ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБОУ СОШ № 31 Протокол № 1 от 31.08.2021 г. УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ СОШ № 31 / у / Q A. Панова Приказ №/^01/1 от 01.09.2021 г. Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 31 имени С.Н. Потапова Белоглинского района» 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». Правовой основой института наставничества являются настоящее Положение и другие нормативные акты Министерства образования и науки РФ; Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и молодых специалистов МБОУ СОШ №31. 1.2 Настоящее положение регулирует порядок организации педагогического наставничества в МБ.ОУ СОШ №31. 1.3 Наставничество - социальный институт, осуществляющий передачу и ускорение социального опыта, форма преемственности поколений. Наиболее эффективная форма профессиональной адаптации, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Наставник - опытный педагог (учитель, воспитатель, мастер трудового обучения), обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания и воспитания, готовый к передаче знаний, умений, навыков и личного опыта. Молодой специалист - начинающий педагог (учитель, воспитатель, мастер трудового обучения), не имеющий опыта работы в образовательной организации, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих педагогических навыков и умений. Он повышает свою квалификацию в течение 3 лет под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному плану педагогического сопровождения. 1.4 Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. 1.5 Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. 1.6 Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения. 2. Цель, виды и задачи наставничества 2.1 Цели наставничества: - формирование положительного отношения у молодого специалиста к педагогической профессии; - оказание всесторонней помощи и поддержки молодому специалисту с целью его скорейшего вхождения в профессию; - содействие в профессиональном росте с учетом индивидуальных наклонностей молодого специалиста и закреплении его в школе; - создание условий для повышения внешней и внутренней мотивации молодого специалиста к дальнейшей педагогической деятельности, для формирования и развития его профессиональной педагогической компетентности. 2.2 Виды наставничества: Наставник-консультант активный, опытный педагог, профессионально успешный (победитель ПНПО, различных конкурсов профессионального мастерства), человек, занимающийся общественной работой. Наставник-консультант создает условия для того, чтобы подопечный сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели. Наставник-предметник - опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, ' способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку. Функции наставника-предметника и наставника-консультанта могут выполняться одним или несколькими педагогами образовательной организации. % 2 2.3. Задачи наставника-консультанта: - создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе; - объяснять систему поощрения как внешнюю (материальную), так и внутреннюю (оценка результатов труда, признание со стороны коллег); - содействовать укреплению и повышению уровня престижности, важности и нужности преподавательской деятельности в глазах молодых специалистов; - содействовать адаптации молодого специалиста к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в МБОУ СОШ №3 1 , сознательному и творческому отношению к выполнению обязанностей педагога; - обеспечивать возможность для создания ситуации успеха. 2.4. Задачи наставника-предметника: - сопровождать подготовку молодого учителя к урокам; - информировать о системе оценки качества; - оказывать всестороннюю методическую помощь. 2.5. Функции наставника-предметника: Социально-психологическая: - создание благоприятной атмосферы, оказание помощи молодому специалисту в выстраивании отношений с коллективом, обучающимися (студентами) и их родителями; - ознакомление его с традициями коллектива, приобщение к общественной жизни, вовлечение в мероприятия образовательной организации; - оказание помощи молодым специалистам в осмыслении и преодолении трудностей в работе, формировании позитивного отношения к своей деятельности и укрепление стремления к лучшим результатам; - оптимизация процесса адаптации молодого специалиста, с опорой на знание его профессиональных, деловых, нравственных качеств, особенностей его личности; - раскрытие творческого потенциала молодого специалиста, привлечение его к экспериментальной, инновационной деятельности в школе. 2.6. Учебно-дидактическая: - оказание помощи молодому специалисту в овладении профессией; - содействие формированию у молодого специалиста умений и навыков педагогического труда; - закрепление интереса к обучающемуся (студенту) как к главному объекту педагогической деятельности; з - осуществление руководства приобретением практических навыков молодым специалистом при: • формировании молодым специалистом собственной системы работы с обучающимися (студентами); • использовании им новых педагогических технологий, разнообразных форм и методов учебно-воспитательной работы; • формировании организаторских, управленческих умений у молодого специалиста; • осуществлении индивидуальной работы с обучающимися (студентами) и их родителями; • взаимодействие со всеми структурными подразделениями МБОУ СОШ №31; • содействие в создании для молодого специалиста необходимых условий труда для развития его творческих способностей и профессионального роста. 3. Организационные основы наставничества 3.1. Назначение наставника производится по рекомендации методического совета при согласовании с заместителем директора, в должностные обязанности которого входят вопросы организации методической деятельности при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Наставничество закрепляется приказом директора МБОУ СОШ № 31, с указанием срока наставничества (не менее одного года). Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с даты приема на работу. 