УТВЕРЖДЕНО решение педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2021 г. ______________ /Панова О. А/ 1. Планируемые результаты. ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Гражданское воспитание: Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей — приобретение эстетического опыта; — Целостное восприятие окружающего мира. 4. Приобщение детей к культурному наследию — стремление к самовыражению в разных видах деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; 5. Популяризация научных знаний среди детей - содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; - создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 8. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. 3. Тематическое планирование 1 класс № п/п 1 Тема Основные направления воспитательн ой деятельности ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч) Называть числа в порядке их Учебник математики. Роль 5 1,2,4,8 следования при счёте. математики в жизни людей и Отсчитывать из множества общества. предметов заданное Счёт предметов (с использованием количество (8—10 отдельных количественных и порядковых предметов). Сравнивать две группы числительных). Сравнение групп предметов: объединяя предметов. предметы в пары и опираясь Отношения «столько же», на сравнение чисел в порядке «больше», «меньше», «больше их следования при счёте; (меньше) на … делать вывод, в каких 2. Пространственные представления 3 Проверочная работа 4 Кол – во часов и временные 2 1 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0 1. Нумерация (28 ч) Цифры и числа 1—5 Воспроизводить Образование, обозначение, последовательность названия, последовательность чисел от 1 до 10 как в чисел. прямом, так и в обратном Чтение, запись и сравнение чисел. порядке, начиная с Знаки «+», «–», «=». любого числа. Прибавление к числу по одному и Определять место вычитание из числа по одному. каждого числа в этой Состав чисел от 2 до 5 из двух последовательности, а 14 слагаемых. (8 ч) также место числа 0 Длина. Отношения «длиннее», среди изученных чисел. «короче», «одинаковые по длине» Считать различные объекты (предметы, (1 ч) Точка. Кривая линия. Прямая группы предметов, звуки, линия. Отрезок. Луч. Ломаная слова и т.п.) и Писать линия. Многоугольник (3 ч) цифры. Соотносить Знаки «>», «<», «=». цифру и число. Понятия «равенство», Упорядочивать 1,2,5 1,3,4,8 1,2,3,7 5 «неравенство» (2 ч) Цифры и числа 6—9. Число 0. Число 10 Образование, обозначение, названия, последовательность чисел. Свойства нуля. Чтение, запись и сравнение чисел. Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. (6 ч) Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»1. (1 ч) Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины (1 ч) Понятия «увеличить на …, уменьшить на …» (1 ч) Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» (2 ч) Проверочная работа (1 ч) заданные числа. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). 14 Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 Сложение и вычитание (28 ч) 1,3,7 6 Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2 Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Прибавление и вычитание по 1, по 2 (6 ч) Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению (2 ч) Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (1 ч) Повторение пройденного «Что узнали, чему научились» (2 ч) «Странички для любознательных» задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…» Сложение и вычитание вида □ ± 3 1,2,4,8 11 Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2. Прибавлять и вычитать по 2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок. Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры». Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. 17 Объяснять и обосновывать 1,3,4 Сравнение длин отрезков (1 ч) Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач (1 ч). *Текстовая задача с сюжетом, способствующим формированию уважительного отношения к семейным ценностям, к труду². «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: решение задач в измененных условиях; определение закономерностей; логические задачи; задания с продолжением узоров. