Рабочая программа по Астрономии 10-11классы

Муниципальное образование Белоглинский район, ст.Успенская,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 имени С.Н.Потапова
Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31августа 2020 года протокол № 1
Председатель _______ О.А.Панова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _________________астрономии__________________________________
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс): среднее (полное) общее 10 - 11 класс
Количество часов ___34______
Учитель __Свиридова Вера Петровна
Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897). ФГОС ООО,примерной
программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской
программы (базовый уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл.
Авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. М.: «Дрофа», 2013 год;
_____________________________________________________________________________
(указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса астрономии определяются
спецификой астрономии как науки. Понятие «ценности» включает единство
объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту),
поэтому в качестве ценностных ориентиров астрономического образования
выступают объекты, изучаемые в курсе астрономии, к которым у учащихся
формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют
познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу
предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в
изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания,
научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у
учащихся в процессе изучения астрономии, проявляются:
1. В признании ценности научного знания, его практической
значимости, достоверности;
2. В ценности астрономических методов исследования неживой
природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса
познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая
созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные
ориентации содержания курса астрономии могут рассматриваться как
формирование:
3. Уважительного отношения к созидательной, творческой
деятельности;
4. Понимания необходимости эффективного и безопасного
использования различных технических устройств;
5. Сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс астрономии обладает возможностями для формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс
общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на
воспитание у учащихся:
1. Правильного использования астрономической терминологии и
символики;
2. Потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента,
участвовать в дискуссии;
3. Способности открыто выражать и аргументировано отстаивать
свою точку зрения.

Личностными результатами обучения астрономии являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к астрономии, как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и
практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю,
авторам открытий и изобретений, результатам обучения
Метапредметными результатамиобучения астрономии являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых
знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности,
умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.

Предметными результатамиобучения астрономии являются:
- знания об астрономических явлениях, понимание смысла законов
Кеплера;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений
природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять наблюдения
звездного неба, Луны, затмений;
- обнаруживать зависимости между астрономическими величинами,
объяснять полученные результаты и делать выводы;
- умения решать астрономические задачи на применение полученных
знаний;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости
явлений природы, в объективности научного, знания, в высокой ценности
науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия.
Коммуникативные умения
- участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации.

Требования к уровню подготовки учащихся класса
должны знать:
Имена выдающихся астрономов, специфику астрономических наблюдений,
основные элементы небесной сферы, теорему о высоте Полюса мира,
принципы определения горизонтальных и экваториальных координат светил,
связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца,
принципы разделения поверхности Земли на климатические пояса,
особенности различных способов счета времени, принципы, лежащие в
основе составления календарей, понятие астрономической единицы,
гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы. конфигурации
внутренних и внешних планет, законы движения планет, принципы, лежащие
в основе выбора траекторий космических станций к телам Солнечной систем,
причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел
Солнечной системы, различные свойства тел Солнечной системы.

Понятия: звёздной величины, параллакса, светимости, главной
последовательности, солнечной постоянной, конвекции, конвективной зоны,
фотосферы, гранул, хромосферы, солнечной короны, протуберанца,
солнечных вспышек, солнечных пятен, солнечного ветра, Млечного пути,
Галактики, звёздного скопления, рассеянных и шаровых скоплений,
тангенциальной и лучевой скоростей, межзвёздной среды, разреженного газа,
межзвёздной пыли, газопылевого слоя, светлых и темных туманностей,
космических лучей, гравитационной конденсации, протопланетных дисков
галактик, эллиптических, спиральных и неправильных галактик, скоплений
галактик, взаимодействующих галактик, галактик с активными ядрами,
радиогалактик, квазаров, реликтового излучения. Гипотезу о существовании
жизни во Вселенной, характер движения звёзд в диске и сферической
составляющей Галактики, общие представления о размере и структуре
Галактики, направление на центр Галактики, возможность использования
спектрального анализа для изучения небесных объектов, физический смысл
закона Вина и принципа Доплера, принцип работы, назначение и
возможности телескопов, связь физических характеристик звёзд между
собой: температуры, светимости, звёздной величины, цвета, массы,
плотности, размера, связь земных явлений с активностью Солнца, методы
определения расстояний (методы геометрического и спектрального
параллакса), особенности физического состояния вещества внутри звёзд,
источники энергии звёзд, наблюдательные особенности белых карликов,
нейтронных звёзд, переменных звёзд, новых и сверхновых звёзд,
особенности эволюции звёзд различной массы, метод определения
расстояний по красному смещению, закон Хаббла, сущность однородных
изотропных моделей Вселенной, о возможностях наблюдения далёких
галактик в эпоху их "молодости".