3.2. Временные рамки наставничества: - для молодых специалистов — через 1 месяц после начала работы на 3 года; - для студентов-стажеров — на 1 год; - для работающих студентов - через 1 месяц после начала работы на период до окончания вуза; - для демобилизованных из рядов вооруженных сил РФ - на 2 года. 3.3 На заседании методического совета выбирают наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям: - высокий уровень профессиональной подготовки; - развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; - положительный опыт воспитательной и методической работы; - стабильные результаты в работе; 4 - способность делиться профессиональным опытом; - стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.4. В качестве коллективного наставника может выступать часть педагогического коллектива, учителя, имеющие стаж работы в школе не менее 5-х лет и стремление оказывать помощь и поддержку молодым учителям. 3.5. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов. 3.6. Замена наставника производится приказом руководителя в случаях: - на основании личного заявления подшефного или наставника; - длительного отсутствия наставника по причине болезни, ухода за ребенком, ухода за нетрудоспособным членом семьи, длительного отпуска сроком до одного года, командировки, обучения и иным причинам; - увольнения наставника; - перевода на другую работу подшефного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.7. Руководитель поощряет работников, добросовестно исполняющих функции по наставничеству в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором и Положением об оплате труда работников МБОУ СОШ №31. 4. Обязанности наставника 4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности. 4.2. Находиться в постоянном взаимодействии со всеми структурами МБОУ СОШ № 31, осуществляющими работу с категорией начинающих педагогов (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический совет). 4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия. 4.4. Предоставлять план работы с молодым специалистом на год (в начале учебного года), а также отчет о работе наставника (не реже 1 раза в год). 4.5. Наставник - предметник обязан: 5 - разработать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; - оказывать всестороннюю методическую помощь; - сопровождать подготовку молодого учителя к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям; - проводить анализ тематического и поурочного планирования; - проводить все виды анализа урока; - организовать взаимопосещение занятий (наставник - начинающий педагог - опытные педагоги). 4.6. Наставник - консультант обязан: - учитывая результаты психологического тестирования, осуществлять включение в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т. ч. и на личном примере; - объяснять систему поощрения как внешнюю (материальную), так и внутреннюю (оценка результатов труда, признание со стороны коллег); - создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности; - содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для начинающих педагогов различных уровней (слеты, конференции, форумы и др •); - рассмотреть карту профессионального роста начинающего педагога, оформить рекомендации по участию в профессиональных конкурсах. 5. Права наставника 5.1. Привлекать с согласия курирующего заместителя руководителя других работников для оказания помощи молодому специалисту. 5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме. 5.3. Проверять рабочие программы, календарно - тематическое планирование, а также поурочное планирование молодого специалиста. 6. Обязанности молодого специалиста 6.1. Изучить Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ образовании в Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность. 6 "Об 6.2. Выполнять план профессионального становления в сроки, определенные данным локальным актом и приказом руководителя. 6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 6.5. Повышать свой образовательный и культурный уровень. 6.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и руководителем методического совета. 7. Права молодого специалиста 7.1. Вносить на рассмотрение курирующего заместителя директора и (или) методического совета предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 7.2. Защищать свои профессиональные честь и достоинство. 7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7.4. Изучать деятельность иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 7.5. Систематически повышать свой профессиональный уровень. 8. Руководство совместной работой молодого специалиста и наставника 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя руководителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации методической деятельности. 8.2. Заместитель директора, в должностные обязанности которого входят вопросы организации методической деятельности, обязан: - представить назначенного молодого специалиста педагогам, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника; - посещать отдельные занятия, проводимые наставником и молодым специалистом; - организовать творческую группу наставников и осуществлять их обучение современным формам и методам обучения, основам педагогики и 7 психологии, оказывать методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в организации, осуществляющей образовательную деятельность; - вносить предложения о применении мер поощрения наставников. 8.3. Председатель методического совета обязан: - рассмотреть на заседании методического совета индивидуальный план работы наставника; - провести инструктаж наставников и молодых специалистов; - обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с локальным нормативным актом, регламентирующим организацию наставничества; - осуществлять систематический контроль работы наставника; - заслушать и утвердить на заседании методического совета отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю руководителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации методической деятельности. 9. Документы, регламентирующие деятельность наставника К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - локальный нормативный акт, регламентирующий организацию наставничества; - приказ руководителя образовательной организации; - планы работы методического совета, в функции которого входят вопросы методического обеспечения и организации наставничества; - протоколы заседание методического совета, в функции которого входят вопросы методического обеспечения и организации наставничества; - методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству, в которых рассматривались вопросы наставничества.