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (4 ч) Проверочная работа «Проверим себя и свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Резерв (4 ч) Контроль и учет знаний (2 ч) 7 8 9 10 действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия в измененных условиях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия в измененных условиях. Выполнять сложение ми вычитание вида □ ± 3. Прибавлять и вычитать по 3. Дополнять условие задачи одним недостающим данным Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Контролировать и оценивать свою работу ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 Сложение и вычитание (продолжение) (28 ч) Выполнять вычисления вида: Повторение пройденного □± 4. (вычисления вида □ ± 1, 2, 3; 3 Решать задачи на разностное решение текстовых задач (3 ч) сравнение чисел. Сложение и вычитание вида □ ± 4 Применять переместительное свойство сложения для Приемы вычислений для случаев случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 5 вида □ ± 4 (4 ч) 7, □ + 8, □ + 9. Решение задач на разностное Проверять правильность сравнение чисел (1 ч) выполнения сложения, используя Переместительное свойство другой приём сложения, сложения например приём прибавления Переместительное свойство по частям (□ + 5 = □ + 2 + 3). сложения, применение Сравнивать разные способы переместительного свойства сложения, выбирать наиболее сложения для случаев вида □ + 5, □ удобный. 9 Выполнять задания + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9 (4 ч) творческого и поискового Решение текстовых задач (1 ч) характера, применять знания и Повторение пройденного «Что способы действий в узнали. Чему научились» (1 ч) измененных условиях Связь между суммой и слагаемыми (3 ч) Вычитание Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, 5 разность). Использование этих терминов при чтении записей (1 ч) Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – 1,2,4,5,8 1,2,4,8 1,3,7,8 1,2,4 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10 (4 ч) Таблица сложения и соответствующие случаи 2 вычитания — обобщение изученного Единицы массы: килограмм. Определении массы предметов с 1 помощью весов, взвешиванием (1 ч). 1 Единица вместимости: литр (1 ч) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 ч) Проверочная работа «Проверим 2 себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 ч) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 Нумерация (12 ч) Образовывать числа второго Числа от 1 до 20. Названия и десятка из одного десятка и последовательность чисел. нескольких единиц. Образование чисел второго десятка Сравнивать числа в пределах 3 из одного десятка и нескольких 20, опираясь на порядок их единиц. Запись и чтение чисел следования при счёте. Читать и записывать числа второго десятка второго десятка, объясняя, что Единица длины дециметр. обозначает каждая цифра в их 1 Соотношение между дециметром и записи. сантиметром Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в Случаи сложения и вычитания, более крупные и крупные в 2 основанные на знаниях по более мелкие, используя нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 соотношения между ними. Текстовые задачи в два действия. Выполнять вычисления вида 4 План решения задачи. Запись 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10, основываясь на решения знаниях по нумерации. Повторение пройденного «Что 1 Составлять план решения узнали. Чему научились» задачи в два действия. Контроль и учёт знаний 1 Решать задачи в два действия. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 Сложение и вычитание (продолжение) (21 ч) Моделировать приём Табличное сложение Общий приём сложения выполнения действия однозначных чисел с переходом сложение с переходом через десяток: прибавление по через десяток, используя частям (8 + 6 = 8 + 2 + 4). предметы, разрезной Рассмотрение каждого случая в материал, счётные 11 порядке постепенного увеличения палочки, графические второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, схемы. □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + Выполнять сложение 9). Состав чисел второго десятка. чисел с переходом через Таблица сложения (9 ч) десяток в пределах 20. Повторение пройденного «Что Выполнять задания 1,2,5,6 1,2,7 1,2,8 1,2,3,6 1, 2,7,8 1,4,6 1,2,5,6 1,2,7 1,2,8 1,3,7 1,2,5 узнали. Чему научились» (2 ч) Табличное вычитание Общие приёмы вычитания с переходом через десяток: 1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); 2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми (9 ч) 22 Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 ч) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 ч) Итоговое повторение «Что 23 узнали, чему научились в 1 классе» 24 Проверка знаний Всего: 132 часа 10 6 1 творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее 1,3,8 1,2,4,5 1,3,4,8 2 класс 1 2 Числа от 1 до 100. Нумерация. 16 часов 2 Повторение: числа от 1 до 20 Образовывать, называть и записывать Нумерация числа в пределах 100. Числа от 1 до 100. Счет десятками. Сравнивать числа и Образование записи чисел от 20 до записывать результат 100. Поместное значение цифр. сравнения. Однозначные и двузначные числа. Число 100. Замена двузначного Упорядочивать заданные числа. числа суммой разрядных Устанавливать правило, слагаемых. 