Краснодарский край, Белоглинский район, ст. Успенская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. С. Н. Потапова
Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ «СОШ № 31 Белоглинского
района»
от___31. 08___ 2023 года протокол № 1
Председатель _
Панова О. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Избранные вопросы математики»
Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 классы)
Количество часов: всего 68 (34+34) часов
Учитель Фирсакова Вера Николаевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего
образования
с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего
образования
с учетом кодификатора проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования и
элементов содержания для проведения единого государственного экзамена
по математике
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1. Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
готовность
к
выполнении
разнообразной
учебных,
экспериментов,
создании
совместной
познавательных
учебных
деятельности
задач,
проектов;
при
выполнении
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовность оценивать свое поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания
последствий
поступков;
готовность
обучающихся
противостоять негативным социальным явлениям.
2. Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности:
ценностное
историческому
отношение
и
к
научному
отечественному
наследию;
культурному,
понимание
значения
математики как науки в жизни современного общества; владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной математики, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей:
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия); готовность оценивать свое поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе
в сети Интернет.
4. Приобщение
детей
к
культурному
наследию
(эстетическое
воспитание):
эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного
познания):
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
информационная культура, в том числе навыки
самостоятельной
литературой,
работы
с
учебными
разнообразными
текстами,
средствами
справочной
информационных
технологий; готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации
собственных
жизненных
планов;
готовность
обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как
возможности
участия
государственных,
трудиться,
решении
личных,
общенациональных
уважение
достижениям,
в
к
труду
добросовестное,
и
общественных,
проблем;
людям
потребность
труда,
ответственное
и
трудовым
творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к
самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
8. Экологическое воспитание:
экологическая культура, бережное отношение к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности; осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
–
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
до
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
их
активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения элективного курса ученик научится:
выполнять
письменные
арифметические
приемы,
действия,
применение
сочетая
вычислительных
устные
и
устройств;
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования
буквенных
выражений,
включающих
степени,
радикалы
и
тригонометрические функции;
вычислять
значения
числовых
и
буквенных
выражений,
осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значение функции по значению аргумента при
различных способах задания функции;
описывать с помощью функций различные зависимости,
представлять их графически, строить и читать графики функций,
интерпретировать графики
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя
свойства функций и их графиков;
вычислять производные элементарных функций, используя
справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность,
находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить
графики многочленов и простейших рациональных функций с
использованием аппарата математического анализа;
решать прикладные задачи, в том числе социальноэкономического и физического содержания, на наибольшие и
наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
решать рациональные уравнения и неравенства, простейшие
иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и
неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений
простейших уравнений и их систем;
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;
соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в
пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение
объектов в пространстве;
решать планиметрические и простейшие стереометрические
задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов);
использовать при решении стереометрических задач
планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
исследовать (моделировать) несложные практические ситуации
на основе изученных формул и свойств фигур.
Ученик получит возможность научиться:
понимать значение математической науки для решения задач,
возникающих в теории и практике; широту и в то же время
ограниченность применения математических методов к анализу и
исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
осознать значение практики вопросов, возникающих в самой
математике для формирования и развития математической науки;
историю развития понятия числа, создания математического анализа,
возникновения и развития геометрии;
понимать
универсальный
характер
законов
логики
математических рассуждений, их применимость во всех областях
человеческой деятельности;
наблюдать и вычислять вероятностный характер различных
процессов окружающего мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни
2. Содержание учебного предмета, курса
Алгебра
Числа, корни и степени
Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления,
делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. Решение задач с
использованием свойств степеней и корней. Степень с действительным
показателем, свойства степени
Основы тригонометрии
Синус, косинус тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная
мера угла, тригонометрическая окружность. Тригонометрические функции
чисел и углов. Формулы приведения, сложения тригонометрических
функций, формулы двойного и половинного аргумента
Логарифмы
Логарифм числа, свойства логарифма. Десятичный и натуральный
логарифм
Преобразование выражений
Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления,
делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел.
Решение задач с использованием свойств степеней и корней.
Радианная
мера
угла,
тригонометрическая
окружность.
Тригонометрические функции чисел и углов. Формулы приведения,
сложения тригонометрических функций, формулы двойного и половинного
аргумента.
