Положение о наставничестве в МБОУ СОШ 31

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБОУ СОШ № 31 Протокол № 1
от 31.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ № 31
/
у / Q A. Панова
Приказ №/^01/1 от 01.09.2021 г.

Положение
о наставничестве в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 31
имени С.Н. Потапова Белоглинского района»
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №
273ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». Правовой основой
института наставничества являются настоящее Положение и другие
нормативные акты Министерства образования и науки РФ; Министерства
образования, науки и молодежной политики Краснодарского края,
регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и
молодых специалистов МБОУ СОШ №31.
1.2 Настоящее положение регулирует порядок организации
педагогического наставничества в МБ.ОУ СОШ №31.
1.3 Наставничество - социальный институт, осуществляющий передачу
и ускорение социального опыта, форма преемственности поколений.
Наиболее эффективная
форма
профессиональной
адаптации,
способствующей повышению
профессиональной
компетентности и
закреплению педагогических кадров.
Наставник - опытный педагог (учитель, воспитатель, мастер
трудового
обучения),
обладающий
высокими
профессиональными
знаниями в области методики преподавания и воспитания, готовый к
передаче знаний, умений, навыков и личного опыта.
Молодой специалист - начинающий педагог (учитель, воспитатель,
мастер трудового обучения), не имеющий опыта работы в образовательной
организации, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих педагогических навыков и умений. Он повышает
свою квалификацию в течение 3 лет под непосредственным руководством

наставника по согласованному индивидуальному плану педагогического
сопровождения.
1.4
Наставничество
предусматривает
систематическую
индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого
специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической
деятельности.
1.5 Основными принципами движения наставничества являются
открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
1.6 Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб
основной деятельности участников движения.
2. Цель, виды и задачи наставничества
2.1 Цели наставничества:
- формирование положительного отношения у молодого специалиста к
педагогической профессии;
- оказание всесторонней помощи и поддержки молодому специалисту с
целью его скорейшего вхождения в профессию;
- содействие в профессиональном росте с учетом индивидуальных
наклонностей молодого специалиста и закреплении его в школе;
- создание условий для повышения внешней и внутренней мотивации
молодого специалиста к дальнейшей педагогической деятельности, для
формирования
и развития
его
профессиональной
педагогической
компетентности.
2.2 Виды наставничества:
Наставник-консультант
активный,
опытный
педагог,
профессионально успешный (победитель ПНПО, различных конкурсов
профессионального мастерства), человек, занимающийся общественной
работой. Наставник-консультант создает условия для того, чтобы
подопечный сам понял, что ему надо делать, определил способы, с
помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее
целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы
достижения цели.
Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного
направления, что и молодой учитель, ' способный осуществлять
всестороннюю методическую поддержку.
Функции наставника-предметника и наставника-консультанта могут
выполняться одним или несколькими педагогами образовательной
организации.
%

2

2.3. Задачи наставника-консультанта:
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе;
- объяснять систему поощрения как внешнюю (материальную), так и
внутреннюю (оценка результатов труда, признание со стороны коллег);
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности, важности и
нужности преподавательской деятельности в глазах молодых специалистов;
- содействовать адаптации молодого специалиста к корпоративной культуре,
усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в МБОУ СОШ
№3 1 , сознательному и творческому отношению к выполнению обязанностей
педагога;
- обеспечивать возможность для создания ситуации успеха.
2.4. Задачи наставника-предметника:
- сопровождать подготовку молодого учителя к урокам;
- информировать о системе оценки качества;
- оказывать всестороннюю методическую помощь.
2.5. Функции наставника-предметника:
Социально-психологическая:
- создание благоприятной атмосферы, оказание помощи молодому
специалисту в выстраивании отношений с коллективом, обучающимися
(студентами) и их родителями;
- ознакомление его с традициями коллектива, приобщение к общественной
жизни, вовлечение в мероприятия образовательной организации;
- оказание помощи молодым специалистам в осмыслении и преодолении
трудностей в работе, формировании позитивного отношения к своей
деятельности и укрепление стремления к лучшим результатам;
- оптимизация процесса адаптации молодого специалиста, с опорой на знание
его профессиональных, деловых, нравственных качеств,
особенностей его личности;
- раскрытие творческого потенциала молодого специалиста, привлечение его
к экспериментальной, инновационной деятельности в школе.
2.6. Учебно-дидактическая:
- оказание помощи молодому специалисту в овладении профессией;
- содействие формированию у молодого специалиста умений и навыков
педагогического труда;
- закрепление интереса к обучающемуся (студенту) как к главному объекту
педагогической деятельности;

з

- осуществление руководства приобретением практических навыков
молодым специалистом при:
• формировании молодым специалистом собственной системы работы с
обучающимися (студентами);
• использовании им новых педагогических технологий, разнообразных
форм и методов учебно-воспитательной работы;
• формировании организаторских, управленческих умений у молодого
специалиста;
• осуществлении
индивидуальной работы
с
обучающимися
(студентами) и их родителями;
•

