Муниципальное образование Белоглинский район, ст.Успенская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени С.Н.Потапова Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31августа 2020 года протокол № 1 Председатель _______ О.А.Панова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По _________________астрономии__________________________________ (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс): среднее (полное) общее 10 - 11 класс Количество часов ___34______ Учитель __Свиридова Вера Петровна Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897). ФГОС ООО,примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (базовый уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. Авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. М.: «Дрофа», 2013 год; _____________________________________________________________________________ (указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания) Планируемые результаты изучения учебного предмета Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры содержания курса астрономии определяются спецификой астрономии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров астрономического образования выступают объекты, изучаемые в курсе астрономии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения астрономии, проявляются: 1. В признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; 2. В ценности астрономических методов исследования неживой природы; в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине. В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса астрономии могут рассматриваться как формирование: 3. Уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; 4. Понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; 5. Сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. Курс астрономии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся: 1. Правильного использования астрономической терминологии и символики; 2. Потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; 3. Способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Личностными результатами обучения астрономии являются: - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к астрономии, как элементу общечеловеческой культуры; - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; - готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; - мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения Метапредметными результатамиобучения астрономии являются: - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; - понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; - формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметными результатамиобучения астрономии являются: - знания об астрономических явлениях, понимание смысла законов Кеплера; - умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять наблюдения звездного неба, Луны, затмений; - обнаруживать зависимости между астрономическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; - умения решать астрономические задачи на применение полученных знаний; - формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного, знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; - развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия. Коммуникативные умения - участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Требования к уровню подготовки учащихся класса должны знать: Имена выдающихся астрономов, специфику астрономических наблюдений, основные элементы небесной сферы, теорему о высоте Полюса мира, принципы определения горизонтальных и экваториальных координат светил, связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца, принципы разделения поверхности Земли на климатические пояса, особенности различных способов счета времени, принципы, лежащие в основе составления календарей, понятие астрономической единицы, гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы. конфигурации внутренних и внешних планет, законы движения планет, принципы, лежащие в основе выбора траекторий космических станций к телам Солнечной систем, причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел Солнечной системы, различные свойства тел Солнечной системы. Понятия: звёздной величины, параллакса, светимости, главной последовательности, солнечной постоянной, конвекции, конвективной зоны, фотосферы, гранул, хромосферы, солнечной короны, протуберанца, солнечных вспышек, солнечных пятен, солнечного ветра, Млечного пути, Галактики, звёздного скопления, рассеянных и шаровых скоплений, тангенциальной и лучевой скоростей, межзвёздной среды, разреженного газа, межзвёздной пыли, газопылевого слоя, светлых и темных туманностей, космических лучей, гравитационной конденсации, протопланетных дисков галактик, эллиптических, спиральных и неправильных галактик, скоплений галактик, взаимодействующих галактик, галактик с активными ядрами, радиогалактик, квазаров, реликтового излучения. Гипотезу о существовании жизни во Вселенной, характер движения звёзд в диске и сферической составляющей Галактики, общие представления о размере и структуре Галактики, направление на центр Галактики, возможность использования спектрального анализа для изучения небесных объектов, физический смысл закона Вина и принципа Доплера, принцип работы, назначение и возможности телескопов, связь физических характеристик звёзд между собой: температуры, светимости, звёздной величины, цвета, массы, плотности, размера, связь земных явлений с активностью Солнца, методы определения расстояний (методы геометрического и спектрального параллакса), особенности физического состояния вещества внутри звёзд, источники энергии звёзд, наблюдательные особенности белых карликов, нейтронных звёзд, переменных звёзд, новых и сверхновых звёзд, особенности эволюции звёзд различной массы, метод определения расстояний по красному смещению, закон Хаббла, сущность однородных изотропных моделей Вселенной, о возможностях наблюдения далёких галактик в эпоху их "молодости". должны уметь: Находить на небе ярчайшие звезды, работать со звёздной картой (определять координаты звёзд, положение Солнца в любой день года, видимую область небесной сферы для данной широты в заданное время года и суток), решать задачи на определение: высоты и зенитного расстояния светила в моменты