Преобразование
суммы,
разности
тригонометрических функций, и наоборот.
Преобразование логарифмических выражений.
Модуль числа и его свойства.
Уравнения и неравенства
Уравнения
в
произведение
Решение задач с использованием свойств степеней и корней,
многочленов,
преобразований
многочленов
и
дробно-рациональных
выражений.
Тригонометрические уравнения. Однородные тригонометрические
уравнения.
Простейшие показательные уравнения.
Логарифмические уравнения.
Решение задач на движение и совместную работу, смеси и сплавы с
помощью линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений и их
систем.
Графическое решение уравнений.
Решение задач с использованием числовых функций и их графиков.
Уравнения, системы уравнений с модулем и параметром
Неравенства
Решение задач с помощью числовых неравенств и систем неравенств с
одной переменной, с применением изображения числовых промежутков.
Показательные неравенства.
Логарифмические неравенства.
Использование
операций
над
множествами
и
высказываниями.
Использование неравенств и систем неравенств с одной переменной,
числовых промежутков, их объединений и пересечений.
Графические методы решения неравенств.
Метод интервалов для решения неравенств
Функции
Определение и график функции
Решение задач с использованием числовых функций и их графиков.
Обратные
тригонометрические
функции,
их
главные
значения,
свойства и графики.
Взаимно обратные функции. Графики взаимно обратных функций.
Преобразования графиков функций: сдвиг, умножение на число,
отражение относительно координатных осей
Элементарное исследование функций
Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность.
Четные и нечетные функции.
Периодические функции и наименьший период.
Точки экстремума (максимума и минимума).
Наибольшее и наименьшее значение функции
Основные элементарные функции
Использование свойств и графиков линейных и квадратичных
функций, обратной пропорциональности и функции y x .
Степенная функция, её свойства и график.
Тригонометрические функции числового аргумента y cos x , y sin x ,
y tg x , y ctg x . Свойства и графики тригонометрических функций.
Показательная функция, её свойства и график.
Логарифмическая функция и ее свойства и график
Начала математического анализа
Производная
Производная функции в точке. Геометрический и физический смысл
производной.
Касательная к графику функции.
Правила дифференцирования.
Производные элементарных функций.
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл.
Исследование
элементарных
функций
на
точки
наибольшее и наименьшее значение с помощью производной.
Применение производной при решении задач
Первообразная и интеграл
Первообразные элементарных функций.
экстремума,
Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с
помощью интеграла.
Геометрия
Планиметрия
Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений
в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками.
Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями.
Решение задач с использованием свойств фигур на плоскости
Прямые и плоскости в пространстве
Теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
Скрещивающиеся прямые в пространстве.
Перпендикулярность
прямой
и
плоскости.
Теорема
о
трех
перпендикулярах.
Перпендикулярные плоскости.
Параллельное проектирование и изображение фигур
Многогранники
Призма.
Параллелепипед.
Свойства
параллелепипеда.
Прямоугольный
параллелепипед.
Пирамида. Виды пирамид. Элементы правильной пирамиды.
Построение сечений многогранников методом следов. Центральное
проектирование. Построение сечений многогранников методом проекций.
Правильные многогранники
Тела и поверхности вращения
Тела вращения: цилиндр, конус, шар и сфера. Сечения цилиндра,
конуса и шара.
Развёртки цилиндра и конуса
Измерение геометрических величин
Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями.
Углы в пространстве.
Решение задач на измерения на плоскости, вычисления длин и
площадей.
Расстояния между фигурами в пространстве. Общий перпендикуляр
двух скрещивающихся прямых.
Площадь сферы. Площадь поверхности цилиндра и конуса.
Объемы многогранников. Объемы тел вращения.
Комбинации многогранников и тел вращения.
Координаты и векторы
Векторы и координаты. Сумма векторов, умножение вектора на число.
Угол между векторами. Скалярное произведение.
Формула расстояния между точками. Уравнение сферы.
Решение задач с помощью векторов и координат.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Элементы комбинаторики
Решение задач с применением комбинаторики.
Биномиальное распределение и его свойства
Элементы статистики
Использование таблиц и диаграмм для представления данных.
Решение задач на применение описательных характеристик числовых
наборов: средних, наибольшего и наименьшего значения, размаха, дисперсии
и стандартного отклонения
Элементы статистики
Вычисление частот и вероятностей событий.