взаимодействие со всеми структурными подразделениями МБОУ СОШ
№31;
• содействие в создании для молодого специалиста необходимых условий
труда для развития его творческих способностей и профессионального
роста.
3. Организационные основы наставничества
3.1.
Назначение
наставника
производится
по
рекомендации
методического совета при согласовании с заместителем директора, в
должностные
обязанности
которого
входят
вопросы
организации
методической деятельности при обоюдном согласии наставника и молодого
специалиста. Наставничество закрепляется приказом директора МБОУ СОШ
№ 31, с указанием срока наставничества (не менее одного года). Приказ о
закреплении наставника издается не позднее двух недель с даты приема на
работу.
3.2. Временные рамки наставничества:
- для молодых специалистов — через 1 месяц после начала работы на 3
года;
- для студентов-стажеров — на 1 год;
- для работающих студентов - через 1 месяц после начала работы на
период до окончания вуза;
- для демобилизованных из рядов вооруженных сил РФ - на 2 года.
3.3
На заседании методического совета выбирают наставника из
наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
- положительный опыт воспитательной и методической работы;
- стабильные результаты в работе;
4

- способность делиться профессиональным опытом;
- стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.
3.4. В качестве коллективного наставника может выступать часть
педагогического коллектива, учителя, имеющие стаж работы в школе не
менее 5-х лет и стремление оказывать помощь и поддержку молодым
учителям.
3.5. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных
педагогов.
3.6. Замена наставника производится приказом руководителя в
случаях:
- на основании личного заявления подшефного или наставника;
- длительного отсутствия наставника по причине болезни, ухода за ребенком,
ухода за нетрудоспособным членом семьи, длительного отпуска сроком до
одного года, командировки, обучения и иным причинам;
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.7. Руководитель поощряет работников, добросовестно исполняющих
функции по наставничеству в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса
Российской Федерации, коллективным договором и Положением об оплате
труда работников МБОУ СОШ №31.
4. Обязанности наставника
4.1. Знать требования законодательства в сфере образования,
нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности
молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2. Находиться в постоянном взаимодействии со всеми структурами
МБОУ СОШ № 31, осуществляющими работу с категорией начинающих
педагогов (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого
учителя, методический совет).
4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении
или применении мер дисциплинарного воздействия.
4.4. Предоставлять план работы с молодым специалистом на год (в
начале учебного года), а также отчет о работе наставника (не реже 1 раза в
год).
4.5. Наставник - предметник обязан:
5

- разработать совместно с
молодым специалистом
план
профессионального становления;
- оказывать всестороннюю методическую помощь;
- сопровождать подготовку молодого учителя к учебным занятиям и
внеклассным мероприятиям;
- проводить анализ тематического и поурочного планирования;
- проводить все виды анализа урока;
- организовать взаимопосещение занятий (наставник - начинающий
педагог - опытные педагоги).
4.6. Наставник - консультант обязан:
- учитывая результаты психологического тестирования, осуществлять
включение в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению
общекультурного и профессионального
кругозора, в т. ч. и на личном примере;
- объяснять систему поощрения как внешнюю (материальную), так и
внутреннюю (оценка результатов труда, признание со стороны коллег);
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной
деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
начинающих педагогов различных уровней (слеты, конференции, форумы и
др •);
- рассмотреть карту профессионального роста начинающего педагога,
оформить рекомендации по участию в профессиональных конкурсах.
5. Права наставника
5.1. Привлекать с согласия курирующего заместителя руководителя
других работников для оказания помощи молодому специалисту.
5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной,
так и в письменной форме.
5.3. Проверять рабочие программы, календарно - тематическое
планирование, а также поурочное планирование молодого специалиста.
6. Обязанности молодого специалиста
6.1.
Изучить Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ
образовании в Российской Федерации", иные федеральные законы и
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность.
6

"Об

6.2. Выполнять план профессионального становления в сроки,
определенные данным локальным актом и приказом руководителя.
6.3. Постоянно работать над повышением профессионального
мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6.5. Повышать свой образовательный и культурный уровень.
6.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и
руководителем методического совета.
7.
Права молодого специалиста
7.1. Вносить на рассмотрение курирующего заместителя директора и
(или) методического совета предложения по совершенствованию работы,
связанной с наставничеством.
7.2. Защищать свои профессиональные честь и достоинство.
7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими
оценку его работы, давать по ним объяснения.
7.4. Изучать деятельность иных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.
7.5. Систематически повышать свой профессиональный уровень.
8.
Руководство совместной работой молодого специалиста и
наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности
возлагается на заместителя руководителя, в должностные обязанности
которого входят вопросы организации методической деятельности.
8.2. Заместитель директора, в должностные обязанности которого входят
вопросы организации методической деятельности, обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогам, объявить
приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого
специалиста и его наставника;
- посещать отдельные занятия, проводимые наставником и молодым
специалистом;
- организовать творческую группу наставников и осуществлять их
обучение современным формам и методам обучения, основам педагогики и

7

психологии, оказывать методическую и практическую помощь в составлении
планов работы с молодыми специалистами;
изучать, обобщать и распространять положительный опыт
наставничества в организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
- вносить предложения о применении мер поощрения наставников.
8.3. Председатель методического совета обязан:
- рассмотреть на заседании методического совета индивидуальный план
работы наставника;
- провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с локальным нормативным актом, регламентирующим
организацию наставничества;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании методического совета отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю руководителя, в
должностные
обязанности
которого
входят
вопросы
организации
методической деятельности.
9. Документы, регламентирующие деятельность наставника
К документам, регламентирующим деятельность наставников,
относятся:
- локальный нормативный
акт, регламентирующий
организацию
наставничества;
- приказ руководителя образовательной организации;
- планы работы методического совета, в функции которого входят
вопросы методического обеспечения и организации наставничества;
- протоколы заседание методического совета, в функции которого входят
вопросы методического обеспечения и организации наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения
работы по наставничеству, в которых рассматривались вопросы
наставничества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».