кульминации, географической широты точек земной поверхности по астрономическим наблюдениям, лунных фаз, периодов возможного наступления затмений, синодического и сидерического периодов планет, расстояний до небесных тел и их параллаксов, конфигураций планет, на использование формул: законов Кеплера, закона всемирного тяготения, 1-й и 2-й космических скоростей, пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы, находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений. Решать задачи на использование принципа Доплера и закона Вина, на определение массы небесных тел по скоростям орбитального движения, на определение расстояний до звёзд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды, на определение расстояний до галактик. Оценивать разрешающую способность (дифракционную) телескопов, пользоваться шкалой звёздных величин, диаграммой "температура-светимость", связывать тангенциальную и лучевую скорости небесного тела с его пространственной скоростью, грубо оценивать массу Галактики по скорости кругового движения звёзд, различать на фотографиях различные типы звёздных скоплений и межзвёздных туманностей, определять расстояние до галактик по красному смещению, объяснять смысл понятий "расширяющаяся Вселенная" и "реликтовое излучение". Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 11 классе • Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и увидеть небесные тела не только в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационноволновых телескопов. • Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь. • Узнать, как благодаря развитию астрономии люди пришли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет и, в конце концов, закон Всемирного тяготения. • На примере использования закона всемирного тяготения, получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля-Луна и эволюцию этой системы в будущем. • Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планета и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет гигантов, и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов, и нового класса небесных тел карликовых планет. • Получить представление о методах астрофизических исследованиях и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел. • Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоки нейтрино от Солнца удалось заглянуть в центр Солнце и узнать о термоядерном источнике энергии. • Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды. • Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы. • Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы. • Узнать, как устроена наша Галактика – Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления, и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли проникнуть в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры. • Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, и распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения. • Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними. • Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии. • Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с темной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения. • Узнать об открытии экзопланет – планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска и связи с внеземными цивилизациями. • Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени. Содержание курса Введение в астрономию Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма излучение Вселенной. Что увидели гравитационноволновые и нейтринные телескопы. Астрометрия Звёздное небо и видимое движение небесных светил Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунные затмения. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений Время и календарь Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари. Небесная механика Гелиоцентрическая система мира Представляли о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращение Земли вокруг Солнца. Параллакс звезд и определение расстояние до них, парсек. Законы Кеплера движения планет Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости Расчёты первой и второй космической скорости и их физически смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелёты Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю Лунный рельеф и его природа, Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий. Строение солнечной системы Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты гиганты их принципиальные отличия. Облако комет Оорта и пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли Планеты земной группы Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты гиганты Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканической деятельности на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет гигантов. Планеты карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов. Метеоры и метеориты Природа «падающих звёзд», метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров. Практическая астрофизика и физика Солнца Методы астрофизических исследований Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Звёзды Основные характеристики звёзд Определение основные характеристик звёзд массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звезд и её физические основы. Диаграмма спектральный класс– светимость звёзд, связь между массой и светимостью звезд Внутреннее строение звёзд Строение звёзды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. Двойные, кратные и переменные звёзды Наблюдения двойных и кратных звёзд, Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной , по которым определят расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звёзды Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащих звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение жизнь и смерть звёзд Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд. Млечный путь Газ и пыль в Галактике Как образуются отражательные туманности почему светятся диффузные туманности Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике Рассеянные и шаровые звёздные скопления Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные обнаружение в наблюдения движения звёзд в центре Галактики нём сверхмассивной черной дыры. Расчёт и параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд. Галактики Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла Вращение галактик и тёмная материя в них. Активные галактики и квазары Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них. Скопления галактик Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик. Строение и эволюция Вселенной Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Закон Всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия классических представлений о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрическими свойствами пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная Связь средней плотность материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и Неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение которое осталось во Вселенной от горячего и сверх плотного состояния Наблюдаемые материи свойства на ранних реликтового этапах излучения. жизни Почему Вселенной. необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной. Современные проблемы астрономии Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы Всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них Поиски жизни и разума во Вселенной Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов цивилизациям. Тематическое-поурочное планирование внеземным Поурочное планирование рассчитано на 1 ч астрономии в неделю и построено следующим образом: тема урока - основной, изучаемый в классе материал. Введение в астрономию (2 ч) Целью изучения данной темы – познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планеты, Солнце, звёзды, звёздные скопления, галактики, скопления галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Они знакомятся с характерными масштабами , характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Фактически, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии. Астрометрия (5 ч) Целью изучения данной темы – формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитие астрономии в античные времена. Проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого получить представления о том как астрономы научились предсказывать затмения; получить представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времен измерении времени и ведении календаря. Небесная механика (4 часа) Цель изучения темы – развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера движения планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты. Строение Солнечной системы (7 часов) Цель изучения темы – получить представление о строение Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет гигантов и планет карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; получить представление о развитие взглядов и современных представлениях о происхождении Солнечной системы. Астрофизика и звёздная астрономия (9 часов) Цель изучения темы – получить представления о разных типах оптических телескопах, радиотелескопах и методах наблюдений на них; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанными с ней процессов на Земле и биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца, и, как наблюдения солнечных нейтрино, подтвердило наши представления о процессах внутри характеристиках Солнца; звёзд, их получить представления: взаимосвязи, внутреннем об основных строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды помогают определять расстояния во Вселенной; получить представления о новых и сверхновых звёздах, и, как живут и умирают звёзды. Млечный Путь – наша Галактика (3 часа) Целью изучение темы - получить представление нашей Галактике – Млечный Путь, об объектах её составляющих, о распределение газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, об её спиральной структуре; об исследовании ее центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики. Галактики (3 часа) Цель изучения темы – получить представление о различных типах галактик, об определении расстояниях до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах и законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представления об активных галактиках и квазарах и физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик. Строение и эволюция Вселенной (3 часа) Целью изучения темы – получить представление об уникальном объекте Вселенной в целом, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этими представлениями о теоретических представлениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; какие наблюдения привели к расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизниВселенной и природе реликтового излучения; о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной. Современные проблемы астрономии (3 часа) Целью изучения данной темы – показать современные направления изучения Вселенной, об определении расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и открытия ускоренного расширения Вселенной , роли тёмной энергии и силы Всемирного отталкивания; получить представления об экзопланетах и поиска экзопланет благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике и о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблем, связанных со связью с ними. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол №1 ШМО учителей Заместитель директора по УВР 31 августа 2020 г. Андреева С.М_____________ Руководитель ШМО Долгова Е.А_____________ Темы, входящие в разделы примерной программы Введение в астрономию Звёздное небо Небесные координаты Видимое движение планет и Солнца ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ч в неделю. Всего за 1 год обучения 35 ч, Из них 1 ч – резервное время Основное содержание по темам Знать/понимать: Введение (1 ч) Урок 1 Введение в астрономию - что изучает астрономия; Астрономия – наука о космосе. - роль наблюдений в астрономии; Понятие Вселенной. Структуры и - значение астрономии; масштабы Вселенной. Далёкие - что такое Вселенная; глубины Вселенной - структура и масштабы Вселенной; Ресурсы урока: Учебник § 1, 2;. Астрометрия (5 ч) Урок 2. Звёздное небо - что такое созвездие; Звездное небо. Что такое - названия некоторых созвездий, созвездие. Основные созвездия их конфигурацию, альфу каждого северного полушария из этих созвездий; - основные точки, линии и круги Ресурсы урока: Учебник § 3 на небесной сфере: -горизонт, Урок 3. Небесные координаты - полуденная линия, Небесный экватор и небесный - небесный меридиан, меридиан; горизонтальные, - небесный