должны уметь:

Находить на небе ярчайшие звезды, работать со звёздной картой (определять
координаты звёзд, положение Солнца в любой день года, видимую область
небесной сферы для данной широты в заданное время года и суток), решать
задачи на определение: высоты и зенитного расстояния светила в моменты
кульминации, географической широты точек земной поверхности по
астрономическим наблюдениям, лунных фаз, периодов возможного
наступления затмений, синодического и сидерического периодов планет,
расстояний до небесных тел и их параллаксов, конфигураций планет, на
использование формул: законов Кеплера, закона всемирного тяготения, 1-й и
2-й космических скоростей, пользоваться астрономическим календарём для
получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной
системы, находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.
Решать задачи на использование принципа Доплера и закона Вина, на
определение массы небесных тел по скоростям орбитального движения, на
определение расстояний до звёзд, на связь между светимостью, радиусом и
температурой звезды, на определение расстояний до галактик. Оценивать
разрешающую способность (дифракционную) телескопов, пользоваться
шкалой звёздных величин, диаграммой "температура-светимость", связывать
тангенциальную и лучевую скорости небесного тела с его пространственной
скоростью, грубо оценивать массу Галактики по скорости кругового
движения звёзд, различать на фотографиях различные типы звёздных
скоплений и межзвёздных туманностей, определять расстояние до галактик
по красному смещению, объяснять смысл понятий "расширяющаяся
Вселенная" и "реликтовое излучение".

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам
обучения в 11 классе
•

Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте

человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы
заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и увидеть небесные тела не

только в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного
излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных
телах с помощью нейтринных и гравитационноволновых телескопов.
•

Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их

интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в
жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе
астрономических явлений люди научились измерять время и вести
календарь.
•

Узнать, как благодаря развитию астрономии люди пришли от

представления

геоцентрической

системы

мира

к

революционным

представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней
были открыты законы, управляющие движением планет и, в конце концов,
закон Всемирного тяготения.
•

На примере использования закона всемирного тяготения, получить

представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются
траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как
проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля-Луна и
эволюцию этой системы в будущем.
•

Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы,

о строении Земли как планета и природе парникового эффекта, о свойствах
планет земной группы и планет гигантов, и об исследованиях астероидов,
комет, метеороидов, и нового класса небесных тел карликовых планет.
•

Получить представление о методах астрофизических исследованиях и

законах физики, которые используются для изучения физически свойств
небесных тел.
•

Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность

влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно
рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоки
нейтрино от Солнца удалось заглянуть в центр Солнце и узнать о
термоядерном источнике энергии.

•

Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их

взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их
энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и
чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
•

Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять

расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и
кратных звёзд определяют их массы.
•

Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и как в

звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
•

Узнать, как устроена наша Галактика – Млечный Путь, как

распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления, и облака
межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных
лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли
проникнуть в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг
сверхмассивной чёрной дыры.
•

Получить представление о различных типах галактик, узнать о

проявлениях активности галактик и квазаров, и распределении галактик в
пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их
распределения.
•

Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в

целом.

Проследить

за

развитием

представлений

о

конечности

и

бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с
ними.
•

Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких

галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и,
что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое
реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной
космологии.

•

Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с

темной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей
всемирной силе тяготения.
•

Узнать об открытии экзопланет – планет около других звёзд и

современном

состоянии

проблемы

поиска

и

связи

с

внеземными

цивилизациями.
•

Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения,

ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и
Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу
места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную
активность и её зависимость от времени.

Содержание курса
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и
расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них.
Вселенная расширяется.
Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы
исследуют

гамма

излучение

Вселенной.

Что

увидели

гравитационноволновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по
эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.
Небесные координаты
Что

такое

небесный

экватор

и

небесный

меридиан.