14 по которому составлена Сложение и вычитание вида 35 + 5, числовая 35 – 30, 35 – 5. (7 часов) последовательность, Единицы длины: миллиметр, метр. продолжать её, или Таблица единиц длины. (3 часа) восстанавливать проЕдиницы стоимости: рубль, пущенные в ней числа. копейка. Соотношения между ними. (1 час) Классифицировать (объединять в группы) «Странички для любознательных» числа по заданному или - задания творческого и поискового 1,2,4,5 1,3,4,8 характера. (1 час) Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (1 час) Проверочная работа. Анализ результатов. (1 час) 3 4 5 6 самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 30. Переводить одни единицы длины в другие. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. применять знания и способы действий в изменённых условиях. Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (20 часов) Составлять и решать задачи, 1, 2,7,8 Числовые выражения, обратные заданной. содержащие действия сложение и Моделировать с помощью вычитание схематических чертежей Составление и решение задач, зависимости между обратных данной, на нахождение величинами в задачах на нахождение неизвестного неизвестного уменьшаемого, на слагаемого, неизвестною нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. (4 часа) вычитаемого. Объяснять ход Время. Единицы времени – час, решения задачи. 10 минута. Соотношение между ними Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки (1 час) в вычислениях при решении Длина ломаной. Периметр задачи. многоугольника. (2 часа) Отмечать изменения в Числовые выражения. Порядок решении задачи при выполнения действий. Скобки в изменении её условия или вопроса. Определять по числовых выражениях. Сравнение часам время с точностью до числовых выражений. (3 часа) Свойства сложения. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» 2 3 3 Контроль и учет знаний 7 8 2 минуты. Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Собирать материал по заданной теме. Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (28 часов) Моделировать и объяснять 20 Устные приёмы сложения и 1,4,6 1,2,5,6 1,2,7 1,2,8 1, 2,7,8 9 10 12 13 ход выполнения устных вычитания чисел в пределах 100 приёмов сложение и Устные приемы сложения и вычитание в пределах 100. вычитания для случаев вида: 36 + Выполнять устно сложение и 2 , 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, вычитание чисел в пределах 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7, 35 – 7 (7 100 (табличные, нумерационные случаи, часов) сложение и вычитание круРешение задач. (3 часа) глых десятков, сложение «Странички для любознательных» двузначного и однозначного - задания творческого и поискового чисел и др.). Сравнивать характера. (1 час) разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Повторение пройденного «Что Записывать решения узнали. Чему научились» (3 часа) составных задач с помощью Выражения с переменной вида: выражения. а+12, b-15, 48-с (2 часа) Вычислять значение Контроль и учет знаний (2 часа) буквенного выражения с одной переменной при Уравнение. (2 часа) заданных значениях буквы, Проверка сложения и вычитания использовать различные Проверка сложения. Проверка приёмы при вычислении вычитания. (3 часа) значения числового Повторение пройденного «Что выражения, в том числе правила о порядке выполнения 8 узнали. Чему научились» (3 часа) действий в выражениях, Проверочная работа «Проверим свойства сложения, прикидку себя и оценим свои достижения». результата. Анализ результатов. (1 час) Решать уравнения вида: Контроль и учет знаний (1 час) 12+х=12, 25—л:=20, х- 2 = 8, Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (23 часа) Решать текстовые задачи Письменные приемы сложения и арифметическим вычитания двузначных чисел без способом. перехода через десяток Сложение и вычитание вида: 45 + Выполнять задания 12 23, 57 – 26 творческого и Угол. Виды углов. Прямоугольник. поискового характера, Свойство противоположных сторон применять знания и многоугольника. Квадрат. способы действий в измененных условиях. Письменные приемы сложения и Выбирать заготовки в вычитания двузначных чисел с форме квадрата. переходом через десяток Решение Составлять план текстовых задач работы. Работать в паре: Сложение и вычитание вида: 37 + 11 обмениваться собранной 48, 50-24 информацией, оценивать «Странички для любознательных» работу друг друга, Повторение пройденного «Что помогать друг другу узнали. Чему научились» устранять