экватор, экваториальные координаты; -эклиптика, кульминации светил. - зенит, Горизонтальная система - полюс мира, координат. Экваториальная - ось мира, система координат. - точки равноденствий и солнцестояний; Ресурсы урока: Учебник § 4 теорему о высоте полюса мира Урок 4. Видимое движение над горизонтом; планет и Солнца - основные понятия сферической Эклиптика, точка весеннего и практической астрономии: равноденствия, неравномерное - кульминация и высота движение Солнца по эклиптике светила над горизонтом; -прямое восхождение и Ресурсы урока: Учебник § 5 Уметь: - использовать подвижную звездную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесенных на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) Устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия в идимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила в кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; Движение Луны и затмения Урок 5. Движение Луны и затмения Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений склонение; - сутки; - отличие между новым и старым стилями. - величины: - угловые размеры Луны и Солнца; Ресурсы урока: Учебник § 6 -даты равноденствий и солнцестояний; Время и календарь Урок 6. Время и календарь -угол наклона эклиптики к Солнечное и звездное время, экватору, лунный и солнечный календарь, - соотношения между мерами юлианский и грегорианский и мерами времени для календарь измерения углов; -продолжительность года; Ресурсы урока: Учебник § 7 - число звезд видимых невооруженным взглядом. - принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; - причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца. Небесная механика (3 ч) Система мира Урок 7. Система мира - понятия: Геоцентрическая и - гелиоцентрическая система гелиоцентрическая система мира; мира; объяснение петлеобразного - геоцентрическая система движения планет; доказательства мира; движения Земли вокруг Солнца; - синодический период; годичный параллакс звёзд - звездный период; - горизонтальный параллакс; Ресурсы урока: Учебник § 8 - угловые размеры светил; - первая космическая Законы Кеплера движения планет Урок 8. Законы Кеплера скорость; движения планет - рисовать чертеж в соответствии с условиями задачи. - осуществлять переход к разным системам счета времени. - находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; - отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звезды в них: - Большую Медведицу, - Малую Медведицу (с Полярной звездой), - Кассиопею, - Лиру (с Вегой), - Орел (с Альтаиром), - Лебедь (с Денебом), - Возничий (с Капеллой), - Волопас (с Арктуром), - Северную корону, - Орион (с Бетельгейзе), - Телец (с Альдебараном), - Большой Пес (с Сириусом). - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел Космические скорости и межпланетные перелёты Ресурсы урока: Учебник § 9 Урок 9. Космические скорости и межпланетные перелёты Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете - вторая космическая скорость; - способы определения размеров и массы Земли; - способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; - законы Кеплера и их связь с законом тяготения. Кеплера. Ресурсы урока: Учебник § 10, 11; Современные представления о строении и составе Солнечной системы Планета Земля Луна и ее влияние на Землю Строение Солнечной системы (7 ч) Урок 10. Современные - происхождение Солнечной системы; представления о строении и - основные закономерности в составе Солнечной системы Об отличии планет земной Солнечной системе; группы и планет гигантов; о - космогонические гипотезы; планетах карликах; малых телах; - система Земля-Луна; о поясе Койпера и облаке комет - основные движения Земли; Оорта - форма Земли; - природа Луны; Ресурсы урока: Учебник § 12; - общая характеристика планет земной группы (атмосфера, Урок 11. Планета Земля поверхность); Форма Земли, внутреннее - общая характеристика планет строение, атмосфера и влияние гигантов (атмосфера; парникового эффекта на климат поверхность); Земли - спутники и кольца планетгигантов; Ресурсы урока: Учебник § 13; - астероиды и метеориты; Урок 12. Луна и ее влияние на - пояс астероидов; Землю - кометы и метеоры. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; - пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; - определять по «Астрономическому календарю» какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звезд; - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчет расстояний по известному параллаксу ( и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия Планеты земной группы Планеты-гиганты. Планетыкарлики Малые тела Солнечной системы Современные представления о происхождении Солнечной системы Ресурсы урока: Учебник § 14; Урок 13. Планеты земной группы Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами Ресурсы урока: Учебник § 15; Урок 14. Планеты-гиганты. Планеты-карлики Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики Ресурсы урока: Учебник § 16; Урок 15. Малые тела Солнечной системы Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Ресурсы урока: Учебник § 17; Урок 16. Современные представления о происхождении Солнечной системы Современные представления о происхождении Солнечной системы Методы астрофизических исследований Солнце Внутреннее строение и источник энергии Солнца Основные характеристики звёзд Ресурсы урока: Учебник § 18 Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) Урок 17. Методы - основные физические астрофизических исследований характеристики Солнца: Принцип действия и устройство - масса, телескопов, рефракторов и - размеры, рефлекторов; радиотелескопы и - температура. радиоинтерферометры - схему строения Солнца и физические процессы, Ресурсы урока: Учебник § 19; происходящие в его недрах и атмосфере; Урок 18. Солнце -основные проявления солнечной Определение основных характеристик Солнца; строение активности, их причины, периодичность и влияние на солнечной атмосферы; законы Землю; излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и - основные характеристики звезд; в сравнении с Солнцем: пятен; проявление солнечной - спектры, активности и её влияние на - температуры, климат и биосферу Земли - светимости. - пульсирующие и взрывающиеся Ресурсы урока: Учебник § 20; Урок 19. Внутреннее строение и