Как

строят

экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную
систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца

Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет.
Эклиптика, зодиакальные созвездия.

Неравномерное движение Солнца

по эклиптике.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и
лунные затмения.
Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений
Время и календарь
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год.
Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования
Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представляли о строении Солнечной системы в античные времена и в
средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращение
Земли вокруг Солнца. Параллакс звезд и определение расстояние до них,
парсек.
Законы Кеплера движения планет
Открытие

И.Кеплером

законов

движения

планет.

Открытие

закона

Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс
небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физически смысл.
Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете
и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю

Лунный рельеф и его природа, Приливное взаимодействие между Луной и
Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия
земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной

системе.

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты гиганты их
принципиальные отличия. Облако комет Оорта и пояс Койпера. Размеры тел
солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового
эффекта в формировании климата Земли
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как
парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса
и Деймоса.
Планеты гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканической
деятельности на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет
гигантов.
Планеты карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов
Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако
комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа «падающих звёзд», метеорные потоки и их радианты. Связь между
метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных
метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца

Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов.
Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и
химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная
активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник
энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода,

перенос

энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп
и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение основные характеристик звёзд массы, светимости, температуры
и химического состава. Спектральная классификация звезд и её
физические основы. Диаграмма спектральный класс– светимость звёзд, связь
между массой и светимостью звезд
Внутреннее строение звёзд
Строение звёзды главной последовательности.
Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара.
Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд, Затменно-переменные звёзды.
Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды,
кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и
периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной , по которым
определят расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными
двойными системами, содержащих звезду белый карлик. Перетекание
вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются
сверхновые

звёзды.

Характеристики

вспышек

сверхновых

звёзд.

Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе
тесной двойной звезды – вспышка сверхновой первого типа.

Взрыв

массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой второго типа.
Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение жизнь и смерть звёзд
Расчёт

продолжительности

жизни

звёзд

разной

массы

на

главной

последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после
исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и
гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или
чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и
отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный путь
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности почему светятся диффузные
туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые
свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения
скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в
Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи.
Инфракрасные
обнаружение в

наблюдения

движения

звёзд

в

центре

Галактики

нём сверхмассивной черной дыры. Расчёт

и

параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и
их связь со взрывами сверхновых звёзд. Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма
Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик.
Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа

активности галактик,

радиогалактики и

взаимодействующие

галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и
активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение,
температура и масса межгалактического газа, необходимость существования
тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в
скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений
галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность

и

бесконечность

Вселенной

–

парадоксы

классической

космологии.
Закон Всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности
Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия классических
представлений о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость
привлечения общей теории относительности для построения модели
Вселенной.

Связь

между

геометрическими

свойствами

пространства

Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотность материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и Неевклидова геометрия Вселенной.
Определение радиуса и возраста Вселенной.

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во
Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции
Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его
высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое
излучение – излучение которое осталось во Вселенной от горячего и сверх
плотного

состояния

Наблюдаемые

материи

свойства

на

ранних

реликтового

этапах

излучения.

жизни
Почему

Вселенной.
необходимо

привлечение общей теории относительности для построения модели
Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие
ускоренного

расширения

Вселенной.

Открытие

силы

Всемирного

отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её
расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников
звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения
экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с
комфортными условиями для жизни на них
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во
Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в
Галактике.

Попытки

обнаружения

и

посылки

сигналов

цивилизациям.

Тематическое-поурочное планирование

внеземным

Поурочное планирование рассчитано на 1 ч астрономии в неделю и
построено следующим образом: тема урока - основной, изучаемый в классе
материал.

Введение в астрономию (2 ч)
Целью изучения данной темы – познакомить учащихся с основными
астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планеты, Солнце,
звёзды, звёздные скопления, галактики, скопления галактик; физическими
процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Они
знакомятся с характерными масштабами , характеризующими свойства этих
небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических,
инфракрасных,

радио,

рентгеновских

телескопах

и

обсерваториях.

Фактически, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами,
которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.

Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы – формирование у учащихся о виде звёздного
неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и
мифологии созвездий, развитие астрономии в

античные

времена.

Проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию
небесных координат позволил в количественном отношении изучать
видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения
Солнца, Луны и планет и на основе этого получить представления о том как
астрономы научились предсказывать затмения; получить представления об
одной из основных задач астрономии с древнейших времен измерении
времени и ведении календаря.

Небесная механика (4 часа)
Цель изучения темы – развитее представлений о строении Солнечной
системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы

Кеплера движения планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости
и межпланетные перелёты.

Строение Солнечной системы (7 часов)
Цель изучения темы – получить представление о строение Солнечной
системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и
прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы,
планет гигантов и планет карликов; узнать об особенностях природы и
движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и
метеоритах; получить представление о развитие взглядов и современных
представлениях о происхождении Солнечной системы.

Астрофизика и звёздная астрономия (9 часов)
Цель изучения темы – получить представления о разных типах оптических
телескопах, радиотелескопах и методах наблюдений на них; о методах и
результатах

наблюдений

Солнца,

его

основных

характеристиках;

о

проявлениях солнечной активности и связанными с ней процессов на Земле и
биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца, и,
как наблюдения солнечных нейтрино, подтвердило наши представления о
процессах

внутри

характеристиках

Солнца;

звёзд,

их

получить

представления:

взаимосвязи,

внутреннем

об

основных

строении

звёзд

различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и
чёрных дыр, как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а
пульсирующие звёзды помогают определять расстояния во Вселенной;
получить представления о новых и сверхновых звёздах, и, как живут и
умирают звёзды.

Млечный Путь – наша Галактика (3 часа)

Целью изучение темы - получить представление нашей Галактике

–

Млечный Путь, об объектах её составляющих, о распределение газа и пыли в
ней, рассеянных и шаровых скоплениях, об её спиральной структуре; об
исследовании

ее

центральных

областей,

скрытых

от

нас

сильным

поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре,
расположенной в самом центре Галактики.

Галактики (3 часа)
Цель изучения темы – получить представление о различных типах галактик,
об определении расстояниях до них по наблюдениям красного смещения
линий в их спектрах и законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной
массы в них; получить представления об активных галактиках и квазарах и
физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их
скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим
скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (3 часа)
Целью изучения темы – получить представление об уникальном объекте
Вселенной в целом, как решается вопрос о конечности или бесконечности
Вселенной,

о

парадоксах,

связанных

с

этими

представлениями

о

теоретических представлениях общей теории относительности, лежащих в
основе построения космологических моделей Вселенной; какие наблюдения
привели к расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте
Вселенной,

о высокой температуре вещества в начальные периоды

жизниВселенной и природе реликтового излучения; о современных
наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

Современные проблемы астрономии (3 часа)
Целью изучения данной темы – показать современные направления изучения
Вселенной, об определении расстояний до галактик с помощью наблюдений

сверхновых звёзд и открытия ускоренного расширения Вселенной , роли
тёмной энергии и силы Всемирного отталкивания; получить представления
об экзопланетах и поиска экзопланет благоприятных для жизни;

о

возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике и о
методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблем, связанных со
связью с ними.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 ШМО учителей

Заместитель директора по УВР

31 августа 2020 г.

Андреева С.М_____________

Руководитель ШМО
Долгова Е.А_____________

Темы, входящие в разделы
примерной программы
Введение в астрономию

Звёздное небо

Небесные координаты

Видимое движение планет и
Солнца

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю. Всего за 1 год обучения 35 ч,
Из них 1 ч – резервное время
Основное содержание по темам
Знать/понимать:
Введение (1 ч)
Урок 1 Введение в астрономию - что изучает астрономия;
Астрономия – наука о космосе.
- роль наблюдений в астрономии;
Понятие Вселенной. Структуры и - значение астрономии;
масштабы Вселенной. Далёкие
- что такое Вселенная;
глубины Вселенной
- структура и масштабы
Вселенной;
Ресурсы урока: Учебник § 1, 2;.
Астрометрия (5 ч)
Урок 2. Звёздное небо
- что такое созвездие;
Звездное небо. Что такое
- названия некоторых созвездий,
созвездие. Основные созвездия
их конфигурацию, альфу каждого
северного полушария
из этих созвездий;
- основные точки, линии и круги
Ресурсы урока: Учебник § 3
на небесной сфере:
-горизонт,
Урок 3. Небесные координаты
- полуденная линия,
Небесный экватор и небесный
- небесный меридиан,
меридиан; горизонтальные,
- небесный экватор,
экваториальные координаты;
-эклиптика,
кульминации светил.
- зенит,
Горизонтальная система
- полюс мира,
координат. Экваториальная
- ось мира,
система координат.
- точки равноденствий и
солнцестояний;
Ресурсы урока: Учебник § 4
теорему
о высоте полюса мира
Урок 4. Видимое движение
над горизонтом;
планет и Солнца
- основные понятия сферической
Эклиптика, точка весеннего
и практической астрономии:
равноденствия, неравномерное
- кульминация и высота
движение Солнца по эклиптике
светила над горизонтом;
-прямое восхождение и
Ресурсы урока: Учебник § 5