недочёты. Числа от 1 до 100 Умножение и деление (17 часов) Моделировать действие Конкретный смысл действия умножение и деление с умножение 9 Умножение. Конкретный смыл использованием преддействия умножения. Связь метов, схематических умножения со сложением. Знак рисунков, схематических 1,4,6 1,2,6 1,2,5 1, 2,7,8 действия умножения. Название компонентов и результата умножения. Приёмы умножения 1 и 0. Переместительное свойство умножения. (6 часов) Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение (2 часа) Периметр прямоугольника. (1 час) Конкретный смысл действия деления «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное 14 свойство умножения при вычислениях, решать текстовые задачи на 8 умножение. Вычислять периметр прямоугольника. Решать текстовые задачи на деление Числа от 1 до 100 Умножение и деление. Табличное умножение и деление (21 час) Использовать связь между 15 Связь между компонентами и компонентами и результатом результатом умножения. (7 часов) умножения для выполнения Прием деления, основанный на деления. Умножать и делить связи между компонентами и на К). результатом умножения. Решать задачи с величинами: Прием умножения и деления на 10. цена, количество, стоимость. (3 часа) Решать задачи на Задачи с величинами: «цена», нахождение третьего «количество», «стоимость». слагаемого. Задачи на нахождение неизвестного Оценивать результаты третьего слагаемого. (3 часа) освоения темы, проявлять Проверочная работа «Проверим личностную себя и оценим свои достижения». заинтересованность в Анализ результатов. (1 час) приобретении и расширении Табличное умножение и деление знаний и способов действий. (14 часов) Выполнять умножение и Умножение числа 2 и на 2. Деление деление с числами 2 и 3. на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3. (10 часов) Выполнять задания «Странички для любознательных» творческого и поискового характера, применять знания - задания творческого и поискового и способы действий в характера. (1 час) изменённых условиях. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (2 часа) Проверочная работа «Проверим Оценивать результаты себя и оценим свои достижения». освоения темы, проявлять Анализ результатов. (1 час) личностную 16 10 Итоговое повторение «Что заинтересованность в узнали, чему научились во 2 приобретении и расширении знаний и способов действий классе» 17 1 Проверка знаний Всего: 136 часов 1,4,6 1,2,4 1,2,4,5 1,3,4 3 класс 1 2 3 Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (8 часов) 8 Выполнять сложение и Повторение изученного Устные и письменные приемы вычитание чисел в сложения и вычитания. (2 часа) пределах 100. Решать Решение уравнений с неизвестным уравнения на слагаемым на основе взаимосвязи нахождение на основе взаимосвязи чисел при неизвестного сложении. Решение уравнений с слагаемого, неизвестным уменьшаемым, с неизвестного неизвестным вычитаемым на уменьшаемого, взаимосвязи чисел при вычитании неизвестного вычитаемого на основе (3 часа) Обозначение геометрических знаний о взаимосвязи фигур буквами. (1 час) чисел при сложении, при «Странички для любознательных» вычитании. — представление информации в Обозначать табличной форме. (1 час) геометрические фигуры Повторение изученного «Что буквами. узнали. Чему научились» (1 час) Выполнять задания творческого и поискового характера Табличное умножение деление (продолжение) (28 часов). 5 Применять правила о Повторение Связь умножения и деления. порядке выполнения Таблицы умножения и деления с действий в числовых числами 2 и 3. Четные и нечетные выражениях со числа. Зависимости между скобками и без скобок величинами «цена», «количество», при вычислениях «стоимость». (3 часа) значений числовых Порядок выполнения действий в выражений. числовых выражениях со скобками Вычислять значения и без скобок (2 часа) числовых выражений в два-три действия со 11 Зависимость между скобками и без скобок. пропорциональными Использовать величинами математическую Зависимости между терминологию при пропорциональными величинами: чтении и записи масса одного предмета, количество числовых выражений. предметов, масса всех предметов; Анализировать текстовую расход ткани на один предмет, задачу и выполнять краткую количество предметов, расход запись задачи разными ткани на все предметы (3 часа) способами, в том числе в Текстовые задачи на увеличение табличной форме. (уменьшение) числа в несколько Решать задачи раз, на кратное сравнение чисел (3 арифметическими часа) способами. Объяснять Задачи на нахождение четвертого выбор действий для пропорционального (2 часа) 1,2,3,8 1,2,4,5 1,2,4 4 5 6 «Странички для любознательных» решения. — представление