Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 им. С. Н. Потапова Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ «СОШ № 31 Белоглинского района» от___31. 08___ 2023 года протокол № 1 Председатель _ Панова О. А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Избранные вопросы математики» Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 классы) Количество часов: всего 68 (34+34) часов Учитель Фирсакова Вера Николаевна Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования с учетом кодификатора проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по математике 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты 1. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к выполнении разнообразной учебных, экспериментов, создании совместной познавательных учебных деятельности задач, проектов; при выполнении стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; готовность обучающихся противостоять негативным социальным явлениям. 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: ценностное историческому отношение и к научному отечественному наследию; культурному, понимание значения математики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математики, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. 4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание): эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. 5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания): мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; информационная культура, в том числе навыки самостоятельной литературой, работы с учебными разнообразными текстами, средствами справочной информационных технологий; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как возможности участия государственных, трудиться, решении личных, общенациональных уважение достижениям, в к труду добросовестное, и общественных, проблем; людям потребность труда, ответственное и трудовым творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. 8. Экологическое воспитание: экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – до распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате изучения элективного курса ученик научится: выполнять письменные арифметические приемы, действия, применение сочетая вычислительных устные и устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы и тригонометрические функции; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать с помощью функций различные зависимости, представлять их графически, строить и читать графики функций, интерпретировать графики решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; решать прикладные задачи, в том числе социальноэкономического и физического содержания, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения; решать рациональные уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; составлять уравнения и неравенства по условию задачи; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем; распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. исследовать (моделировать) несложные практические ситуации на основе изученных формул и свойств фигур. Ученик получит возможность научиться: понимать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; осознать значение практики вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; наблюдать и вычислять вероятностный характер различных процессов окружающего мира; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни 2. Содержание учебного предмета, курса Алгебра Числа, корни и степени Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления, делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. Решение задач с использованием свойств степеней и корней. Степень с действительным показателем, свойства степени Основы тригонометрии Синус, косинус тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла, тригонометрическая окружность. Тригонометрические функции чисел и углов. Формулы приведения, сложения тригонометрических функций, формулы двойного и половинного аргумента Логарифмы Логарифм числа, свойства логарифма. Десятичный и натуральный логарифм Преобразование выражений Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления, делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. Решение задач с использованием свойств степеней и корней. Радианная мера угла, тригонометрическая окружность. Тригонометрические функции чисел и углов. Формулы приведения, сложения тригонометрических функций, формулы двойного и половинного аргумента. Преобразование суммы, разности тригонометрических функций, и наоборот. Преобразование логарифмических выражений. Модуль числа и его свойства. Уравнения и неравенства Уравнения в произведение Решение задач с использованием свойств степеней и корней, многочленов, преобразований многочленов и дробно-рациональных выражений. Тригонометрические уравнения. Однородные тригонометрические уравнения. Простейшие показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Решение задач на движение и совместную работу, смеси и сплавы с помощью линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений и их систем. Графическое решение уравнений. Решение задач с использованием числовых функций и их графиков. Уравнения, системы уравнений с модулем и параметром Неравенства Решение задач с помощью числовых неравенств и систем неравенств с одной переменной, с применением изображения числовых промежутков. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Использование операций над множествами и высказываниями. Использование неравенств и систем неравенств с одной переменной, числовых промежутков, их объединений и пересечений. Графические методы решения неравенств. Метод интервалов для решения неравенств Функции Определение и график функции Решение задач с использованием числовых функций и их графиков. Обратные тригонометрические функции, их главные значения, свойства и графики. Взаимно обратные функции. Графики взаимно обратных функций. Преобразования графиков функций: сдвиг, умножение на число, отражение относительно координатных осей Элементарное исследование функций Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Четные и нечетные функции. Периодические функции и наименьший период. Точки экстремума (максимума и минимума). Наибольшее и наименьшее значение функции Основные элементарные функции Использование свойств и графиков линейных и квадратичных функций, обратной пропорциональности и функции y x . Степенная функция, её свойства и график. Тригонометрические функции числового аргумента y cos x , y sin x , y tg x , y ctg x . Свойства и графики тригонометрических функций. Показательная функция, её свойства и график. Логарифмическая функция и ее свойства и график Начала математического анализа Производная Производная функции в точке. Геометрический и физический смысл производной. Касательная к графику функции. Правила дифференцирования. Производные элементарных функций. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Исследование элементарных функций на точки наибольшее и наименьшее значение с помощью производной. Применение производной при решении задач Первообразная и интеграл Первообразные элементарных функций. экстремума, Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью интеграла. Геометрия Планиметрия Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Решение задач с использованием свойств фигур на плоскости Прямые и плоскости в пространстве Теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Скрещивающиеся прямые в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикулярные плоскости. Параллельное проектирование и изображение фигур Многогранники Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Виды пирамид. Элементы правильной пирамиды. Построение сечений многогранников методом следов. Центральное проектирование. Построение сечений многогранников методом проекций. Правильные многогранники Тела и поверхности вращения Тела вращения: цилиндр, конус, шар и сфера. Сечения цилиндра, конуса и шара. Развёртки цилиндра и конуса Измерение геометрических величин Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Углы в пространстве. Решение задач на измерения на плоскости, вычисления длин и площадей. Расстояния между фигурами в пространстве. Общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых. Площадь сферы. Площадь поверхности цилиндра и конуса. Объемы многогранников. Объемы тел вращения. Комбинации многогранников и тел вращения. Координаты и векторы Векторы и координаты. Сумма векторов, умножение вектора на число. Угол между векторами. Скалярное произведение. Формула расстояния между точками. Уравнение сферы. Решение задач с помощью векторов и координат. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей Элементы комбинаторики Решение задач с применением комбинаторики. Биномиальное распределение и его свойства Элементы статистики Использование таблиц и диаграмм для представления данных. Решение задач на применение описательных характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, дисперсии и стандартного отклонения Элементы статистики Вычисление частот и вероятностей событий. Вычисление вероятностей независимых событий. Использование формулы сложения вероятностей, диаграмм Эйлера, дерева вероятностей, формулы Бернулли. 3. Тематическое планирование учебного предмета, курса Раздел Темы Кол-во Основные часов деятельности виды Основные направления обучающихся (на уровне воспитатель универсальных действий) учебных ной деятельности 10 класс Алгебра 18 Действия с дробями 1 Действия со степенями Проценты. Основные правила Действия с формулами Числа и их свойства. Цифровая запись числа Округление с недостатком Округление с избытком Задачи на проценты. Метод составления уравнения Задачи на проценты. Метод пропорции Задачи прикладного содержания. Совершение покупок Задачи прикладного содержания. Оплата коммунальных услуг, налогов Скорость изменения величин Определение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 величин по графику и диаграмме Выбор варианта из двух, трёх возможных Выбор варианта из четырёх возможных Анализ утверждения 1 1 1 Владеть базовым 1, 2, 3, 4, 5, 6, понятийным аппаратом. 7, 8 Проводить устные и письменные логические обоснования при решении задач на вычисление и доказательство. Решать сложные задачи на вычисление с доказательством способа решения, с анализом результата, определением хода решения задачи и выстраиванием логической цепочки рассуждений, соотнесением ответа с условием задачи. Читать графики и диаграммы реальных зависимостей. Работать с графиками, схемами, таблицами. Определять величины по графику. Определять величины по диаграмме Определение оптимального варианта Задачи, требующие неординарного подхода Уравнения и неравенства 1 Решение линейных, квадратных уравнений и уравнений, приводимых к ним Решение линейных и квадратных неравенств Рациональные неравенства. Метод интервалов для решения неравенств Решение задач на 1 1 9 1 1 2 движение Решение задач на 2 задач на 2 работу Решение Классифицировать 1, 2, 