Уметь:

- использовать подвижную
звездную карту для решения
следующих задач:
а) определять координаты
звёзд, нанесенных на карту;
б) по заданным
координатам объектов
(Солнце, Луна, планеты)
наносить их положение на
карту;
в) Устанавливать карту на
любую дату и время суток,
ориентировать её и
определять условия в
идимости светил.
- решать задачи на связь высоты
светила в кульминации с
географической широтой места
наблюдения;
- определять высоту светила в
кульминации и его склонение;
- географическую высоту места
наблюдения;

Движение Луны и затмения

Урок 5. Движение Луны и
затмения
Синодический месяц, узлы
лунной орбиты, почему
происходят затмения, Сарос и
предсказания затмений

склонение;
- сутки;
- отличие между новым и
старым стилями.
- величины:
- угловые размеры Луны и
Солнца;
Ресурсы урока: Учебник § 6
-даты равноденствий и
солнцестояний;
Время и календарь
Урок 6. Время и календарь
-угол наклона эклиптики к
Солнечное и звездное время,
экватору,
лунный и солнечный календарь,
- соотношения между мерами
юлианский и грегорианский
и мерами времени для
календарь
измерения углов;
-продолжительность года;
Ресурсы урока: Учебник § 7
- число звезд видимых
невооруженным взглядом.
- принципы определения
географической широты и
долготы по астрономическим
наблюдениям;
- причины и характер видимого
движения звезд и Солнца, а
также годичного движения
Солнца.
Небесная механика (3 ч)
Система мира
Урок 7. Система мира
- понятия:
Геоцентрическая и
- гелиоцентрическая система
гелиоцентрическая система мира;
мира;
объяснение петлеобразного
- геоцентрическая система
движения планет; доказательства
мира;
движения Земли вокруг Солнца;
- синодический период;
годичный параллакс звёзд
- звездный период;
- горизонтальный параллакс;
Ресурсы урока: Учебник § 8
- угловые размеры светил;
- первая космическая
Законы Кеплера движения планет Урок 8. Законы Кеплера
скорость;
движения планет

- рисовать чертеж в соответствии
с условиями задачи.
- осуществлять переход к разным
системам счета времени.
- находить стороны света по
Полярной звезде и полуденному
Солнцу;
- отыскивать на небе следующие
созвездия и наиболее яркие
звезды в них:
- Большую Медведицу,
- Малую Медведицу (с
Полярной звездой),
- Кассиопею,
- Лиру (с Вегой),
- Орел (с Альтаиром),
- Лебедь (с Денебом),
- Возничий (с Капеллой),
- Волопас (с Арктуром),
- Северную корону,
- Орион (с Бетельгейзе),
- Телец (с Альдебараном),
- Большой Пес (с Сириусом).

- применять законы Кеплера и
закон всемирного тяготения при
объяснении движения планет и
космических аппаратов;
- решать задачи на расчет
расстояний по известному
параллаксу ( и наоборот),
линейных и угловых размеров
небесных тел, расстояний планет
от Солнца и периодов их
обращения по третьему закону

Обобщённые законы Кеплера и
определение масс небесных тел

Космические скорости и
межпланетные перелёты

Ресурсы урока: Учебник § 9
Урок 9. Космические скорости
и межпланетные перелёты
Первая и вторая космические
скорости; оптимальная
полуэллиптическая орбита КА к
планетам, время полёта к планете

- вторая космическая
скорость;
- способы определения размеров
и массы Земли;
- способы определения
расстояний до небесных тел и их
масс по закону Кеплера;
- законы Кеплера и их связь с
законом тяготения.