Вычисление вероятностей независимых событий. Использование
формулы сложения вероятностей, диаграмм Эйлера, дерева вероятностей,
формулы Бернулли.
3. Тематическое планирование учебного предмета, курса
Раздел
Темы
Кол-во Основные
часов
деятельности
виды Основные
направления
обучающихся (на уровне воспитатель
универсальных
действий)
учебных ной
деятельности
10 класс
Алгебра
18
Действия с дробями
1
Действия
со
степенями
Проценты.
Основные правила
Действия
с
формулами
Числа и их свойства.
Цифровая
запись
числа
Округление
с
недостатком
Округление
с
избытком
Задачи на проценты.
Метод составления
уравнения
Задачи на проценты.
Метод пропорции
Задачи прикладного
содержания.
Совершение покупок
Задачи прикладного
содержания. Оплата
коммунальных
услуг, налогов
Скорость изменения
величин
Определение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
величин по графику
и диаграмме
Выбор варианта из
двух,
трёх
возможных
Выбор варианта из
четырёх возможных
Анализ утверждения
1
1
1
Владеть
базовым 1, 2, 3, 4, 5, 6,
понятийным
аппаратом.
7, 8
Проводить
устные
и
письменные
логические
обоснования при решении
задач на вычисление и
доказательство.
Решать
сложные
задачи
на
вычисление
с
доказательством
способа
решения,
с
анализом
результата, определением
хода решения задачи и
выстраиванием логической
цепочки
рассуждений,
соотнесением
ответа
с
условием задачи.
Читать
графики
и
диаграммы
реальных
зависимостей. Работать с
графиками,
схемами,
таблицами.
Определять
величины
по
графику.
Определять величины по
диаграмме
Определение
оптимального
варианта
Задачи, требующие
неординарного
подхода
Уравнения и неравенства
1
Решение линейных,
квадратных
уравнений
и
уравнений,
приводимых к ним
Решение линейных и
квадратных
неравенств
Рациональные
неравенства. Метод
интервалов
для
решения неравенств
Решение задач на
1
1
9
1
1
2
движение
Решение
задач
на
2
задач
на
2
работу
Решение
Классифицировать
1, 2, 3, 4, 5, 6,
уравнения по типам и
7, 8
методам
их
решения.
Понимать сферы решения
на
ОДЗ,
решение
с
проверкой и на основе
равносильных
преобразований.
Определять оптимальный
способ решения.
Уметь
применять
приобретённые
знания,
умения,
навыки,
полученные при изучении
курса математики, для
решения
неравенств
в
формате ЕГЭ. Сравнивать
различные
способы
решения
и
выбирать
оптимальный
смеси и сплавы
Функции
3
Функция. Графики
элементарных
функций
Свойства функции.
Чтение
графиков
функций
Преобразование
графиков функций
Геометрия
Решение задач
использованием
теорем
треугольниках,
1
1
1
4
с
о
1
Владеть
понятиями:
функция,
аргумент
и
значение функции, область
определения и множество
значений функции, график
функции, нули функции,
промежутки
знакопостоянства,
возрастание и убывание на
числовом
промежутке,
наибольшее и наименьшее
значение
функции
на
числовом
промежутке;
уметь
применять
эти
понятия при решении задач,
выполнять
различные
преобразования графиков
функций
Формулировать
определения,
доказывать
свойства планиметрических
фигур,
анализировать
формулировки определений
1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8
1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8
соотношений
в
прямоугольных
треугольниках,
фактов связанных с
четырёхугольниками
Решение задач с
использованием
фактов, связанных с
окружностями
Решение задач на
измерения
на
плоскости,
вычисления длин и
плоскостей
Практические
и
прикладные задачи
по планиметрии в
ЕГЭ
Итого
1
1
1
и
теорем.
Применять
методы решения задач на
вычисления
и
доказательства.
Решать
сложные
задачи
на
построение, доказательство
и вычисление с анализом
условия
задачи,
определением
хода
решения задачи. Приводить
примеры
реальных
объектов, характеристики
которых
описываются.
Исходя из условий задачи
составлять
числовые
выражения, уравнения и
находить значение искомых
величин
34
11 класс
Алгебра
4
Степень
с
действительным
показателем,
свойства
степени.