3, 4, 5, 6, уравнения по типам и 7, 8 методам их решения. Понимать сферы решения на ОДЗ, решение с проверкой и на основе равносильных преобразований. Определять оптимальный способ решения. Уметь применять приобретённые знания, умения, навыки, полученные при изучении курса математики, для решения неравенств в формате ЕГЭ. Сравнивать различные способы решения и выбирать оптимальный смеси и сплавы Функции 3 Функция. Графики элементарных функций Свойства функции. Чтение графиков функций Преобразование графиков функций Геометрия Решение задач использованием теорем треугольниках, 1 1 1 4 с о 1 Владеть понятиями: функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание и убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке; уметь применять эти понятия при решении задач, выполнять различные преобразования графиков функций Формулировать определения, доказывать свойства планиметрических фигур, анализировать формулировки определений 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов связанных с четырёхугольниками Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями Решение задач на измерения на плоскости, вычисления длин и плоскостей Практические и прикладные задачи по планиметрии в ЕГЭ Итого 1 1 1 и теорем. Применять методы решения задач на вычисления и доказательства. Решать сложные задачи на построение, доказательство и вычисление с анализом условия задачи, определением хода решения задачи. Приводить примеры реальных объектов, характеристики которых описываются. Исходя из условий задачи составлять числовые выражения, уравнения и находить значение искомых величин 34 11 класс Алгебра 4 Степень с действительным показателем, свойства степени. Преобразование степенных выражений Преобразование показательных выражений Логарифм, свойства логарифма. Преобразование логарифмических выражений Преобразование числовых и буквенных тригонометрических выражений Уравнения и неравенства 1 Иррациональные уравнения Простейшие показательные уравнения неравенства 1 1 1 6 1 1 и Применять основные 1, 2, 3, 4, 5, 6, свойства для степенной, 7, 8 показательной, логарифмической и тригонометрических функций для преобразования выражений Классифицировать 1, 2, 3, 4, 5, 6, уравнения по типам и 7, 8 методам их решения. Понимать сферы решения на ОДЗ, решение с проверкой и на основе равносильных Логарифмические уравнения и неравенства Решение тригонометрических уравнений Решение комбинированных уравнений. Отбор корней Функции Начала 1 1 2 4 Степенная функция, её свойства и график. Преобразования графика функции Показательная функция, её свойства и график. Преобразования графика функции Логарифмическая функция, её свойства и график. Преобразования графика функции Тригонометрические функции, их графики. Преобразования графиков функций 1 математического 8 Производная функции в точке. Геометрический смысл производной Физический смысл производной, нахождение скорости процесса, заданного формулой или графиком Касательная к графику функции Связь между 1 1 преобразований. Определять оптимальный способ решения. Уметь применять приобретённые знания, умения, навыки, полученные при изучении курса математики, для решения неравенств в формате ЕГЭ. Сравнивать различные способы решения и выбирать оптимальный Владеть понятиями 1, 2, 3, 4, 5, 6, степенная, показательная, 7, 8 логарифмическая, тригонометрические функции, уметь применять свойства данных элементарных функций при преобразовании графиков 1 1 анализа 1 1 1 Владеть понятиями 1, 2, 3, 4, 5, 6, производная функции в 7, 8 точке, производная функции; вычислять производные элементарных функций и их комбинаций; исследовать функции на монотонность и экстремумы. Владеть понятием касательная к графику функции и уметь применять его при решении задач. Решать оптимизационные задачи с помощью производной графиком функции и графиком её производной Исследование элементарных функций на точки экстремума с помощью производной Исследование элементарных функций на наибольшее и наименьшее значение с помощью производной Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах Применение производной для нахождения наилучшего решения в социальноэкономических задачах Геометрия Прямые и плоскости в пространстве: угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями Угол и расстояние между скрещивающимися прямыми Многогранники. Сечения многогранников Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения Вычисление объёмов многогранников, тел вращения Комбинации 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 Уметь применять 1, 2, 3, 4, 5, 6, приобретённые знания, 7, 8 умения, навыки, полученные при изучении курса математики, к решению заданий из стереометрии в формате ЕГЭ многогранников и тел вращения Элементы комбинаторики, статистики и 3 теории вероятностей Частота элементарных событий. Задачи на определение вероятности наступления события Вероятность произведения и суммы событий. Решение задач по формуле полной вероятности Использование комбинированных методов решения задач Заключительное повторение. 1 Знать типы и алгоритмы 1, 2, 3, 4, 5, 6, решения комбинаторных и 7, 8 вероятностных задач. Использовать полученные знания на практике 1 1 3 Решение вариантов ЕГЭ Решение вариантов 3 ЕГЭ Итого 34 СОГЛАСОВАНО Протокол № 1заседания МО учителей естественно-математического цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Андреева С. М. МБОУ «СОШ № 31 Белоглинского района» «_31_»____августа____2021 года _________ /Фирсакова В. Н./ «__31»__августа___2021 года