Кеплера.

Ресурсы урока: Учебник § 10, 11;

Современные представления о
строении и составе Солнечной
системы

Планета Земля

Луна и ее влияние на Землю

Строение Солнечной системы (7 ч)
Урок 10. Современные
- происхождение Солнечной
системы;
представления о строении и
- основные закономерности в
составе Солнечной системы
Об отличии планет земной
Солнечной системе;
группы и планет гигантов; о
- космогонические гипотезы;
планетах карликах; малых телах; - система Земля-Луна;
о поясе Койпера и облаке комет
- основные движения Земли;
Оорта
- форма Земли;
- природа Луны;
Ресурсы урока: Учебник § 12;
- общая характеристика планет
земной группы (атмосфера,
Урок 11. Планета Земля
поверхность);
Форма Земли, внутреннее
- общая характеристика планет
строение, атмосфера и влияние
гигантов (атмосфера;
парникового эффекта на климат
поверхность);
Земли
- спутники и кольца планетгигантов;
Ресурсы урока: Учебник § 13;
- астероиды и метеориты;
Урок 12. Луна и ее влияние на
- пояс астероидов;
Землю
- кометы и метеоры.
Формирование поверхности
Луны; природа приливов и
отливов на Земле и их влияние на
движение Земли и Луны;

- пользоваться планом
Солнечной системы и
справочными данными;
- определять по
«Астрономическому календарю»
какие планеты и в каких
созвездиях видны на небе в
данное время;
-находить планеты на небе,
отличая их от звезд;
- применять законы Кеплера и
закон всемирного тяготения при
объяснении движения планет и
космических аппаратов;
- решать задачи на расчет
расстояний по известному
параллаксу ( и наоборот),
линейных и угловых размеров
небесных тел, расстояний планет
от Солнца и периодов их
обращения по третьему закону
Кеплера.

процессия земной оси и
движение точки весеннего
равноденствия

Планеты земной группы

Планеты-гиганты. Планетыкарлики

Малые тела Солнечной системы

Современные представления о
происхождении Солнечной
системы

Ресурсы урока: Учебник § 14;
Урок 13. Планеты земной
группы
Физические свойства Меркурия,
Марса и Венеры; исследования
планет земной группы
космическими аппаратами
Ресурсы урока: Учебник § 15;
Урок 14. Планеты-гиганты.
Планеты-карлики
Физические свойства Юпитера,
Сатурна, Урана и Нептуна;
вулканическая деятельность на
спутнике Юпитера Ио; природа
колец вокруг планет-гигантов;
планеты-карлики
Ресурсы урока: Учебник § 16;
Урок 15. Малые тела
Солнечной системы
Физическая природа астероидов
и комет; пояс Койпера и облако
комет Оорта; природа метеоров и
метеоритов
Ресурсы урока: Учебник § 17;
Урок 16. Современные
представления о
происхождении Солнечной
системы
Современные представления о
происхождении Солнечной

системы

Методы астрофизических
исследований

Солнце

Внутреннее строение и источник
энергии Солнца

Основные характеристики звёзд

Ресурсы урока: Учебник § 18
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Урок 17. Методы
- основные физические
астрофизических исследований характеристики Солнца:
Принцип действия и устройство
- масса,
телескопов, рефракторов и
- размеры,
рефлекторов; радиотелескопы и
- температура.
радиоинтерферометры
- схему строения Солнца и
физические процессы,
Ресурсы урока: Учебник § 19;
происходящие в его недрах и
атмосфере;
Урок 18. Солнце
-основные проявления солнечной
Определение основных
характеристик Солнца; строение активности, их причины,
периодичность и влияние на
солнечной атмосферы; законы
Землю;
излучения абсолютно твёрдого
тела и температура фотосферы и - основные характеристики звезд;
в сравнении с Солнцем:
пятен; проявление солнечной
- спектры,
активности и её влияние на
- температуры,
климат и биосферу Земли
- светимости.
- пульсирующие и взрывающиеся
Ресурсы урока: Учебник § 20;
Урок 19. Внутреннее строение и звезд;.
- порядок расстояния до звезд,
источник энергии Солнца
способы определения и размеров
Расчёт температуры внутри
Солнца; термоядерный источник звезд;
- единицы измерения расстояний:
энергии Солнца и перенос
- парсек,
энергии внутри Солнца;
- световой год.
наблюдения солнечных нейтрино
- важнейшие закономерности
мира звезд;
Ресурсы урока: Учебник § 21;
- диаграмма «спектр –
Урок 20. Основные
светимость» и « масса –
характеристики звёзд
светимость»;
Определение основных
- способ определения масс
характеристик звёзд;
двойных звезд;
спектральная классификация

