы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, М. : Просвещение, 2016. Раздел 1. Планируемые результаты изучения музыки. Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий. 2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. 3. Духовно-нравственного воспитания детей на основе российских ценностей: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. 4. Приобщения детей к культурному наследию (Эстетического воспитания): восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Популяризации научных знаний (Ценности научного познания): ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии. 6. Физического воспитания формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: — умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; — умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; — умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; — умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; — формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: — степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; — сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; — становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; — сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.); — воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства; — расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего на-рода и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; — овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; — приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ; — сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач. В результате изучения курса музыки в основной школе: Выпускник научится: -понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); -находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; -размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; К концу обучения в 5 классе ученик может научиться : -участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации); -передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; -развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.; -проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. -знать специфику музыки как вида искусства; -понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества; -знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; -знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки; -знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей; -уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения; -узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов; -активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; -слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; -ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края); -наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; -моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; -использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности; воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности; -планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании. Выпускник получит возможность научиться: -различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса; -распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; -устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; -размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; -определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности. -ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий; -творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкальноисполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; -организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; - организовывать и проведить школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Формы контроля уровня обученности: Нормы оценок. По предмету «Музыка» учебные достижения учащихся проводятся по итогам учебных триместров и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации. Слушание музыки На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; самостоятельность в разборе музыкального произведения; умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Критерии оценки: Отметка «5» Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный; Отметка «4» Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя; Отметка «3» Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя; Отметка «2» Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Хоровое пение. Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу. Критерии оценки: Отметка «5» Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение; Отметка «4» Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное; Отметка «3» Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное; Отметка «2» Исполнение неуверенное, фальшивое. Музыкальная терминология Критерии оценки: Отметка «5» Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике. Отметка «4» Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. Отметка «3» Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике. Отметка «2» Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. Отметка «1» Отказ от ответа. Критерии оценивания устного ответа: Отметка «5» 1. Учащиеся правильно излагают изученный материал; 2. Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры; 3. Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль; 4. Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства. Отметка «4» 1. Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера. Отметка «3» 1. Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом; 2. Допускает неточности в изложении изученного материала. Отметка «2» 1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе 2. Не справляется с поставленной целью урока. Музыкальная викторина Критерии оценки: Отметка «5» Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно; Отметка «4» Два музыкальных произведения отгаданы не верно; Четыре музыкальных номера не отгаданы; Отметка «2» Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся. Раздел 2. Содержание учебного курса по музыке Основное содержание музыкального образования представлено следующими содержательными линиями: • Музыка как вид искусства. • Народное музыкальное творчество. • Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. • Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. • Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. • Современная музыкальная жизнь. • Значение музыки в жизни человека. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы. Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка. Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концертсимфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, ка-мерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур. Раздел 3. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания 5 класс Раздел Музыка и литература Количество часов Темы Основные направления воспитательной деятельности Количество часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1 Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; понимать, что изучает музыка, учиться практически применять музыкальные знания; добывать новые знания из различных источников. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тетради и учебнике. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 16 Что роднит музыку с литературой Патриотическое, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Вокальная музыка 2 Фольклор в музыке русских композиторов 2 Жанры инструментальной и вокальной музыки 1 Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: слушать других, определять способы взаимодействия. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; добывать новые знания (информацию) из различных источников. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи). Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: Эстетическое, физическое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) гражданское, патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание гражданское, патриотическое, физическое, трудовое воспитание Вторая жизнь песни 2 Всю жизнь мою несу родину в душе… 1 проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрыть сюжеты, темы, образы искусства, интонационные особенности языка народной, религиозной музыки. Регулятивные: формулировать и удерживать в памяти учебную задачу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые электронные диски. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: гражданское, духовно – нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое воспитание. Писатели и поэты о музыке и музыкантах Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 2 1 1 Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о музыкальном жанре – опера. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о жанре – балет. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, использовать наряду с гражданское, патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое воспитание гражданское, духовно – нравственное, эстетическое воспитание гражданское, патриотическое, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Музыка в театре, кино, на телевидении 1 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл 1 основными дополнительные средства (ИКТ, справочную литературу). Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Регулятивные: выбирать действия в соответствии поставленными задачами. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о мюзикле. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. гражданское, эстетическое, физическое во популяризация научных знаний (Ценности научного познания) гражданское, патриотическое, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Мир композитора Раздел Музыка и изобразительное искусство Музыка как вид искусства. Русская музыка от XXIXXII вв. до рубежа XIX-XX вв. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека. Количество часов Темы 1 Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей знания о сходстве и различии музыки и литературы. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. гражданское, патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание Количество часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 1 Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать популяризация научных знаний (Ценности научного познания), эстетическое воспитание 18ч Что роднит музыку с изобразительным искусством Небесное и земное в звуках и красках 1 Звать через прошлое к настоящему 2 музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о взаимосвязи художников и композиторов; использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи. Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о героических образах в музыке и изобразительном искусстве; сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; расширять свои представления о музыке. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое, экологическое воспитание гражданское, патриотическое, духовно – нравственное, трудовое воспитание Музыкальная живопись и живописная музыка 2 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве 1 самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции; выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. Коммуникативные: собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о красоте звучания колокола, патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание духовно – нравственное, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности Портрет в музыке и изобразительном искусстве 1 Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира 1 символизирующего соборность сознания русского человека. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания об истории создания скрипки и ее мастерах. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей музыке. Личностные Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; самостоятельно научного познания) гражданское, эстетическое, физическое, трудовое воспитание гражданское, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Образы борьбы и победы в искусстве 1 Застывшая музыка 1 Полифония в музыке и живописи 1 отбирать для решения предметных задач необходимые энциклопедии, справочники. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. Личностные: Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. гражданское, патриотическое, духовно – нравственное, трудовое воспитание гражданское, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) гражданское, эстетическое, трудовое воспитание, Музыка на мольберте 1 Импрессионизм в музыке и живописи 1 Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о творчестве Баха и его любимом инструменте – органе. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные Регулятивные: научиться планировать свою учебную деятельность и следовать инструкциям учителя; выполнять действия в устной форме. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Коммуникативные: понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Личностные: Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять популяризация научных знаний (Ценности научного познания) гражданское, эстетическое, трудовое воспитание гражданское, эстетическое, трудовое воспитание О подвигах, о доблести, 1 о славе… В каждой мимолетности вижу я миры 1 поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной работе. Личностные: Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; добывать новые знания (информацию), полученную из различных источников и разными способами. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; соотносить результат своей деятельности с целью и гражданское, патриотическое, духовно – нравственное, трудовое воспитание патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание Мир композитора 1 С веком наравне 1 оценивать его. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о взаимосвязи художников, литераторов, композиторов. Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выбирать тему проекта с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о взаимосвязи художников, литераторов, композиторов. гражданское, патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание гражданское, эстетическое, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности Регулятивные: учиться научного познания) планировать свою учебную деятельность; выбирать тему проекта с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: Всего 34 часа ( 6 класс) Раздел Мир образов вокальной инструментальной музыки Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчество Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа Количество часов Темы Количество часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 16 Удивительный мир музыкальных образов 1 Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; понимать, что изучает музыка, учиться практически применять музыкальные знания; гражданское, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности XIX-XX вв. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека. Образы романсов и песен русских композиторов Старинный русский романс 1 Два музыкальных посвящения 1 знать единство музыки и разговорной речи. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: слушать других, определять способы взаимодействия. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; добывать новые знания (информацию) из различных источников. научного познания) гражданское, духовно – нравственное воспитание патриотическое, духовно – нравственное, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея 1 «Уноси мое сердце в звенящую даль…» 1 Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи). Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, анализировать средства художественной выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, уметь определять приемы развития, форму музыкальных произведений. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, самостоятельно отличать характер музыкальных произведений. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять, что научного познания) патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое воспитание патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание Музыкальный образ и 1 мастерство исполнителя Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов 1 Образы песен 1 помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрыть сюжеты, темы, образы искусства, понимать красоту и правду в искусстве. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО (на материале о творчестве Ф. Шаляпина). Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; знать, как при помощи интонаций раскрывается образ. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Познавательные: патриотическое, духовно – нравственное, физическое воспитание патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое, трудовое воспитание гражданское, зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения Старинной песни мир. 1 Баллада «Лесной царь» Образы русской 1 народной и духовной музыки. Народное искусство древней Руси ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выполнять универсальные логические действия. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, самостоятельно сравнивать мелодические линии музыкальных произведений. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, самостоятельно сравнивать язык трех художественных произведений: литературы, музыки, ИЗО. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять эстетическое, физическое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) гражданское, эстетическое, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) патриотическое, духовно – нравственное, трудовое воспитание. Образы русской духовной музыки. Духовный концерт 1 «Фрески Софьи Киевской» «Перезвоны». Молитва 1 поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о представителях народного творчества Руси, знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы, разыгрывать народные песни. Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о музыкальном жанре – опера. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети Интернет, расширяющей и дополняющей знания об орнаменте, фреске, молитве. патриотическое, духовно – нравственное, трудовое воспитание. духовно – нравственное, трудовое воспитание. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал 1 Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» 1 Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, использовать наряду с основными дополнительными средствами справочную литературу. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о светской и духовной церковной музыке. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей знания о сходстве и различии музыки и искусства (живописи, скульптуры). Регулятивные: планировать свою учебную деятельность, гражданское, духовно – нравственное воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) гражданское, духовно – нравственное воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Авторская песня: прошлое и настоящее 1 Джаз – искусство XX века 1 самостоятельно определять полифонический склад музыки. Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о взаимосвязи художников и композиторов; использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи. Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения. Личностные: Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о джазе, блюзе; расширять свои представления о джазовой музыке. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание гражданское, эстетическое, физическое, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Раздел Мир образов камерной и симфонической музыки Музыка как вид искусства. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека. Количество часов Темы Количество часов самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 18 Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж 3 Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о взаимосвязи художников и композиторов; использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи. Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения. гражданское, эстетическое, трудовое воспитание, Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» 1 Картинная галерея 1 «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Образы симфонической музыки. 2 Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о красоте звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность, самостоятельно определять части инструментального концерта Вивальди (быстро – медленно – быстро). Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о музыке для синтезатора. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность, самостоятельно отличать гражданское, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) гражданское, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое, Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» Симфоническое 3 развитие музыкальных образов. «В печали я весел, а в веселье печален». Связь времен Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» 2 главные мелодики музыки Г. В. Свиридова. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые энциклопедии, справочники. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность, самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане». Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать экологическое воспитание гражданское, эстетическое, трудовое воспитание. гражданское, эстетическое воспитание Мир музыкального 3 театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика» Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино 2 Мир образов вокальной и 1 познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. Регулятивные: научиться планировать свою учебную деятельность и следовать инструкциям учителя; выполнять действия в устной форме. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Коммуникативные: понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве гражданское, физическое, трудовое воспитание патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание трудовое воспитание, популяризация научных слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; защищать творческие исследовательские проекты. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. инструментальной музыки. Исследовательский проект. знаний (Ценности научного познания) Всего 34 ( 7 класс) Раздел Особенности драматургии сценической музыки Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX в. Зарубежная музыка XIX в. Количество часов Тема Количество часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 16 Классика и 2 современность. Музыкальная драматургия-развитие Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать гражданское, патриотическое воспитание, популяризация научных Современная музыкальная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека. музыки. В музыкальном 2 театре. Опера Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля новые из различных источников. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!»; добывать новые знания (информацию) из различных источников. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»). Формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи). Коммуникативные: слушать других, считаться с их мнением, знаний (Ценности научного познания) патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое, трудовое воспитание В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена 3 Героическая тема в музыке. 1 В музыкальном театре. Балет. 1 отличным от своего; определять способы взаимодействия. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слуша- теля. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выполнять универсальные логические действия. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно определять вид и тип танца: классический, гражданское, духовно – нравственное, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) патриотическое, духовно – нравственное, трудовое воспитание патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Камерная музыка. Вокальный цикл. 2 Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита. 5 характерный, кордебалет, пантомима. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющих и дополняющих знания о красоте звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), дополняющих знания об известных музыкантах. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. гражданское, эстетическое, физическое воспитание гражданское, патриотическое, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание Раздел Основные направления музыкальной культуры Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII- XIX в. Современная музыкальная музыкальная жизнь. Народное музыкальное творчество. Значение музыки в жизни человека. Количество часов Тема Количество часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 18 Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева. 5 Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о творчестве Баха. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; ис-пользовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. духовно – нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы 3 Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей знания о сходстве и различии музыки и литературы. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; гражданское, духовно – нравственное, эстетическое воспитание Светская музыка. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. 2 Рапсодия в стиле блюз 1 Дж. Гершвина. самостоятельно отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической. Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять поиск информации в разных источниках. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые источники. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной работе. гражданское, эстетическое воспитание гражданское, духовно – нравственное, эстетическое воспитание Симфоническая картина. «Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова Картинная галерея. 2 Музыка народов мира. 1 Международные хиты. 1 Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания о симфонии. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, самостоятельно определять основные темы «Празднеств». Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавателные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. гражданское, духовно – нравственное, эстетическое, экологическое воспитание Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; добывать новые знания (информацию), полученные из различных источников и разными способами. Регулятивные: выполнять учебные гражданское воспитание, гражданское воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова 2 Обобщающий урок 1 действия в качестве слушателя; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; добывать новые знания (информацию), полученные из различных источников и разными способами. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Познавательные: осуществлять поиск информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания об этномузыке. Регулятивные: учиться планировать свою учебную патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое воспитание гражданское, эстетическое, трудовое воспитание, популяризация научных знаний (Ценности научного познания) деятельность; выбирать тему проекта с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Всего 34 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей физической культуры, технологии ОБЖ, изобразительного искусства, музыки от 31 августа 2021 года № 1 ________________ А.П. Ельников подпись руководителя МО Ф.И.О. Всего 34 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ С.М.Андреева подпись ФИО 31 августа 2021года