Преобразование
степенных
выражений
Преобразование
показательных
выражений
Логарифм, свойства
логарифма.
Преобразование
логарифмических
выражений
Преобразование
числовых
и
буквенных
тригонометрических
выражений
Уравнения и неравенства
1
Иррациональные
уравнения
Простейшие
показательные
уравнения
неравенства
1
1
1
6
1
1
и
Применять
основные 1, 2, 3, 4, 5, 6,
свойства для степенной,
7, 8
показательной,
логарифмической
и
тригонометрических
функций
для
преобразования выражений
Классифицировать
1, 2, 3, 4, 5, 6,
уравнения по типам и
7, 8
методам
их
решения.
Понимать сферы решения
на
ОДЗ,
решение
с
проверкой и на основе
равносильных
Логарифмические
уравнения
и
неравенства
Решение
тригонометрических
уравнений
Решение
комбинированных
уравнений.
Отбор
корней
Функции
Начала
1
1
2
4
Степенная функция,
её
свойства
и
график.
Преобразования
графика функции
Показательная
функция, её свойства
и
график.
Преобразования
графика функции
Логарифмическая
функция, её свойства
и
график.
Преобразования
графика функции
Тригонометрические
функции,
их
графики.
Преобразования
графиков функций
1
математического
8
Производная
функции в точке.
Геометрический
смысл производной
Физический смысл
производной,
нахождение
скорости процесса,
заданного формулой
или графиком
Касательная
к
графику функции
Связь
между
1
1
преобразований.
Определять оптимальный
способ решения.
Уметь
применять
приобретённые
знания,
умения,
навыки,
полученные при изучении
курса математики, для
решения
неравенств
в
формате ЕГЭ. Сравнивать
различные
способы
решения
и
выбирать
оптимальный
Владеть
понятиями 1, 2, 3, 4, 5, 6,
степенная, показательная,
7, 8
логарифмическая,
тригонометрические
функции, уметь применять
свойства
данных
элементарных функций при
преобразовании графиков
1
1
анализа
1
1
1
Владеть
понятиями 1, 2, 3, 4, 5, 6,
производная функции в
7, 8
точке,
производная
функции;
вычислять
производные элементарных
функций и их комбинаций;
исследовать функции на
монотонность
и
экстремумы.
Владеть
понятием касательная к
графику функции и уметь
применять его при решении
задач.
Решать оптимизационные
задачи
с
помощью
производной
графиком функции и
графиком
её
производной
Исследование
элементарных
функций на точки
экстремума
с
помощью
производной
Исследование
элементарных
функций
на
наибольшее
и
наименьшее
значение с помощью
производной
Применение
производной
для
нахождения
наилучшего решения
в
прикладных
задачах
Применение
производной
для
нахождения
наилучшего решения
в
социальноэкономических
задачах
Геометрия
Прямые и плоскости
в пространстве: угол
между прямой и
плоскостью,
угол
между плоскостями
Угол и расстояние
между
скрещивающимися
прямыми
Многогранники.
Сечения
многогранников
Вычисление
площадей
поверхности
многогранников, тел
вращения
Вычисление объёмов
многогранников, тел
вращения
Комбинации
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
Уметь
применять 1, 2, 3, 4, 5, 6,
приобретённые
знания,
7, 8
умения,
навыки,
полученные при изучении
курса
математики,
к
решению
заданий
из
стереометрии в формате
ЕГЭ
многогранников
и
тел вращения
Элементы
комбинаторики,
статистики
и
3
теории
вероятностей
Частота
элементарных
событий. Задачи на
определение
вероятности
наступления
события
Вероятность
произведения
и
суммы
событий.
Решение задач по
формуле
полной
вероятности
Использование
комбинированных
методов
решения
задач
Заключительное повторение.
1
Знать типы и алгоритмы 1, 2, 3, 4, 5, 6,
решения комбинаторных и
7, 8
вероятностных
задач.
Использовать полученные
знания на практике
1
1
3
Решение вариантов ЕГЭ
Решение
вариантов
3
ЕГЭ
Итого
34
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1заседания МО
учителей естественно-математического цикла
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________
Андреева С. М.
МБОУ «СОШ № 31 Белоглинского района»
«_31_»____августа____2021 года
_________ /Фирсакова В. Н./
«__31»__августа___2021 года