- применять основные положения
ведущих физических теорий при
объяснении природы Солнца и
звезд;
- решать задачи на расчет
расстояний до звезд по
известному годичному
параллаксу и обратные, на
сравнение различных звезд по
светимостям, размерам и
температурам;
- анализировать диаграммы
«Спектр – светимость» и « масса
– светимость»;
- находить на небе звезды:
- альфы Малой Медведицы,
- альфы Лиры,
- альфы Лебедя,
- альфы Орла,
- альфы Ориона,
- альфы Близнецов,
- альфы Возничего,
- альфы Малого Пса,
- альфы Большого пса,
- альфы Тельца.

звёзд; диаграмма спектрсовместимость и распределение
звёзд на ней; связь массы со
светимостью звёзд главной
последовательности; звёзды
красные гиганты; сверхгиганты и
белые карлики

Белые карлики, нейтронные
звёзды, чёрные дыры. Двойные,
кратные и переменные звёзды

Новые и сверхновые звёзды

Эволюция звёзд

Ресурсы урока: Учебник § 22-23;
Урок 21. Белые карлики,
нейтронные звёзды, чёрные
дыры. Двойные, кратные и
переменные звёзды
Особенности строения белых
карликов и предел Чандрасекара
на их массу; пульсары и
нейтронные звёзды; понятие
черной дыры; наблюдения
двойных звёзд и определение их
масс; пульсирующие переменные
звёзды; цефеиды и связь периода
пульсаций со светимостью у них
Ресурсы урока: Учебник § 24-25;
Урок 22. Новые и сверхновые
звёзды
Наблюдаемые проявления
взрывов новых и сверхновых
звёзд; свойства остатков взрывов
сверхновых звёзд
Ресурсы урока: Учебник § 26;
Урок 23. Эволюция звёзд
Жизнь звёзд различной массы и
её отражение на диаграмме
спектр-светимость;
гравитационный коллапс и взрыв

- основные параметры состояния
звездного вещества:
- плотность,
- температура,
- химический состав,
- физическое состояние.
- важнейшие понятия:
- годичный параллакс,
светимость,
- абсолютная звездная
величина;
- устройство и назначение
телескопа;
- устройство и назначение
рефракторов и рефлекторов.

белого карлика в двойной
системе из-за перетекания на
него вещества звезды
компаньона; гравитационный
коллапс ядра массивной звезды в
конце её жизни. Оценка возраста
звёздных скоплений

Газ и пыль в Галактике

Рассеянные и шаровые звёздные
скопления

Сверхмассивная чёрная дыра в
центре Млечного пути

Ресурсы урока: Учебник § 27;
Млечный путь (3 ч)
Урок 24. Газ и пыль в
- понятие туманности;
-основные физические
Галактике
Наблюдаемые характеристики
параметры, химический состав и
отражательных и диффузных
распределение межзвездного
туманностей; распределение их
вещества в Галактике;
вблизи плоскости Галактики;
- примерные значения
спиральная структура Галактики следующих величин:
- расстояния между звездами в
Ресурсы урока: Учебник § 28;
окрестности Солнца, их число в
Галактике, её размеры,
Урок 25. Рассеянные и
- инфракрасный телескоп;
шаровые звёздные скопления
- оценка массы и размеров
Наблюдаемые свойства
чёрной дыры по движению
скоплений и их распределение в
отдельных звёзд.
Галактике
Ресурсы урока:Учебник § 29;
Урок 26. Сверхмассивная
чёрная дыра в центре
Млечного пути
Наблюдение за движением звёзд
в центре Галактики в
инфракрасный телескоп; оценка
массы и размеров чёрной дыры
по движению отдельных звёзд
Ресурсы урока: Учебник § 30
Галактики (3 ч)

- объяснять причины различия
видимого и истинного
распределения звезд,
межзвездного вещества и
галактик на небе.
- находить расстояния между
звездами в окрестности Солнца,
их число в Галактике, её
размеры;
- оценивать массу и размер
чёрной дыры по движению
отдельных звёзд.