информации в Сравнивать задачи на табличной форме. (1 час) увеличение Повторение изученного «Что (уменьшение) числа на узнали. Чему научились» (1 час) несколько единиц и на Проверочная работа «Проверим увеличение себя и оценим свои достижения» (уменьшение) числа в (тестовая форма). Анализ несколько раз, результатов (1 час) приводить объяснения. Составлять план 12 Таблицы умножения и деления с решения задачи. числами 4, 5, 6, 7. Таблица Действовать по Пифагора (12 часов) предложенному и Таблицы умножения и деления с самостоятельно числами 4, 5, 6, 7. (8 часов) составленному плану. «Странички для любознательных» Пояснять ход решения — задания творческого и задачи. поискового характера. (1 час) Проект: «Математические сказки» Повторение изученного «Что узнали. Чему научились» (2 часа) Контроль и учет знаний (1 час) Числа от 1 до 100 Табличное умножение и деление (продолжение) (28 часов) 17 Воспроизводить по Таблицы умножения и деления с памяти таблицу числами 8 и 9. Таблицы умножения и деления с умножения и числами 8 и 9. Сводная таблица (4 соответствующие случаи деления. Применять ч) Площадь. Способы сравнения знания таблицы фигур по площади. Единицы умножения при площади: квадратный сантиметр, выполнении квадратный дециметр, квадратный вычислений. метр. Площадь прямоугольника (6 Сравнивать геометрические фигуры ч) Умножение на 1. Умножение на 0. по площади. Вычислять Деление вида а : а, 0 : а. (2 часа) площадь Текстовые задачи в три действия (3 прямоугольника разными способами. часа) Составление плана действий и Умножать числа на 1 и определение наиболее на 0. Выполнять эффективных способов решения деление 0 на число, не задач. Круг. Окружность (центр, равное 0. радиус, диаметр). Вычерчивание Анализировать задачи, окружности при помощи циркуля устанавливать (2 часа) зависимости между ве11 Доли личинами. Составлять Доли (половина, треть, четверть, план решения задачи, десятая, сотая). Образование и решать текстовые сравнение долей. Задачи на задачи разных видов. нахождение доли числа и числа по его доле (2 часа) Чертить окружность 1,3,5,8 1,2,4,5 1,3,4,8 Единицы времени: год, месяц, сутки (2 часа) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера. (3 часа) Повторение изученного «Что узнали. Чему научились» (2 часа) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 час) Контроль и учет знаний (1 час) 7 8 9 (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации . Числа от 1 до 100 Внетабличное умножение и деление (28 часов) 6 Выполнять внетабличное Приёмы умножения для случаев умножение и деление в вида 2 3 ∙ 4 , 4 ∙ 2 3 Умножение суммы на число. Прием пределах 100 разными умножения и деления для случаев способами. вида 20 ·3, 3·20, 60:3, 80 : 20. Использовать правила умножения суммы на 9 Приёмы деления для случаев число при выполнении вида 78 : 2, 69 : 3 внетабличного Деление суммы на число. Связь умножения и правила между числами при делении. деления суммы на число Проверка деления. (4 часа) при выполнении Прием деления для случаев вида 87 деления. : 29, 66 : 22. Проверка умножения Сравнивать разные делением. (3 часа) способы вычислений, Выражения с двумя переменными выбирать наиболее при заданном значении букв (1 час) удобный. Решение уравнений на основе связи Использовать разные между компонентами и способы для проверки результатами умножения и деления выполненных действий (2 часа) умножение и деление. 13 Деление с остатком Вычислять значения Приемы нахождения частного и выражений с двумя остатка. Проверка деления с переменными при остатком (3 часа) заданных значениях Решпние задач на нахождение входящих в них букв, четвертого пропорционального (1 используя правила о час) порядке выполнения «Странички для любознательных» действий в числовых — задания творческого и выражениях, свойства поискового характера. (3 часа) сложения, прикидку Проект: «Задачи – расчеты» результата. Повторение изученного «Что Решать уравнения на узнали. Чему научились» (3 часа) нахождение неизвестного Проверочная работа «Проверим множителя, неизвестного себя и оценим свои достижения» делимого, неизвестного (тестовая форма). Анализ делителя. результатов (1 час) Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов) 1,2,4 1,2,4,5 1,3,4 10 11 Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 ООО Сложение и вычитание (11 часов) 11 Выполнять устно Приемы устного сложения и вычисления в случаях, вычитания в пределах 1000. (3 сводимых к действиям в часа) Приемы устных вычислений, в пределах 100, используя случаях, водимых к действиям в различные приёмы пределах 100 (900+20, 500-80, устных вычислений. 