звезд;. - порядок расстояния до звезд, источник энергии Солнца способы определения и размеров Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник звезд; - единицы измерения расстояний: энергии Солнца и перенос - парсек, энергии внутри Солнца; - световой год. наблюдения солнечных нейтрино - важнейшие закономерности мира звезд; Ресурсы урока: Учебник § 21; - диаграмма «спектр – Урок 20. Основные светимость» и « масса – характеристики звёзд светимость»; Определение основных - способ определения масс характеристик звёзд; двойных звезд; спектральная классификация - применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звезд; - решать задачи на расчет расстояний до звезд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звезд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «Спектр – светимость» и « масса – светимость»; - находить на небе звезды: - альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя, - альфы Орла, - альфы Ориона, - альфы Близнецов, - альфы Возничего, - альфы Малого Пса, - альфы Большого пса, - альфы Тельца. звёзд; диаграмма спектрсовместимость и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды красные гиганты; сверхгиганты и белые карлики Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды Новые и сверхновые звёзды Эволюция звёзд Ресурсы урока: Учебник § 22-23; Урок 21. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие черной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них Ресурсы урока: Учебник § 24-25; Урок 22. Новые и сверхновые звёзды Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд Ресурсы урока: Учебник § 26; Урок 23. Эволюция звёзд Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме спектр-светимость; гравитационный коллапс и взрыв - основные параметры состояния звездного вещества: - плотность, - температура, - химический состав, - физическое состояние. - важнейшие понятия: - годичный параллакс, светимость, - абсолютная звездная величина; - устройство и назначение телескопа; - устройство и назначение рефракторов и рефлекторов. белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений Газ и пыль в Галактике Рассеянные и шаровые звёздные скопления Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути Ресурсы урока: Учебник § 27; Млечный путь (3 ч) Урок 24. Газ и пыль в - понятие туманности; -основные физические Галактике Наблюдаемые характеристики параметры, химический состав и отражательных и диффузных распределение межзвездного туманностей; распределение их вещества в Галактике; вблизи плоскости Галактики; - примерные значения спиральная структура Галактики следующих величин: - расстояния между звездами в Ресурсы урока: Учебник § 28; окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, Урок 25. Рассеянные и - инфракрасный телескоп; шаровые звёздные скопления - оценка массы и размеров Наблюдаемые свойства чёрной дыры по движению скоплений и их распределение в отдельных звёзд. Галактике Ресурсы урока:Учебник § 29; Урок 26. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд Ресурсы урока: Учебник § 30 Галактики (3 ч) - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе. - находить расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд. Классификация галактик Активные галактики и квазары Скопления галактик Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная Урок 27. Классификация галактик Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них Ресурсы урока: Учебник § 31 Урок 28. Активные галактики и квазары Природа активности галактик; природа квазаров -основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - основные типы галактик, различия между ними; - примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; - возраст наблюдаемых небесных тел. - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звезд, межзвездного вещества и галактик на небе. Ресурсы урока: Учебник § 32; Урок 29. Скопления галактик Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной Ресурсы урока: Учебник § 33; Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Урок 30. Конечность и - связь закона Всемирного тяготения с представлениями о бесконечность Вселенной Связь закона Всемирного конечности и бесконечности тяготения с представлениями о Вселенной; конечности и бесконечности - что такое фотометрический Вселенной; фотометрический парадокс; парадокс; необходимость общей - необходимость общей теории теории относительности для относительности для построения построения модели Вселенной модели Вселенной - понятие «горячая Вселенная»; -- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; Модель «горячей Вселенной « и реликтовое излучение Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия Обнаружение планет возле других звёзд Поиск жизни и разума во Вселенной Ресурсы урока: Учебник § 34, 35; Урок 31. Модель «горячей Вселенной« Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной - крупномасштабная структура Вселенной. - метагалактика - космологические модели Вселенной Ресурсы урока: Учебник § 36; Современные проблемы астрономии (3 ч) Урок 32. Ускоренное - какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения расширение Вселенной и Вселенной; темная энергия Вклад тёмной материи в массу - что исследователи понимают Вселенной; наблюдение под темной энергией; сверхновых звёзд в далёких - зачем в уравнение Эйнштейна галактиках и открытие была введена космологическая ускоренного расширения постоянная; Вселенной; природы силы - условия возникновения планет Всемирного отталкивания около звёзд; - методы обнаружения Ресурсы урока: Учебник § 37; экзопланет около других звёзд; - об эволюции Вселенной и Урок 33. Обнаружение планет жизни во вселенной; возле других звёзд - проблемы внеземных Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; цивилизаций; - формула Дрейка. экзопланеты с условиями благоприятными для жизни Ресурсы урока: Учебник § 38 Урок 34. Поиск жизни и разума во Вселенной Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных -- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами. цивилизаций и посылка сигналов к ним СОГЛАСОВАНО протокол заседания ШМО от 31 .08.2020г. №1, _____________ Долгова Е.А.. Ресурсы урока: Учебник § 39; Резерв (1 ч) СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________ Андреева С.М. 31.08.2020 г