Классификация галактик

Активные галактики и квазары

Скопления галактик

Конечность и бесконечность
Вселенной. Расширяющаяся
Вселенная

Урок 27. Классификация
галактик
Типы галактик и их свойства;
красное смещение и определение
расстояний до галактик; закон
Хаббла; вращение галактик и
содержание тёмной материи в
них
Ресурсы урока: Учебник § 31
Урок 28. Активные галактики
и квазары
Природа активности галактик;
природа квазаров

-основные физические
параметры, химический состав и
распределение межзвездного
вещества в Галактике;
- примерные значения
следующих величин:
- основные типы галактик,
различия между ними;
- примерное значение и
физический смысл постоянной
Хаббла;
- возраст наблюдаемых небесных
тел.

- объяснять причины различия
видимого и истинного
распределения звезд,
межзвездного вещества и
галактик на небе.

Ресурсы урока: Учебник § 32;
Урок 29. Скопления галактик
Природа скоплений и роль
тёмной материи в них;
межгалактический газ и
рентгеновское излучение от него;
ячеистая структура
распределения Галактик и
скоплений во Вселенной
Ресурсы урока: Учебник § 33;
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Урок 30. Конечность и
- связь закона Всемирного
тяготения с представлениями о
бесконечность Вселенной
Связь закона Всемирного
конечности и бесконечности
тяготения с представлениями о
Вселенной;
конечности и бесконечности
- что такое фотометрический
Вселенной; фотометрический
парадокс;
парадокс; необходимость общей - необходимость общей теории
теории относительности для
относительности для построения
построения модели Вселенной
модели Вселенной
- понятие «горячая Вселенная»;

-- использовать знания,
полученные по физике и
астрономии, для описания и
объяснения современной
научной картины мира;

Модель «горячей Вселенной « и
реликтовое излучение

Ускоренное расширение
Вселенной и темная энергия

Обнаружение планет возле
других звёзд

Поиск жизни и разума во
Вселенной

Ресурсы урока: Учебник § 34, 35;
Урок 31. Модель «горячей
Вселенной«
Связь средней плотности
материи с законом расширения и
геометрией Вселенной; радиус и
возраст Вселенной

- крупномасштабная структура
Вселенной.
- метагалактика
- космологические модели
Вселенной

Ресурсы урока: Учебник § 36;
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Урок 32. Ускоренное
- какие наблюдения подтвердили
теорию ускоренного расширения
расширение Вселенной и
Вселенной;
темная энергия
Вклад тёмной материи в массу
- что исследователи понимают
Вселенной; наблюдение
под темной энергией;
сверхновых звёзд в далёких
- зачем в уравнение Эйнштейна
галактиках и открытие
была введена космологическая
ускоренного расширения
постоянная;
Вселенной; природы силы
- условия возникновения планет
Всемирного отталкивания
около звёзд;
- методы обнаружения
Ресурсы урока: Учебник § 37;
экзопланет около других звёзд;
- об эволюции Вселенной и
Урок 33. Обнаружение планет
жизни во вселенной;
возле других звёзд
- проблемы внеземных
Невидимые спутники у звёзд;
методы обнаружения экзопланет; цивилизаций;
- формула Дрейка.
экзопланеты с условиями
благоприятными для жизни
Ресурсы урока: Учебник § 38
Урок 34. Поиск жизни и разума
во Вселенной
Развитие представлений о
существовании жизни во
Вселенной; формула Дрейка и
число цивилизаций в Галактике;
поиск сигналов от внеземных

-- использовать знания,
полученные по физике и
астрономии, для описания и
объяснения современной
научной картины мира;
- обосновывать свою точку
зрения о возможности
существования внеземных
цивилизаций и их контактов с
нами.

цивилизаций и посылка сигналов
к ним

СОГЛАСОВАНО
протокол заседания ШМО
от 31 .08.2020г. №1,
_____________ Долгова Е.А..

Ресурсы урока: Учебник § 39;
Резерв (1 ч)
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________ Андреева С.М.
31.08.2020 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».