120·7, 300:6 и др.) (3 часа). Сравнивать разные способы вычислении, Алгоритмы письменного выбирать удобный. сложения и вычитания в Применять алгоритмы пределах 1000. (7 часов) Приемы письменных вычислений: письменного сложения и алгоритм письменного вычитания, вычитания чисел и лгоритм письменного сложения (3 выполнять эти действия с числами в пределах 1 часа) Виды треугольников: 000. Контролировать разносторонни, равнобедренный, пошагово правильность равносторонний. (1 час) применения алгоритмов «Странички для любознательных» арифметических — задания творческого и действий при поискового характера. (1 час) письменных Повторение изученного «Что вычислениях. узнали. Чему научились» (1 час) Использовать Взаимная проверка знаний: различные приёмы «Помогаем друг другу сделать шаг проверки правильности к успеху» Работа в паре по тесту вычислений. «Верно? Неверно?» (1 час) Умножение и деление (15 часов) Нумерация Устная и письменная нумерация в пределах 1000. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз. Замена числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе (9 часов) Единицы массы – килограмм, грамм. (1 час) «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера. (1 час) Повторение изученного «Что узнали. Чему научились» (2 часа) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 час) 13 1,5,7 1,2,6 Приемы устных вычислений (4 часа) Приёмы устного умножения и деления. (3 часа) Виды треугольников по видам углов: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный (1 час) Приемы письменного умножения и деления на однозначное число (8 часов) Приём письменного умножения на однозначное число. (3 часа) Приём письменного деления на однозначное число. (3 часа) Знакомство с калькулятором. (1 час) Повторение изученного «Что узнали. Чему научились» (1 час) 13 Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» 14 Проверка знаний Всего: 136 часов 12 15 Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. 1,2,4,5 5 1,3,4,8 1 1,2,4 4 класс 1 2 3 4 Числа от 1 до 1000 Повторение (12 часов) 10 Повторение Читать и строить Нумерация (1 час) столбчатые диаграммы Четыре арифметических действия Работать в паре. Находить и исправлять (9 часа) неверные высказывания. Знакомство со столбчатыми 2 Излагать и отстаивать диаграммами. Чтение и своё мнение, составление столбчатых диаграмм аргументировать свою (1 час) точку зрения, оценивать Повторение пройденного «Что точку зрения товарища, узнали. Чему научились» (1 час) обсуждать высказанные мнения. Числа, которые больше 1000 Нумерация (20 часов) 11 Считать предметы Нумерация Новая счётная единица – тысяча. десятками, сотнями, Класс единиц и класс тысяч. тысячами. Чтение и запись многозначных Читать и записывать чисел. любые числа в пределах миллиона. Представление многозначных 9 Заменять чисел в виде суммы разрядных многозначные числа слагаемых. Сравнение 1,2,3 1,2,,6,7 1,2,4 1,3,5 многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1000 раз. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов, класс миллиардов. 5 6 7 суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе общего количества единиц любого разряда. Определять и называть в числе общего количества единиц любого разряда. Величины (14 часов) Величины Единица длины 14 Переводить одни километр. Таблица единиц длины. единицы длины в другие: мелкие в более (2 часа) Единицы площади: квадратный крупные и крупные в километр, квадратный миллиметр. более мелкие, используя Таблица единиц площади. соотношения между Определение площади с помощью ними. палетки (4 часа) Измерять и Масса. Единицы массы: центнер, сравнивать длины, тонна. Таблица единиц массы. (3 упорядочивать их значения. часа) Повторение пройденного «Что Сравнивать значения узнали. Чему научились» (3 часа) площадей фигур. Числа, которые дольше 1000 Сложение и вычитание (11 часов) 11 Выполнять письменное Устные и письменные приемы сложение и вычитание сложения и вычитания многозначных чисел, многозначных чисел Алгоритм письменного сложения и опираясь на знание вычитания многозначных чисел (3 алгоритмов их выполнения; сложение и часа) Сложение и вычитание значений вычитание величин. величин (2 часа) Осуществлять Решение задач на увеличение пошаговый контроль (уменьшение) числа на несколько правильности единиц, выраженных в косвенной выполнения форме (2 часа) арифметических «Странички для любознательных» действий (сложение, — задания творческого и вычитание). поискового характера. (1 час) Выполнять сложение и Повторение изученного «Что вычитание значений узнали. Чему научились» (2 часа) величин. Проверочная работа «Проверим Моделировать себя и оценим свои достижения» зависимости между (тестовая форма). Анализ величинами в текстовых результатов (1 час) задачах и решать их.. Умножение и деление (17 часов) 17 Выполнять умножение Алгоритм письменного и деление многозначных умножения и деления чисел на однозначное. многозначного числа на однозначное (11 часа) Осуществлять Алгоритм письменного умножения пошаговый контроль 1,2,4 1,2,4,5 1,3,4,7,8 многозначного числа на однозначное (3 часа) Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное (3 часа) Решение текстовых задач (2 часа) Повторение изученного «Что узнали. Чему научились» (2 часа) Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 час) 8 9 10 правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материала, Числа, которые больше 1000 Умножение и деление (продолжение) (40 часов) 4 Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние Моделировать Скорость. Время. Расстояние. взаимосвязи между Единицы скорости. Взаимосвязь величинами: скорость, между скоростью, временем и время, расстояние. расстоянием. Решение задач с Переводить одни единицы величинами: скорость, время, скорости в другие. Решать расстояние. (4 часа) задачи с величинами: 12 Умножение числа на скорость, время, произведение расстояние. Умножение числа на произведение. Применять свойство умножения числа на Устные приёмы умножения вида произведение в устных и 18·20, 25·12. Письменные приемы письменных вычислениях. умножения на числа, Выполнять устное и оканчивающиеся нулями. (7 часов) письменное умножение на «Странички для любознательных» числа, оканчивающиеся — задания творческого и нулями, объяснять поискового характера. (2 часа) используемые приемы. Повторение изученного «Что Выполнять задания узнали. Чему научились» (2 часа) творческого и поискового Взаимная проверка знаний: характера, применять знания и способы «Помогаем друг другу сделать шаг действий в измененных к успеху» Работа в паре по тесту условиях. «Верно? Неверно?» (1 час) Работать в паре. Находить 11 Деление числа на произведение и исправлять неверные Устные приемы деления для высказывания. Излагать и случаев вида 600:200, 5600:800. отстаивать своё мнение, Деление с остатком на 10, 100, аргументировать свою 1000. Письменное деление на точку зрения, оценивать числа, оканчивающиеся нулями. (6 точку зрения товарища. часов) Применять свойство Решение задач на одновременное деления числа на произведение в устных и встречное движение, на письменных вычислениях. одновременное движение в Выполнять устно и противоположных направлениях. (3 письменно деление на часа) 1,2,4 1,2,4,5 1,3,4 числа, оканчивающиеся Проект: «Математика вокруг нас». нулями, объяснять Составление сборника используемые приёмы. математических задач и заданий. Выполнять деление с Повторение изученного «Что остатком на 10, 100, 1000. узнали. Чему научились» (1 час) Составлять план решения. Проверочная работа «Проверим Обнаруживать себя и оценим свои достижения» допущенные ошибки. (тестовая форма). Анализ Собирать и результатов (1 час) систематизировать 11 13 Письменное умножение информацию по разделам. Отбирать, составлять и многозначного числа на решать математические двузначное и задачи и задания трёхзначное число повышенной трудности. Умножение числа на сумму. Сотрудничать со Алгоритм письменного умножения взрослыми и многозначного числа на двузначное сверстниками. и трёхзначное число (10 часов) Составлять план работы. Решение задач на нахождение Анализировать и неизвестного по двум разностям (1 оценивать результаты час) работы. Повторение пройденного «Что Соотносить результат с поставленными целями узнали. Чему научились» (1 час) изучения темы. Контроль и учёт знаний (1 час) Числа, которые больше 1000 Умножение и деление (продолжение) (22 часов) 12 20 Объяснять каждый шаг Письменное деление в алгоритмах многозначного числа на письменного деления двузначное и трёхзначное число Алгоритм письменного деления многозначного числа на многозначного числа на двузначное двузначное и и трёхзначное число (10 часов) трёхзначное число. Проверка умножения делением и Выполнять письменное деления умножением (4 часа) деление многозначного Куб. Пирамида. Шар. числа на двузначное и Расположение и название трёхзначное число, геометрических тел: опираясь на знание Куб, пирамида: вершины, грани, алгоритмов рёбра куба (пирамиды). Развёртка письменного куба. Развёртка пирамиды. выполнения действия Изготовление моделей куба и умножение. пирамиды. (3 часа) Изготовлять модели Повторение пройденного «Что куба и пирамиды из узнали. Чему научились» (3 часа) бумаги с использованием 8 Итоговое повторение разверток. 2 Контроль и учёт знаний Всего: 136 часов 1,4,6 1,2,4,5 1,3,4 1,2,4